Производственная структура грузовой станции

ЛЕКЦИЯ № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ

Железнодорожная станция – пункт, который:

– разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки,

– обеспечивает функционирование инфраструктуры ж/д транспорта,

– имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по:

– приему, отправлению и обгону поездов;

– обслуживанию пассажиров;

– приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа,

– выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616));

Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйственными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными пред- приятиями и агропромышленными комплексами.

На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс.

Станциям принадлежит важная роль и в организации информационно-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.

Для выполнения вышеперечисленной работы железнодорожная станция должна иметь

– соответствующее путевое развитие;

– технические устройства;

– обустройства для выполнения технологических операций;

– средства водоснабжения;

– освещения и энергоснабжения;

– противопожарной безопасности;

– сигнализации, централизации, блокировки и связи;

– информатизации и автоматизированного управления;

– восстановительные и пожарные поезда (на выделенных станциях).

Все операции, выполняемые на станциях можно разделить на:

– технические, – грузовые, – пассажирские, – коммерческие

К техническим операциям относятся:

– прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск поездов всех категорий,

– маневровая работа (приц./отцепка, подачи/уборка вагонов и др.),

– сортировочная работа, формирование и расформирование поездов в соответствии с планом формирования для данной железнодорожной станции,

– техническое обслуживание составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов,

– смена локомотивов и локомотивных бригад,

– промывка/пропарка, экипировка вагонов, подготовка вагонов к погрузке.

К грузовым операциям относятся: сортировка, погрузка, выгрузка, подготовка вагонов к перевозке конкретного груза (дозирование, разравнивание, уплотнение, крепление и т.д.).

К коммерческим операциям относятся:

– прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, выдача и переадресовка грузов,

– оформление перевозочных документов (плата),

– коммерческий осмотр составов поездов и устранение коммерческих неисправностей,

– пломбирование вагонов,

– транспортно-экспедиционное обслуживание.

К пассажирским операциям относятся: обслуживание пассажиров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа и почты.

К пассажирским техническим операциям относятся: техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов, отстой пассажирских составов, ремонт пассажирских вагонов, маневровая работа с пассажирскими составам и (вагонами).

Доминирующий по объему и (или) важности характер работы железнодорожной станции обозначает тип станции.

Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям:

– пассажирская, – грузовая, – техническая, – промежуточная.

Технические станции

К техническим станциямотносятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. Основное назначение технической железнодорожной станции состоит в выполнении технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения.

В зависимости от выполняемых технических операций технические станции подразделяются на: сортировочные, участковые, предпортовые.

Основное назначение сортировочной железнодорожной станции состоит в:

– сортировке вагонов и формировании из них поездов различных категорий в соответствии с планом формирования поездов,

– выполнении операций по пропуску транзитных поездов без переработки,

– техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов,

– смена локомотивов и локомотивных бригад.

На сортировочных станциях выполняются также грузовые и пассажирские операции, по объему и значимости не превосходящие основную работу.

Основное назначение участковой[1] железнодорожной станциисостоит в:

– смене локомотивов и локомотивных бригад,

– расформировании и формировании грузовых поездов (в основном участковых и сборных),

– техн. обслуживании и коммерческом осмотре составов поездов,

– выполнении грузовых и пассажирских операций в малом объёме.

Промежуточная[2] станцияпредназначена в основном для выполнения:

– технических операций по приему, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов,

– маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам, подаче и уборке вагонов на грузовые фронты,

– грузовых, коммерческих и пассажирских операций.

Железнодорожная станция, обеспечивающая работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением видов государственного контроля, оформлением передаточной ведомости и формированием необходимых сообщений ИВЦ дороги для ведения учета передачи и номерного наличия вагонного парка, является межгосударственной передаточной станцией.

_______________________________________________________________

Все работы по техническому обслуживанию грузовых вагонов в поездах выполняются на сортировочных и участковых станциях. Поезда, прибывающие на сортировочную станцию, можно разделить на две категории — подлежащие переформированию и транзитные.

Поезда, подлежащие переформированию, прибывают в парк приема, где производится технический осмотр вагонов с целью выявления неисправностей. В парке приема осмотрщики вагонов встречают поезд и осматривают его сначала на ходу. При этом выявляются те неисправности, которые заметны при движении (ползуны на колесах, неотпущенные тормоза, волочащиеся детали).

