Урок 20. животные живого уголка

II. Изучение нового.

Задания учащимся.

- Внимательно рассмотрите 2 группы животных

- Какое название им можно дать? (Дикие и домашние.)

- Почему вы их так назвали?

- Прочитайте текст на с. 70.

- Рассмотрите рисунки в учебнике, определите диких и домаш­них животных.

- Почему человек ухаживает за домашними животными?

- Расскажите, чем полезны человеку коровы, овцы, куры, пчёлы .

Для учителя.

Достоверно никто не знает, когда были приручены те или ины животные. Единственное что можно сказать: было это в древней­шие времена. После собаки шёл крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи. Эти животные так же, как и вьючные, такие, как верб­люд, як, осёл, были первоначально приручены не в Европе, а, веро ятно, в Центральной Азии.

Значение быка и коровы для древнего человека было так вели­ко, что многие их обожествляли. О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу - молоко, люди узнали около 2800 лет назад.

Корова и сейчас оправдывает своё старинное название - кормилица. Ведь она даёт молоко, а молоко - это и масло, и сливки, и творог, и сметана, и простокваша.

Сколько родственников у нашего петуха среди домашних птиц! Это и индюки, и цесарки, и самые разные породы домашних кур. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты - мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообраз­ных блюд. Кроме того, от них получают перо и пух. Курица-несушка даёт в год 200-220 яиц.

Овца — домашнее животное. Живёт она рядом с человеком уже 3 тысячи лет. Только собака и свинья были приручены раньше.

Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр - брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы и тулупы, шап­ки и воротники. А из кожи изготовляют обувь. Особо ценится ове­чья шерсть. Из неё делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, ша-I почки, рукавички, изготовляют ткани.

Все знают, что мёд берут из пчелиных ульев, где он находится 'в восковых ячейках — сотах. А в ульях мёд делают пчёлы. Сколько может сделать мёда маленькая пчёлка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов мёда! Чтобы собрать с цветков нектар, который превратится в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), по­сетив при этом 19 миллионов цветков. А несколько килограммов, мёда — это уже миллионы километров!

Конечно, одна пчела не сделает такую работу за всю свою жизнь. Она живёт всего 30-35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 км в час, одна пчела за рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

Мёд - это зимняя еда пчёл. Трудятся пчёлы всё лето, да так, что запасов получается гораздо больше, чем требуется: хватает им самим и людям. Люди очень давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. Уже давно пчёлы «приручены» людьми, живут в ульях на пасеках. Это почти домашние животные.

III. Итог урока.

- Каких ещё домашних животных вы знаете?

Расскажите о них.

— Чем образ жизни диких животных отличается от образа жиз­ни домашних животных?

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 26, задание 3.

Урок 19. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Знать: охарактеризовать особенности жизни комнатных расте­ний; объяснить правила ухода за ними; обучить практическим на­выкам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: различные виды комнатных растений, многообразие кактусов, полный набор средств по уходу за расте­ниями.

Ход урока

I. Сведения из истории комнатных растений.

В первом классе дети уже знакомились с разнообразием комнатных растений, особенностями их жизни, потребностями в тепле, свете, влаге. Дети учились правильно ухаживать за растениями. На данном уроке мож­но пополнить знания учащихся сведениями из истории различных видов комнатных растений.

Предлагается материал о кактусах, так как велико разнообразие их видов, разводимых в школах.

КАКТУСЫ

- Кактусы относятся к группе многолетних растений, способ­ных запасать и надолго сохранять в себе воду. На земле существует более 300 видов кактусов. Родина их - Мексика. Древние индейцы считали их священными. Многие кактусы живут по 500 лет и дос­тигают громадных размеров - до 10 м в высоту и несколько метров в толщину. В засушливых местах кактусы утратили испаряющие воду листья. Их функцию принял на себя колючий, сочный, с ма­лой испаряющей поверхностью стебель. Некоторые кактусы влаж­ного леса сплющили свои стебли до голых, листоподобных пласти­нок. В пустынях кактусы единственные хранители влаги и нередко спасают жизнь путешественникам. Колючки же защищают кактусы от крупных животных.

