Составители: Абакумов Георгий Валерьевич, к.т.н.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсовому проектированию и контрольным работам по дисциплине “Автомобильные дороги” для студентов специальности 19 07 02. 65 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения
Тюмень 2010
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составители: Абакумов Георгий Валерьевич, к.т.н.
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ó Тюменский государственный нефтегазовый университет
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Введение ………………………………………………………………………. 4
Выбор варианта задания ……………………………………………………... 4
Задание 1 ……………………………………………………………………… 5
Задание 2 ……………………………………………………………………… 5
Задание 3 ……………………………………………………………………… 5
Задание 4 ……………………………………………………………………… 5
Задание 5 ……………………………………………………………………… 6
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выбор варианта задания ……………………………………………………... 7
Литература …………………………………………………………………... 22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по дисциплине “Автомобильные дороги” предназначены для студентов специальности 24 04 00. 01 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения. Контрольные работы по курсу “Автомобильные дороги” выполняются c целью закрепления знаний по данной дисциплине.
Цельюдисциплины является получение студентами знаний по строительству, содержанию, ремонту, эксплуатации автомобильных дорог, городских улиц и зимников и умение применять эти знания для решения различных инженерных вопросов.
Основными задачамиявляются:
1. Изучение основ строительства и ремонта автомобильных дорог и городских улиц.
2. В связи с интересами региона изучение строительства и эксплуатации автозимников.
3. Умение ориентироваться в нормативных документах для решения конкретных вопросов.
4. Получение навыков для решения конкретных практических задач.
ВЫБОР ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ
Варианты заданий выбираются в таблицах 1 и 2 исходя из двух пос-
ледних цифр шифра (номера зачетной книжки). Так, например если зачет-
ная книжка имеет номер ….. 72, то выбираются следующие варианты: за-
дание 1 – 3-й вариант; задание 2 – 4-й вариант; задание 3 – 5-й вариант; за-
дание 4 – 1-й вариант. Задание 5 общее для всех. Список литературы в помощь для выполнения кон работы приводится ниже. Литература находится в библиотеках ТюмГНГУ и областной научной. При выполнении контрольной работы с помощью компьютера, желательно наличие электронного варианта.
Таблица 1
Последняя цифра шифра | ||||||||||
Задание 1 | ||||||||||
Задание 2 |
Таблица 2
Предпоследняя цифра шифра | ||||||||||
Задание 3 | ||||||||||
Задание 4 |
Задание 1 (в форме реферата)
1. Транспорт России и пути сообщения транспортных систем.
2. Классификация автомобильных дорог.
3. Первая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
4. Вторая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
5. Третья и четвертая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
Задание 2 (в форме реферата)
1. Основные элементы автомобильной дороги.
2. Элементы плана дороги.
3. Элементы продольного профиля дороги.
4. Краткие сведения о грунте.
5. Виды воды в грунте.
Задание 3
Дать основные технические характеристики (категория дороги, вид покрытия, интенсивность движения, пропускная и провозная способность) автомобильной дороги, связывающей населенные пункты в зависимости от варианта.
1. Ваш населенный пункт с Вашим административным центром.
2. Ваш населенный пункт с населенным пунктом, находящимся у него в подчинении.
3. Близлежащей дороги федерального значения.
4. Автомобильной дороги федерального значения “Байкал”.
5. Автомобильной дороги федерального значения “Волга”.
Задание 4
1. Сделать рисунок продольного профиля автомобильной дороги.
2. Сделать рисунок поперечного профиля автомобильной дороги.
3. Зарисовать и дать описание плана автомобильной дороги.
4. Сделать эскизы снегозадерживающих устройств, применяемых в Вашем регионе.
5. Описать основные направления строительства автомобильных и железнодорожных дорог в стране на ближайшем этапе.
Задание 5 (общее)
На рис.1 представлены основные схемы улично-дорожной сети. Какая схема наиболее приемлема для Вашего населенного пункта. Кратко
охарактеризуйте достоинства и недостатки каждой из схем. Краткое описа-
ние схем приводится ниже.
Рис.1. Геометризированные схемы улично-дорожной сети:
а – радиальная; б – радиально-кольцевая; в - прямоугольная;
г – прямоугольно-диагональная; д - гексогональная; е - треугольная
Радиальная схема в ее чистом виде, возникшая на основе узла пересекающихся трактов и характерная в прошлом для малых населенных пунктов, отличается наименее удовлетворительными транспортными показателями. Введение кольцевых магистральных направлений существенно улучшает все показатели. Радиально-кольцевые планировочные структуры отвечают современным транспортным требованиям. Совершенствование распространенной прямоугольной схемы заключается во введении диагональных магистральных направлений, связывающих основные пункты тяготения. Таким образом, прямоугольно-диагональная схема может считаться вполне целесообразной на современном этапе градостроительства.
Гексагональная планировочная структура возникла в связи с заменой пересечения транспортных потоков в узловых пунктах, их слиянием и образованием планировочных элементов с тупыми углами.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЫБОР ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ
Вариант задания выбирается в таблице 3 исходя из последней
цифры шифра (номера зачетной книжки). Список литературы в помощь для выполнения курсовой работы приводится ниже. Литература находится в библиотеках ТюмГНГУ и областной научной. При выполнении курсовой работы с помощью компьютера, желательно наличие электронного варианта.
Таблица 3
Исход- ные дан- ные | Qг, тыс. нетто т/год | количество грузо-вых автомобилей малой грузоподъ-емности, % | количество грузо- вых автомобилей средней грузо- подъемности, % | количество грузо- вых автомобилей большой грузо- подъемности, % |
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумов Г.В. Курс лекций по дисциплине ”Общий курс транспорта “. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 118 с.
2. Бабков В. Ф.Дорожные условия и безопасность движения / В.Ф. Бабков. — М. : Транспорт, 1993. — 271 с.
3. Буслаев А. П. К вопросу об интеллектуальных системах в дорожном движении // Наука и техника в дорожной отрасли / А.П.Буслаев, Д .М.Кузьмин. - 2006. - № 2. - С. 33-40.
4. Галабурда В.Г. Единая транспортная система. - М.: Транспорт, 2001. – 303 с.
5. Захаров Н. С., Абакумов Г. В. Курс лекций по дисциплине ”Транспортно - эксплуатационные качества автомобильных дорог“. –Тюмень: ТюмГНГУ, 1994. – 56 с.
6. Клинковштейн Г. И.Организация дорожного движения : учебник для вузов / Г. И. Клинковштейн, М. Б.Афанасьев. — 5-е изд., пераб. и доп. —М.: Транспорт, 2001. — 231 с.
7. Коноплянко В. И.Организация и безопасность движения / В.И.Коноплянко. — М.: Транспорт, 1991. — 183 с.
8. Краткий справочник техника-дорожника / А.П.Васильев, В. К. Анестин, Ю. Н. Розов и др.; под ред. А. П. Васильева. — М.: Транспорт, 1992. - 176 с.
9. Кременец Ю.А.Технические средства организации дорожного движения: учебник для вузов/ Ю.А. Кременец, М. П. Печерский, М.Б.Афанасьев. — М. : Академкнига, 2005. — 279 с.
10. Луканин В. Н.Автомобильные потоки и окружающая среда / В. Н.Луканин, А.П.Буслаев, М.В.Яшина. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 646 с.
11. Луканин В. Н.Промышленная транспортная экология: учебник для вузов/ В. Н.Луканин, Ю. В.Трофименко; под ред. В. Н. Луканина. — М.: Высш. шк., 2001. — 273 с.
12. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов. - М.: Транспорт, 1990. – 240 с.
13. Мытько Я. Р.Оценка транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог / Я. Р. Мытько. — Минск: ВУЗ—ЮНИТИ, 2001.-250 с.
14. Ремонт и содержание дорог: справочная энциклопедия дорожника. Т. 2 / А. П. Васильев, Э. В. Дингес, М. С. Когендон и. др.; под ред. А. П. Васильева. — М.: Информавтодор, 2004. — 507 с.
15. Скворцов А. В. Геоинформатика в дорожной отрасли / А. В. Скворцов, П.И.Поспелов, А.А.Котов. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2005. —250 с.
17. Пржибыл П. Телематика на транспорте: пер. с чеш. / П. Пржибыл, М.Свитек ; под ред. В. В.Сильянова. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2003. —540 с.
18. Транспорт Тюменской области / Стат. сб. Тюменской областной комитет госстатистики. – Т., 2001. – 136 с.
19. Эльвик Р.Справочник по безопасности дорожного движения: пер. с норв. / Р. Эльвик, А. Б. Мюсен, Т. Ваа; под ред. В. В.Сильянова. — М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. - 754 с.
Методические указания по курсовому проектированию и контрольным работам по дисциплине “Автомобильные дороги” для студентов специальности 19 07 02. 65 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсовому проектированию и контрольным работам по дисциплине “Автомобильные дороги” для студентов специальности 19 07 02. 65 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения
Тюмень 2010
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составители: Абакумов Георгий Валерьевич, к.т.н.
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ó Тюменский государственный нефтегазовый университет
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Введение ………………………………………………………………………. 4
Выбор варианта задания ……………………………………………………... 4
Задание 1 ……………………………………………………………………… 5
Задание 2 ……………………………………………………………………… 5
Задание 3 ……………………………………………………………………… 5
Задание 4 ……………………………………………………………………… 5
Задание 5 ……………………………………………………………………… 6
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выбор варианта задания ……………………………………………………... 7
Литература …………………………………………………………………... 22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по дисциплине “Автомобильные дороги” предназначены для студентов специальности 24 04 00. 01 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения. Контрольные работы по курсу “Автомобильные дороги” выполняются c целью закрепления знаний по данной дисциплине.