Головная группа осмотрщиков узнает у машиниста о работе тормозов и замеченных в пути неисправностях. После разъединения соединительных рукавов между локомотивом и первым вагоном и отхода локомотива оператор включает сигналы ограждения «запрещающий въезд» на данный путь и объявляет об этом по громкой связи. Начинается осмотр состава группами по два осмотрщика с каждой стороны. Одновременно слесари по отпуску тормозов проходят вдоль состава и выпускают воздух из тормозных цилиндров и запасных резервуаров. Выявленные неисправности размечают мелом. В том числе отмечаются вагоны, подлежащие отцепочному ремонту.

В парке приема устраняются только те неисправности, которые препятствуют расформированию состава и угрожают безопасности движения при роспуске.

Получив сообщение об окончании осмотра от всех групп, оператор выключает централизованное ограждение, сообщает об этом по громкой связи и докладывает дежурному по парку или маневровому диспетчеру о готовности состава к роспуску с горки.

В сортировочном парке осмотрщики контролируют скорости соударения вагонов (не более 5 км/ч), скорости наезда отцепов на башмак (не более 16 км/ч), а также разницу высоты сцепления автосцепок (не более 100 мм). Здесь же выявляются вагоны, поврежденные при сортировке, и оформляются актом формы ВУ-25.

После формирования состава перед его подачей из сортировочного парка в парк отправления дежурный по станции сообщает оператору ПТО номер пути, количество вагонов в составе, номера головного и хвостового вагонов и время отправления поезда.

В парке отправления осмотрщики встречают и осматривают поезд сходу. После его остановки и отцепки маневрового локомотива оператор ПТО включает ограждение и объявляет о начале работ.

В парке отправления производится контрольно-технический осмотр и устраняются все неисправности, обнаруженные в парках прибытия, сортировочном и отправления. Производится полное опробование тормозов от станционных устройств или от поездного локомотива. Если полное опробование тормозов производится от станционных устройств, то после прицепа локомотива производится сокращенное опробование тормозов.

Транзитные поезда прибывают в транзитный парк, где по прибытии выполняется технический осмотр и текущий ремонт. После этого транзитный поезд отправляется.

В транзитных парках прибывающие поезда осматривают сходу и затем обрабатывают по той же технологии, как и в парке отправления.

Транзитными без переработки называют вагоны, проходящие станцию в организованных поездах, имеющих стоянки для смены локомотивов или локомотивных бригад, технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.

Транзитными с переработкой считаются вагоны, прибывающие в поездах, поступающих в расформирование, а также вагоны, отцепляемые от поездов по различным причинам.

К местным относятся вагоны, с которыми на данной станции производятся грузовые операции (погрузка, выгрузка, перегрузка, сортировка груза).

Грузовые станции

Железнодорожные пути необщего пользования – ж/д подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие ж/д подъездные пути к ж/д путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд

(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации");

Основное назначение грузовой железнодорожной станции состоит в выполнении грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами, связанных с:

– приемом к перевозке, взвешиванием, хранением, погрузкой, выгрузкой, сортировкой и выдачей грузов,

– переработкой контейнеров,

– оформлением перевозочных документов,

– формированием передаточных грузовых поездов и отправительских маршрутов,

– производством маневровой работы по подаче вагонов на погрузочно-выгрузочные фронты и их уборке,

– а также с другими техническими операциями.

При осуществлении перевозок, в зависимости от характера и требований к технологии выполнения грузовых операций, грузовые железнодорожные станции специализируются на:

– погрузочные – при массовой погрузке,

– выгрузочные – при массовой выгрузке,

– перегрузочные – при перегрузке с одного вида транспорта на другой.

Грузовые железнодорожные станции особой специализации:

– наливные железнодорожные станции, осуществляющие налив груза в цистерны.

– припортовые станции,осуществляющие непосредственное обслуживание морского или речного порта.

– перевалочные станции, осуществляющие перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи.

производственная структура грузовой станции - student2.ru

- - - - оперативное взаимодействие

производственная структура грузовой станции - student2.ru подчинение

Обязанности приемосдатчика

1 Производит списывание состава, сверяет данные, указанные в документах с данными на вагонах прибывших на станцию.

