Система освещения и сигнализации
Система освещения и сигнализации
Общие сведения
Системы освещения и сигнализации занимают особое место в электрооборудовании автомобилей, так как эффективность автономного освещения и сигнализации в условиях роста автомобилизации и возрастающей роли автомобильных перевозок по существу определяет безопасность дорожного движения в темное время суток.
Техническое обеспечение современного светораспределения систем освещения и сигнализации представляет собой достаточно сложную компромиссную задачу. Сложность задачи заключается в том, что для обеспечения безопасности и рентабельности перевозок в ночное время суток, т. е. перевозок с достаточно большими скоростями, необходимо при относительно малой мощности источников света (максимально 90 Вт) с низкой, ограниченных мощностью современных автомобильных источников питания (аккумуляторов, генераторов), добиваться не только большой силы света, но и распределять световой пучок неравномерно.
При этом должны обеспечиваться необходимая дальность видимости в том или ином направлении, нужная яркость адаптации, исключение ослепления водителей встречных транспортных средств. Для системы сигнализации необходимо обеспечение равномерной яркости, комфортности восприятия и полноты световой информации о режиме движения и маневре.
Назначение:
Приборов освещения - освещение пути следования автомобиля, частей автомобиля (салона, багажника, подкапотного пространства КИП и т.д.).
Приборов сигнализации - передача информации об автомобиле другим участникам движения (о маневрах, торможении, движении задним ходом и т.д.)
Устройство приборов:
Фары (рис.1) ГАЗ-3307 круглые, состоят из корпуса, оптического элемента (рассеиватель и отражатель), двухнитевой лампы, патрона, ободка, регулировочных винтов. Рассеиватель обеспечивает правильное направление пучка света, поэтому ставится в определенном положении, имеется надпись «верх». Нижняя нить лампы 45 Вт расположена в фокусе отражателя, верхняя 40; дает направленный вниз ближний свет. Регулировочные винт служит для регулирования пучка света в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Рис.1 Фара
Рис.2 Световые пятна на дороге при ближнем свете фар
Лампы (рис.3) обычные с разряжением в колбе, галогенные (внутри газ неон) для противотуманных фар и для фар головного света, без экрана и с экраном перед нитью ближнего света для уменьшения ослепления водителей встречных автомобилей. Световое пятно на дороге выглядит так (рис.2, а). Это «Европейская» система. В «Американской» системе светораспределение ближнего б).
Рис.3 Автомобильные лампы накаливания:
а - для фар головного освещения с европейской асимметричной системой светораспределения;
б - галогенная категория Н1; е - галогенная категория НЗ; г – галогенная категория Н4;
д -двухнитевая штифтовая; е - однонитевая штифтовая; ж - пальчиковая; з - софитная;
1 - колба; 2 – нить дальнего света; 3 - нить ближнего света; 4 - экран; 5 – фокусирующий фланец; 6 - выводы; 7- цоколь
Квадратные фары (рис.4). На рис. 4 изображена типовая конструкция прямоугольной фары. В корпусе 2, выполненном из пластмассы, закреплен винтами через ободок рассеиватель 1. (В других вариантах рассеиватель к корпусу может приклеиваться, поджиматься плоскими пружинами; или хомутами.) Отражатель 3 смонтирован внутри корпуса подвижно на трех опорных шаровых шарнирах 10.
Шаровой шарнир 4 является неподвижной опорой. Поворот отражателя в горизонтальной плоскости обеспечивается вращением винта 6, перемещающего шарнир 7; отражатель при этом поворачивается вокруг вертикальной оси, проходящей через центры шарниров 4 и 5. Крайние положения отражателя показаны на рис. 4 штриховой линией.
Рис.4 Устройство прямоугольной фары
Регулировка наклона светового пучка фазы осуществляется двумя винтами 8 и 9. Начальная (установочная) регулировка производится винтом 9; отражатель при этом поворачивается вокруг горизонтальной оси, проходящей через центры шарниров 4 и 7. Корректировка угла наклона светового пучка фазы (например, при изменении нагрузки автомобиля), т.е. изменение положения пучка в вертикальной плоскости, осуществляется винтом 8, от которого может быть сделан привод в кабину водителя.