Кактусы бывают очень разные - древовидные, кустарниковые, травовидные. Одни похожи на ежа, другие - на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки в 1 см и великаны в 25 м. Малышки весят несколько граммов, а великаны - тонны. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого лепестка до 14 см.

Для нас кактусы - декоративные комнатные растения. При уходе за ними нужно знать их индивидуальные особенности. Так, летом растения нуждаются в большом количестве воды. Некоторые в жаркий период года приостанавливают свой рост (это заметно по их внешнему виду), и поливать их нужно очень редко. С наступле­нием прохладных дней осени полив постепенно уменьшают. Поли­вать в холодный сезон следует 2-3 раза в месяц, не допуская пол­ного пересыхания. Кактусы, зимующие в тёплых помещениях, по­ливают чаще. Весной кактусы требуют воды значительно больше. Поливать лучше рано утром кипячёной или отстоявшейся водопро­водной водой комнатной температуры. В холодные дни воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растений.

Размножаются кактусы посевом семян и черенкованием - час­тями стеблей или отдельными отростками-детками, которые весной срезают с маточного растения.

III. Итоговая беседа

П. Практическая работа по уходу за комнатными расте­ниями: удаление пыли с листьев, полив, рыхление почвы. Вначале дети читают правила ухода за растениями в учебнике на с. 53. За­тем сами выполняют практическую работу.

- Почему комнатные рас!тения зимой выглядят так же, как и летом?

- Какие правила надо соблюдать, расставляя растения в помещении?

— Какое значение имеют комнатные растения для человека?

Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 28-29.

Ход урока

I. Условия игры.

Класс делится на три команды: 1-я команда — 5 учащихся («семья»); 2-я команда — «сельские» жители; 3-я команда — «городские» жители. Учитель - ведущий.

По условию игры каждая команда (2-я и 3-я) должна убедить 1-ю команду переехать на постоянное местожительство в их населённый пункт (город или село).

Агитировать за переезд в свою местность следует убедительно, ар­гументированно, но без негативных высказываний в адрес «противника».

Учитель начинает игру примерно так: «Эта семья (1-я команда) решила поселиться на новом месте, только они никак не могут ре­шить, где поселиться: в городе или в селе. Убедите их, что ваш го­род (село) - самое лучшее место жительства».

Примерный диалог: «В городе есть многоэтажные дома и в них множество квартир. В квартирах не надо топить печь, есть отопление, газовая плита. Это очень удобно».

«У нас в селе в каждый дом проведён газ, и мы тоже не топим печки. Мы тоже готовим на газовой плите. Зато в селе живёт не так много людей. Все друг друга знают, здороваются, ходят в гости, по­могают соседям. А в городе люди почти незнакомы. В городе много заводов и фабрик, которые загрязняют воздух, а у нас много деревь­ев, дышится легко, красивая река. Мы часто ходим купаться».

«У нас в городе тоже есть река, и мы тоже ходим купаться. У нас много разных автобусов, трамваев, троллейбусов. Можно бы­стро съездить в любой край города. В селе транспорта нет. Прихо­дится ходить пешком. Это долго и утомительно» и т. д.

Учитель постоянно следит за диалогом, его корректностью, убедительностью. Если требуется, задаёт вопросы, направляет диа­лог в нужное русло. «Семья» подсчитывает доводы обеих сторон.

Обсуждают условия жизни, красоту природы, наличие куль­турных заведений, транспорта, экологическую обстановку, то есть всё, что может привлечь и является особенностью городской и сельской жизни.

В итоге «семья» решает, где им хочется поселиться.

Или: учитель, посовещавшись с «семьёй», подводит итог, что жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Но зато на уроке ; услышали много интересного. Теперь можно по-другому взглянуть! на любимый город, любимое село.

Домашнее задание: учебник, с. 98-103; рабочая тетрадь, с. 36.

IV. Итог урока.

- Назовите виды транспорта.

- Для чего человек использует различный транспорт?

Домашнее задание: учебник, с. 116-119; рабочая тетрадь, с. 45, задание 4.

Урок 32. ЗА ПОКУПКАМИ

Цели: объяснить принципы распределения товаров по специа­лизированным магазинам, ознакомить с особенностями труда ра­ботников торговли; учить ориентироваться в многообразии специ­альных магазинов.