2 Проведение коммерческого осмотра прибывающих поездов и составов со специализированной вышки, при невозможности осмотра с вышки - проходом вдоль состава с двух сторон, а также с подъемом на платформу или кузов вагона. Передает информацию оператору ПТО о вагонах с коммерческими неисправностями, требующими устранения.

3 Уведомляет грузополучателей и грузоотправителей о подаче вагонов под погрузку-выгрузку, не менее чем за 2 часа до подачи, с записью в книге ГУ-2ВЦ.

4 Проверка правильности размещения и крепления груза, погруженного навалом или насыпью в соответствии с правилами размещения, крепления и перевозок грузов, а также прием к перевозке загруженных крытых вагонов.

5 Ведет книгу «Уведомления о завершения грузовой операции или возврате вагонов на выставочный путь» ф. ГУ-2а ВЦ.

6 Осматривает порожние вагоны после выгрузки, отвечает за полноту выгрузки и очистку вагонов грузополучателями.

7 Оформляет акты общей формы на задержку подачи порожних или груженых вагонов, на несохранные перевозки, грязные вагоны.

8 Участвует в проверке вагонов и грузов при наличии следов хищения.

9 Сверяет номера вагонов, тару, грузоподъемность; проверяет правильность оформления документов: проставление штемпелей опасности, написания массы груза, грузоподъемности, тары вагона, типа указанных весов, принадлежности страны собственника вагона, применения мер профилактики против смерзаемости и всех необходимых отметок. Заполняет вагонные листы.

10 Контроль и руководство работой подчиненных рабочих по приему, учету, хранению, маркировке и выдаче грузов, багажа и ручной клади.

11Накладывает запорно-пломбировочные устройства.

12 Контролирует своевременность проведения мероприятий по надзору и контролю за станционными весами и весовыми приборами грузоотправителей. Проводит контрольные взвешивания груженых вагонов на весах станции, согласно утвержденного плана.

13 Осуществление контроля за соблюдением рабочими техники безопасности и эффективного использования погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

Приемосдатчик груза и багажа должен знать:

– Правила перевозок и порядок оформления документов на перевозку грузов и багажа;

– Правила погрузки и крепления, выгрузки грузов и багажа;

– Правила пломбирования вагонов и контейнеров, крепления закруток и маркировки грузов;

– Правила приема грузов и багажа к перевозке и выдаче их получателям;

– Правила техники безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ; инструкцию по перевозке негабаритных грузов;

– Устройство грузовой части вагонов различных типов и их технические данные;

– Требования к вагонам при перевозке различных грузов;

– Государственные стандарты на упаковку;

– Основные маршруты следования грузов и багажа, схему железных дорог;

– Правила хранения грузов и багажа;

– Порядок составления коммерческих актов и актов общей формы, заявок на составление коммерческих актов;

– Устав железных дорог;

– Инструкцию по технике безопасности и т.д.

Трудоустройство

1 На период практической подготовки кандидата на должность машиниста тепловоза, приказом начальника локомотивного депо кандидат в машинисты закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы в должности машиниста тепловоза не менее 3 лет на срок не менее 3 месяцев.

Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.

2 Машинист-инструктор после завершения практической подготовки и обучения кандидата в машинисты проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку, по результатам которого выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию.

При наличии заключения психолога и положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку, положительной рекомендации машиниста-инструктора, кандидат допускается к прохождению испытаний в комиссии локомотивного депо.

Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста при назначении на работу машинистом.

3 При положительном результате испытаний машинист-инструктор, проводит с кандидатом в машинисты контрольно-инструкторские поездки (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, 1 смены на маневровой работе).

После успешного выполнения контрольно-инструкторских поездок машинист-инструктор дает заключение о допуске к самостоятельному управлению тепловозом на конкретных участках и станциях.

4 Далее начальником эксплуатационного локомотивного депо проводится индивидуальное собеседование, по результатам которого издается приказ о назначении кандидата на должность машиниста тепловоза.

Состав локомотивной бригады в целях обеспечения безопасности движения поездов и четкого взаимодействия ее работников в процессе трудовой деятельности должен быть постоянным. Персональный состав локомотивных бригад корректируется два раза в год (к летнему и зимнему графику движения поездов) с учетом деловых и моральных качеств, психологической совместимости работников, рекомендаций психолога и утверждается по представлению начальника локомотивного депо приказом заместителя начальника железной дороги по локомотивному хозяйству.