Блок-фары имеют двух нитевые галогенные лампы ближнего и дальнего света и лампу габаритного огня. Направление пучка света регулируется ручками. На части автомобилей для устранения влияния загруженности автомобиля на направление света фар устанавливается электрокорректор, поворотом ручки регулируется наклон светового пучка.
Противотуманные фары состоят из корпуса, рассеивателя с защитной крышкой и галогенной лампы. Световой пучок этих фар имеет резкую горизонтальную границу.
Фары головного света устанавливают в разных комбинациях: 2 фары круглые или квадратные , 4 фары (внутренние для дальнего света).
Приборы освещения и сигнализации, применяемые на автомобилях ГАЗ, показаны на рисунках 5-18.
Рис. 5 Фара 60.3711 автомобиля ГАЗ-31029 и ее электрическая схема:
1 — корпус; 2 — ручка винта регулировки направления пучка света в горизонтальной плоскости; 3 —отражатель; 4 — штекерная колодка; 5 — защитный колпак; 6 — соединительная колодка лампы; 7 — лампа головного света; 8 — ручка винта регулировки направления пучка света в вертикальной плоскости; 9 — ручка корректора направления светового пучка; 10 — лапки для крепления фары; 11 — рассеиватель; 12 — шаровая опора оптического элемента
Рис.6. Фара противотуманная 11.3743 и ее электрическая схема:
1 — винт; 2 — болт; 3 — кронштейн крепления; 4 — штекерный разъем; 5 — корпус; 6 — пружинный держатель лампы; 7 — держатель экрана; 8 — отражатель; 9 — лампа; 10 — экран; 11 — защитная крышка; 12 — рассеиватель; 13 — прокладка
Рис.7 Указатель поворота передний УП118-Л и его электрическая схема: 1 — рассеиватель; 2 — корпус; 3 — электрические выводы; 4 — винты крепления рассеивателя
Рис.8 Указатель поворота задний УП120-.Л и его электрическая схема:
1 — рассеиватель; 2 — корпус; 3 — патрон с лампой; 4 — шпилька; 5 — защитная трубка; 6 — провод с наконечником; 7 — винт; 8 — прокладка
Рис.9 Указатель поворота боковой УП140 и его электрическая схема:
1 — ободок; 2 — рассеиватель; 3 — шпилька; 4 — основание; 5 — патрон; 6 — штекер
Рис.10 Указатель поворота боковой 19.3726 и его электрическая схема:
1 — основание; 2 — патрон; 3 — штекеры; 4 — защелки; 5 — рассеиватель
Рис.11 Фонарь задний ФП120-Б и его электрическая схема:
1 — рассеиватель; 2 — корпус; 3 — штекер сигнала торможения (т); 4 — штекер габаритных огней (г); 5 — основание; 6 — болты; 7 — штекер указателя поворота (УП); 8 — штекер сигнала заднего хода (ЗХ)
Рис.12 Задний фонарь автомобилей ГАЗ-3102 иГАЗ-31029 и его электрическая схема
1 – указатель поворота (оранжевый); 2 - габаритный свет (красный); 3 – световозвращатель; 4 –сигнал торможения (красный); 5 - свет заднего хода (бесцветный); 6 - задний противотуманный свет (красный)
в
Рис.13 Фонарь освещения номерного знака ФП121-Б и его электрическая схема:
1 — рассеиватель; 2 — корпус; 3 — электрический вывод
Рис.14 Фонарь освещения номерного знака 19.3747 и его электрическая схема:
1 — корпус; 2 — рассеиватель; 3 — защелка; 4 — штекер; 5 — крышка
Рис.15 Фонарь освещения багажника ФП12 и его электрическая схема:
1 — корпус; 2 — провод; 3 — защитная трубка; 4 — колпак; 5 — патрон
Рис.16 Фонарь сигнализации открытой двери ФП146 и его электрическая схема:
1 — штекер; 2 — патрон; 3 — корпус; 4 — лампа; 5 — ободок; 6 — рассеиватель
Рис.17 Плафон 12.3714 и его электрическая схема:
1 — корпус; 2 — штекер; 3 — лампа; 4 — рассеиватель
Рис.18 Плафон ПК142 и его электрическая схема:
1 — корпус; 2 — ободок; 3 — выключатель; 4 — лампа; 5 — пружинный держатель; 6 — штеке
Устройство работа и проверка выключателей, переключателей:
- сигнала торможения (рис.19 и 20 а);
- выключателя заднего хода (рис.20 б);
- выключателя сигнализатора неисправности контуров гидропривода тормозов (рис.20 в);
- центрального переключателя света (рис.21)
Рис. 19 Выключатель сигнала торможения Рис.20а Выключатель сигнала торможения
|
К 20б
Рис.20в
Рис.20б
Окисление рабочих поверхностей контактных узлов выключателей и переключателей и попадание на них масла и грязи увеличивают переходное сопротивление в замыкаемых контактах, что вызывает увеличение сопротивления в цепи ламп и снижает их светоотдачу.
