Силы сопротивления движению трактора
Рассмотрим движение двухосной колесной машины с задними ведущими колесами на подъем, оцениваемый углом α, с переменной скоростью V (Рис. 3.1).
Рис. 3.1 Схема сил, действующих на машину
На машину действует сила тяжести Рт ,направленная вертикально вниз и приложенная в центре масс с координатами:
h – высота центра масс,
Хцм -продольная координата (расстояние до оси задних ведущих колес). Рт = gmэ
mэ –эксплуатационная масса машины.
Разложим силу тяжести на две составляющие:
gmэCosα – направлена нормально к опорной поверхности,
gmэSinα– направлена параллельно опорной поверхности.
Со стороны опорной поверхности на колеса действуют нормальные реакции:
Руп– на передние колеса, смещенные вперед от оси колеса на расстояние Хпвследствие деформации шин и опорной поверхности,
Руз– на задние колеса, смещенные вперед на расстояние Хз.
К колесу приложен ведущий момент Мк. В результате взаимодействия ведущего колеса с опорной поверхностью появляется толкающая реакция дороги Рхз, направленная в сторону движения колеса. Вследствие деформации шин и опорной поверхности на передние колеса действует касательная реакция дороги Рхп, направленная в сторону, противоположную движению.
1. Сила сопротивления подъему
Продольная составляющая силы тяжести является силой сопротивления подъему: Рпод = gmэSinα
В случае движения под уклон она превращается в движущую силу.
Сила сопротивления качению
Вследствие нормальной деформации опорной поверхности и шин на передних колесах возникает касательная реакция (сила сопротивления качению) Рхп = Рfп = fпРуп.
На задние колеса действует сила сопротивления качению Рfз = fзРуз.
Суммарная сила сопротивления качению Рf = Pfп + Pfз = fпРуп + fзРуз = fgmэcosα,
считая, что fп = fз = fи Руп + Руз = gmэCosα.
Cила сопротивления дороги
Сила сопротивления подъему зависит от массы машины, но определяющим фактором является угол подъема дороги. Если α = 0, то и Рпод = 0. Сила сопротивления качению также зависит от массы, но определяющим фактором , в данном случае, является состояние опорной поверхности. Если при движении машины по дороге с асфальтобетонным покрытием f = 0,016, то при движении по вспаханному полю f = 0,16.
В связи с этим, целесообразно рассматривать суммарную силу дорожного сопротивления
Рдор = Рпод + Рf = gmэSin α + fgmэCosα.
Обозначим (fCosα + Sinα) =Кдори назовем эту величину приведенным коэффициентом дорожного сопротивления. Тогда Рдор = Кдорgmэ.
3. Сила сопротивления воздуха
Тракторы имеют относительно малые скорости движения, поэтому при расчетах сопротивлением воздуха, обычно, пренебрегают. В суммарном сопротивлении движению автомобиля сила сопротивления воздуха составляет существенную часть. Так, при движении по городскому циклу (средняя скорость 12…15м/с) она достигает 8%, при скоростях 22…25м/с – до 30%, при скорости 30м/с и более – свыше 50%. Сила сопротивления воздуха обусловлена несколькими факторами:
- профильное сопротивление,
- пограничное трение,
- внутреннее сопротивление.
Профильное сопротивление (сопротивление формы) может составлять до 80% всех аэродинамических сопротивлений. Оно обусловлено разностью между повышенным фронтальным давлением, возникающим перед автомобилем, и пониженным давлением позади него, вызванным завихрениями воздуха. Кроме формы кузова в целом, большое влияние на сопротивление воздуха оказывают капот, крыша, крылья, ветровое стекло, боковые стекла и др. Существенное дополнительное сопротивление создают различные выступающие части – фары, указатели поворотов, ручки дверей, стеклоочистители, багажник, номерной знак и пр. Так, например, багажник на крыше легкового автомобиля увеличивает сопротивление воздуха на 10…15%, что повышает расход топлива на 2…3% при скорости 16…18м/с.
Сопротивление трения (до 10% аэродинамических потерь) вызывается силами вязкости пограничного слоя воздуха, движущегося у поверхности автомобиля, и зависит от размера и шероховатости этой поверхности. Эксперименты показали, что у нового легкового автомобиля (с полированной наружной поверхностью) потери на трение в 2…2,5 раза меньше, чем у плохо покрашенного, с грубой шероховатой поверхностью.
Внутреннее сопротивление (до 10% аэродинамических потерь) возникает при прохождении воздуха через системы охлаждения, вентиляции, отопления,
через салон и пр.
Количественной характеристикой суммарного аэродинамического сопротивления является коэффициент лобового сопротивления Сх (величина безразмерная), определяемый экспериментально при продувке автомобиля или его модели в аэродинамической трубе. Значения коэффициента для отдельных геометрических тел составляют:
- куб - 1,05
- цилиндр L > 2D - 0,85
- конус 60о - 0,5
- шар - 0,47
- капля жидкости L = 2D - 0,04.