Ход урока

I. Введение в тему.

Учитель читает стихотворение.

ЕНОТЫ В МАГАЗИНЕ

В магазин пришли с работы Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Говорит продавец: «Две копейки огурец». «Дайте нам по огурцу». «Заплатите продавцу.

Очень точно. Молодцы. Забирайте огурцы».

Вопросы кучащимся:

- Что покупали еноты?

- В каком магазине они были?

- Почему вы так решили?

- Сколько стоит один огурец?

- Сколько денег заплатили еноты? Почему?

II.Изучение нового.

Беседа.

- Что вы сами покупали в магазине?

- С чем вы приходите в магазин?

- Зачем нужны деньги?

- Откуда вы знаете, сколько стоит товар?

- Вы выбрали товар, решили его купить, что вы делаете дальше?

- Если у вас денег меньше, чем стоит товар?

А если больше?

Можно ли купить молоко в обувном магазине? Почему?

Работа с текстом учебника.

- Выполните задание на с. 120.

- Какие ещё бывают магазины?

- Рассмотрите рисунок магазина на с. 121.

- Как он называется?

- Как расшифровать это название?

- Посмотрите, что можно купить в этом магазине?

- Как распределены различные товары?

- Расскажите подробно, что делают люди на каждом этаже ма­газина.

- Что ещё есть в магазинах, кроме торговых залов?

- Для чего служат подсобные помещения?

III.Игра «Универмаг».

В нашем городе открывается новый универмаг. Полки отде­лов пока пусты. Скоро привезут товары. Какие товары поместят в отделы: «Игрушки», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Хозяйст­венные товары», «Электроприборы», «Канцелярские товары», «Ткани», «Спортивные товары».

IV.Работа по учебнику (с. 122-123).

V.Итог урока.

- Для чего вы ходите в магазин?

- Что даёте продавцу в обмен за товар?

Домашнее задание: учебник, с. 120-123; рабочая тетрадь, с. 47.

Урок 33. КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Цели: рассказать об областях культуры и их значении; обсу­дить вопрос о необходимости получения образования; учить ори­ентироваться в областях культуры.

Оборудование: запись фрагмента симфонического кон­церта; репродукции картин русских художников.

Ход урока

I. Изучение нового.

Работа по учебнику.

-Рассмотрите фотографии на с. 124.

- Что на них изображено?

- Прочитайте название темы урока.

- Подумайте, какие фотографии относятся к области культуры, какие - к области образования.

Беседа.

-Где бывали вы? Расскажите.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- Куда бы вы хотели ходить часто?

- Что было непонятно, неинтересно?

- Как вы думаете, почему? (Мало знаем об этом.)

• Для учителя.

Театр. Театр входит в вашу жизнь ещё до того, как вы впервые переступили порог зрительное) зала. Вы играли сами с собой и са­ми для себя. Стул превращался у вас то в коня, то в самолёт, то в поезд. Играя, вы могли нарисовать себе усы, нарядиться в немыс­лимый костюм, если надо было «изобразить» кого-то. А когда в игре участвовали ваши товарищи, то вы все вместе, сами порой то­го не подозревая, устраивали коллективное действо. Мальчики бы­ли то свободолюбивыми и бесстрашными индейцами, то отважны­ми солдатами. А девочки играли в куклы, в «дочки-матери».

Первые театральные представления зародились ещё в глубокой древности, когда наши далёкие предки - охотники и земледельцы -собирались на игрицда, на празднества, когда устраивали обряде-вые действа.

Один из секретов неувядаемой молодости театра - живое, не­посредственное общение актёров и зрителей. Такого тёплого чело­веческого контакта не заменит никакой другой вид искусства.

Для ребят ставят спектакли специальные театры юных зрите­лей, кукольный театр. Бывайте там как можно чаще, и вы приоб­щитесь к великой традиции, к великому чуду искусства.

Есть ещё и театр музыкальный, а внутри него - опера, балет.

Балет. В России первый балетный спектакль состоялся при дво­ре царя Алексея Михайловича в 1673 году в подмосковном селе Преображенском. В истории русского балета много славных стра­ниц. В 19-м веке он стал образцом для балета всего мира. До сих пор во многих странах восхищаются мастерством артистов русского ба­лета, виртуозностью их техники и одухотворённостью исполнения.