При сильном подгорании рабочих поверхностей контактов переключателей и выключателей, а также при тепловом и механическом разрушении изоляционных панелей необходимо заменить неисправные детали или весь переключатель
Проверку центрального переключателя света рассмотрим на примере переключателя типа 41.3709 автомобиля ГАЗ. Проверяют состояние клемм, панели резистора подвижного контакта и легкость перемещения штока вдоль оси. Усилие перемещения штока, определяемое динамометром, должно быть в пределах 2-4 кгс. Состояние контактов переключателя определяется контрольными лампами (рис.21). При проверке шток устанавливают поочередно в положения I и II. В положении I должны гореть лампы Г и Д, а в положении II-лампы В, Г и Д. При установке штока в I или II положение вращением по часовой стрелке устанавливают рукоятку в крайнее положение, в этом случае должна загореться лампа Б. Затем рукоятку штока вращают против часовой стрелки, при этом свечение лампы Б должно постепенно уменьшаться, и когда шток будет повернут влево до упора, лампа Б должна погаснуть, а вместо нее должна загореться лампа А.
Для определения падения напряжения на контактах переключателя его подключают по схеме приведенной на рис.22. Устанавливают реостатом ток 20 А и вольтметром замеряют падение напряжения на клеммах «1» и «2» при положении I и «1» и «4» при положении II переключателя. Допускается падение напряжения не более 0,15 В на каждой клемме переключателя. В случае большего падения напряжения переключатель выбраковывается или разбирается для устранения неисправностей.
Если переключатель разбирают, то зачищают контакты 3 (рис.23), расположенные на пластмассовой панели 2 и на контактной пластине 1. Зачистку контактов на панели до устранения рисок производят на мелкой шлифовальной шкурке, наложенной на кусок стекла, чтобы после зачистки контакты остались в одной плоскости с панелью.
Рис.21 Проверка центрального переключателя света
Рис.22 Измерение падения напряжения на контактах центрального переключателя света
Рис.23 Зачистка контактов панели центрального переключателя света
Положение рычага | Проверяемые контакты | Включаемые приборы |
Переключатель световой сигнализации 69.3709 (левый рычаг) | ||
- 49а – 49аL 49а – 49аL P – 58L 49а – 49аR 49а – 49аR Р – 58R 56 – 56b 30 – 56a 56 – 56b 56 – 56a | - Указатели левого поворота То же Стояночный свет левого борта Указатели правого поворота То же Стояночный свет правого борта Ближний свет фар Сигнализация дальним светом фар Ближний свет фар Дальний свет фар | |
Переключатель стеклоочистителей и омывателя 70.3709 (правый рычаг) | ||
1,2 | 53e – 53 53e – 50 53a – J 53a – 53 53a – 53b - 53ah – W 53ah – 53H 53a – 53H 53ah - WH | - Очиститель ветрового стекла (прерывистая работа) 1 скорость очистителя ветрового стекла 2 скорость очистителя ветрового стекла - Омыватели и очистители ветрового стекла и фар (если выключены фары) Очиститель заднего стекла То же Омыватель заднего стекла |
Коммутация клемм двухрычажного подрлевого переключателяв сборе.
Проверка переключателей типов 69.3709 и 70.3709 (автомобилей ВАЗ-2108, -2109) осуществляется по схеме, приведенной на рис.24. Устанавливая рычаг переключателя в различные положения (рис. 25) и подключая контрольную лампу к соответствующим клеммам (см. табл.1) проверяют замыкание и размыкание соответствующих контактов
Таблица 1.
