Технология работы речного транспорта

– несамоходными баржами (методом толкания при расположе­нии буксира сзади снижается сопротивление воды, что понижает стоимость перевозки на 20–25%);

– секционными составами-тяжеловозами (6–8 барж) общей грузоподъемностью до 23 тыс. т;

– групповым методом работы на постоянных грузовых линиях с устойчивым грузопотоком по графику движения, с учетом мощности причалов и работы смежных видов транспорта. График особенно необходим на реках со шлюзовой организацией движения;

– на одном судне можно отправить грузы по одному или нескольким адресам.

Проблемы и тенденции развития речного транспорта: необходимо совершенствование единой системы внутренних путей России, что возможно при строительстве каналов и шлюзов. В XIX в. была построена Мариинская система с 39 шлюзами. В европейской части России существующие каналы общей протяженностью 19 тыс. км образовали единую глубоководную систему, связывающую Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. В ее со­став вошли каналы: Брестско-Пинский протяженностью 2200 км, Волго-Балтийский – 362 км (построен в конце XIX в. и реконструирован для шлюзования болыпетоннажных судов в 1964 г.), Волго-Донской – 106 км (строительство началось при Петре I), Беломорско-Балтийский – 222 км, им. Москвы (1932–1937) – 128 км (И шлюзов, 10 водохранилищ, ресурс пресной воды для Москвы). Эта система осваивает половину грузооборота речного транспорта.

Система внутренних путей имеет оборонное значение: связь юга страны с севером (путь через европейскую водную систему из Одессы в Санкт-Петербург) составляет 8800 км, а по внутренним путям – 4500 км.

Необходимо углубление фарватера для прохода судов большей грузоподъемности и продления сроков навигации; развитие систе­мы судов-ролкеров («Ро-Ро») горизонтальной погрузки, судов типа «река–море», появившихся еще в 1930-е гг. при создании крупных водохранилищ с более сложным ветроволновым режимом; секци­онных судов (они экономичнее большегруза той же грузоподъем­ности при упрощенной системе перегрузки и переформируются в зависимости от грузопотоков); судов-катамаранов (мелкосидящие суда типа «Заря» с осадкой 0,45 м при пассажировместимости 86 человек и скорости 40 км/ч при посадке-высадке на необорудо­ванный берег; запатентованы во всех ведущих странах мира); судов на воздушной подушке и подводных крыльях, развивающих ско­рость до 105 км/ч; ледоколов и судов с усиленными корпусами для полярных условий; лихтеров (в 1969 г. в Финляндии реализован проект лихтерного причала, осуществляющего перегрузку при за­нятости основных причальных линий порта); увеличение грузоподъ­емности судов (себестоимость снижается на 25–30 %); повышение комфортабельности пассажирских судов; создание автоматизиро­ванных комплексов для перегрузочных работ; реконструкция име­ющихся портов (Темрюк, Ейск, Ростов, Азов, Архангельск, Мур­манск и др.); создание судов-доков для перевозки тяжеловесных крупногабаритных грузов и для завоза грузов в места Арктического бассейна, не имеющие перегрузочной техники, и многое другое.

Совершенствование системы «река–море» имеет осо­бое значение для дальнейшего развития речного транспорта, так как позволяет использовать суда после закрытия речной навигации на морских незамерзающих участках, что дает увеличение объемов работ и производительности, сохраняет команду в межсезонье.

Суда типа «река–море» охотно фрахтуются зарубежными фир­мами.

Классификация подвижного состава речного транспорта пред­ставлена на рис. 1.1.

Технология работы речного транспорта - student2.ru

Рисунок 1.1 Классификация подвижного состава речного транспорта

Развитие водного транспорта

Сейчас в России основная доля развития водного транспорта зависит от:

1. Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2017 года, которая определяет основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики.

Рассмотрим их подробнее:

Стратегия

Главным документом, определяющим поступательное движение на ближайшую перспективу, является Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

Основные цели стратегии:

- формирование единого транспортного пространства России;

- обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг;

- интеграция в мировое транспортное пространство;

- реализация транзитного потенциала страны;

- повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Транспортной стратегией заданы цели, задачи, приоритеты, а конкретные мероприятия по развитию транспортной системы определены федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2017 гг.", а по речному транспорту - специальной ее подпрограммой "Внутренний водный транспорт".

Мы должны устранить участки, лимитирующие пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, которая составляет почти половину Большого европейского воднотранспортного кольца.

Нужно отметить, что реализация предыдущей ФЦП "Модернизация транспорта России" уже расшила одно из узких мест - построена вторая нитка Кочетовского гидроузла на реке Дон - российской части южного участка Большого кольца.

Действующей ФЦП "Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2010-2017 гг." предусмотрена ликвидация оставшихся двух узких мест: в северо-западной российской части - строительство второй нитки Нижнесвирского гидроузла и в центральной части - низконапорного гидроузла на Волге в районе Нижнего Новгорода.

В чуть более отдаленной перспективе, с ростом объемов перевозок, возможна реализация проекта по строительству второй нитки Волго-Донского канала. Прорабатывается вопрос о создании для этих целей международного консорциума.

Для открытия внутренних водных путей России для плавания судов под флагами иностранных государств настоятельной необходимостью является развитие портовых мощностей на внутренних водных путях, в том числе и Азово-Донского бассейна, для обеспечения растущего грузооборота, увеличения объемов контейнерных перевозок (84% от общего количества речных портов расположено в европейской части страны). Предусматривается реализация мероприятий по строительству портовых терминалов и объектов инфраструктуры портов Азов и Ростов-на-Дону на принципах государственно-частного партнерства.

