Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов
Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.
Транспортировка осуществляется в два этапа:
· железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы;
· автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.
Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.
В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающие требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое - в г. Аскиз, второе - в г. Минусинске.
В регионе имеются две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
В регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы. На участке Абаза - Улан-Гом перевозка осуществляется силами аскизского АТП. На участке Улан-Гом - Тес-Сомон работает внутренний транспорт Монголии.
Возможные варианты схем транспортировки приведены в таблице.
Таблица 1
Показатель | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Перевалка | Через нефтебазу Абазы | Через нефтебазу Минусинска | Через нефтебазу Минусинска |
Перевозчик | Аскизское АТП | Аскизское АТП | Минусинское АТП |
Маршрут | Абаза – Улан-Гом – Тэс-Сомон | Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон | Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон |
Тарифы за транспортировку нефтепродуктов, долл./ткм:
§ Аскизское АТП – 0,060;
§ Минусинское АТП – 0,064;
§ внутренний тариф на перевозки в Монголии – 0,090.
Тарифная стоимость перевалкинефтепродуктов, долл./т:
§ Абазинская нефтебаза – 7;
§ Минусинская нефтебаза – 10.
Тариф за подачу транспорта к месту погрузки 0,2 долл./км, при этом учитывать месторасположение транспортных предприятий и нефтебаз. Грузоподъемность автомобиля принять из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т.
Задачу решить, выполнив следующие пункты:
1. Выбрать для реализации вариант схемы нефтепродуктов, отвечающий критерию минимума полных затрат (стоимость транспортировки нефтепродуктов, подачи транспортных средств под погрузку, перевалки нефтепродуктов на нефтебазах).
2. Сопоставить размер затрат по оптимальному варианту с базовым вариантом транспортировки нефтепродуктов, сформулировать вывод.
Условные обозначения:
- автотранспортное предприятие;
- нефтехранилище;
- автомобильные дороги;
- железные дороги.
Рис. 1. Схема расположения транспортных предприятий и нефтебаз.
Решение:
1.Расчет стоимости транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.
Вариант 1: расстояние - 523 км от Абаза до Улан-Гом
523*0,06*21 000 = 658 980 долл.
260 км перевозка по Монголии 260*0,09*21 000 = 491 400 долл.
658 980 + 491 400 = 1 150 380 долл.
Вариант 2: расстояние - 714 км
714*0,06*21 000 = 899 640 долл.
Вариант 3: расстояние - 714 км
714*0,064*21 000 = 959 616 км
2. Расчет стоимости подачи транспортных средств по погрузку
21 000 / 15 = 1400 - количество рейсов
Вариант 1: 2*1400*86 = 24 080 долл.
Вариант 2: 2*1400*104 = 29 120 долл.
3. Рассчитаем стоимости перевалки нефтепродуктов на нефтебазах
Вариант 1: 7*21 000 = 147 000 долл.
Вариант 2: 10*21 000 = 210 000 долл.
Вариант 3: 10*21 000 = 210 000 долл.
Расчет полных затрат по схемам транспортировки нефтепродуктов
№ п/п | Наименование показателя | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |
Стоимость транспортировки нефтепродуктов | 1 150 380 | 899 640 | 959 616 | ||
Стоимость подачи транспортного средства под погрузку | 24 080 | 29 120 | - | ||
Стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазе | 147 000 | 210 000 | 210 000 | ||
ИТОГО затрат | 1 321 460 | 1 138 760 | 1 169 616 |
Вывод.
Для реализации схемы нефтепродуктов вариант 2 отвечает критерию минимума полных затрат, т.е. он наиболее оптимальный.
Выбранный вариант схемы реализации нефтепродуктов экономичнее базового. Самый невыгодный - вариант 3, т.к., несмотря на то, что нет необходимости подачи транспортного средства под погрузку, здесь высокая стоимость транспортировки нефтепродуктов и перевалки на нефтебазе. В схеме, представленной в варианте 2, повышенные расходы на подачу транспортного средства под погрузку и на перевалку нефтепродуктов на нефтебазе, но самая низкая стоимость транспортировки, что в целом по системе приводит к экономии.
Список используемой литературы.
1. Белокопытов М.В., Чулкова Г.В. Логистика. Ч.1. Основы теории логистики: учебное пособие [Текст]. – Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2016. – 68 с.
2. Логистика в примерах и задачах : учеб. пособие / В.С. Лукинский - М.: Финансы и статистика, 2014. – 288 с.
3. Ворожейкина, Т.М. Логистика в АПК: учеб. пособие. - М.: КолосС, 2007. 184 с.
4. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: учебник/ В.И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 608 с.
5.Степанов В.И. Логистика. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2015. - 488с.
6.www.mcx.ru - сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.