Средства оперативного управения при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

Пожарные автомобили связи и освещения – далее (АСО) – предназначены для доставки в районы вызова личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования.

АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения. Одновременно он является передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

АСО укомплектованы стационарными и переносными радиостанциями, а также телефонными аппаратами. Каждый АСО укомплектован громкоговорящими установками и катушками с магистральным кабелем на стационарных и выносных катушках.

Средства освещения (прожекторы) типа ПКН-1500 или ИО-02-1500-02. Они могут устанавливаться стационарно на осветительных мачтах или быть переносными.

АСО разработаны на шасси ПАЗ-672, ГАЗ-66, ГАЗ-3308, КамАЗ-4208. Так, эксплуатируются две модели АСО-12 на шасси ГАЗ-66-01 и ПАЗ-672. Создано несколько новых моделей АСО на различных шасси.

По перечню оборудования, его техническим характеристикам в комплексе АСО выделяется автомобиль связи и освещения – АСО-20. Он установлен, как и автомобиль АГ-12, на шасси ПАЗ-3205. Боевой расчет на АСО-20 - 6 человек.

Оборудование АСО-20 смонтировано в салоне автобуса, который разделен на два отсека: штабной и связи (задний). В штабном отсеке установлены два стола для работы штаба пожаротушения. На столах имеются телефоны, магнитофон, компьютер, принтер и другое оборудование.

Для работы штаба вне салона на АСО-20 имеется выносной стол. В заднем отсеке на столах и стеллажах размещено оборудование для работы радиста и телефониста: радиостанции, телефонный коммутатор. Усилитель громкоговорящей связи.

Источники электропитания. Для питания потребителей энергии на АСО имеется генератор и дизельная электростанция.

Генератор ГТ40ПЧ6-2С. При 6000 об/мин он развивает мощность 20 кВт при напряжении 220 В. Величина тока 15 А и его частота (400±8) Гц. Привод его осуществляется от двигателя шасси базового автомобиля посредством КОМ и карданного вала.

На АСО-20 имеется преобразователь напряжения 220 В 400 Гц в напряжение 220 В 50 Гц.

Дизельная электростанция АД-4-230-ВМ1 является резервным источником питания для подачи напряжения 220 В 50 Гц в случае выхода из строя основной электроустановки.

Дополнительные аккумуляторные батареи напряжением 12 или 24 В предназначены для питания цепей управления схемы изделия и оборудования связи.

Для подзарядки аккумуляторных батарей на АСО используется источник питания ИП-220/12, включаемый в сеть 220 В 50 Гц и выпрямляющий постоянный ток 12 В.

Электроосвещение места пожара. Оно осуществляется шестью прожекторами ИО-02-1500-02. Два из них установлены на прожекторной площадке на крыше автомобиля и могут подниматься на высоту
8 м над уровнем земли. С помощью специального электромеханизма мачта может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол ±260о, а в вертикальной плоскости – на угол ±30о. Четыре прожектора могут выноситься из салона и с помощью кабелей подсоединяться к силовому щиту автомобиля.

Питание прожекторов осуществляется переменным током напряжением 200 В, частотой 400 Гц. Мощность, потребляемая одним прожектором, равна 1,5 кВт.

АСО-20 укомплектован мощными средствами радио- и телефонной связи. Количество установленных на автомобиле аппаратов и их радиус действия приводятся в табл. 14.10.

Таблица 14.10

Наименование Количество, шт. Радиус действия, км
Стационарная радиостанция «Сапфир АВР-2» Возимая радиостанция «Сапфир ДСР-2» Носимая радиостанция «Радий-М» Радиоприемник автомобильный «Урал» Аппарат телефонный полевой Аппарат телефонный «Спектр-3ГА-11323» Сигнальная громкоговорящая установка СГУ-80 Громкоговоритель рупорный 30 – 50 30 – 50 - - - - -

Дополнительное оборудование состоит из ряда устройств. Противотуманные фары ФГ-119 установлены на переднем бампере АСО. Они предназначены для использования при движении АСО во время тумана.

Фары-искатели ФГ-16К предназначены для освещения места работы ночью. Одна из них установлена над кабиной водителя, а вторая – на задней стенке АСО.

На АСО-20 имеется универсальный комплект инструмента УКИ-12. Он предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций на пожаре. В его состав входят резаки, ломы различного назначения, багры и т.д. (всего 10 наименований).

АСО-20 в подразделениях ГПС может быть доукомплектован различным электроинструментом, электродолбежниками, электропилой, дымососом и т.д. с электродвигателями напряжением 220 В и частотой 400 Гц.

Кабельные катушки. Стационарная кабельная катушка с магистральным кабелем для питания выносных прожекторов, удаленных от АСО на расстояние до 96 м.

В состав АСО также входят четыре переносные катушки для питания энергопотребителей, удаленных от АСО на расстояние до 36 м. Два кабеля предназначены для обеспечения питания переносных прожекторов. Два других кабеля могут использоваться как удлинители.

К кабелям при боевом развертывании подключаются распределительные коробки (КР), от которых питаются потребители.

При работе генератора АСО должен быть заземлен. Заземляющий провод из меди имеет длину 20 м и сечение 10 мм2.

Кроме эксплуатируемых АСО заводы выпускают их новые типы. Некоторые параметры технических характеристик представлены в табл.14.11.