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем», - в этих словах выдающейся балерины Галины Улановой заложен глубокий смысл, отражено упорное стремление к содержательности в нашем балетном искусстве. Эти слова дополняют то чудесное определе­ние, которое дал русскому балету А.С. Пушкин: «... душой испол­ненный полёт».

Опера. Оперные артисты играют роли так же, как и актёры в спектаклях. Только герои оперы выражают свои мысли и чувства в ариях, в пении, а объясняются друг с другом в дуэтах или речита­тивах, словно разговаривают под музыку.

Оперное искусство родилось на рубеже 16-го и 17-го веков -в эпоху Возрождения. Создателями оперы были поэты, музыканты, художники итальянского города Флоренции. В опере они объеди­нили различные роды искусства: поэзию и музыку, драму и живо­пись. С той поры опера быстро распространилась по всей Европе. В 19-м веке оперное искусство достигло наивысшего расцвета.

Замечательные оперы сочинили известные композиторы:
М. И. Глинка, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-
Корсаков, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Учитель вывешивает репродукции, называет фамилии художников и названия картин.

- Рассмотрите эти картины.

- Какая из них произвела на вас большее впечатление?

- Почему вы выделили именно эту картину?

- Какие чувства она вызывает у вас?

- Какие мысли и фантазии?

Если день серый, унылый, вы ждёте, когда ветер разгонит об­лака и с ярко-синего неба брызнут ослепительные лучи. Тогда весь мир кажется таким красочным, полным жизни, движения. Повсюду загораются блики, а тени становятся прозрачными, вобравшими в себя отблески окружающих предметов. Запечатлеть это разнообра­зие красок может живопись. Живопись — живое письмо. Тот, кто в совершенстве им овладел, может изобразить и серый, унылый день так, что каждый увидит: он не такой уж серый, однообразный, а по-своему красив и полон настроения.

Живописец может творить чудеса - показать события далёкого прошлого, явить перед нами былинных богатырей и героев сказок ит. д.

Живописцем может стать только тот, кто умеет хорошо рисо­вать, потому что рисунок - основа любого изображения.

Для живописного произведения мало быть цветным - оно должно правдиво передавать предметы, их пропорции, объёмы. Трепетную игру тени и света. Мерцание воздуха. Движение. И обя­зательно доносить до нас взволнованность, душевный порыв ху­дожника Музыка — это тоже одна из областей культуры.

- Давайте представим, что мы пришли в большой, светлый, на­рядный зал консерватории. Настроение у нас праздничное, торже­ственное. Сейчас начнётся концерт. На сцене сидят музыканты, в руках у них музыкальные инструменты. Это оркестр. Выходит ди­рижёр. Полная тишина. Он взмахнул палочкой - и зазвучала музы­ка. (Учитель включает запись концерта симфонической музыки.)

- Слышите, как стройно и согласно играет оркестр, как искусно каждый из музыкантов ведёт свою мелодию? (Музыка звучит не­сколько минут.)

- Сможет ли каждый из вас так красиво и стройно играть или так уверенно руководить оркестром?

Для этого надо окончить консерваторию. Так в нашей стране называется высшее музыкальное учебное заведение.

- Подумайте, что необходимо каждому человеку, прежде чем он получит любую профессию?

- Если затрудняетесь ответить, прочтите ещё раз название на­шей темы. (Образование.)

- В каком учреждении каждый человек получает начало обра­зования? (В школе.)

- Что такое школа в вашем представлении?

Судя по археологическим раскопкам, первые школы появились в странах Древнего Востока. Школы возникали при храмах - для обучения будущих священнослужителей, при дворцах - для детей знатных и богатых людей. Но тогда ещё не было привычных сейчас учебного года, каникул, парт, звонков с урока или на урок. Занятия лига в саду, не было каких-то правил, в каком возрасте начинать учёбу и сколько лет учиться. И лишь более 330 лет назад труден чешского педагога Яна Амоса Коменского в школе появившись классы и специально отведённое для занятий время — урок.

- Прочитайте рассказ на с. 123.

П. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 124-127; рабочая тетрадь, с. 49, задание 4

Урок 35. В ГОСТИ К ЗИМЕ

Цели: расширить знания о зимних изменениях в неживой при­роде, об изменениях, которые произойти в жизни растений и жи­вотных с приходом зимы; объяснить такие явления природы, как образование снежинок, появление узоров на стекле; развивать во­ображение и фантазию.

Оборудование: зимние пейзажи русских художников.

Ход урока

I. Введение в тему.

- Отгадайте загадки и определите тему сегодняшнего разговора.

Старик — шутник:

На улице стоять не велит,

За нос домой тянет. (Мороз.)

Вырос лес - белый весь, Пешком в него не войти, На коне не въехать. (Узор на стекле.)

На всех садится,никого не боится. (Снежинка.)

Всю зиму смирно лежит, а весной убежит. (Снег.)

Сегодня разговор пойдёт о зиме, о зимних изменениях в природе.

П. Беседа по картинам художников.

Учитель вывешивает репродукции картин, знакомит с их названиями, называет фамилии художников.

- Обратите внимание на то, какой цвет преобладает в каждой картине. Объясните, почему.

- Какие краски используют художники, чтобы изобразить небо?

- Яркий цвет неба, чувство солнца в картине говорят нам о мо­розном дне, хрустящем снежке, о хорошем настроении.

Тяжёлые мрачные тучи создают настроение тревожного ожи­дания: ожидания метели, вьюги или просто густого снегопада.

- Какие ещё особенности зимней природы запечатлели худож­ники?

III. Зимние явления природы.

Вопросы кучащимся.

—Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад.)

- Почему снегопад не бывает в другие времена года? (Зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превра­щаясь в снежинки.)

- Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

- Расскажите, что вы знаете о снежинках.

• Для учителя.

Снежинка — одно из самых прекрасных созданий природы. Нам бы пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, срав­нимую по красоте с формой снежинки. В снегопад миллионы сне­жинок падают на землю, и среди них нет двух одинаковых.

При замерзании кристаллики воды настолько малы, что их не видно. При образовании снега эти кристаллики перемещаются воз­душными потоками в атмосфере вверх и вниз. Во время таких пе­ремещений они группируются вокруг мельчайших частичек пыли или капелек воды. Эта группа становится большой, тяжёлой и па­дает на землю. Мы называем её «снежинкой». Некоторые снежинки достигают трёх сантиметров в диаметре. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.

Беседа.

-Интересное явление природы - узоры на оконном стекле. Ка­кие узоры вы видели?

- Подумайте, как объяснить это явление.

(Дети, живущие в районах с настоящей холодной зимой, лю­бят рассматривать иней на окнах. Некоторые изображения очень красивы, похожи на сложные рисунки на деревьях и листьях.)

- Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? (Иней образуется из маленьких кристалликов замёрзшей воды. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают Деду Морозу создавать красивые узоры на окнах.)

IV. Устный видеофильм «Зимние картинки».

(По стихотворению Г. Ладонщикова «Зимние картинки».) —А как живут зимой дикие животные?

Учитель предлагает детям создать устный видеофильм по стихотво­рению о лесных животных зимой. Каждое четверостишье — это эпизод фильма. Каждый эпизод сопровождается комментарием об особенностях жизни животного зимой.

Эпизод 1:Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

Комментарий. Зимний вечер, небо затянуто низкими серыми тучами, но в них появляются пробелы, в которые просматривается темнеющий небосвод, загораются звёзды. Людей на улице мало, все торопятся домой, прикрывая лицо от крепчающего мороза. Под ногами скрипит снег. Дворы пустеют. Деревья стоят покрытые
инеем. Снежная баба остаётся во дворе в одиночестве. Её нос —
морковка — слегка белеет от мороза.

Эпизод 2: Под берёзой на пригорке

Старый ёж устроил норку, А под листьями лежат Два молоденьких ежа.

Комментарий. За городом лес. Там тишина, всё покрыто сне­гом. Деревья в инее. На пригорке одинокая берёза. Её ветви свеси­лись к самым сугробам. У ствола берёзы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Туго за­вёрнуты в сухие листья колючки. Это старый ёж и молодые ежи спят в тёплой норке, которую устилают листья, заготовленные ежами с осени.