Обязанности машиниста

Машинист после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и выполнение правил его эксплуатации, сохранность инвентаря, инструмента и оборудования локомотива.

Машинист тепловоза обязан:

– знать и точно выполнять ПТЭ, инструкции, нормативные акты Министерства транспорта РФ, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад;

– при приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание.

– при ведении поезда и выполнении маневровой работы работники локомотивных бригад обязаны:

– не допускать юза и принимать меры к исключению боксования колесных пар,

– не допускать вождения поездов, скорость, масса и длина которых превышают нормы, установленные для данного участка и данной серии локомотива;

– выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемых участках и станциях;

– при выявлении неисправности на локомотиве или в составе поезда принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленное время – к освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов;

– не покидать кабину управления локомотивом.

– проходить в установленном порядке периодический и предрейсовый медицинский осмотр, инструктаж по безопасности движения поездов и технике безопасности;

Обо всех неисправностях локомотива, выявленных при их эксплуатации, производить запись в журнале формы ТУ-152.

Особая роль в оперативном управлении движением поездов и маневровой работе на станции отводится дежурному по станции (ДСП)

На начальника станционного технологического центра возлагаются руководство и контроль за исполнением операций в станционном технологическом центре (СТЦ): обработка поездной информации и перевозочных документов, контроль за правильной и своевременной обработкой документов, учетом вагонного парка и временем нахождения вагонов на станции.

Вообще, в любых организациях, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия.

Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.

Линейные связи – это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания.

Природа функциональных связей – совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.

Для нормального функционирования П необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике, должны быть гибкими (авария, сбой), а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Таким образом, оптимальная организационная структура П является одним из условий эффективной его деятельности.

При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками.

Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.

1.1.

ЛЕКЦИЯ № 4

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ГРУЗОВОЙ СТАНЦИИ

Железнодорожная станция – пункт, который:

– разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки,

– обеспечивает функционирование инфраструктуры ж/д транспорта,

– имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по:

– приему, отправлению и обгону поездов;

– обслуживанию пассажиров;

– приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа,

– выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

(статья 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616));

Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйственными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными пред- приятиями и агропромышленными комплексами.

На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс.

Станциям принадлежит важная роль и в организации информационно-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.

Для выполнения вышеперечисленной работы железнодорожная станция должна иметь

– соответствующее путевое развитие;

– технические устройства;

– обустройства для выполнения технологических операций;

– средства водоснабжения;

– освещения и энергоснабжения;

– противопожарной безопасности;

– сигнализации, централизации, блокировки и связи;

– информатизации и автоматизированного управления;

– восстановительные и пожарные поезда (на выделенных станциях).

Все операции, выполняемые на станциях можно разделить на:

– технические, – грузовые, – пассажирские, – коммерческие

К техническим операциям относятся:

– прием, отправление, обгон, скрещение и пропуск поездов всех категорий,

– маневровая работа (приц./отцепка, подачи/уборка вагонов и др.),

– сортировочная работа, формирование и расформирование поездов в соответствии с планом формирования для данной железнодорожной станции,

– техническое обслуживание составов поездов и устранение выявленных неисправностей вагонов,

– смена локомотивов и локомотивных бригад,

– промывка/пропарка, экипировка вагонов, подготовка вагонов к погрузке.

К грузовым операциям относятся: сортировка, погрузка, выгрузка, подготовка вагонов к перевозке конкретного груза (дозирование, разравнивание, уплотнение, крепление и т.д.).

К коммерческим операциям относятся:

– прием груза к перевозке, взвешивание, хранение, выдача и переадресовка грузов,

– оформление перевозочных документов (плата),

– коммерческий осмотр составов поездов и устранение коммерческих неисправностей,

– пломбирование вагонов,

– транспортно-экспедиционное обслуживание.

К пассажирским операциям относятся: обслуживание пассажиров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа и почты.

К пассажирским техническим операциям относятся: техническое обслуживание и экипировка пассажирских составов, отстой пассажирских составов, ремонт пассажирских вагонов, маневровая работа с пассажирскими составам и (вагонами).

Доминирующий по объему и (или) важности характер работы железнодорожной станции обозначает тип станции.

Железнодорожные станции по основному характеру работы могут быть отнесены к категориям:

– пассажирская, – грузовая, – техническая, – промежуточная.

Наши рекомендации