Рис.24 Проверка комбинированного переключателя освещения 69.3709
Рис.25 Положение рычагов комбинированных переключателей. Штриховыми линиями показаны нефиксированные положения
Рис.26 Измерение падения напряжения на контактах переключателя освещения
Реле - прерыватель PC - 950П (ГАЗ - 3307) рис.27 включенный в электрическую цепь указателей поворота обеспечивает их работу в мигающем режиме. Реле имеет электронную схему, обеспечивающую частоту мигания 90 ± 30 миганий в минуту и исполнительное реле, которое управляет цепью питания сигнальных ламп.
Регулировка контактно-транзисторных прерывателей тока серии РС950. Для регулировки реле снимают крышку прерывателя тока и проверяют состояние контактов реле (рис. 28).
Принеобходимости контакты зачищают и регулируют зазор между якорьком и сердечником при разомкнутых контактах в пределах 0,8 мм подгибанием ограничителя 3 подъема якорька, и зазор 0,15 мм между контактами—изменением высоты стойки 4 неподвижного контакта при ослабленном винте ее крепления. При проверке работоспособности прерывателя РС950 его подключают к аккумуляторной батарее по схеме, приведенной на рис.29. Затем переключателем включают цепь для правого и левого поворота. При исправном прерывателе лампы горят в прерывистом режиме с частотой 60—120 миганий в минуту.
Выключатель аварийной сигнализации (рис.30) при включении обеспечивает работу приборов поворота правой и левой стороны одновременно.
.
Рис.27 Электрическая схема указателей поворота и аварийной сигнализации ГАЗ-3307:
1 - передний указатель поворота; 2 - боковой повторитель; 3 - реле-прерыватель; 4 - сигнализатор указателей поворота тягача; 5 - переключатель указателей поворота; 6 - выключатель аварийной сигнализации; 7 - сигнализатор аварийной сигнализации; 8 и 9 – плавкие предохранители на 8А; 10 - выключатель аварийной сигнализации; 11 - указатель тока; 12 - плавкий предохранитель на 60А; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - задний указатель поворота; 15 – выключатель аккумуляторной батареи; R1 - резистор МЛТ- 0,125 - 2,7кОм; R2 - резистор МЛТ-0,25 – 1,3кОм; R3 - резистор МЛТ-0,125 – 10кОм; R4-резистор МЛТ-0,125 - 7,5 кОм; R5 - резистор МЛТ-0,125 – 1,8 кОм; R6 и R12- резисторы МЛТ - 0,125 - 1,0 кОм; R7 - резистор МЛТ -0,25 – 1,5 кОм; R8 и R10- резисторы МЛТ - 0,25 - 240 кОм; R9 - резистор МЛТ – 0,25 -120 кОм; R11 и R14- резистор МЛТ - 0,125 -10 Ом; R13 и R15-резисторы МЛТ - 0,25 - 910 Ом; V1 и V3 – диоды КДСШ-Б; V2 - транзистор КТ-815-В; V4 - транзистор КТ-209-К; V5 - транзистор КТ-З102-Б; V6 - диод КД209-А; V7 и V8- транзисторы КТ-816-Г; К - обмотка исполнительного реле; К1,К2 и К3- обмотки с герконами КЭМ-2; С1 и С2- конденсаторы К- 73-17-250В-0,68мкФ; П - вывод к средней клемме переключателя указателей поворотов; ЛБ - вывод к переключателю указателя поворотов левого борта; КГ- вывод к контрольной лампе тягача; ЛТ - вывод к передней сигнальной лампе тягача - левый борт; ЛБ - вывод к переключателю указателя поворотов - правый борт; ЛТ - вывод к передней сигнальной лампе тягача - правый борт; ПЗ - вывод к задней сигнальной лампе тягача - левый борт; КП - вывод к контрольной лампе прицепа; ЛЛ - вывод к сигнальной лампе левого борта прицепа; ПП - вывод к сигнальной лампе правого борта прицепа; ЛЗ - вывод к задней сигнальной лампе тягача - правый борт
Рис. 28 Регулировка зазоров в электромагнитном реле прерывателей тока указателей поворота типов РС 950 и РС 951
Рис. 29 Проверка прерывателя тока РС950И, РС 950Б, РС 950Е указателей поворота
Рис. 30 Схема выключателя аварийной сигнализации и проверка его с помощью ламп:
1, 3, 4 – контрольные лампы; 2 – выключатель аварийной сигнализации; 5 – аккумуляторная батарея
Проверка и регулировка фар автомобиля. Операция наиболее просто выполняется с помощью экрана. Для этого необходимо иметь ровную горизонтальную площадку для установки автомобиля и специальный экран с нанесенными на нем ориентирами — вертикальными 3 (рис.31) и горизонтальными 2 линиями, определяющими центры световых пятен фар. Линия 1 наносится на высоте центров оптических элементов фар. Ориентиры можно начертить на стене помещения. Средняя линия 0—0 экрана должна совпадать с осевой линией пола помещения. Последнюю наносят на полу краской или размечают рейкой перпендикулярно экрану.
