Государственное регулирование ВЭД.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках. Эти меры направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, а также на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.
27. Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
· удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;
· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:
· доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
· недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
· установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
· уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
· недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
· защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
· недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Формы подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации.
В современной международной терминологии ИСО (словарь ИСО/МЭК 17000) под сертификацией понимается: действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В этом определении подчеркивается:
· 1. Действия по сертификации осуществляет независимая от производителя и потребителя третья сторона.
· 2. Оценка соответствия производится данным образом, т.е. существуют система, правила, процедуры и управление деятельностью по сертификации.
· 3. Сертификация распространяется не только на продукцию, но и на процессы, в том числе на процессы управления качеством на предприятии, а также на персонал.
· Заявитель - физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается с заявкой (просьбой) на проведение сертификации.
· В качестве третьей стороны выступают следующие участники сертификации, а именно: органы по сертификации (ОС), центральные и территориальные испытательные лаборатории (центры), специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
· Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. В ФЗ «О техническом регулировании» термин «орган по оценке соответствия» отсутствует. Взамен него предложен сходный по функциям «орган по сертификации». Если орган по сертификации выполняет и функции испытательной лаборатории, то можно использовать термин «сертификационный центр». Для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции или группы услуг созданы центральные органы систем сертификации (ЦОС).
·
·
· Орган по сертификации выполняет следующие функции:
· • на основе договора с заявителем проводит процедуру подтверждения соответствия объектов технического регулирования требованиям НД;
· • выдает сертификаты соответствия или декларации соответствия на объекты, прошедшие подтверждение соответствия, и лицензии на применение знака соответствия;
· • привлекает на договорной основе для проведения испытаний аккредитованные испытательные центры (лаборатории);
· • осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (услугой), если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой сертификации и договором;
· • информирует органы государственного контроля (надзора) о продукции, которая поступила на сертификацию, но не прошла ее, так как не соответствовала обязательным требованиям ТР или национальных стандартов;
· • ведет реестр выданных им сертификатов соответствия и деклараций соответствия;
· • обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения оценки соответствия;
· • устанавливает стоимость работ по оценке соответствия на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ. Испытательная лаборатория (центр) - аккредитованная лаборатория (центр),
· которая проводит испытания и выдает протокол испытаний. Протокол служит основанием для выдачи сертификата. Испытательные лаборатории не имеют права выдавать сертификаты.
28. Таможенная экспертиза – это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела.
Объектами таможенной экспертизы являются материализованные источники информации: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а так же их пробы или образцы, отобранные для исследования; объекты контрабанды и дел об административных правонарушениях; различного рода сопровождающие товар документы.
К предмету таможенной экспертизы можно отнести
- определение вида, состояния и назначения объекта таможенного контроля;
-классификация товара согласно ТН ВЭД;
- определение таможенной стоимости товаров;
- оценка рыночной стоимости товаров, исходя из их качественных показателей (марки, сорта, вида и т.д.);
- идентификация подлинности таможенных печатей;
- определение химического состава и физической структуры товаров;
Задачи таможенной экспертизы товаров:
- Установление качества товаров; - Установление правильности взимания таможенных пошлин; - Установление соответствия товаров нормам безопасности; - Исследования количественного и качественного состава товаров, на предмет идентификации и соответствие ТН ВЭД РФ.
виды таможенных экспертиз:
Идентификационная экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным характеристикам и техническому описанию
должна ответить на вопросы:
■ к какому классу или группе однородных товаров относится товар;
■ определить наименование и принадлежность товара к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или запрещен;
■ установить соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.
проводятся для алкогольных и безалкогольных напитков, пищевых продуктов.
Материаловедческая экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов
должна ответить на вопросы:
■ из какого материала изготовлено изделие;
■ каковы физические, химические и механические свойства материала;
■ определить технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала.
Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна ответить на вопросы:
■ определить назначение и потребительские свойства товара;
■ определить свойства в соответствии с нормативно-техническими документами;
■ установить оптовую рыночную стоимость товара.
технологическая (исследует технологию обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции; соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию). Проводится с целью определения возможности помещения товара под таможенный режим переработки на/вне таможенной территории РФ и под таможенным контролем и должна ответить на вопросы:
- определения норм выхода продуктов переработки при переработке определенного вида сырья;
- определения расхода сырья при получении определенного продукта;
- идентификации сырья в продукте переработки;
- является ли процесс переработки непрерывным технологическим процессом;
- определения места происхождения товара;
- установления (уточнения или подтверждения) технологии производства представленного для исследования товара;
- определения полноты использования сырья при производстве определенного товара.
Классификационная экспертиза проводится с целью отнесения товаров к позициям, указанным в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ) и должна ответить на вопросы:
- идентификации представленного для исследования объекта;
- определения таможенного наименования и соответствия определенному коду товара по ТН ВЭД СНГ.
Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.
2. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.
Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.
В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).
3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.
4. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.
В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).
5. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:
1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;
2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;
3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;
Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.
29. Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (п. 27 ст. 4 ТК ТС). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от его имени и по поручению в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации (п. п. 2, 3 ст. 179 ТК ТС). Таможенная декларация – документ, составленный по форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза (п. 24 ст. 4 ТК ТС).
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу резидентства. В ст. 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть российские декларанты будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные его виды - гражданское, банковское, налоговое - остаются национальными. Это положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и на процедуру таможенного транзита.
В зависимости от заявляемых процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации (ст. 180 ТК ТС): декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения законодательства. В зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта эти сведения могут сокращаться решением Комиссии Таможенного союза либо законодательством государств - членов Таможенного союза.
Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации разработан в соответствии со статьей 355 ТК ТС. Декларация составляется в двух экземплярах для целей таможенного декларирования:
– товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождаемом багаже, в случае, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;
– товаров, перемещаемых через границу в несопровождаемом багаже;
– товаров, в отношении которых декларант изъявил желание произвести идентификацию;
– транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.
Декларант указывает о наличии у него товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, установленные законодательством Таможенного союза. При наличии таких товаров подробные сведения о них, а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений, и органе, их выдавшем, указываются в декларации. Декларант также указывает о наличии у него неделимых товаров весом свыше 35 кг и (или) товаров общим весом свыше 50 кг и (или) общей таможенной стоимостью свыше 1500 евро. При наличии таких товаров указываются подробные сведения о них: 1) наименование и отличительные признаки (материал, из которого они изготовлены, цвет, форма, идентификационные номера); 2) реквизиты документов, подтверждающих соблюдение ограничений; 3) вес/количество; 4) стоимость товаров (в валюте государства - члена Таможенного союза, евро или долларах США).
30. В основе его построения — общепризнанные принципы международного права, которые регулируют таможенные правоотношения международного характера и преломляются сквозь специфику таких отношений, приобретая новые свойства и качества (например, принцип наиболее благоприятствуемой нации). международное таможенное право пока не обладает всеми признаками отрасли международного права, хотя активно развивается.
Итак, международное таможенное право — формирующаяся отрасль международного публичного права, нормы и принципы которого направлены на урегулирование международных отношений в области таможенного дела.
Среди наиболее важных, урегулированных институтов международного таможенного права можно назвать: институт временного ввоза, международного таможенного транзита, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, институт таможенных льгот и преференций и др.
Международное таможенное право является частью международной правовой доктрины, как учебная дисциплина изучает общие вопросы правового регулирования в данной сфере, а также конкретные правоотношения таможенного характера с участием государств и международных организаций.
Система учебной дисциплины международного таможенного права подразделяется на Общую и Особенную части255.
В темах Общей части, на наш взгляд, необходимо изучать понятие и предмет, принципы и источники международного таможенного права, понятие и структуру международных таможенных отношений, проблемы их правовой регламентации, статус субъектов, в том числе международных экономических и таможенных организаций, их влияние на развитие международных таможенных отношений.
Особенная часть учебной диспилины должна посвящаться различным этапам международного таможенного процесса (унифицированным правилам таможенного оформления, контроля, таможеннотарифного и нетарифного регулирования, международной регламентации таможенных режимов), сотрудничеству государств по таможенным вопросам в сфере ^образования таможенных союзов, зон приграничной торговли, транзитных зон, проблемам борьбы с правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела.
Взаимосвязь международного таможенного права с другими отраслями очевидна. С международным публичным правом оно соотносится как часть и целое.
Международное право выполняет задачу по сохранению государственного суверенитета, а международное таможенное — только его части — экономического суверенитета. Это «роднит» его и с национальным таможенным правом. Экономический суверенитет — свобода государства в выборе форм и средств сохранения и защиты национальной экономики от какого-либо вмешательства со стороны иностранных государств и их экономической деятельности. Однако международное таможенное право, в отличие ох национального, выполняет функции по охране экономического суверенитета государств в процессе их взаимного общения на международном уровне, а не только посредством обеспечения соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности внутреннего законодательства.
Цель международного таможенного регулирования заключается как в унификации таможенных процедур и формальностей, максимальном их упрощении, так и в обеспечении национальных интересов (экономического суверенитета) на международной арене в сфере таможенного дела.
Принципы международного таможенного права — это основные начала установления партнерских отношений между государствами в сфере таможенного дела; они производны от принципов международного права.
Общепризнанные принципы международного права базируются на положениях Устава ООН и призваны обеспечить поддержание дружественных отношений и сотрудничество государств. К ним причисляются принципы: суверенного равенства государств; невмешательства во внутренние дела; равноправия и самоопределения народов; неприменения силы или угрозы силой; мирного урегулирования споров; нерушимости границ; территориальной целостности государств; уважения прав человека и основных свобод; сотрудничества государств; добросовестного выполнения международных обязательств.
Очевидно, что нормы-принципы можно рассматривать и в качестве источников международного таможенного права, поскольку наряду (одновременно являются источниками) с целями они «образуют ядро
международной правовой системы», являются системообразующим фактором, превращающим отдельные нормы и институты в целостную систему258.