Расчет тормозных свойств транспортного средства

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru Измерителями тормозной динамичности автомобиля являются замедление, время и путь торможения, остановочный путь в определенном интервале скоростей. Для их определения необходимо знать характер замедления во времени.

Расчетная формула остановочного времени

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.1)

где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – время реакции водителя, Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – время срабатывания привода тормозов для автопоездов Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru ;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – время нарастания замедления, Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru ;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – время оттормаживания, для гидропривода Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , для пневмопривода – 1,5-2,0 с;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – время торможения с установившимся замедлением,

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.2)

где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – начальная скорость торможения, км/ч;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – замедление в режиме наката, приближенно Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , где ¦ - коэффициент сопротивления качению, ¦ = 0,007 – 0,015;

j – установившееся замедление,

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.3)

где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru ‑ коэффициент сцепления шин с дорогой;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru ;

КЭ – коэффициент эффективности торможения (таблица 9.1)

Таблица 9.1 – Коэффициенты эффективности торможения

Параметры Значения параметров
j 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4
КЭ 1,96 1,76 1,48 1,21 1,0

Остановочный путь

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.4)

где

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.5)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.6)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.7)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.8)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.9)

На основании проведенных расчетов (табл. 9.2) строится тормозная диаграмма для начальной скорости 40 км/ч (рисунок 9.1)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Таблица 9.2 – Результаты расчета параметров торможения

Этап торможения Скорость, км/ч Время, с Путь, м Замедление, м/с2 Общий путь, м
Реакция водителя 40,00 0,5 5,56 0,50 5,56
Срабатывание привода 40,00 0,6 6,67 1,10 12,22
Нарастание замедления 39,85 0,6 3,33 1,70 15,56
Торможение 35,56 2,48 12,23 4,18 27,78
Оттормаживание 0,021 0,00 6,18 27,78

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru Рисунок 9.1 – Тормозная диаграмма

Где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.10)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.11)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.12)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (9.13)

Строим зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления шин с дорогой (рис. 9.2)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Рисунок 9.2 – Зависимость тормозного пути от коэффициента сцепления шин с дорогой

Таким образом, с увеличением коэффициента сцепления шин с дорогой эффективность торможения увеличивается и тормозной путь снижается.

Определение показателей устойчивости, маневренности

Устойчивость автомобиля

Устойчивость автомобиля непосредственно связана с безопасностью дорожного движения. Нарушение устойчивости выражается в произвольном изменении направления движения, его опрокидывании или скольжении шин по дороге. Различают поперечную и продольную устойчивость автомобиля. Более вероятна и опасна потеря поперечной устойчивости.

Показателями поперечной устойчивости автомобиля при криволинейном движении являются максимально возможные скорости движения по дуге окружности и угол поперечного уклона дороги. Оба показателя определяются из условий заноса или опрокидывания автомобиля.

Максимально допустимая скорость автомобиля по скольжению

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.1)

где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – радиус дуги, м;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – коэффициент поперечного сцепления,

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.2)

где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – коэффициент сцепления шин с дорогой в продольном направлении, для асфальто- и цементобетонного сухого покрытия Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru ;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – угол поперечного уклона.

Знак «+» в числителе и « - » в знаменателе берутся при движении по уклону, наклоненному к центру поворота дороги, если же он наклонен в сторону, противоположную центру поворота дороги, то в числителе ставится знак « - », а в знаменателе «+».

При β = 0

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.3)

Максимально допустимая скорость по опрокидыванию

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.4)

где Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – ордината центра масс груженого автомобиля, м;

В – колея автомобиля, м.

При β = 0

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.5)

Потеря автомобилем продольной устойчивости выражается в буксовании ведущих колес, что наблюдается при преодолении автопоездом затяжного подъема со скользкой поверхностью. Показателем продольной устойчивости автопоезда в составе с прицепом служит максимальный угол подъема, преодолеваемого автомобилем без буксования ведущих колес

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.6)

где а – расстояние от центра масс автомобиля-тягача до оси передних
колес, м;

L – база автомобиля-тягача, м;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – высота сцепного устройства прицепа, м;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – вес автомобиля-тягача, т;

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru – вес прицепа, т.

Для одиночного автомобиля (автопоезда в составе с полуприцепом)

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (10.7)

где а – расстояние от центра масс груженого транспортного средства до оси передних колес, м.

Проведем расчеты (табл. 10.1) и построим зависимостями Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru и Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru (рис. 10.1)

При радиусе поворота 10 м получаем:

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Таблица 10.1 – Результаты параметров устойчивости автомобиля

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , м Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , м/с Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , м/с Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , м Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , м/с Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru , м/с
2,80 2,67 9,29 8,84
3,96 3,77 9,70 9,24
4,85 4,62 10,10 9,62
5,60 5,33 10,48 9,98
6,26 5,96 10,84 10,33
6,86 6,53 11,20 10,67
7,41 7,06 11,54 11,00

Окончание таблицы 10.1

7,92 7,54 11,88 11,31
8,40 8,00 12,20 11,62
8,85 8,43 12,52 11,93

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Рисунок 10.1 – Зависимость допустимой скорости по скольжению и опрокидыванию от радиуса поворота

Маневренность автомобиля

Маневренность автомобиля характеризуется формой и размерами габаритной полосы криволинейного движения (ГПД), под которой понимается площадь опорной поверхности, ограниченной проекциями на нее траекторий крайних выступающих точек транспортного средства (рис. 10.2).

Расчет тормозных свойств транспортного средства - student2.ru

Рисунок 10.2 – Габаритная полоса криволинейного движения

Наши рекомендации