Кинематика и динамика кровошипно-шатунного механизма двигателя
Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя
Расчет кинематики кривошипно-шатунного механизма сводится к определению пути, скорости и ускорения поршня. При этом принимается, что коленчатый вал вращается с постоянной угловой скоростью ω (в действительности за счет постоянно изменяющихся газовых нагрузок на поршень и деформации коленчатого вала ω ≠ const). Это допущение позволяет рассматривать все кинематические величины в виде функциональной зависимости от угла поворота коленчатого вала φ, который при ω = const пропорционален времени.
Перемещение поршня определяется зависимостью:
где – радиус кривошипа,
- отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
Принимаем
– длина шатуна, мм.
Например,
Скорость поршня вычисляется по формуле:
где - угловая частота вращения КВ, мин-1.
Например,
Ускорение поршня вычисляется по формуле:
Результаты кинематического расчета приведены в таблице 7.
Таблица 7. Кинематические параметры ДВС
φ, градусы | Vx , м/с | jx , м/с2 | Sx , мм |
0,00 | 19465,22 | 0,00 | |
16,91 | 15972,10 | -7,32 | |
26,84 | 7314,85 | -26,19 | |
27,14 | -2414,26 | -49,32 | |
20,17 | -9721,40 | -69,38 | |
10,24 | -13535,16 | -82,13 | |
0,03 | -14609,55 | -86,40 | |
-10,18 | -13548,90 | -82,18 | |
-20,11 | -7316,24 | -69,49 | |
-27,11 | -9754,98 | -49,46 | |
-26,87 | 2468,50 | -26,33 | |
-16,99 | 7254,44 | -7,41 | |
-0,11 | 15931,49 | 0,00 |
По полученным данным строятся кривые хода скорости и ускорения поршня. На чертежах кривые изображаются в соответствующем масштабе (лист 1 графической части).
2.7.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма
Силы давления газов.
Индикаторную диаграмму, полученную в тепловом расчете, развертываем по углу поворота кривошипа по методу Брикса. Поправка Брикса составит
где Ms – масштаб хода поршня на индикаторной диаграмме.
Приведение масс частей КШМ.
По характеру движения массы деталей кривошипно-шатунного механизма разделяют на движущиеся возвратно-поступательно (поршневая группа и верхняя головка шатуна); совершающие вращательное движение (коленчатый вал и нижняя головка шатуна) и совершающие сложное плоскопараллельное движение (стержень шатуна).
Для упрощения динамического расчета действительный кривошипно-шатунный механизм заменяется динамически эквивалентной системой сосредоточенных масс. Используя табличные данные для конструктивных масс поршневой группы, шатуна, коленчатого вала и применяя метод интерполяции, принимаем:
масса поршневой группы (поршень из алюминиевого сплава)
масса шатуна (принимаем стальной кованый шатун)
масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов (выбираем стальной кованый вал)
Масса шатуна, сосредоточенная на оси поршневого пальца:
Масса шатуна, сосредоточенная на оси кривошипа:
Массы, совершающие возвратно-поступательное движение:
Массы, совершающие вращательное движение:
!!!!!Удельные и полные силы инерции.
Используя данные кинематического расчета и рассчитанные значения масс, подсчитываем значения сил, действующих на КШМ.
Значения берутся из индикаторной диаграммы, aсила инерции Pjопределяется из формулы, кН:
Центробежная сила инерции вращающихся масс, кН:
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна, кН:
Центробежная сила инерции вращающихся масс кривошипа, кН:
Удельная сила, сосредоточенная на оси поршневого пальца, МПа:
.
Удельная нормальная сила, МПа:
.
Значения определяют по [4].
Удельная сила, действующая вдоль шатуна, МПа:
.
Удельная сила, действующая по радиусу кривошипа, МПа:
.
Удельная тангенциальная сила, МПа:
.
Полная тангенциальная сила, кН:
.
Таблица 9. – Результаты динамического расчета кривошипно-шатунного механизма ДВС
j, м/с2 | рj,Мпа | р, Мпа | tgβ | 1/cosβ | Рк, Мпа | Рт, Мпа | Т, кН | Мкр.ц,Нм | ||||||
-0,018 | 19465,22 | -2,676 | -2,694 | 0,000 | -2,694 | -2,694 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |||||
-0,015 | 15972,10 | -2,196 | -2,211 | 0,144 | -0,318 | 1,01 | -2,233 | 0,794 | -1,756 | 0,625 | -1,382 | -15,622 | -674,865 | |
-0,015 | 7314,85 | -1,006 | -1,021 | 0,253 | -0,258 | 1,031 | -1,052 | 0,281 | -0,287 | 0,993 | -1,014 | -11,458 | -494,996 | |