Для регулировки фар автомобиль следует установить на площадку перед экраном (рис.32,33) на определенном расстоянии стекол фар до экрана; при этом продольная ось симметрии автомобиля должна совпадать с осевой линией пола помещения. Разметку экрана можно провести по табл. 2 и рис.31
Рис. 31 Разметка экрана для регулировки главных фар при двухфарной (а) и четырехфарной системе (б), а также для регулировки противотумах фар (в)
Данные для разметки экрана для регулировки фар, таблица 2
Автомобили | Размеры, мм | |||||
Расстояние от фар до экрана L | А* | Б | В | Г | Д* | |
ВАЗ-2105, -2107 ВАЗ-2103, -2106 ВАЗ-2121 ВАЗ-2108, -2109 КамАЗ Все автомобили при регулировке противотуманных фар | 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 5 000 | Измеряется от центра оптического элемента фары до пола | - - | - - - - - | Половина расстояния между центрами оптических элементов фар | |
*Размер А равен расстоянию от центра оптического элемента фары до пола. Размер Д равен половине расстояния между центрами оптических элементов фар. Следует также иметь в виду, что в связи с применением различных типов фар и их оптических элементов, а также возможным изменением места расположения фар на автомобилях при регулировке направления световых лучей фар необходимо пользоваться данными, приведенными в заводской инструкции по эксплуатации автомобиля. |
В двухфарной асимметричной европейской системе освещения регулировку фар производят по ближнему свету. Для этого снимают ободки фар, включают ближний свет и закрывают одну фару светонепроницаемым чехлом. С помощью регулировочных винтов 1 и 2 (рис.34, 35) соответственно вертикальной и горизонтальной регулировок устанавливают оптический элемент так, чтобы горизонтальная линия светотеневой границы совпадала с линией 2 (см. рис. 31, а), а наклонная под углом 15° линия светотеневой границы исходила из точки пересечения линии 2 с вертикальной линией 3. После достижения требуемого расположения светового пучка лучей регулируемой фары производят такие же операции по регулировке другой фары. В прямоугольных блок-фарах автомобилей ВАЗ-2108 направление световых пучков лучей в вертикальной плоскости изменяют ручкой 2 (рис.36), а в горизонтальной — ручкой 1. При этом ручку 3 корректировки направления световых пучков в зависимости от нагрузки автомобиля и ручку гидрокорректора (автомобили ВАЗ-2105, -2108, -2109 и др.) следует повернуть против часовой стрелки до упора.
Направление световых лучей ближнего света в четырехфарной системе освещения (см. рис. 31, б) регулируется аналогично двухфарной системе.
При регулировке «дальнего» света внутренних фар в четырехфарной системе затемняют внешние фары и одну внутреннюю. Затем регулировочными винтами добиваются совпадения центра овального светового пятна с точкой пересечения горизонтальной 5 и вертикальной 4 линий экрана. После этого регулируют другую внутреннюю фару: Фары американской системы светораспределения (автомобили старых марок) регулируются по дальнему свету (см. рис.33).
Регулировка противотуманных фар. При регулировке противотуманных фар верхние границы световых пятен должны находиться на линии 2(см. рис.31, в), а центры световых пятен — на линиях 3.
Для регулировки противотуманных фар отвертывают на 1—2 оборота гайку крепления фары и, поворачивая ее на кронштейне, устанавливают правильное положение светового пятна. После затяжки проверяют правильность регулировки.