Таблица14.11

Наименование показателя Раз- мер- ность Модели АСО
АСО-8 (ГАЗ-66) АСО-20 (3205) АСО-20 КамАЗ(4208) АСО-20 (ГАЗ-3308)
Шасси   Колесная формула Мощность двигателя Максимальная скорость Численность расчета Мощность генератора Тип генератора   Количество прожекторов   Высота подъема осветительной мачты -   - кВт км/ч чел. кВт -   шт.     м   ГАЗ-66-01 4×4 88,5 ЭУ66-8- Т/400 2/2       ПАЗ-3205 4×4 88,5 ГТ40ПЧ6-2с 4/2     КамАЗ-4208 6×6 ГС-250-20/4 6/2       ГАЗ-3308 4×4 84,6 ГС-250-20/4 -/2   8,5

В таблице указано, что на АСО устанавливаются различного типа генераторы. Основные их характеристики указаны в табл.14.12

Таблица 14.12

Наименование показателя Размерность ЭУ-8-Т/400 ГТ40ПЧ:-2с ПС-250-20/4
Мощность Напряжение Частота кВт В Гц

На АСО-20 (КамАЗ-4208) генератор является автономным агрегатом с приводом от двигателя внутреннего сгорания. На остальные АСО осуществлен привод электромотора от коробки отбора мощности.

АСО могут комплектоваться различным электроинструментом. Для их питания в схеме подключения внешних потребителей предусматривается блок подключения коллекторного инструмента.

Принципиальная схема боевого развертывания АСО-20(КамАЗ-4308) представлена на рис. 14.19.

Возможны и другие варианты. При этом должны соблюдаться два требования. Во-первых, суммарная мощность всех потребителей не должна превышать мощность генератора. Во-вторых, распределение нагрузки по линиям на выходном щите должно быть равномерным и не превышать 6 кВт при включенных прожекторах на мачте.

Средства оперативного управения при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ - student2.ru

Рис.14.19. Схема подключения внешних потребителей:

1 – щит распределительный; 2 – линия (1,2,3 и 4); 3 – коробка распределительная; 4 – прожектор; 5 – потребитель электроэнергии; 6 – блок подключения коллекторного инструмента.

На АСО-20 ПАЗ(3205) отсутствует блок подключения коллекторного инструмента.

Оборудование АСО-20 позволяет питать электроэнергией осветительные приборы, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование. Оно обеспечивает функционирование сил и средств при их управлении на пожаре.

Пожарные автомобили штабные (АШ)предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, ПТВ и оборудования, средств проводной и радиосвязи, обеспечения на месте пожара работы штаба пожаротушения.

АШ создают на базе различных автомобильных шасси, а также на базе автобусов (рис.14.20).

4×4

Средства оперативного управения при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ - student2.ru

2
1
3
4
5
6

Рис. 14.20. Автомобиль штабной АШ-5(3205):

1 – автобус ПАЗ-3205; 2 – лестница; 3 – антенна; 4 – система сигнально-громкоговорящая; 5 – фара-искатель; 6 – фара противотуманная

Главным параметром АШ является число мест боевого расчета (включая водителя), выбираемое из ряда: 3,5,7. Удельная мощность АШ должна быть не менее 11 кВт/т.

АШ состоит из следующих основных частей: базового шасси, кабины (отсека) водителя штабного салона и грузового отсека.

Комплектация АШ включает следующие виды оборудования:

средства радиосвязи и проводной телефонной связи;

аппаратуру звукозаписи и звукоусиления;

средства вычислительной техники;

внешний источник питания;

выносной штабной стол.

При заказе АШ средства радиосвязи поставляются заказчиком.

АШ оснащаются СИЗОД с временем защитного действия не менее 90 мин. Предусмотрено их хранение в отсеках, обеспечивающих их сохранность.

Основными источниками электросиловых установок (ЭСУ) являются генераторы однофазного или трехфазного тока с приводом от базовых шасси. Для переносных ЭСУ используются автономные двигатели. Основные номинальные параметры источников питания ЭСУ должны соответствовать значениям, приведенным в табл.14.6.

В зависимости от численности боевого расчета на АШ рекомендуется три варианта комплектации. Так, полевых телефонов может быть от 2 до 6, телефонов АТС с кнопочным набором 1...2, дыхательных аппаратов на сжатом воздухе 4...6, акустических систем и электромегафонов 1...2.

Предусматривается в комплекте выносной (внешний) источник питания мощностью 2 кВт, 1-2 переносных прожектора и диэлектрических комплекта, по 1...2 огнетушителей ОУ-2 и ОУ-5 и т.д. Всего в зависимости от комплектации насчитывается около 40 наименований различного оборудования. В дополнение к указанному на АШ должны быть катушки с кабелями; топор пожарный; лопата; стол выносной; стулья и т.д.

Принципиальная схема размещения ПТВ и оборудования представлена на рис.14.21

Средства оперативного управения при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ - student2.ru

Рис.14.21. Схема размещения ПТВ на АШ-5:

1 – штабной стол; 2 – СГУ-80; 3 – пульт управления СГУ-80; 4 – ящик для ПТВ; 5 – отсек для ПТВ; 6 – стулья.

АШ сооружают на различных шасси грузовых автомобилей. Среди них выделяется только оперативно-штабной автомобиль ОША численностью мест боевого расчета. По техническим характеристикам базовых шасси они аналогичны табл.14.13.

Таблица 14.13

Показатели характеристики Раз мер ность Модели АШ
ОША-7 ГАЗ-32217 АШ-5 ГАЗ-2757 АШ-5 УАЗ-31519 АШ-5 ГАЗ-3221 АШ-6 ПАЗ-3205
Колесная формула Мощность двигателя Максимальная скорость Число мест боевого расчета Полная масса   - кВт км/ч   чел.   кг 4×4     4×4       4×4 61,8       4×2       4×2 88,3    

Специальными средствами связи АШ укомплектовывают в пожарных частях. К ним относят стационарные радиостанции, переносные радиостанции (по 5 штук), коммутатор оперативной связи, резервные акуумуляторные батареи.

Наши рекомендации