Эпизод 3: Белка спряталась в дупло -

В нём и сухо, и тепло, Запасла грибов и ягод Столько, что не съесть и за год.

Комментарий. По верхним веткам старого дерева скачет се­ренький вёрткий зверёк. Это белка. А на этом дереве у неё свой домик - дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу для сушки, много орехов закопала в разные лесные «кладовки» под деревьями: Так много, что за зиму всё не съедает. Её запасами кормятся другие лесные звери.

Эпизод 4: Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться, Наклонилась, а вода Неподвижна и тверда.

Комментарий. На берег лесного ручья выбежал красивый зве­рёк в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Она оглядывается и осторожно спускается по за­снеженному бережку к самой воде. Опускает мордочку. Попадает чёрным носиком в льдинку, пытается лизать её. Но от сильных мо­розов вода в ручье превратилась в лёд. Придётся лисе пожевать снежку вместо воды. Вот и она скрылась в лесу.

Эпизод 5: У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора: От врагов спасают ноги, А от голода - кора.

Комментарий. По глубокому снегу скачками передвигается за­яц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его тё­плая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму Заяц не делает. Обглады­вает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

V. Работа по учебнику.

-Не только заяц оставляет следы на снегу. Каждое животное обязательно распишется в «зимней книге» леса.

- Рассмотрите следы животных на с. 137.

- Чьи они? |

- А как выглядят растения зимой?

- Расскажите о деревьях и кустарниках, об однолетних и мно­голетних травах.

- Выполните задания на с. 136.

VI. Итог урока.-Продолжается ли активная жизнь животных и растений зи­мой?

IV. Итог урока

- Какой вывод вы сделали для себя о новогодней ёлке?

Домашнее задание. учебник, с. 138-139; рабочая тетрадь, с. 54.

II. Изучение нового.

Задания учащимся.

- Внимательно рассмотрите 2 группы животных

- Какое название им можно дать? (Дикие и домашние.)

- Почему вы их так назвали?

- Прочитайте текст на с. 70.

- Рассмотрите рисунки в учебнике, определите диких и домаш­них животных.

- Почему человек ухаживает за домашними животными?

- Расскажите, чем полезны человеку коровы, овцы, куры, пчёлы .

Для учителя.

Достоверно никто не знает, когда были приручены те или ины животные. Единственное что можно сказать: было это в древней­шие времена. После собаки шёл крупный рогатый скот, овцы, козы и свиньи. Эти животные так же, как и вьючные, такие, как верб­люд, як, осёл, были первоначально приручены не в Европе, а, веро ятно, в Центральной Азии.

Значение быка и коровы для древнего человека было так вели­ко, что многие их обожествляли. О том, что коров можно доить и получать чудесную пищу - молоко, люди узнали около 2800 лет назад.

Корова и сейчас оправдывает своё старинное название - кормилица. Ведь она даёт молоко, а молоко - это и масло, и сливки, и творог, и сметана, и простокваша.

Сколько родственников у нашего петуха среди домашних птиц! Это и индюки, и цесарки, и самые разные породы домашних кур. Домашние куры дают нам вкусные и питательные продукты - мясо и яйца, из которых можно приготовить много самых разнообраз­ных блюд. Кроме того, от них получают перо и пух. Курица-несушка даёт в год 200-220 яиц.

Овца — домашнее животное. Живёт она рядом с человеком уже 3 тысячи лет. Только собака и свинья были приручены раньше.

Мясо овец вкусное и питательное. Из овечьего молока делают сыр - брынзу. Из овечьих шкур шьют тёплые шубы и тулупы, шап­ки и воротники. А из кожи изготовляют обувь. Особо ценится ове­чья шерсть. Из неё делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, ша-I почки, рукавички, изготовляют ткани.

Все знают, что мёд берут из пчелиных ульев, где он находится 'в восковых ячейках — сотах. А в ульях мёд делают пчёлы. Сколько может сделать мёда маленькая пчёлка? Ведь из одного улья достают десятки килограммов мёда! Чтобы собрать с цветков нектар, который превратится в килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше 3/4 расстояния до Луны), по­сетив при этом 19 миллионов цветков. А несколько килограммов, мёда — это уже миллионы километров!