-0,015 | -2414,26 | 0,332 | 0,317 | 0,295 | 0,094 | 1,042 | 0,330 | -0,295 | -0,094 | 0,317 | 3,583 | 154,782 | ||
-0,015 | -9721,40 | 1,337 | 1,322 | 0,253 | 0,334 | 1,031 | 1,363 | -0,719 | -0,950 | 0,739 | 0,977 | 11,041 | 476,970 | |
-0,015 | -13535,16 | 1,861 | 1,846 | 0,144 | 0,266 | 1,01 | 1,865 | -0,938 | -1,732 | 0,376 | 0,694 | 7,846 | 338,965 | |
-0,015 | -14609,55 | 2,009 | 1,994 | 0,000 | 1,994 | -1 | -1,994 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | ||||
-0,015 | -13548,90 | 1,863 | 1,848 | -0,144 | -0,266 | 1,01 | 1,866 | -0,938 | -1,733 | -0,376 | -0,695 | -7,854 | -339,312 | |
0,012 | -9754,98 | 1,341 | 1,353 | -0,253 | -0,342 | 1,031 | 1,395 | -0,719 | -0,973 | -0,739 | -1,000 | -11,306 | -488,405 | |
0,068 | -2468,50 | 0,339 | 0,408 | -0,295 | -0,120 | 1,042 | 0,425 | -0,295 | -0,120 | -1 | -0,408 | -4,611 | -199,175 | |
0,238 | 7254,44 | -0,997 | -0,759 | -0,253 | 0,192 | 1,031 | -0,783 | 0,281 | -0,213 | -0,993 | 0,754 | 8,524 | 368,252 | |
0,877 | 15931,49 | -2,191 | -1,314 | -0,144 | 0,189 | 1,01 | -1,327 | 0,794 | -1,043 | -0,625 | 0,821 | 9,281 | 400,927 | |
2,142 | 19465,08 | -2,676 | -0,535 | 0,000 | -0,535 | -0,535 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | |||||
7,255 | 19074,95 | -2,623 | 4,632 | 0,047 | 0,218 | 1,001 | 4,637 | 0,977 | 4,525 | 0,22 | 1,019 | 11,519 | 497,622 | |
3,786 | 16012,52 | -2,202 | 1,584 | 0,144 | 0,228 | 1,01 | 1,600 | 0,794 | 1,258 | 0,625 | 0,990 | 11,194 | 483,574 | |
1,366 | 7375,21 | -1,014 | 0,351 | 0,253 | 0,089 | 1,031 | 0,362 | 0,281 | 0,099 | 0,993 | 0,349 | 3,945 | 170,409 | |
0,671 | -2359,91 | 0,324 | 0,996 | 0,295 | 0,294 | 1,042 | 1,038 | -0,295 | -0,294 | 0,996 | 11,258 | 486,349 | ||
0,430 | -9687,68 | 1,332 | 1,762 | 0,253 | 0,446 | 1,031 | 1,816 | -0,719 | -1,267 | 0,739 | 1,302 | 14,718 | 635,808 | |
0,337 | -13521,33 | 1,859 | 2,197 | 0,144 | 0,316 | 1,01 | 2,218 | -0,938 | -2,060 | 0,376 | 0,826 | 9,336 | 403,307 | |
0,219 | -14609,48 | 2,009 | 2,227 | 0,000 | 2,227 | -1 | -2,227 | 0,000 | 0,000 | 0,000 | ||||
0,117 | -13562,53 | 1,865 | 1,981 | -0,144 | -0,285 | 1,01 | 2,001 | -0,938 | -1,859 | -0,376 | -0,745 | -8,422 | -363,811 | |
0,058 | -9788,43 | 1,346 | 1,404 | -0,253 | -0,355 | 1,031 | 1,448 | -0,719 | -1,010 | -0,739 | -1,038 | -11,730 | -506,740 | |
0,018 | -2522,65 | 0,347 | 0,365 | -0,295 | -0,108 | 1,042 | 0,380 | -0,295 | -0,108 | -1 | -0,365 | -4,124 | -178,175 | |
0,018 | 7194,00 | -0,989 | -0,971 | -0,253 | 0,246 | 1,031 | -1,001 | 0,281 | -0,273 | -0,993 | 0,964 | 10,901 | 470,937 | |
0,018 | 15890,68 | -2,185 | -2,167 | -0,144 | 0,312 | 1,01 | -2,189 | 0,794 | -1,721 | -0,625 | 1,354 | 15,310 | 661,376 | |
0,018 | 19464,67 | -2,676 | -2,658 | 0,000 | -2,658 | -2,658 | 0,000 | 0,000 | 0,000 |
Среднее значение тангенциальной силы за цикл:
- по данным теплового расчета, кН:
.
- по площади, заключенной между кривой и осью абсцисс, (МПа, кН)
.
ошибка
Ошибка между значениями не должна превышать 5%.
Крутящие моменты
Крутящий момент одного цилиндра, Н∙м:
.
Период изменения крутящего момента четырехтактного двигателя с равными интервалами между вспышками:
.
Суммирование значений крутящих моментов всех четырех цилиндров двигателя осуществляется табличным методом через каждые 30º угла поворота коленчатого вала и по полученным данным строится кривая в определенном масштабе (таблица 8).
Таблица 8. Крутящие моменты в ДВС
φ, град | Цилиндры | Мкр, Нм | |||||||
1й | 2й | 3й | 4й | ||||||
φ криво-шипа, град | Мкр.ц. , Нм | φ криво-шипа, град | Мкр.ц. , Нм | φ криво-шипа, град | Мкр.ц. , Нм | φ криво-шипа, град | Мкр.ц. , Нм | ||
0,00 | 0,00 | ||||||||
-674,70 | -340,43 | 483,57 | -363,81 | -895,36 | |||||
-494,73 | -488,41 | 170,41 | -506,74 | -1319,46 | |||||
155,05 | -199,18 | 486,35 | -171,34 | 270,89 | |||||
477,17 | 368,25 | 635,81 | 477,73 | 1958,95 | |||||
339,07 | 400,93 | 403,31 | 665,65 | 1808,95 | |||||
0,00 |
Рис. 1. Кривая изменения крутящего момента ДВС
Средний крутящий момент двигателя:
по данным теплового расчета
по площади, заключенной под кривой Мкр
ошибка
Максимальный и минимальный крутящие моменты: