Лексико-грамматических категорий

И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При отборе лексико-грамматического материала мы ориенти­ровались на тематические циклы, предложенные Т. Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. Опора на концентрический принцип опре­делила преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. Лексические темы за­нятий спланированы так, что на протяжении двух лет обучения они изучаются дважды. Обусловлено это тем, что, несмотря на значительное продвижение в речевом развитии, дети подготови­тельной группы обнаруживают заметное отставание как в разви­тии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

Использование концентрического принципа дает возможность сформировать устойчивые грамматические навыки, расширить объем активного словаря, при этом при повторении на втором году обучения предусматривается постепенное усложнение сово­купности лексического и грамматического материала.

I год обучения

I ПЕРИОД Сентябрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя Обследование детей
II неделя Обследование детей
III неделя «Помещение детского сада» *' «Помещение детского сада». Экскурсия по дет­скому саду Поддерживать ин­терес ребенка к детскому саду, группе.

1 Звездочка (*) означает, что в разделе III настоящего пособия есть конспект занятия на данную тему.

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
III неделя «Помещение детского сада» «Помещение дет­ского сада». Чтение стихотворе­ний о жизни дет­ского сада [54, 54], [36, 177]. И/у' «Один — мно­го» (предметы мебе­ли, игрушки) Проверить, знает ли, на какой ули­це находится дет­ский сад; имя и отчество учителя-логопеда, воспита­телей, младшего воспитателя
IV неделя     «Овощи» * «Овощи». Рассматривание овощей. Д/и «Приготовим салат» Привлекать детей к сбору овощей на огороде. Закрепить назва­ния овощей, их характерные при­знаки. Д/и «Что вырасти­ли на огороде?», «Узнай на вкус» [10, 13]    
«Овощи» *«Овощи». Д/и «Угадай, что в руке» [10, 12]. И/у «Вершки и корешки» (только об овощах) [10, 38]. Заучивание загадок об овощах

Октябрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя     «Фрукты» *«Фрукты». Рассматривание картины «Сбор фруктов». И/у «Один — много» Рассмотреть фрук­товые деревья на даче. Знать, что фрукто­вые деревья растут в саду. Закрепить назва­ния фруктов. И/у «Заготовим сок на зиму» (упраж­нять в образовании относительных    
«Овощи и фрук­ты». Составление описательного рассказа *«Овощи и фрукты». Составление пред­ложений с опорой на демонстрируе­мые действия.

1 И/у — игровое упражнение. Далее Д/и — дидактическая игра.




Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя   сопорой на схему Отгадывание зага­док о фруктах прилагательных: сок из яблок — яб­лочный, из слив — сливовый и т.д.)
II неделя     «Овощи и фрук­ты» «Овощи и фрукты». Экскурсия в овощ­ной магазин Закрепить назва­ния овощей и фруктов и знания о том, где их выра­щивают. Загадать загадки об овощах и фруктах    
«Овощи и фрук­ты». Пересказ сказ­ки «Репка» с опорой на схе­му [11, 14] «Овощи и фрукты». Чтение произведе­ния Е. Сюарт «Ого­род» [36, 128]. И/у «Четвертый лишний» (овощи и фрукты)
III неделя     «Осень» «Осень». Заучивание стихо­творения А. Плеще­ева «Осенью» [53, 123]. Д/и «Найди и на­зови в букете такой же листок» (основ­ные и оттеночные цвета) [10, 23] Ежедневно вместе с ребенком наблю­дать за изменени­ями в природе осенью. Закрепить знание характерных при­знаков осени. Помочь выучить стихотворение об осени    
«Осень» «Осень». Рассказывание по картине «Осень»
IV неделя     «Одежда» *« Одежда». Рассматривание предметов одежды. Д/и «Оденем куклу на прогулку» Закрепить знания детей о том, что одежда различа­ется: - по сезонам: зим­няя, весенняя, летняя, осенняя; - по принадлежно­сти: женская, муж­ская, детская. И/у «Надевай — называй» («Я наде­ваю платье, шор­ты» и т.д.)
«Одежда». Составление рассказа по цепной струк­туре «Новое платье для кук­лы Тани» «Одежда». Д/и «Узнаем, из чего сделаны платья и костюмы, кто их сделал, отку­да они появились» [42, 47].


Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
IV неделя     И/у «Какой, какая?» (согласование суще­ствительных с при­лагательными)  
V неделя     «Обувь» *« Обувь». Рассказ воспитателя о предметах обуви, ее видах. И/у «Назови пра­вильно» Закрепить обоб­щающее понятие «обувь». И/у «Какая обувь?» (упражнять в упо­треблении относи­тельных прилага­тельных: сапоги из резины — резино­вые; туфли из ко­жи — кожаные)    
«Обувь» Рассказывание рус­ской народной сказ­ки «Заяц-хваста» [53, 101]. И/у на образование существительных с суффиксом -ищ-(глаза — глазищи, лапа — лапища, нос — носище)

Ноябрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя     «Игрушки» «Игрушки». Рассматривание но­вых игрушек, их обыгрывание. Заучивание стихо­творения об игруш­ке. Повторение стихо­творения А. Барто «Игрушки» [54, 58] с показом иллю­страций Рассмотреть и на­звать имеющиеся дома игрушки. Назвать, из чего игрушки сделаны. И/у «Мой, моя»    
«Игрушки». Составление описательного «Игрушки». Составление про­стых предложений с

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и формы занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя   рассказа об игрушке опорой на демонст­рируемые действия с игрушками. И/у «Мой, моя»  
II неделя «Игрушки» «Игрушки». Чтение произведе­ния К. Чуковского «Телефон» [52, 112]. И/у «Назови ласко­во» Рассказать детям, где изготавливают игрушки, где их продают. Выучить стихотво­рения об ифуш-ках. И/у «Что есть у игрушки?» (назы­вание частей игру­шки)    
    «Игрушки». Составление рассказа по дей­ствиям детей «Игрушки». Пересказ рассказа Н. Калининой «Раз­ве так ифают?» [13, 263]. И/у «Что из чего сделано?» (образо­вание относитель­ных прилагатель­ных) [4, 61]
III неделя     «Посуда» *«Посуда». Рассказ воспитателя о посуде. И/у «Что лишнее?» Рассказать детям о назначении посу­ды, о необходимо­сти бережного от­ношения к ней. И/у «Один — мно­го»    
«Посуда». Д/и «Угостим куклу чаем» (со­ставление про­стых предложе­ний, комменти­рование дейст­вий) «Посуда». Рассказывание на тему стихотворения С.Капутикян «Ма­ша обедает» [13, 150]. И/у «В чем готовят еду?» (употребление предлогов в, на).
IV неделя «Продукты питания» «Продукты пита­ния». Экскурсия в мага­зин «Продукты» Рассмотреть и на­звать продукты пи­тания. Побеседовать о том, что можно употреблять в сы­ром виде, а что нуж­но приготовить

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
IV неделя «Продукты питания». Составление рассказа «У Ма­ши день рожде­ния» по началу, заданному учи­телем-логопе­дом *« Продукты пита­ния». Д/и «Магазин "Продукты"»  

II ПЕРИОД Декабрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя   «Слова-предме­ты» *Рассказывание русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер» [52, 21]. И/у «Кто? Что?» Закрепить знания о том, что живые предметы отвечают на вопрос кто?, а неживые — что? Упражнять в назы­вании слов-пред­метов и правиль­ном подборе во­просов. Закрепить знания о том, что слова, обозначающие свойства предме­тов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? Упражнять в под­боре слов-призна­ков. Упражнять в подборе слов-дей­ствий  
«Слова-дейст­вия» Пересказ сказки «Петух и собака» [13, 264]. И/у «Угадай, что я делаю» (закрепле­ние по показу слов-действий)    
«Слова-призна­ки»
II неделя «Предложение» Экскурсия в парк Закрепить с деть­ми понятие о том,

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
II неделя     «Предложение» Описание картины «Зима». И/у «Какой, какая, какие?» (с опорой на картинки) [25, 84]     что такое предло­жение. Знать, что при написании пред­ложение начина­ется с заглавной буквы и заканчи­вается точкой. Упражнять в опре­делении количе­ства слов в предло­жении, в состав­лении схемы пред­ложений    
«Предложение»
III неделя «Зима» «Зима». Заучивание стихо­творения И.Сури­кова «Зима» [52, 91]. И/у «Три линейки» (согласование чис­лительных с сущест­вительными в роде) с опорой на картин­ки (один снеговик, одно облако) [47, 112] Закрепить призна­ки зимы. Подобрать слова-признаки к словам небо, ветер, сне­жинка. Выучить стихотво­рения о зиме, по­беседовать по их содержанию
    «Зима» *«Зима». Составление рас­сказа «Игры зимой» с привлечением личного опыта. Практическое зада­ние «Помоги худож­нику дорисовать картинку»    
    «Зима». Составление рассказа «Зима» с использова­нием схемы        
IV неделя «Зима» «Зима». Чтение произведе­ния Л. Воронковой «Таня выбирает ел­ку» [52, 167]. И/у «Назови ласко­во» Сходить на экскур­сию к новогодней елке. Понаблюдать, как идут приготовле­ния к Новому году. Выучить стихотво-

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
IV неделя         рения о новогод­нем празднике  
«Новый год» «Новый год». Инсценирование подготовленного диалога «Медведь» [41, 248]. Д/и «Чудесный ме­шочек» (определе­ние предмета — иг­рушки — на ощупь)    
«Новый год». Составление описательного рассказа по сю­жетным картин­кам «Елка в дет­ском саду»

Январь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя -логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя   «Части тела» «Части тела». Чтение произведе­ния К. Чуковского «Айболит» [52, 103]. И/у «Покажи, где» (учить ориентиро­ваться в частях тела и лица)     Закрепить назва­ния частей тела и лица. Воспитывать куль­турно-гигиениче- ские навыки. И/у «Один — одна», «Две — два» (один глаз, две руки, два уха). Прочитать стихо­творение К. Чуков­ского «Мойдодыр» [54, 166]    
«Части тела»
«Части тела». Составление рассказа по плану «Научим Незнайку со­блюдать чисто­ту и порядок» с использованием личного опыта Пересказ сказки «Лиса и кувшин» [52, 15]. И/у «Один — мно­го» (части тела: ухо — уши, глаз — глаза)
II неделя «Домашние животные» «Домашние живот­ные». Рассказ воспитателя о домашних живот­ных с использова­нием иллюстраций и произведения Закрепить назва­ния домашних животных и их детенышей. И/у «Чем угостить домашних живот­ных?»

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
II неделя       К. Ушинского «Спор животных» [50, 158]. Д/и «У кого кто?» И/у «Расскажи, какую пользу при­носят домашние животные»  
«Домашние животные» «Домашние живот­ные». Описание картины «Кошка с котята­ми». И/у «Чей хвост? Чья морда?»    
«Домашние животные». Пересказ рас­сказа Е. Чару­шина «Кролик» [50, 152]
III неделя   «Дикие живот­ные» *«Дикие животные». Рассматривание ил­люстраций, картин из жизни диких жи­вотных с рассказом воспитателя Закрепить назва­ния диких живот­ных и их детены­шей. И/у «Кто где жи­вет?» Загадать ребенку несколько загадок и выучить их с ним  
«Дикие живот­ные» «Дикие животные». Беседа о диких животных с ис­пользованием стихотворений, потешек, загадок [59, 12-14; 60]    
«Дикие живот­ные». Описание внешнего вида животных с ис­пользованием схем
IV неделя   «Птицы зимой» «Птицы зимой». Чтение произведе­ния В. Бианки «Си­ничкин календарь» [52, 160]. Заучивание посло­виц и поговорок о птицах [62, 87] Повторить назва­ния зимующих птиц. Изготовить кор­мушку и понаблю­дать за птицами. Повторить посло­вицы, поговорки о птицах  
«Птицы зимой» «Птицы зимой». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Дя­тел» [54, 363].    
«Птицы зимой». Составление рассказа по

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
IV неделя   серии картин «Кормушка» И/у «Назови ласко­во»  
V неделя «Профессии людей» (кто кем работает, профессии родителей) «Профессии людей». Рассматривание картин о строите­лях из серии «Кем быть?» Д/и «Кто больше назовет действий?» [4, 135] Побеседовать о профессиях лю­дей. Рассказать детям о своей профессии
    «Профессии людей» «Профессии людей». Чтение стихотво­рений о строитель­ных профессиях [50, 160], [41, 267] с заучиванием сти­хотворения М. Пожаровой «Маляры». И/у «Покрасим комнату» (основ­ные и оттеночные цвета)    