Рис. 37 Схема включения светотехнических приборов при помощи центрального переключателя света
Рис.38 Схема соединения фар автомобилей ГАЗ-3307, -3309: 1 – фара; 2 – спидометр; 3 – сигнальная лампа дальнего света; 4 – центральный переключатель света; 5 – амперметр; 6 – контакт стартера; 7 – переключатель света фар; 8 –верхний блок предохранителей
Рис.39 Схема соединения приборов наружного освещения автомобилей ГАЗ-3307, -3309: 1 – передний габаритный фонарь; 2 – центральный переключатель света; 3 – задний габаритный фонарь; 4 – разъем прицепа; 5 – штекерная колодка; 6 – контрольная лампа габаритного света; 7 – блок контрольных ламп; 8 – верхний блок предохранителей; 9 – амперметр; 10 – контакт стартера
Рис.40 Схемы соединения указателей поворота: а - ГАЗ-3307, б - ГАЗ-3309; 1 – передний указатель поворота; 2 – боковые указатели поворота; 3 – выключатель зажигания; 4 – задние указатели поворота; 5 – нижний блок предохранителей; 6 – выключатель аварийной сигнализации; 7 – прерыватель указателей поворота; 8 – соединительная колодка; 9 – штекерная колодка; 10 – блок контрольных ламп; 11 – контрольная лампа указателей поворота; 12 – переключатель указателей поворота
Рис.41 Схемы соединения приборов аварийной сигнализации: а - ГАЗ-3307; б - ГАЗ-3309; 1 – передний указатель поворота; 2 – соединительная колодка; 3 – боковой указатель поворота; 4 – нижний блок предохранителей; 5 – контакт амперметра; 6 – выключатель аварийной сигнализации; 7 – выключатель зажигания; 8 – прерыватель указателей поворота; 9 – контрольная лампа указателей поворота; 10 – штекерная колодка; 11 – задние указатели поворота; 12 – блок контрольных ламп
Рис.42 Схема системы освещения и световой сигнализации автомобиля ВАЗ-2121:
1 – подфарники; 2 – боковые указатели поворота; 3 – выключатель освещения приборов; 4 – контрольная лампа включения габаритных огней; 5 – лампа освещения спидометра; 6 – контрольная лампа указателей поворота; 7 – контрольная лампа дальнего света фар; 8 – реле включения ближнего света фар; 9 – переключатель поворота и света фар; 10 – выключатель зажигания; 11 – аккумуляторная батарея; 12 – плафон; 13 – задние фонари; 14 – фары; 15 – блоки предохранителей; 16 – реле включения дальнего света фар; 17 – выключатель освещения; 18 – генератор; 19 – дверные выключатели плафона; 20 – фонарь освещения номерного знака; 21 – прерыватель тока указателей поворота; 22 – выключатель аварийной сигнализации; 23 – выключатель света заднего хода; 24 – выключатель стоп-сигнала
Рис.43 Схема наружного освещения автомобилей ВАЗ-2108, -2109:
1 – лампы габаритного света в блок-фарах; 2 – подкапотная лампа; 3 – выключатель зажигания; 4 – выключатель освещения приборов; 5 – контрольная лампа наружного освещения; 6 – лампы габаритного света в задних фонарях; 7 – фонари освещения номерного знака; 8 – переключатель наружного освещения; 9 – перемычки на месте установки реле контроля ламп; 10 – выключатель подкапотной лампы
Рис.44 Схема световой сигнализации автомобилей ВАЗ-2108, -2109:
1 – лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 – боковые повторители поворотов; 3 – выключатель зажигания; 4 – контрольная лампа указателей поворота; 5 – контрольная лампа аварийной сигнализации; 7 – лампы указателей поворота в задних фонарях; 8 – переключатель наружного освещения; 9 – прерыватель указателей поворота
Рис. 45 Схема включения фар и противотуманного света автомобилей ВАЗ-2108, -2109:
1 – лампа головного освещения; 2 – реле включения дальнего света фар; 3 – контрольная лампа дальнего света; 4 – контрольная лампа противотуманного света; 5 – выключатель наружного освещения; 6 – лампы противотуманного света в задних фонарях; 7 – переключатель света фар; 8 – выключатель зажигания; 9 – выключатель противотуманного света; 10 – реле включения ближнего света фар
Читать обязательно, если по рисункам (расположены ниже) информации не достаточно ВАЗ 2108, 2109 стр. 45 – 62
