Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов

Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.

Транспортировка осуществляется в два этапа:

· железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы;

· автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.

Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.

В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающие требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое - в г. Аскиз, второе - в г. Минусинске.

В регионе имеются две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.

В регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы. На участке Абаза - Улан-Гом перевозка осуществляется силами аскизского АТП. На участке Улан-Гом - Тес-Сомон работает внутренний транспорт Монголии.

Возможные варианты схем транспортировки приведены в таблице.

Таблица 1

Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Перевалка Через нефтебазу Абазы Через нефтебазу Минусинска Через нефтебазу Минусинска
Перевозчик Аскизское АТП Аскизское АТП Минусинское АТП
Маршрут Абаза – Улан-Гом – Тэс-Сомон Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон Минусинск – Кызыл – Тэс-Сомон

Тарифы за транспортировку нефтепродуктов, долл./ткм:

§ Аскизское АТП – 0,060;

§ Минусинское АТП – 0,064;

§ внутренний тариф на перевозки в Монголии – 0,090.

Тарифная стоимость перевалкинефтепродуктов, долл./т:

§ Абазинская нефтебаза – 7;

§ Минусинская нефтебаза – 10.

Тариф за подачу транспорта к месту погрузки 0,2 долл./км, при этом учитывать месторасположение транспортных предприятий и нефтебаз. Грузоподъемность автомобиля принять из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т.

Задачу решить, выполнив следующие пункты:

1. Выбрать для реализации вариант схемы нефтепродуктов, отвечающий критерию минимума полных затрат (стоимость транспортировки нефтепродуктов, подачи транспортных средств под погрузку, перевалки нефтепродуктов на нефтебазах).

2. Сопоставить размер затрат по оптимальному варианту с базовым вариантом транспортировки нефтепродуктов, сформулировать вывод.

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов - student2.ru

Условные обозначения:

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов - student2.ru - автотранспортное предприятие;

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов - student2.ru - нефтехранилище;

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов - student2.ru - автомобильные дороги;

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов - student2.ru - железные дороги.

Рис. 1. Схема расположения транспортных предприятий и нефтебаз.

Решение:

1.Расчет стоимости транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.

Вариант 1: расстояние - 523 км от Абаза до Улан-Гом

523*0,06*21 000 = 658 980 долл.

260 км перевозка по Монголии 260*0,09*21 000 = 491 400 долл.

658 980 + 491 400 = 1 150 380 долл.

Вариант 2: расстояние - 714 км

714*0,06*21 000 = 899 640 долл.

Вариант 3: расстояние - 714 км

714*0,064*21 000 = 959 616 км

2. Расчет стоимости подачи транспортных средств по погрузку

21 000 / 15 = 1400 - количество рейсов

Вариант 1: 2*1400*86 = 24 080 долл.

Вариант 2: 2*1400*104 = 29 120 долл.

3. Рассчитаем стоимости перевалки нефтепродуктов на нефтебазах

Вариант 1: 7*21 000 = 147 000 долл.

Вариант 2: 10*21 000 = 210 000 долл.

Вариант 3: 10*21 000 = 210 000 долл.

Расчет полных затрат по схемам транспортировки нефтепродуктов

 
№ п/п Наименование показателя Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3  
Стоимость транспортировки нефтепродуктов 1 150 380 899 640 959 616  
Стоимость подачи транспортного средства под погрузку 24 080 29 120 -  
Стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазе 147 000 210 000 210 000  
ИТОГО затрат 1 321 460 1 138 760 1 169 616    

Вывод.

Для реализации схемы нефтепродуктов вариант 2 отвечает критерию минимума полных затрат, т.е. он наиболее оптимальный.

Выбранный вариант схемы реализации нефтепродуктов экономичнее базового. Самый невыгодный - вариант 3, т.к., несмотря на то, что нет необходимости подачи транспортного средства под погрузку, здесь высокая стоимость транспортировки нефтепродуктов и перевалки на нефтебазе. В схеме, представленной в варианте 2, повышенные расходы на подачу транспортного средства под погрузку и на перевалку нефтепродуктов на нефтебазе, но самая низкая стоимость транспортировки, что в целом по системе приводит к экономии.

Список используемой литературы.

1. Белокопытов М.В., Чулкова Г.В. Логистика. Ч.1. Основы теории логистики: учебное пособие [Текст]. – Смоленск: ФГБОУ ВО Смоленская ГСХА, 2016. – 68 с.

2. Логистика в примерах и задачах : учеб. пособие / В.С. Лукинский - М.: Финансы и статистика, 2014. – 288 с.

3. Ворожейкина, Т.М. Логистика в АПК: учеб. пособие. - М.: КолосС, 2007. 184 с.

4. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: учебник/ В.И. Сергеев. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 608 с.

5.Степанов В.И. Логистика. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2015. - 488с.

6.www.mcx.ru - сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Наши рекомендации