Основные проблемы таможенной инфраструктуры и перспективы ее развития
Основная цель преобразований в таможенной сфере, предусмотренных Концепцией развития таможенных органов РФ, заключается в создании таможенной службы, эффективной и «прозрачной» как для государства, так и для участников внешнеторговой деятельности. Для этого должны быть разработаны и реализованы на практике инновационные подходы к таможенному администрированию, которые предполагают обеспечение его высокой эффективности путем унификации и упрощения таможенных процедур, а также формирование адекватной потребностям отечественной экономики таможенной инфраструктуры [2].
К числу основных направлений развития инфраструктурных объектов в таможенной сфере следует, прежде всего, отнести:
- обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой государственной службы, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска через таможенную границу РФ;
- развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
- размещение таможенных органов РФ только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
- разработку и внедрение современных информационных таможенных технологий, в том числе электронного декларирования, методов таможенного аудита, таможенного контроля после выпуска, защиты прав на интеллектуальную собственность;
- создание и использование единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов РФ;
- внедрение предварительного информирования таможенных органов РФ, обеспечение информационного обмена и проведения специальных операций с таможенными органами иностранных государств;
- строительство современных таможенно-логистических терминалов.
Формирование таможенной инфраструктуры в постсоветский период развития нашей страны происходило на принципах так называемого «государственно-частного партнерства». Недофинансирование таможенной сферы в 1990-е годы привело к тому, что часть объектов таможенной инфраструктуры оказалась в собственности коммерческих организаций [32].
Еще одной проблемой таможенных органов является сильная загруженность морских портов. Ежегодный прирост контейнерных перевозок грузов во всех регионах России в докризисное время составлял в среднем 1520%. В настоящее время, в связи с оживлением внешнеторговой деятельности, перспективы роста контейнерных перевозок получили положительную динамику и, как следствие, вновь актуализировалась проблема загруженности морских портов.
Вложение средств в реконструкцию и строительство новых морских терминалов сопряжено с проблемами не столько крупных инвестиций, сколько с отсутствием возможностей для такого расширения. В одних случаях это обусловлено недостатком свободных территорий, поскольку большинство российских портов находится в центре городов, в других случаях - слишком дорогим дноуглублением и отсутствием нормальных условий для судоходства.
В качестве решения проблемы предлагается строительство тыловых терминалов или так называемых «сухих портов», которые позволят увеличить грузооборот существующих терминалов без расширения их территорий за счет сокращения количества операций, проводимых непосредственно в около причальной зоне. При этом все необходимые контрольные операции могут быть осуществлены таможенным органом на территории «сухого порта» [54].
Создание принципиально новой системы таможенного администрирования, предусмотренной Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, и переносом согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории Таможенного союза, обусловливает необходимость обустройства государственной границы нашей страны и развития приграничной инфраструктуры.
Указом Президента РФ создано Федеральное агентство по обустройству государственной границы, которое станет балансодержателем всего имущества пунктов пропуска через таможенную границу, в том числе, и принадлежащего частным компаниям. На строительство и реконструкцию объектов таможенной инфраструктуры, а также на выкуп помещений и оборудования, находящихся в частной собственности, государством только в 2013 году было выделено 10,5 млрд. руб. в рамках Федеральной целевой программы «Госграница».
Можно выделить следующие основные направления совершенствования приграничной таможенной инфраструктуры:
строительство новых и модернизацию уже имеющихся пунктов пропуска для ускорения таможенного оформления товаров, ввозимых из третьих стран;
развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов.
Формирование принципиально новой системы таможенного оформления и контроля предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль), создание единой базы данных контролирующих органов, а также условий, необходимых для деятельности этих органов вне зоны пограничного и таможенного контроля.
Несмотря на кажущуюся слаженность работы механизмов таможенной инфраструктуры в ее организации обеспечения таможенного дела еще немало нерешенных проблем. Во многом они обусловлены состоянием инфраструктуры общего пользования в целом по стране.
Не хватает помещений служебно-производственного назначения, многие из имеющихся нуждаются в реконструкции, оборудовании и техническом оснащении, более половины площадей служебных зданий и сооружений таможенные органы арендуют, наряду с сокращением таможенных постов произошло и сокращение штатной численности сотрудников таможенных органов. Наличие этих проблем свидетельствует о том, что организация и состояние таможенной инфраструктуры пока еще отстают от потребностей эффективного осуществления ВЭД [2].
Одной из основных проблем существования и развития таможенной инфраструктуры является низкое финансирование, а в некоторых случаях даже полное его отсутствие.
Создание таможенной инфраструктуры должно быть одной из приоритетных задач таможенной службы и участников внешнеэкономических связей. Они призваны обеспечить сотрудничество и партнерство друг с другом для реализации их общих интересов - ускорения движения товаров.
В качестве одного из перспективных направлений развития таможенной инфраструктуры является размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью. Для реализации данной задачи необходимо построить или «превратить» в федеральную собственность достаточно много объектов таможенной инфраструктуры. Это позволит создать необходимые условия для работы таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности, исключить влияние коммерческих структур на работу таможенных органов, что будет способствовать минимизации коррупционных проявлений.
Источником финансирования реализации этих мер является Федеральная целевая программа (ФЦП) «Государственная граница Российской Федерации» (2012 - 2020г.г.) [17].
Для реализации обозначенных задач Главное управление тылового обеспечения ФТС действует по четырем направлениям:
- строительство служебно-производственных зданий;
- приобретение объектов за счет федерального бюджета;
- передача таможенным органам помещений от Росимущества и перевод в федеральную собственность помещений муниципальных, акционерных и частных;
- развитие инвестиционной деятельности на таможенных объектах незавершенного строительства и неиспользованных землях, закрепленных за таможенными органами.
Выполнение мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, будет способствовать:
- уменьшению времени, затрачиваемого участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;
- увеличению пропускной способности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;
- обеспечению внедрения единых стандартов и правил таможенного администрирования, повышению качества обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применению унифицированных таможенных документов и декларирования в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;
- содействию реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.
Итак, комплексная реализация всех мероприятий позволит сформировать современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывать эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решать социально-экономические задачи, создать благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.