Рис. 51. Блок-фара.1 — рефлектор; 2 — нижняя опора рефлектора; 3 — ограничитель щетки очистителя; 4 — нижний держатель рефлектора; 5 — рассеиватель фары; 6 — рассеиватель указателя поворота; 7 — лампа А12-21-3; 8 — нить ближнего света; 9 — экран нити ближнего света; 10 — нить дальнего света: 11 — верхний держатель рефлектора; 12 — стяжная пружина; 13 — рычаг; 14 — возвратная пружина рычага; 15 — винт вертикальной регулировки света фары; 16 — заглушка, устанавливаемая вместо рабочего цилиндра гидрокорректора: 17 — кожух фары; 18 — лампа АКГ 12-60+55; 19 — экран; 20 — лампа А12-4; 21 — винт горизонтальной регулировки света фары; 22 — шпилька крепления блок-фары; 23 — корпус фары. | ||
Рис. 52. Гидрокорректор фар.1 — корпус рабочего цилиндра; 2 — чехол; 3 — втулка; 4 — шток рабочего цилиндра; 5 — манжета; 6 — корпус главного цилиндра гидрокорректора; 7 — трубки, соединяющие главный цилиндр с рабочими; 8 — двойной поршень; 9 — приводной винт; 10 — рукоятка; 11 — насадка; 12 — крышка. |
Рис. 53. Схема работы гидрокорректора фар.а — автомобиль с одним водителем; б — автомобиль с водителем и грузом; 1 — верхний держатель рефлектора; 2 — рычаг; 3 — возвратная пружина рычага; 4 — винт вертикальной регулировки света фары; 5 — шток рабочего цилиндра гидрокорректора; 6 — рефлектор; 7 — нижняя опора рефлектора. |
Рис. 54. Схема включения фар и противотуманного света.1 — блок-фары; 2 — монтажный блок; 3 — выключатель зажигания; 4 — переключатель наружного освещения; 5 — задние фонари; 6 — переключатель света фар; 7 — предохранитель цепи заднего противотуманного света; 8 — выключатель заднего противотуманного света; 9 — комбинация приборов с контрольными лампами дальнего света фар (справа) и заднего противотуманного света (слева); К5 — реле включения дальнего света фар; К11 — реле включения ближнего света фар. А — вид на штекерный разъем блок-фары; а — штекер ближнего света; б — штекер дальнего света; в — штекер габаритного света; г — штекер массы. Б — к клемме «30» генератора. |
Рис. 55. Схема включения противотуманных фар.1 — противотуманные фары; 2 — реле включения противотуманных фар; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — переключатель наружного освещения; 6 — контрольная лампа включения противотуманных фар; 7 — выключатель противотуманных фар с лампой подсветки; А — к клемме «30» генератора; Б — к выключателю освещения приборов. |
Рис. 56. Схема регулировки света фар. |
Рис. 57. Схема регулировки противотуманных фар |
Текст в таблице до заголовка «Реле включения фар» не читать
Рис. 60. Реле включения фар.1 — основание реле; 2 — катушка; 3 —ярмо; 4 — якорь реле. |
Рис. 61. Схема включения наружного освещения с фрагментом (а) схемы соединений системы стояночного света (для автомобилей выпуска до 1988 г.).1 — выключатель подкапотной лампы; 2 — блок-фары с лампами габаритного света; 3 — подкапотная лампа; 4 — монтажный блок; 5 — переключатель наружного освещения; 6 — переключатель стояночного света в подрулевом переключателе; 7 — комбинация приборов с контрольной лампой наружного освещения; 8 — задние фонари с лампами габаритного света; 9 — фонари освещения номерного знака; 10 — выключатель освещения приборов; 11 — выключатель зажигания; 12 — контактные перемычки на месте установки реле контроля исправности ламп; А— к клемме «INT» выключателя зажигания; Б — к клемме «Р» выключателя зажигания; В — к штекеру «6» колодки Ш1 монтажного блока; Г — к лампам освещения приборов и к лампам подсветки табло и выключателей. |
Рис. 62. Схема включения света заднего хода, внутреннего освещения и стоп-сигнала.1 — выключатель света заднего хода; 2 — монтажный блок; 3 — ре-з зажигания; 4 — выключатель зажигания; 5 — выключатели плафона, расположенные в стойках передних дверей; 6 — выключатели плафона, расположенные в дойках задних дверей; 7 — задние фонари с лампами света заднего хода и стоп-сигнала; 8 — плафон освещения салона; 9 — плафон индивидуального освещения салона; 10 — выключатель-стоп-сигнала; 11 — контактная перемычка на месте установки реле контроля исправности ламп; А — к клемме «30» генератора. | |
