Характеристика снегозадерживающих щитов
Тип щита | Высота, м | Просветность, % | Скорость ветра, при которой можно применять щиты, м/с | Объем снегоприноса, при котором целесообразно применять щиты, м3/м | ||
общая | нижней части | верхней части | ||||
I | 2,0 | Более 20 | Более 100 | |||
II | 1,5 | Более 20 | Менее 100 | |||
III | 2,0 | 20 и менее | Более 100 | |||
IV | 1,5 | 20 и менее | Менее 100 |
Расстояние от бровки земляного полотна до ряда щитов следует назначать в зависимости от объёма снегоприноса равным: при объёме снегоприноса до 25 м3/м – 30 м; до 50 м3/м – 40 м; до 75 м3/м – 50 м; более 75 м3/м – 60 м.
Щиты устанавливают сплошной линией параллельно оси дороги, без зигзагов и изломов. При косых ветрах (дующих под острыми углами к дороге) их рекомендуется ставить через 60 м перпендикулярно к основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчётом, чтобы концы их подходили к дороге не ближе чем на 10-15 м или устанавливают звенья щитов перпендикулярно к направлению метелевых ветров.
Схемы установки щитов при защите выемок приведены в [3, 4, 7].
При устройстве многорядных щитовых линий, количество снега, задерживаемого одной щитовой линией, можно определить по формуле [4]:
, м3/м; (12)
многорядной щитовой линией [4]:
, м3/м, (13)
где – количество задерживаемого снега, соответственно одно- и многорядной защиты, м3/м;
– число рядов защиты;
– коэффициент, учитывающий влияние смежного ряда (1-2);
– высота щита, м.
Оптимальное расстояние между рядами щитов 30-40 . Расстояние ближнего к дороге ряда не должно быть меньше 20 высот щита, считая от бровки земляного полотна.
Многорядные щитовые линии целесообразно формировать из щитов разной просветности. Ближайшие к полю линии формируются из щитов с менее густой решеткой (тип III), а ближайший к дороге ряд – из щитов с более густой решеткой (тип I).
Объём снега, который может задержать однорядная щитовая защита при = 2 м – 36 м3/м, двухрядная – до 96 м3/м, трехрядная – до 160 м3/м, двухрядная с перестановкой – до 300 м3/м.
При объёмах снегоприноса до 75 м3/м можно применять временные пространственные снегозащитные средства (ВПС), изготавливаемые из полимерных материалов и сетки на полимерной основе.
Снежные траншеи
Траншеи могут применяться как самостоятельное средство защиты – на дорогах IV-V категорий или в сочетании с другими средствами (насаждениями, заборами, щитами), чтобы усилить снегозадерживающее действие и повысить надёжность снегозащитных линий на дорогах I, II, III категории.
Первую со стороны дороги траншею при отсутствии других средств защиты размещают не ближе 30 м и не дальше 100 м от бровки земляного полотна. Если траншеи служат дополнительным средством защиты к имеющимся лесополосам, щитам или заборам, то ближайшую к дороге траншею размещают с полевой стороны имеющихся снегозащитных линий на расстоянии 20-30 м от них. Полная снегосборная способность траншей [4] приведена в табл. 4.5.
Таблица 4.5