Порядок проведения оценки уязвимости ТС
(определяется приказом Росжелдора от 25.10.2011 г. № 515)
Перечень работ при проведении оценки уязвимости ТС приведен в Приложении 7.
Изучение технических и технологических характеристик ТС:
¯ изучение документов, определяющих право распоряжаться ТС (свидетельство о праве на собственность, выписка из реестра федерального имущества, документы бухгалтерского учета на закупку ТС, технический паспорт (формуляр) ТС);
¯ определение структурных подразделений владельца ТС, в чьем ведении находится техническая, технологическая, бухгалтерская документация на ТС;
¯ изучение основных технических и эксплуатационных документов на ТС с целью изучения эксплуатационных характеристик ТС (допустимая скорость эксплуатации, тяговое усилие, грузоподъемность, грузовместимость, пассажировместимость, габарит, способность перевозить людей и опасные грузы, возможность обращения в межгосударственном сообщении, межремонтные сроки);
¯ изучение общего плана (чертежей) ТС, конструктивного состава ТС (паспортов элементов, технологического оборудования, их балансовой стоимости), схем, специфики мест стоянок, района эксплуатации (курсирования) ТС;
¯ изучение конструктивно-технических решений ТС, технологического, технического паспорта (формуляра) ТС;
¯ изучение конструктивных особенностей ТС и мест расположения особо важных элементов и систем жизнеобеспечения ТС (органов управления, сигнализации, связи, воздушных рукавов, магистралей, компрессоров, резервуаров, топливной аппаратуры, приборов подачи и подогрева воды и песка, канализации, вентиляции, автосцепки, освещения, силового агрегата, тяговых электродвигателей, главных тормозных цилиндров, электро- и энергооборудования, аккумуляторов, системы пожаротушения, грузовых и пассажирских помещений, технологического оборудования, предназначенного для погрузки и выгрузки грузов на ТС, устройств, обеспечивающих экипировку ТС, систем обмена информацией и т.д.)» в том числе доступ к которым должен быть ограничен; определение критических элементов ТС (Приложение 1);
¯ определение категории, присвоенной ТС;
¯ изучение расположения и назначения фактического или потенциально возможного места доступа на ТС (двери, технологические лючки, люки, окна, форточки, отдушины, тормозные площадки), а также мест возможного укрытия потенциального нарушителя;
¯ изучение планов, схем мест для размещения пассажиров, организации порядка обслуживания пассажиров;
¯ изучение схем грузовых помещений ТС, организации порядка погрузо-разгрузочных операций и размещения багажа, грузобагажа и груза;
¯ изучение документации о размещении и хранении несопровождаемого багажа, грузобагажа и груза;
¯ изучение сведений о системах, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь, а также связь между ТС и диспетчером (постом (пунктом) управления обеспечением транспортной безопасности ТС);
¯ изучение документов, определяющих порядок и процедуры технического обслуживания и ремонта ТС (ТО, ТР, ДР, CP, КР);
¯ изучение характера совершаемых ТС рейсов (в границах одной станции с выходом на главные пути, без выхода на главные пути, регулярные по одному маршруту, нерегулярные, и т.д.);
¯ изучение интенсивности использования ТС, характера перевозимых грузов (вида пассажирского сообщения), габарита ТС, максимальной скорости движения ТС;
¯ изучение географических, топологических, этнических, климатических (для определения соответствия режима работы инженерно-технических систем транспортной безопасности климатическим условиям районов эксплуатации (курсирования) ТС), а также криминогенной характеристик районов эксплуатации и обслуживания ТС;
¯ установление балансовой стоимости ТС;
¯ подготовка описания технических и технологических характеристик ТС, организации его эксплуатации.
Изучение принятой на ТС системы мер по защите от АНВ:
v изучение документов, регламентирующих обеспечение транспортной безопасности ТС (в том числе сформированных в состав высокоскоростных, скоростных, остальных пассажирских поездов, грузовых, грузовых ускоренных поездов, маневровый состав, группу вагонов), в том числе приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;
v изучение документов по вопросам взаимодействия с соответствующими территориальными подразделениями МВД России, ФСБ России, МЧС России, других органов государственной власти и местного самоуправления;
v изучение процедур реагирования на потенциальные угрозы АНВ, порядка и состава привлекаемых подразделений транспортной безопасности;
v изучение состава и инструкций ответственных должностных лиц, связанных с обеспечением транспортной безопасности ТС;
v изучение порядка организации и осуществления перевозки на ТС оружия, боеприпасов, специальных средств и опасных грузов;
v изучение инструкций, определяющих порядок использования систем, обеспечивающих эффективную внутреннюю связь,
v атакже связь между ТС и диспетчером (постом (пунктом) управления обеспечением транспортной безопасности ТС);
v изучение документации о порядке применения средств досмотра, допуска (если это определено законодательством РФ) пассажиров на ТС и в зоны безопасности ТС, а технического (обслуживающего) персонала в зоны безопасности ТС;
v изучение документов по профессиональной подготовке должностных лиц, ответственных за транспортную безопасность ТС (транспортных средств, находящихся в ведении субъекта железнодорожного транспорта);
v изучение сведений о мерах по обеспечению транспортной безопасности ТС, которые позволят незамедлительно перейти на повышенный уровень безопасности (знание должностными лицами порядка своих действий при переходе, согласованность действий должностных лиц различного уровня и различных ведомств, обеспеченность необходимыми материалами и оборудованием);
v изучение процедур по обеспечению проверок, испытаний, калибровок и технического обслуживания инженерно- технических систем транспортной безопасности ТС;
v изучение процедур, инструкций по применению системы тревожного оповещения (порядок приведения в действие, ответственные за техническое состояние и применение);
v изучение порядка действий в случае обнаружения в процессе перевозки оружия, боеприпасов или других опасных грузов, предметов или веществ, применяемых в целях совершения АНВ;
v изучение документации об эвакуации при возникновении потенциальной угрозы АНВ;
v изучение документов по организации охраны ТС;
v изучение порядка проверки состояния сил обеспечения транспортной безопасности ТС, их инженерно-технических систем (кому предоставлено право проверки, периодичность проверок, действия проверяющих и проверяемых);
v изучение документации по взаимодействию сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ, на котором находится ТС, и сил обеспечения транспортной безопасности ТС;
v изучение функциональных обязанностей персонала ТС (поезда) по вопросам транспортной безопасности;