Февраль

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя   «Профессии людей» «Профессии лю­дей». Чтение произведе­ния В. Маяковского «Кем быть?» [53, 236]. Д/и «Кому что нуж­но для работы?»     Составить рассказ «Кем работают мои родители». Д/и «Кому что нужно для рабо­ты?»  
«Профессии людей»
«Профессии людей». Пересказ рас­сказа «Для чего руки нужны?» [12, 203] «Профессии людей». Пересказ рассказа «Пришли в детский сад...» [50, 160]. И/у «Кто больше на­зовет профессий?»
II неделя     «Одежда» «Одежда». Рассматривание картины «Портни­ха» из серии «Кем быть?». Д/и «Чья одежда?» [4, 96] (определить принадлежность: детская, женская, мужская одежда) Побеседовать о правильном уходе за одеждой, ее хранении. Д/и «Без какой одежды не обой­тись зимой?»  
«Одежда» Рассказывание де­тям русской народ­ной сказки «Сест­рица Аленушка и братец Иванушка» [53, 109]. И/у «Подбери предмет к призна­ку» (подбор суще­ствительных к каче­ственным и относи­тельным прилага­тельным: ситцевый сарафан, шелковое платье)    
«Одежда». Составление описательного рассказа об одежде по кар­тинкам
III неделя     «Наша армия» *«Наша армия». Рассказ воспитате­ля «Наша армия» с использованием пословиц о добле­сти, смелости. И/у «Подбери пра­вильно» Рассказать о видах войск (артилле­рийские, танковые и т.д.). Составить рассказ «Мой папа (дедуш­ка) — солдат». Выучить стихотво­рение об армии    
«Наша армия» *«Наша армия». Чтение произведе­ния З.Александро­вой «Дозор» [53, 39]. И/у «Один — мно­го»
    «Наша армия». Составление рассказа «Мой папа (дедуш­ка) — солдат»        
Сроки Номер занятия и--------- Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
IV неделя     «Февраль — по­следний месяц зимы» «Февраль — послед­ний месяц зимы». Рассматривание картины А. Мухина «Последний снег». Д/и «Когда это бы­вает?» [41, 215] Закрепить призна­ки конца зимы. Выучить народные приметы о фев­рале    
«Февраль — по­следний месяц зимы». Составление рассказа о зиме с опорой на схемы-символы «Февраль— послед­ний месяц зимы». «Игры зимой» — рассказывание с привлечением лич­ного опыта. И/у «Скажи наобо­рот» (холодно — жарко, пасмурно — ясно)

Март

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя   «8 Марта» «8 Марта». Заучивание стихо­творения Е. Благи­ниной «Посидим в тишине» [53, 61]. И/у «Скажи, какая у тебя мама» (доб­рая, нежная, ласко­вая, заботливая)     Побеседовать о маме, о весеннем празднике. Изготовить подел­ку для мамы со­вместно с папой. Помочь выучить стихотворение о маме    
«8 Марта»
«8 Марта». Составление рассказа из личного опыта «Как поздра­вим маму» «8 Марта». Пересказ текста «Мама и Таня» [50, 167]. И/у «Поиски доб­рых слов»  
Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
II неделя   1. «Ранняя весна» *«Ранняя весна». Рассматривание иллюстраций «Ран­няя весна». Загадки, пословицы о весне Наблюдать с ре­бенком изменения в природе, произо­шедшие с прихо­дом весны. Помочь выучить некоторые народ­ные приметы  
«Весна» * «Весна». Заучивание стихо­творения В. Берес­това «Песенка весенних минут» [53, 126]. И/у «Скажи ласко­во»    
«Весна». Составление описательных рассказов по серии картин
III неделя   «Весна — неж­ное время года» «Весна — нежное время года». Экскурсия в парк (сквер) ранней вес­ной Выучить с ребен­ком стихотворение о весне. Побеседовать о со­держании стихо­творения. Помочь выучить загадки о весне  
«Весна — неж­ное время года» «Весна — нежное время года». Составление рас­сказа по серии кар­тинок Г. А. Каше «Весна наступила». И/у «Что делает, что делают?» [25, 85]    
«Весна — неж­ное время года». Составление рассказа по се­рии картин «Ве­сенняя сказка»
IV неделя     «Перелетные птицы» «Перелетные пти­цы». Рассказ воспитателя о перелетных птицах [62]. И/у «Голоса птиц» (слушание и разли­чение голосов птиц) [62, 84] Наблюдать за пти­цами, закрепить названия перелет­ных птиц. Поговорить с ре­бенком о том, чем заняты птицы весной    
«Перелетные птицы» * «Перелетные пти­цы». Составление расска­за по иллюстрации «Прилет птиц».

