Возможные неисправности и методы их устранения
Перечень возможных неисправностей дизеля в процессе эксплуатации и рекомендации по действиям при их возникновении приведены в таблице 3.
Таблица 3 | ||
Неисправность, внешнее проявление | Методы устранения | |
1 Дизель не запускается | ||
1.1 | Воздух в топливной системе | Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе |
1.2 | Неисправен топливный насос | Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта |
2 Дизель не развивает мощности | ||
2.1 | Рычаг управления топливным насосом не доходит до упора | Отрегулируйте тяги управления топливным насосом |
2.2 | Засорился фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива | Замените фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива |
2.3 | Неисправны форсунки | Выявите неисправные форсунки, промойте распылители и прочистите их сопловые отверстия, при необходимости замените распылители |
2.4 | Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива | Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива |
2.5 | Засорен воздухоочиститель дизеля | Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя |
2.6 | Неисправен топливный насос | Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта |
2.7 | Снизилось давление наддува | Снимите турбокомпрессор с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта |
3 Дизель неустойчиво работает на холостом ходу | ||
3.1 | Попадание воздуха в топливную систему | Прокачайте систему насосом ручной подкачки топлива. Устраните подсос воздуха в топливной системе |
3.2 | Не отрегулирована пружина холостого хода в топливном насосе | Отрегулируйте пружину холостого хода |
3.3 | Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта | |
4 Дизель дымит на всех режимах работы | ||
4.1 | Из выпускной трубы идет черный дым | |
4.1.1 | Засорен воздухоочиститель дизеля | Проведите техническое обслуживание воздухоочистителя |
4.1.2 | Зависла игла распылителя форсунки | Выявите неисправную форсунку, промойте или замените распылитель, отрегулируйте форсунку |
4.1.3 | Неисправен топливный насос | Снимите топливный насос с дизеля и отправьте в мастерскую для ремонта |
Продолжение таблицы 3 | |||
Неисправность, внешнее проявление | Методы устранения | ||
4.2 | Из выпускной трубы идет белый дым | ||
4.2.1 | Дизель работает с переохлаждением | Прогрейте дизель, во время работы поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах 85…95 °С | |
4.2.2 | Попадание воды в топливо | Замените топливо | |
4.2.3 | Не отрегулированы зазоры между клапанами и коромыслами | Отрегулируйте зазоры между клапанами и коромыслами | |
4.2.4 | Неправильно установлен угол опережения впрыска топлива | Установите рекомендуемый угол опережения впрыска топлива | |
4.3 | Из выпускной трубы идет синий дым | ||
4.3.1 | Попадание масла в камеру сгорания в результате износа деталей гильзо-поршневой группы | Замените изношенные детали гильзо-поршневой группы | |
4.3.2 | Избыток масла в картере дизеля | Слейте избыток масла, установив уровень по верхней метке стержня масломера | |
5 Дизель перегревается | |||
5.1 | Охлаждающая жидкость в радиаторе кипит | Очистите радиатор от пыли и грязи, при необходимости очистите систему охлаждения от накипи. Отрегулируйте натяжение ремня вентилятора | |
6 Давление масла на прогретом дизеле ниже допустимого | |||
6.1 | Неисправен датчик или указатель давления | Замените датчик или указатель давления (при необходимости) после проверки давления масла контрольным комплектом приборов | |
6.2 | Нарушена герметичность соединений маслопроводов | Выявите место нарушения герметичности и восстановите ее | |
6.3 | Неисправен масляный насос | Выявите неисправность и устраните | |
6.4 | Уровень масла в картере дизеля ниже допустимого | Долейте масло до верхней метки стержня масломера | |
6.5 | Заедание сливного клапана центробежного масляного фильтра | Промойте клапан и отрегулируйте давление в системе смазки в соответствии с рисунком 15. | |
6.6 | Предельный износ сопряжений шейки коленчатого вала-подшипники | Перешлифуйте шейки коленчатого вала и поставьте вкладыши подшипников ремонтного размера | |
7 Турбокомпрессор | См. приложение Д | ||
8 Пусковой двигатель | |||
8.1 | Пусковой двигатель не запускается: | ||
а) | Нет подачи топлива | Проверьте наличие топлива в баке ПД, промойте отстойник на топливном баке, промойте сетчатый фильтр топливоподводящего штуцера карбюратора пускового двигателя | |
Продолжение таблицы 3 | ||
Неисправность, внешнее проявление | Методы устранения | |
б) | На электродах свечи зажигания нет искры | Проверьте надежность электрического контакта провода высокого напряжения в выводе магнето, проверьте зазор между контактами прерывателя магнето, при необходимости зачистите контакты и отрегулируйте зазор |
в) | Пусковой двигатель работает с перебоями и не развивает полной мощности | Отрегулируйте устойчивую работу двигателя винтом холостого хода. Частично разберите карбюратор, промойте и продуйте жиклер холостого хода |
9 Стартер | ||
9.1 | При включении стартера тяговое реле не срабатывает (отсутствует характерный щелчок): | |
а) | Слабая затяжка клемм аккумулятора или их окисление | Зачистите контакты и затяните клеммы |
б) | Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея | Зарядите или замените батарею |
в) | Неисправность в электрической цепи реле стартера | Проверьте электрическую цепь и устраните неисправность |
9.2 | При включении стартера слышен повышенный шум шестерни привода | Зачистите заусенцы или забоины на зубьях, замените венец маховика или привод стартера |
9.3 | При включении стартер не проворачивает коленчатый вал дизеля или вращается очень медленно: | |
а) | Разрядилась аккумуляторная батарея | Зарядите или замените аккумуляторную батарею |
б) | Загрязнились коллектор и щетки | Очистите коллектор и щетки |
в) | Обгорели контакты реле стартера | Зачистите контакты реле стартера |
г) | Пробуксовка муфты привода стартера (износ роликов муфты или трещина обоймы) | Замените привод стартера |
9.4 | После запуска дизеля стартер остается во включенном состоянии | Остановите дизель, отключите батарею и зачистите контакты тягового реле |
9.5 | Шестерня привода не выходит из зацепления с венцом маховика вследствие поломки возвратной пружины рычага отводки привода | Замените возвратную пружину |
10 Генератор | ||
10.1 | Генератор не дает зарядки: | |
а) | Замыкание на корпус обмотки статора | Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции |
Продолжение таблицы 3 | ||
Неисправность, внешнее проявление | Методы устранения | |
б) | Обрыв цепи катушки возбуждения | Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените катушку |
в) | Замыкание на корпус цепи вывода «Д» | Снимите генератор с дизеля, изолируйте место повреждения изоляции |
г) | Обрыв выводов двух и более обмоток статора | Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте места обрыва выводов, при необходимости замените фазные обмотки |
д) | Неисправность регулятора напряжения блока БПВ 52-100 | Замените регулятор напряжения |
10.2 | Генератор не отдает полной мощности: | |
а) | Проскальзывание приводного ремня | Отрегулируйте натяжение приводного ремня |
б) | Обрыв одной из обмоток статора | Снимите генератор с дизеля, спаяйте и изолируйте место обрыва или замените обмотку |
в) | Межвитковое замыкание катушки возбуждения | Замените катушку возбуждения |
г) | Неисправен один из диодов блока БПВ 52-100 | Замените выпрямительное устройство блока БПВ 52-100 |
10.3 | Шум генератора: | |
а) | Проскальзывание натяжного ремня или чрезмерное его натяжение | Отрегулируйте натяжение приводного ремня. При необходимости замените подшипники якоря |
10.4 | Аккумуляторная батарея систематически перезаряжается (амперметр длительное время показывает большой зарядный ток, либо вольтметр показывает повышенное напряжение): | |
а) | Короткое замыкание или обрыв цепи конденсатора регулирующего устройства блока; | Восстановите цепь или замените регулирующее устройство блока |
б) | Неисправность ИУ регулирующего устройства | Замените ИУ |
Требования безопасности
Для обеспечения безопасной работы и предупреждения несчастных случаев во время эксплуатации и технического обслуживания дизеля выполняйте следующие правила:
- приступайте к работе только после изучения устройства и правил эксплуатации дизеля;
- не запускайте дизель в закрытом помещении с плохой вентиляцией;
- техническое обслуживание и устранение неисправностей производите при неработающем дизеле;
- во избежание ожогов лица и рук пробку горловины радиатора на горячем дизеле открывайте, пользуясь рукавицей или тряпкой;
- в случае аварии немедленно остановите дизель выключением подачи топлива;
- монтаж и демонтаж дизеля производите при помощи троса, зачаленного за рым-болты, имеющиеся на дизеле;
- не пользуйтесь открытым огнем для прогрева топливопроводов и масляного картера дизеля в холодное время года;
- следите, чтобы во время работы дизеля вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;
- заправку горючесмазочными материалами производите механизированным способом с соблюдением правил пожарной безопасности;
- в случае воспламенения топлива пламя засыпьте песком или накройте брезентом или войлоком, используйте углекислотный огнетушитель, не заливайте горящее топливо водой;
при остановке дизеля выключите включатель "массы".
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Общие указания
Техническое обслуживание проводится с целью поддержания дизеля в исправном состоянии в процессе эксплуатации. Несоблюдение установленной периодичности и низкое качество технического обслуживания дизеля значительно уменьшают его ресурс, приводят к увеличению отказов, снижению мощности, росту затрат на его эксплуатацию.
Эксплуатация дизеля без проведения очередного технического обслуживания не допускается.
В зависимости от условий работы дизеля допускается отклонение от установленной периодичности проведения технических обслуживаний в пределах ±10%.
Отметки о проведении очередного планового технического обслуживания (за исключением ежесменного технического обслуживания) должны быть занесены в формуляр трактора (машины).
Операции технического обслуживания, связанные с разборкой агрегатов дизеля проводятся в закрытом помещении для предохранения от попадания пыли и грязи.
Все неисправности, обнаруженные при проведении технического обслуживания, должны быть устранены.