Размещение груза на транспортном средстве
Одним из важнейших эксплуатационных свойств автомобиля является грузовместимость. Данный параметр зависит от способа укладки тарно-штучных грузов в кузове автомобиля (контейнере). В практике перевозок тарно-штучных грузов используют следующие способы укладки: плашмя (на большую опорную поверхность), на ребро (на узкую опорную поверхность), на торец. Поскольку большинство тарно-штучных грузов имеет форму параллелепипеда с тремя измерениями – длина, ширина и высота, то выбирается тот вариант способа укладки, при котором грузовместимость имеет наибольшую величину. Результаты укладки оформляются таблицей (таблица 3.1), с помощью которой рассчитывается количество единиц вмещаемого в кузов (контейнер) груза.
На основании таблицы 3.1 строится зависимость коэффициента использования грузоподъемности автомобиля от варианта укладки по формуле
γ = , (3.1)
где mi – количество единиц груза, уложенных в кузове (контейнере) автомобиля по данному варианту; qг – вес единицы груза, т; qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
При перевозке контейнеров в качестве тарно-штучного груза для него можно взять любой из задания (ящики, мешки). На основании таблицы 3.1 строится зависимость коэффициента использования грузоподъемности контейнера от варианта укладки тарно-штучного груза по формуле
γк = , (3.2)
где mi – количество единиц груза, уложенных по данному варианту укладки; mбр – масса брутто контейнера, т; mт – вес тары, т; qг – вес единицы груза, т.
Таблица 3.1 – Способы укладки груза в кузове (контейнере)
Размер кузова (контейнера), мм | Размер груза, мм | Плашмя | На ребро | На торец | |||
Варианты укладки | |||||||
L | l | L/l = | B/l = | L/l = | B/l = | H/l = | H/l = |
B | b | B/b = | L/b = | H/b = | H/b = | L/b = | B/b = |
H | h | H/h = | H/h = | B/h = | L/h = | B/h = | L/h = |
Итого | m1 = | m2 = | m3 = | m4 = | m5 = | m6 = |
Примечание: m1 – количество единиц груза, уложенных по первому варианту, равное произведению L/l·B/b·H/h
С учетом выражения (3.2) строится зависимость изменения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля при перевозке груза в контейнере по формуле
γ = , (3.3)
где nк – количество контейнеров, вмещаемых в кузов автомобиля.
Раздел представить определением эксплуатационного свойства автомобиля «грузовместимость», его значения при организации перевозок грузов. Описать способы укладки тарно-штучных грузов в кузове автомобиля. Привести таблицу вариантов укладки груза в кузове автомобиля (контейнере), расчетные формулы и зависимости коэффициента использования номинальной грузоподъемности от вариантов укладки.
Определение центров масс транспортного средства, груза и нормальных реакций дороги
Центр масс ТС рассчитывается для анализа устойчивости и проходимости (рис. 4.1). Нормальные реакции дороги – для расчета сцепного веса на ведущие колеса в тяговом и тормозном режимах движения.
|
Масштаб 1:500
Рисунок 4.1 – Расчетная схема одиночного транспортного средства
Значения абсцисс центров масс ТС и груза (рисунок 4.1) определяются по формулам
ХО = , (4.1)
где ХО – абсцисса центра масс ТС (ЦМО) в снаряженном состоянии, м; GО – вес ТС в снаряженном состоянии, т; GО2 – часть веса ТС в снаряженном состоянии, приходящаяся на заднюю ось (тележку), т; L – база ТС, м.
ХА = , (4.2)
где ХА – абсцисса центра масс (ЦМА) груженого автомобиля, м; ХГ – абсцисса центра масс груза (ЦМГ), м; GГ – вес груза в кузове автомобиля, т.
GГ определяется с учетом рода груза, веса единицы грузового места, вместимости и грузоподъемности кузова и ограничений габаритных размеров ТС по высоте. Это позволяет привести фронтальный вид груза к прямоугольной форме, точка пересечения диагоналей которой даст искомое положение центра масс груза (см. рисунок 4.1).
Ордината hо центра тяжести ТС в снаряженном состоянии рассчитывается из соотношения hо ≈ 1,5 rк, где rк – радиус качения колеса, м,
(4.3) | |||
где | d | – посадочный диаметр, дюймы (in); | |
В | – ширина профиля шины, мм; | ||
N | – отношение высоты к ширине профиля шины, мм; | ||
λ | – деформация шины, λ = 0,80-0,90. |
Нормальные реакции дороги на заднюю ось (тележку)
R2 = , (4.4)
где GА – вес груженого автомобиля, т.