Основные ожидаемые результаты от реализации проекта:

- способность обрабатывать в порту Азов все типы судов класса "река-море" без ограничения их грузоподъемности;

- существенный рост объемов перевалки грузов за счет увеличения пропускной способности порта на 6 млн тонн).

В целях повышения уровня безопасности мореплавания, единообразия требований к организации транспортного процесса в устьевых портах Азов и Ростов-на-Дону и соответствующего повышения их конкурентоспособности на международном рынке было принято решение об изменении статуса этих портов.

В них создана необходимая инфраструктура, характерная для международных морских портов, осуществляется контроль за обеспечением безопасности мореплавания и соблюдением международных договоров Российской Федерации в области морского судоходства, контроль иностранных судов в рамках Парижского меморандума, а также российских судов, совершающих международные рейсы.

Наиважнейший вопрос - обеспечение безопасности судоходства. Для этого на внутренних водных путях России идет развитие системы управления движением судов и информационного обеспечения судоходства, автоматических идентификационных систем, электронных навигационных карт.

В рамках реализации ФЦП предусмотрено продолжение работы в первоочередном порядке в период до 2017 года на Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации как стратегически важном и наиболее сложном участке внутренних водных путей.

Необходимо отметить, что и в азиатской части нашей страны имеется большое число крупных рек, обеспечивающих связь между морским арктическим бассейном и внутренними районами страны, и вопросы обеспечения безопасности судоходства и в этом регионе чрезвычайно важны. Судоходство там осуществляется как по самим рекам, так и по трассам Северного морского пути.

Понимая важность при осуществлении смешанных "река-море" перевозок надежной стыковки речной и морской составляющих, мы стремимся максимально гармонизировать "морские" и "речные" системы управления движением судов.

В России создается Единая автоматизированная информационная система "МоРе", которая будет являться сегментом автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК РФ). Система "МоРе" представляет собой интегрированную систему информационного обеспечения, работающую в интересах мониторинга и государственного управления на морском и внутреннем водном транспорте и содействующую обеспечению безопасности мореплавания, судоходства и защите окружающей среды от загрязнения с судов. Создание этой системы позволит не только осуществлять мониторинг судоходства и диспетчерское регулирование в реальном масштабе времени, но и повысить безопасность судоходства, а также экономические показатели использования внутренних водных путей за счет заложенных в систему интеллектуальных элементов планирования.

Ясная перспектива по пропускной способности водных путей и гидротехнических сооружений, их габариты, развитая портовая инфраструктура, создание надежной системы обеспечения безопасности судоходства дает возможность для принятия стратегических решений в области судостроения.

Взятый курс на обновление состава флота, поддержка развития отечественного судостроения уже позволили выпустить серию новых судов смешанного "река-море" плавания типа "Русич".

Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы на 2010-2017 гг." предусматривается строительство 97 единиц транспортного флота (33257,7 млн рублей из внебюджетных источников). В рамках ФЦП будет разработано пять новых типов судов, которые позволят эффективнее использовать различные участки внутренних водных путей России, и не только на направлении река-море, но и по схеме "река-море-река". В настоящее время разрабатываются новые проекты судов "Волгомакс", "Ленамакс".

Суда смешанного "река-море" класса доказали свою эффективность, и, уверен, их наличие сможет создать основу для появления новых логистических систем, способных объединить внутренние водные пути Европы и России, используя транзитный потенциал стран, обеспечить устойчивую связь с внутриконтинентальными регионами.

В условиях интенсификации морских и речных перевозок все более важное значение будет приобретать активизация сотрудничества как в рамках международных организаций, так и между международными организациями с целью сближения и гармонизации стандартов и устранения административных и других барьеров.

В качестве примера успешного взаимодействия государств по созданию унифицированной нормативно-правовой базы для многих стран можно назвать работу ЕЭК ООН в рамках ВОПОГ.

Вот и сегодня мы собрались на площадке Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, и состав участников ярко свидетельствует о поступательном движении к улучшению и углублению взаимодействия.

Активное взаимодействие государств будет способствовать усилению роли внутреннего водного транспорта, переключению части грузопотоков с других видов транспорта, снижению себестоимости перевозок и нагрузки на окружающую среду, удовлетворению спроса на перевозки грузов, которые невозможно перемещать иными видами транспорта, и в конечном итоге позволит быстрее преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса.

Концепция

Предусмотренное настоящей Концепцией развитие внутреннего водного транспорта обеспечит превращение его в устойчиво функционирующую транспортную отрасль. Водные пути, флот, порты, судоходные компании приобретут новое качество. Повысится эффективность их работы и появится возможность реализовать в интересах развития экономики страны преимущества, которыми внутренний водный транспорт обладает по сравнению с другими видами транспорта.

Прогнозируемое развитие спроса на услуги внутреннего водного транспорта будет преимущественно обеспечиваться высокоэффективными и конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке российскими судоходными компаниями. Высокоэффективная и рентабельная деятельность судоходных компаний, портов и иных хозяйствующих субъектов позволит поднять инвестиционный потенциал отрасли и обеспечить за счет этого устойчивый процесс обновления основных фондов.

Совершенствование управления на внутреннем водном транспорте позволит провести разграничение властных полномочий в области правоустанавливающих и правоприменительных функций государства.

Реализация настоящей Концепции позволит:

- обеспечить интеграцию внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций;

- повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях;

- оптимизировать расходы федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;

- повысить эффективность управления федеральной собственностью;

- улучшить качество предоставляемых транспортных услуг.

Одним из основных инструментов реализации настоящей Концепции должны стать региональные целевые программы развития внутреннего водного транспорта.

Положения настоящей Концепции будут использоваться при уточнении перечня программных мероприятий федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России ".

Наши рекомендации