Конечно, одна пчела не сделает такую работу за всю свою жизнь. Она живёт всего 30-35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 км в час, одна пчела за рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

Мёд - это зимняя еда пчёл. Трудятся пчёлы всё лето, да так, что запасов получается гораздо больше, чем требуется: хватает им самим и людям. Люди очень давно оценили замечательные качества пчелиного мёда. Уже давно пчёлы «приручены» людьми, живут в ульях на пасеках. Это почти домашние животные.

III. Итог урока.

- Каких ещё домашних животных вы знаете?

Расскажите о них.

— Чем образ жизни диких животных отличается от образа жиз­ни домашних животных?

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 26, задание 3.

Урок 19. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Знать: охарактеризовать особенности жизни комнатных расте­ний; объяснить правила ухода за ними; обучить практическим на­выкам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: различные виды комнатных растений, многообразие кактусов, полный набор средств по уходу за расте­ниями.

Ход урока

I. Сведения из истории комнатных растений.

В первом классе дети уже знакомились с разнообразием комнатных растений, особенностями их жизни, потребностями в тепле, свете, влаге. Дети учились правильно ухаживать за растениями. На данном уроке мож­но пополнить знания учащихся сведениями из истории различных видов комнатных растений.

Предлагается материал о кактусах, так как велико разнообразие их видов, разводимых в школах.

КАКТУСЫ

- Кактусы относятся к группе многолетних растений, способ­ных запасать и надолго сохранять в себе воду. На земле существует более 300 видов кактусов. Родина их - Мексика. Древние индейцы считали их священными. Многие кактусы живут по 500 лет и дос­тигают громадных размеров - до 10 м в высоту и несколько метров в толщину. В засушливых местах кактусы утратили испаряющие воду листья. Их функцию принял на себя колючий, сочный, с ма­лой испаряющей поверхностью стебель. Некоторые кактусы влаж­ного леса сплющили свои стебли до голых, листоподобных пласти­нок. В пустынях кактусы единственные хранители влаги и нередко спасают жизнь путешественникам. Колючки же защищают кактусы от крупных животных.

Кактусы бывают очень разные - древовидные, кустарниковые, травовидные. Одни похожи на ежа, другие - на тыкву, третьи — на подсвечник. Есть крошки в 1 см и великаны в 25 м. Малышки весят несколько граммов, а великаны - тонны. У цветка кактуса «Царица ночи» длина каждого лепестка до 14 см.

Для нас кактусы - декоративные комнатные растения. При уходе за ними нужно знать их индивидуальные особенности. Так, летом растения нуждаются в большом количестве воды. Некоторые в жаркий период года приостанавливают свой рост (это заметно по их внешнему виду), и поливать их нужно очень редко. С наступле­нием прохладных дней осени полив постепенно уменьшают. Поли­вать в холодный сезон следует 2-3 раза в месяц, не допуская пол­ного пересыхания. Кактусы, зимующие в тёплых помещениях, по­ливают чаще. Весной кактусы требуют воды значительно больше. Поливать лучше рано утром кипячёной или отстоявшейся водопро­водной водой комнатной температуры. В холодные дни воду слегка подогревают. Избыток и застой воды в горшках могут привести к загниванию растений.

Размножаются кактусы посевом семян и черенкованием - час­тями стеблей или отдельными отростками-детками, которые весной срезают с маточного растения.

III. Итоговая беседа

П. Практическая работа по уходу за комнатными расте­ниями: удаление пыли с листьев, полив, рыхление почвы. Вначале дети читают правила ухода за растениями в учебнике на с. 53. За­тем сами выполняют практическую работу.

- Почему комнатные рас!тения зимой выглядят так же, как и летом?

- Какие правила надо соблюдать, расставляя растения в помещении?

— Какое значение имеют комнатные растения для человека?

Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 28-29.

Урок 20. ЖИВОТНЫЕ ЖИВОГО УГОЛКА

Цели: ознакомить с животными, содержащимися в живом уголке; объяснить правила ухода за ними; обучить навыкам и про­стейшим действиям по уходу за животными живого уголка.

Оборудование: аквариум с рыбками, предметы по уходу за ними (по возможности), клетка с птицей (по возможности).