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
IV неделя «Перелетные птицы». Работа с тек­стом «Прилете­ли грачи» [12, 211] И/у «Четвертый лишний» (различе­ние перелетных и зимующих птиц)  

Апрель

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма Рекомендации родителям
I неделя   «Транспорт» ♦«Транспорт». Рассматривание картины «Машины на нашей улице». Рассказ воспитате­ля о видах транс­порта. Д/и «Не зевай! Бы­стро, правильно от­вечай»     Побеседовать о ви­дах транспорта (пассажирский, грузовой, воздуш­ный). Понаблюдать за транспортом го­рода. Д/и «Кто на чем будет путешество­вать?». Загадать загадки о транспорте  
«Транспорт»
«Транспорт». Составление рассказа по плану учителя-логопеда «Мое путешествие» ♦«Транспорт». Составление описа­тельного рассказа об игрушке-машинке, перевозящей людей. Практическое зада­ние «Правильно — неправильно» (ситуации на улице)
II неделя «Мебель» «Мебель». Чтение произведе­ния С. Маршака «Откуда стол при­шел?» [53, 208]. И/у «Назови ласко­во» Сходить в мебель­ный магазин. Закрепить назва­ния предметов мебели. Побеседовать о ме­бели в своей квартире
  «Мебель» «Мебель». Составление описа­тельного рассказа из

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
II неделя 3. <Мебель». Составление описательного рассказа о ме­бели с опорой на графиче­скую схему личного опыта «Ме­бель в моей кварти­ре» (по плану воспи­тателя)  
III неделя   «Сад и огород» «Сад и огород». Рассматривание ого­рода на окне с про-говариванием после­довательности вы­полненных действий по посадке семян. И/у «Подбери родст­венные слова» (сад-садовник, садовый) Закрепить понятия «сад», «огород». Побеседовать с детьми о том, что выращивают в саду, огороде  
«Сад и огород» *«Сад и огород». Д/и «Что вырастили люди?». Загадки об овощах и фруктах    
«Сад и огород». Работа с тек­стом «Сквореч­ник» [12, 191]
IV неделя   «Слова-антони­мы» Рассказывание сказ­ки братьев Гримм «Бременские музы­канты» [53, 113]. И/у «Скажи наобо­рот» Закрепить слова-антонимы. Прочитать произ­ведение В. Мая­ковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» [53, 144]  
«Слова-антони­мы» Драматизация сказ­ки (на выбор)    
«Слова-антони­мы». Составление рассказа «Что такое хорошо и что такое пло­хо» (с исполь­зованием сю­жетных кар­тин) [54, 298]

Продолжение табл.

Май

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя     «Праздник мира и труда» «Праздник мира и труда». Чтение произведе­ния Г. Цыферова «Россия» [53, 187]. И/у «Путаница» (составление предло­жений по опорным словам) Закрепить посло­вицы о дружбе. Побеседовать о трудолюбии, друж­бе, взаимопомощи людей    
«Дружба наро­дов России» «Дружба народов России». Рассказ воспитателя о народах России с показом иллюстра­ций народных костю­мов. Пословицы о дружбе
II неделя   «День Победы» «День Победы». Чтение произведе­ния С. Михалкова «Быль для детей». Практическое зада­ние «Подбери кар­тинки по теме и оформи альбом» Рассказать ребенку о празднике День Победы. Рассмотреть иллю­страции в книгах, открытки. Заучить стихотво­рения о празднике  
«День Победы» «День Победы». Рассматривание учебной картины «Салют в Москве». Пословицы о Родине    
«День Победы». Составление рассказа по серии сюжет­ных картин «Собака-сани­тар»
III неделя «Насекомые» «Насекомые». Рассказ воспитателя о насекомых с ис­пользованием иллю­страций [61]. И/у «Назови ласково» [61, 51] Закрепить назва­ния насекомых, рассказать об их пользе и вреде. Выучить стихотво­рения о насеко­мых

