Сопротивление трению в подвижных опорных частях
Нормативное сопротивление трению в подвижных опорных частях следует принимать в виде горизонтального продольного реактивного усилия Sf, кН, и определять по формуле:
, | (6.15) |
где n - нормативная величина коэффициента трения для различных типов опорных частей при их перемещении, принимается по таблице 9;
F - вертикальная составляющая при действии рассматриваемых нагрузок с коэффициентом надежности по нагрузке =1.
Величины возможных максимальных и минимальных коэффициентов трения следует принимать соответственно равными:
а) при катковых, секторных или валковых опорных частях – 0,040 и 0,010;
б) при качающихся стойках или подвесках – 0,020 и 0 (условно);
в) при тангенциальных и плоских металлических опорных частях – 0,40 и 0,10;
г) при подвижных опорных частях с прокладками из фторопласта совместно с полированными листами из нержавеющей стали - по таблице 11.
Т а б л и ц a 11
Средние давления в опорных частях по фторопласту, МПа | Коэффициенты трения при температуре наиболее холодной пятидневки с обеспеченностью 0,92 | |||
минус 10 °С и выше | минус 50 °С | |||
9,81 (100) | 0,085 | 0,030 | 0,120 | 0,045 |
19,6 (200) | 0,050 | 0,015 | 0,075 | 0,030 |
29,4 (300) | 0,035 | 0,010 | 0,060 | 0,020 |
П р и м е ч а н и е - Коэффициенты трения при промежуточных значениях отрицательных температур и средних значениях дaвления определяют по интерполяции. |
Расчетные усилия от сил трения в подвижных опорных частях балочных пролетных строений в зависимости от вида и характера проводимых paсчетов следует принимать в размерах:
Sf,max = mmaxFv, если при рассматриваемом сочетании нагрузок силы трения увеличивают общее воздействие на рассчитываемый элемент конструкции;
Sf,max = mminFv, если при рассматриваемом сочетании силы трения уменьшают общее воздействие нагрузок на рассчитываемый элемент кoнcтpyкции.
Коэффициенты надежности по нагрузке к усилиям Smax и Smin не вводятся.
Определение воздействия на конструкции пролетных строений сил трения, возникающих в подвижных опорных частях каткового, секторного и валкового типов при числе опорных частей в поперечном направлении более двух следует проводить с коэффициентом усилия работы, равным 1,1.
Опоры (включая фундаменты) и пролетные строения мостовых сооружений должны быть проверены на воздействие расчетных сил трения, возникающих от температурных деформаций при действии постоянных нагрузок.
Опорные части и элементы их прикреплений, а также части опор и пролетных строений, примыкающие к опорным частям, должны быть проверены на расчетные силы трения, возникающие от постоянных и временных (без учета динамики) нагрузок.
При расположении на опоре двух рядов подвижных опорных частей пролетных строений, а также при установке в неразрезном и температурно-неразрезном пролетных строениях неподвижных опорных частей на промежуточной опоре продольное усилие следует принимать не более разницы сил трения при максимальных и минимальных коэффициентах трения в опорных частях.
Максимальные и минимальные коэффициенты трения в подвижных опорных частях для группы опор, воспринимающих в неразрезных и температурно-неразрезных пролетных строениях продольные усилия одного знака (соответственно и ) допускается определять по формуле:
(6.16) |
где , - максимальные и минимальные значения коэффициентов трения для устанавливаемого вида опорных частей;
р - число опор в грунте.
Правая часть формулы рассчитывается со знаком «плюс» при определении , со знаком «минус» - при определении .
Величину реактивного продольного усилия Sh, кН, возникающего в резиновых опорных частях вследствие сопротивления их сдвигу, следует вычислять по формуле:
(6.17) |
где - перемещение в опорных частях, см;
а - суммарная толщина слоев резины см;
Аr - площадь резиновой опорной части или нескольких опорных частей в случае расположения их рядом под одним концом балки, м2 (cм2);
G - модуль сдвига, значения которого при определении расчетных величин продольных усилий зависят от нормативной температуры воздуха окружающей среды и принимаются для употребляемых марок резины по таблице 12.
Т а б л и ц а 12
Марка резины | Значения модуля сдвига G, кПа | |
Максимальные | Минимальные | |
НО-68-1 | ||
ИРП-1347 |