Ход урока

Лучшей возможностью проведения урока будет экскурсия на станцию юннатов. Специалисты станции подробно и интересно расскажут о жи­вотных, а главное — покажут различные виды животных, покажут правила ухода за ними, разрешат детям поучаствовать в кормлении животных.

В последние годы в школах практически исчезли живые уголки. Но у некоторых ребят дома есть аквариумные рыбки или хомячки, чаще со­держат волнистых попугайчиков. Дети имеют опыт наблюдения, общения и ухода за животными. Они также могут рассказать и об интересных слу­чаях, которые произошли с их питомцами.

I. Уход за аквариумными рыбками.

— Отгадайте загадку:

Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят.

(Аквариум с рыбками.)

—Для чего нужен аквариум?

—Каким он может быть?

—Какие рыбки живут в аквариуме?

— Могут ли жить большие океанические животные в аквариуме (акула, электрический скат, другие)? (Это океанариум.)

—Нужна ли аквариумным рыбкам помощь человека?

—Как человек заботится о них? Расскажите.

—Для чего люди разводят и содержат дома аквариумных рыбок?

• Для учителя.

Аквариум - это может быть и трёхлитровая стеклянная банка, и огромный бассейн-океанариум с морской водой для океанских рыб и животных.

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: пойма­ют в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток - и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется — и погиб­нут карасики. Или положат карасям так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится.

Прежде чем заводить рыб, надо помнить, что аквариум - это их дом. Вот почему, прежде чем устроить аквариум, следует внима­тельно прочитать специальные книги.

Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум. Так, например, улитка-прудовик может при­нести много вреда: попортить растения.

На первых порах можно завести близких родственников кара­сей - золотых рыбок и их разновидности: вуалехвостов, телеско­пов, комет. Эти рыбки хорошо себя чувствуют при температуре не выше 20 градусов. Аквариум с ними нельзя ставить около обогре­вателей, батарей, печей. А в холодное время года надо отставлять его дальше от окна. При температуре воды ниже 14 градусов рыбки начинают болеть и могут погибнуть.

Хорошо приживаются в аквариуме и экзотические рыбки - ме­ченосцы, гуппи, макроподы. Они теплолюбивы, им нужна темпера­тура воды около 25 градусов. Аквариум с такими рыбками подог­ревают электрической лампочкой с отражателем. Её подвешивают снаружи к стенке аквариума.

Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подго­товить. Налейте в аквариум воды доверху и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. Потом вылейте воду и по­ложите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см.

Теперь посадите в аквариум растения. Затем надо осторожно . наполнить аквариум на 3/4 водой. А потом можно пустить пла­вающие растения.

Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аква­риум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоя­лась. Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

Кормить рыбок следует раз в день, лучше живым кормом. Су­хой корм дают тогда, когда нет живого корма. Не надо перекарм­ливать рыб. Излишек сухого корма оседает на дно, от него закисает и портится вода.

Помните всегда: рыбам у вас дома должно быть очень хорошо. Только тогда аквариум доставит всем радость.

Физкультминутка

Предложите детям определить аквариумных и речных рыб и показать это каким-либо активным действием (прыжками, плава­тельными движениями и др.). Такая работа пополнит знания уча­щихся в классификации рыб и оживит атмосферу в классе.

II. Содержание попугаев.

Беседа по вопросам.

- Отгадайте загадку:

Не человек, а говорит. (Попугай.)

- Почему люди держат дома попугайчиков?

- Могут ли попугайчики «говорить»?

- Как выглядит домик попугайчика?

- Чем они любят лакомиться?

- Чем интересны эти птицы?

- Расскажите, как вы ухаживаете за ними.

• Для учителя.

Попугаи - это ярко окрашенные птицы с коротким и сильным крючковидным клювом, которым они разгрызают плоды и семена растений и питаются. Крупным попугаям под силу разгрызать са­мый твёрдый орех. А кроме того, попугаи пользуются клювом при лазанье по ветвям деревьев — он служит им как бы третьей ногой.

В природе попугаи общаются друг с другом резкими, громкими криками или нежным щебетанием. Некоторые виды, если они жи­вут в неволе, могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Конечно, фразы и слова попугаи не могут произносить сознательно, они лишь за­ученно повторяют одно и то же.

Размеры

Наши рекомендации