Цельюдисциплины является получение студентами знаний по строительству, содержанию, ремонту, эксплуатации автомобильных дорог, городских улиц и зимников и умение применять эти знания для решения различных инженерных вопросов.
Основными задачамиявляются:
1. Изучение основ строительства и ремонта автомобильных дорог и городских улиц.
2. В связи с интересами региона изучение строительства и эксплуатации автозимников.
3. Умение ориентироваться в нормативных документах для решения конкретных вопросов.
4. Получение навыков для решения конкретных практических задач.
ВЫБОР ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ
Варианты заданий выбираются в таблицах 1 и 2 исходя из двух пос-
ледних цифр шифра (номера зачетной книжки). Так, например если зачет-
ная книжка имеет номер ….. 72, то выбираются следующие варианты: за-
дание 1 – 3-й вариант; задание 2 – 4-й вариант; задание 3 – 5-й вариант; за-
дание 4 – 1-й вариант. Задание 5 общее для всех. Список литературы в помощь для выполнения кон работы приводится ниже. Литература находится в библиотеках ТюмГНГУ и областной научной. При выполнении контрольной работы с помощью компьютера, желательно наличие электронного варианта.
Таблица 1
Последняя цифра шифра | ||||||||||
Задание 1 | ||||||||||
Задание 2 |
Таблица 2
Предпоследняя цифра шифра | ||||||||||
Задание 3 | ||||||||||
Задание 4 |
Задание 1 (в форме реферата)
1. Транспорт России и пути сообщения транспортных систем.
2. Классификация автомобильных дорог.
3. Первая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
4. Вторая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
5. Третья и четвертая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
Задание 2 (в форме реферата)
1. Основные элементы автомобильной дороги.
2. Элементы плана дороги.
3. Элементы продольного профиля дороги.
4. Краткие сведения о грунте.
5. Виды воды в грунте.
Задание 3
Дать основные технические характеристики (категория дороги, вид покрытия, интенсивность движения, пропускная и провозная способность) автомобильной дороги, связывающей населенные пункты в зависимости от варианта.
1. Ваш населенный пункт с Вашим административным центром.
2. Ваш населенный пункт с населенным пунктом, находящимся у него в подчинении.
3. Близлежащей дороги федерального значения.
4. Автомобильной дороги федерального значения “Байкал”.
5. Автомобильной дороги федерального значения “Волга”.
Задание 4
1. Сделать рисунок продольного профиля автомобильной дороги.
2. Сделать рисунок поперечного профиля автомобильной дороги.
3. Зарисовать и дать описание плана автомобильной дороги.
4. Сделать эскизы снегозадерживающих устройств, применяемых в Вашем регионе.
5. Описать основные направления строительства автомобильных и железнодорожных дорог в стране на ближайшем этапе.
Задание 5 (общее)
На рис.1 представлены основные схемы улично-дорожной сети. Какая схема наиболее приемлема для Вашего населенного пункта. Кратко
охарактеризуйте достоинства и недостатки каждой из схем. Краткое описа-
ние схем приводится ниже.
Рис.1. Геометризированные схемы улично-дорожной сети:
а – радиальная; б – радиально-кольцевая; в - прямоугольная;
г – прямоугольно-диагональная; д - гексогональная; е - треугольная
Радиальная схема в ее чистом виде, возникшая на основе узла пересекающихся трактов и характерная в прошлом для малых населенных пунктов, отличается наименее удовлетворительными транспортными показателями. Введение кольцевых магистральных направлений существенно улучшает все показатели. Радиально-кольцевые планировочные структуры отвечают современным транспортным требованиям. Совершенствование распространенной прямоугольной схемы заключается во введении диагональных магистральных направлений, связывающих основные пункты тяготения. Таким образом, прямоугольно-диагональная схема может считаться вполне целесообразной на современном этапе градостроительства.
Гексагональная планировочная структура возникла в связи с заменой пересечения транспортных потоков в узловых пунктах, их слиянием и образованием планировочных элементов с тупыми углами.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЫБОР ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ
Вариант задания выбирается в таблице 3 исходя из последней
цифры шифра (номера зачетной книжки). Список литературы в помощь для выполнения курсовой работы приводится ниже. Литература находится в библиотеках ТюмГНГУ и областной научной. При выполнении курсовой работы с помощью компьютера, желательно наличие электронного варианта.
Таблица 3
Исход- ные дан- ные | Qг, тыс. нетто т/год | количество грузо-вых автомобилей малой грузоподъ-емности, % | количество грузо- вых автомобилей средней грузо- подъемности, % | количество грузо- вых автомобилей большой грузо- подъемности, % |