Рис. 63. Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализации.1 — блок-фары с передними указателями поворота; 2 — боковые указатели поворота; 3 — монтажный блок; 4 — реле зажигания; 5 — выключатель зажигания; 6 — комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота (вверху) и аварийной сигнализации (внизу); 7 — задние фонари; 8 — выключатель аварийной сигнализации; 9 — переключатель указателей поворота в подру-левом переключателе; К2 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; А — к клемме «30» генератора; Б — выводы печатной платы заднего фонаря: а — к лампе габаритного света; б — к лампе противотуманного света; в — к лампе указателя поворота; г — к лампе света заднего хода; д — на массу; е — к лампе стоп-сигнала. | |
Назначение
Система освещения и световой сигнализации предназначена для освещения дороги, передачи информации о габаритных размерах автомобиля, предполагаемом или совершаемом маневре, для освещения номерного знака, кабины, салона, контрольно-измерительных приборов, багажника, подкапотного пространства и т.д. От состояния и характеристик световых приборов зависит безопасность движения автомобилей, особенно в темное время суток.
Большую часть информации о дорожной обстановке и состоянии автомобиля водитель получает через органы зрения. Безопасность движения зависит от видимости объектов на дороге, которая, в свою очередь, определяется интенсивностью освещения, типом и состоянием дорожного покрытия, характеристиками органов зрения водителя и объектов на дороге. Автомобильные световые приборы должны обеспечивать хорошую видимость и необходимую информативность в широком диапазоне расстояний и в различных погодных условиях, не вызывая ослепления водителей в темное время суток. С наступлением темноты видимость дороги и предметов на ней ухудшается вследствие недостаточной или неравномерной их освещенности. Видимость ухудшается также во время тумана, дождя, снегопада или пылевой бури, при уменьшении прозрачности лобового стекла, а также с увеличением расстояния до объекта. При движении в условиях ограниченной видимости увеличивается вероятность дорожно-транспортного происшествия. От дальности видимости зависит допустимая скорость движения автомобиля. Безопасность движения обеспечивается в том случае, если дальность видимости дороги превышает остановочный путь.
Зрительная работа водителя сложнее ночью при освещении дороги фарами. В темное время суток ограничено время обнаружения объектов на дороге, так как в поле зрения водителя они появляются на расстояниях, определяемых дальностью освещения дороги. Поле зрения водителя ограничено углом рассеяния света фар. При попадании в глаза водителя света фар встречного автомобиля или фонарей впереди идущего транспортного средства возможно как ослепление, так и ощущение дискомфорта. Дискомфорт становится ощутимее при увеличении яркости фар, фонарей и их угловых размеров. Особенно тяжелые условия работы глаз водителя возникают при переключении света фар и при колебаниях светового пучка фар автомобиля, движущегося по неровной дороге.
Органы зрения обладают избирательной способностью к отдельным диапазоном видимого спектра. Наибольшую спектральную чувствительность глаз человека проявляет к излучению с длиной волны 555 нм (нанометр), (желто-зеленый цвет).
Классификация
Передние огни и фары.
Фара — электрический светотехнический прибор, используемый на транспортном средстве и применяющийся для освещения дороги. На специальной технике может использоваться для освещения места проведения работ. Обычно фара размещается спереди транспортного средства, на специальной технике может быть и сзади, а также иметь поворотный механизм. Каждое транспортное средство должно иметь не менее 1 пары фар установленных симметрично относительно продольной оси транспортного средства.
Ближний свет.
Фары ближнего света применяются для освещения части обочины и дорожного полотна ограниченной площади. Световой пучок фар ближнего света распространяется вниз и в противоположную сторону от встречного потока. Ближний свет может быть представлен отдельной фарой, блок - фарой или дополнительной нитью накала двунитевой лампы в зависимости от конструкции автомобиля. Создаваемый фарой ближний свет не слепит встречных водителей, благодаря чему включение этих фар используется при разъезде автомобилей. Использование только ближнего света на больших скоростях движения автомоб