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
III неделя     2 «Насекомые» «Насекомые». Заучивание наизусть стихотворения «Майский жук» [61, 34]. И/у «Учись сравни­вать» [61, 52]        
«Насекомые». Пересказ произ­ведения Г. Скребицкого «Жук» [54, 154]
IV неделя   «Лето» «Лето». Рассматривание кар­тины «Лето». Д/и «Угадай и нари­суй» [47, 92] Выучить с детьми стихи, пословицы, загадки о лете. Закрепить назва­ния летних меся­цев  
«Лето» «Лето». Игра-викторина «Здравствуй, лето!» с использованием потешек, загадок [36, 213-218]    
«Лето». Составление рассказа «На­ступило лето»

II год обучения

I ПЕРИОД

Сентябрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя Обследование детей
II неделя Обследование детей
III неделя     «Школа» *«Школа». Экскурсия в школу Закрепить обоб­щающее понятие «школьные при­надлежности». Выучить загадки и стихотворения о школе    
«Школа» *«Школа». Беседа об экскур­сии. Практическое задание «Собери портфель»

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
III неделя «Школа». Составление рассказов о школьных при­надлежностях    
IV неделя     «Осень» *«Осень». Рассказывание по учебной картине «В школу». И/у «Скажи по-разному одно предложение» (отработка интона­ционной вырази­тельности) Выучить стихотво­рения об осени. Наблюдать за из­менениями в при­роде с приходом осени    
«Осень» *«Осень». Чтение стихотво­рения А. Твардов­ского «Лес осенью» [52, 356]. И/у «Сколько слов в предложении?»
    «Осень». Составление описательного рассказа об осе­ни с опорой на графические изображения        

Октябрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя     «Овощи и фрук­ты» «Овощи и фрукты». Беседа об овощах и фруктах с чтени­ем стихотворений об овощах и фрук­тах [36, 249]. И/у «Определи на вкус», «Определи на ощупь» Закрепить обоб­щающие понятия «фрукты», «ово­щи». Назвать не менее 5 — 6 фрук­тов и овощей. Разучить загадки о фруктах и ово­щах    
«Овощи и фрук­ты» «Овощи и фрук­ты».

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя «Овощи и фрук­ты». Составление описательных рассказов с ис­пользованием натуральных предметов Составление за­гадки об овоще или фрукте. И/у «Назови лас­ково»  
II неделя   «Сад и огород» *«Сад и огород». Рассказ воспитате­ля о труде овоще­водов и садоводов. Д/и «Вершки и корешки» [10, 38] Побеседовать о труде на дачном участке. Привлечь к по­сильной работе на огороде с после­дующим расска­зыванием о том, что было сделано  
«Сад и огород». Труд людей осенью *«Сад и огород». Описание детьми процесса выращи­вания овощей от семени до семени (на примере огур­ца и помидора)    
«Сад и огород». Пересказ текста «Работа на ого­роде» [12, 212]
III неделя   «Сезонная оде­жда, обувь» *« Сезонная оде­жда, обувь». Рассказ воспитате­ля о труде взрос­лых в ателье и на обувной фабрике. И/у «Запомни и повтори» Закрепить обоб­щающие понятия по теме «Сезон­ная одежда, обувь». Воспитывать бе­режное отноше­ние к одежде, учить ухаживать за обувью, одеждой. Выучить стихотво­рение по теме  
«Сезонная оде­жда, обувь» «Сезонная одежда, обувь». Создание игровой ситуации «Ателье»    
«Сезонная оде­жда, обувь». Составление рас­сказа об одежде по плану учите­ля-логопеда
IV неделя «Посуда» «Посуда». Рассказ воспитате­ля о свойстве материала, из которого сделана посуда (сте­кло, пластмасса, керамика, дерево). И/у «Угадай, что лишнее» Закрепить виды посуды в зависи­мости от назначения: кухонная, столовая, чайная. Закрепить образо­вание относитель­ных прилагательных от существи­тельных
  «Посуда» «Посуда». Составление рас­сказа по сюжетным картинкам «Дежур­ство в детском са­ду» (из серии «Жизнь детей в детском саду»). И/у «Что делаю?»      
«Посуда». Составление описательного рассказа по сю­жетной картин­ке «Обед в дет­ском саду»

Ноябрь

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
  i неделя «Продукты питания» «Продукты пита- ния». Экскурсия в продо­вольственный мага­зин Посетить продовольственный магазин, обратить внимание на раз­личные отделы, на то, что в них продают. Д/и «Приготовим салат», «Сварим компот»
«Продукты питания» *« Продукты пита­ния». Создание игровой ситуации «Магазин "Продукты"»
«Продукты Составление рас­сказа по началу, предложенному учителем-лого­педом «Мы го­товимся ко дню рождения»
II неделя «Птицы» «Птицы». Беседа на тему «Что мы знаем о птицах?» [62]. Понаблюдать за птицами, за их поведением.

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия i------------------ Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
II неделя       И/у «Как сказать по-другому?» (си­нонимы: летать, порхать, парить, виться) Побеседовать о том, что общего у птиц и чем они отличаются друг от друга. Изготовить кор­мушку для птиц  
«Птицы» «Птицы». Пересказ произве­дения «Воробушек» [50, 158]. И/у «Что делает? Что сделал? Что будет делать?»    
«Птицы». Работа с текстом А. Толстого «Умная галка» [54, 273]
III неделя     «Звери и их де­теныши» *«3вери и их дете­ныши». И/у «Почему мы так говорим?» Закрепить назва­ния животных лесов средней полосы. И/у «У кого кто?». Выучить загадки о животных    
«Звери и их де­теныши» *«3вери и их дете­ныши». Рассказывание по картине «Лиса с лисятами». И/у «Подбери сло­ва» (синонимы)
    «Звери и их де­теныши». Придумывание конца к расска­зу «Медведь и зайцы» [50, 157]        
IV неделя   «Слова-предме­ты» * Рассказ воспита­теля «Как выращи­вают хлеб» Закрепить умение задавать вопросы кто это? что это?; называть действие, соответ­ствующее пред­мету. Закрепитьпоня­тие о словах-при­знаках  
«Слова-дейст­вия» Пересказ сказки «Лиса и козел» [53, 355]. И/у «Кто это? Что это?», «Скажи, какая?»    
«Слова-призна­ки»
V неделя «Предложение» Заучивание стихов А. Пушкина «Уж небо осенью дыша­ло» [53, 341] Предложить ребен­ку посчитать сло­ва в предложении. И/у «Подружи слова» (составить предложение из данных слов)

Продолжение табл.

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
V неделя     «Предложение» *Составление рас­сказа «Нашли ежа». И/у «Слово одно, а значений много»        
«Предложение»

II ПЕРИОД

Декабрь

Наши рекомендации

Сроки Номер занятия Тема занятий учителя-логопеда Тема и форма занятия воспитателя Рекомендации родителям
I неделя     «Зима» «Зима». Рассказывание сказки В. Одоев­ского «Мороз Ива­нович» [53, 315]. И/у «Слова-родст­венники» (мороз — заморозки, мороз­ный, морозить) Побеседовать с ре­бенком о зиме, от­метить характер­ные признаки это­го времени года, повторить названия зимних месяцев. Ежедневно вести наблюдения за по­годой. Познакомить с на­родными примета­ми, разучить пого­ворки, стихотворе­ния о зиме    
«Зима». Составление рассказа с цеп­ной структурой «Заботливая бе­лочка» *«3има». Заучивание стихо­творения К. Баль­монта «Снежинка» [52, 303]. И/у «Скажи ласко­во», «Путаница» (слова, данные в начальной форме, следует связать в предложение)
II неделя     «Зимние забавы» *«3имние забавы». Рассказывание по картине «Зимние развлечения». И/у «Подбери слова-действия» Принимать актив­ное участие в играх д