v обследование фактической организации режима допуска пассажиров и персонала на ТС, в зоны безопасности и обслуживания ТС, соблюдения ответственными лицами регламентов и организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ТС;
v изучение состава и укомплектованности КПП, постов (пунктов) обеспечения транспортной безопасности ТС, их технической оснащенности;
v определение фактического состояния организации всех технологических процессов обслуживания ТС, процедур обработки и размещения багажа, грузобагажа, грузов и обслуживания пассажиров, выполнения норм соответствующих регламентных мероприятий;
v определение фактических процедур обеспечения транспортной безопасности, соответствия инженерно-технических систем при каждом уровне безопасности ТС, а также средств, обеспечивающих их непрерывную работу, с учетом возможного воздействия погодных условий и/или при отсутствии электропитания;
v проверка и обследование фактической организации использования средств досмотра (если определено законодательством РФ), других технических средств транспортной безопасности;
v проверка работоспособности инженерно-технических систем транспортной безопасности, конструктивно-технических элементов, связи, оповещения и жизнеобеспечения ТС путем контрольных проверок и срабатываний;
v обследование состояния подразделений транспортной безопасности ТС (при их наличии), постов и маршрутов патрулирования, наличия личного состава, а также состояния технической
v оснащенности, видов вооружения, наличия кинологических подразделений, их фактического использования, проверка соблюдения лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, своих обязанностей;
v обследование путей эвакуации с ТС и мест сбора, предусмотренных для обеспечения транспортной безопасности пассажиров и персонала;
v проверка и обследование фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерно-технических систем транспортной безопасности по разным сценариям путем учебной практической отработки АНВ;
v изучение порядка защиты информации и хранения баз данных на ТС;
v фотосъемка отдельных элементов зон безопасности и обслуживания ТС, имеющихся и потенциально возможных мест доступа и укрытий на ТС, мест доступа к критическим элементам ТС, а также элементов инженерно-технических систем транспортной безопасности и элементов конструкции ТС, критических элементов ТС;
v определение соответствия изученной проектной, технической, технологической документации, действующих организационно-распорядительных документов по обеспечению транспортной безопасности ТС, планов, регламентов, должностных инструкций требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности;
v определение соответствия изученной документации результатам визуального обследования ТС, обследования систем жизнеобеспечения, проверки работоспособности и фактического состояния инженерно-технических систем и сил обеспечения транспортной безопасности;
v определение соответствия принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, существующей системы
v обеспечения транспортной безопасности ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности (Приложение 8);
v определение соблюдения лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности ТС, соответствующих организационно распорядительных документов;
v определение фактической реализации организационных, технических мероприятий с использованием имеющихся инженерных сооружений, инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности и реагирования сил обеспечения транспортной безопасности по разным сценариям при всех уровнях транспортной безопасности путем учебной, практической отработки АНВ в работу ТС, его критических элементов.
Определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС:
Ø изучение во взаимодействии с линейными и территориальными подразделениями органов внутренних дел, территориальными органами ФСБ криминогенной обстановки на маршрутах движения ТС, статистики нарушений на региональном и местном уровне;
Ø анализ потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к исследуемому ТС с учетом имеющегося перечня угроз иопределение наиболее вероятных из них;
Ø определение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ, типов нарушителей, наиболее вероятных целей, тактик и других характеристик (Приложение 4);
Ø определение характеристик предполагаемых последствий в результате реализации потенциальных угроз совершения АНВ и их масштабов;
Ø разработка наиболее вероятных сценариев реализации потенциальных угроз совершения АНВ по отношению к ТС;
Ø оценка эффективности существующей системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.
Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ТС:
¯ разработка и оформление рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями нормативных правовых актов вобласти обеспечения транспортной безопасности;
¯ разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию организационных, обеспечивающих, регламентных мероприятий, связанных с обеспечением транспортной безопасности, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;
¯ разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию тактики, структуры, оснащенности подразделений транспортной безопасности с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;
¯ разработка и оформление рекомендаций по совершенствованию инженерных сооружений, инженерно-технических систем транспортной безопасности, с целью реализации в планах обеспечения транспортной безопасности ТС;
¯ оценка эффективности системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС при реализации дополнительных мер.
Оформление результатов проведенной оценки уязвимости ТС
(определяется приказом Росжелдора от 25.10.2011 г. № 515)
Результаты проведенной оценки уязвимости ТС оформляются специализированной организацией в виде текстового документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах по форме, представленной в Приложении 6. Первый и второй экземплярыоформляются на бумажном носителе, третий — на цифровом.
Общая часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит информацию о ТС, в том числе:
v общие сведения о субъекте транспортной инфраструктуры (перевозчике);
v технические и технологические характеристики ТС (в том числе данные об имеющихся технологиях обработки грузов и пассажиров), организации эксплуатации ТС;
v сведения о лицах, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, и о персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
v принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
v описание существующих границ зоны безопасности ТС;
v описание действующих мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
v описание критических элементов ТС и границ их зон безопасности (свободного доступа, ограниченного доступа и зон уязвимости);
v сведения о количестве постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС;
v описание имеющихся мест размещения и оснащенность инженерно-технических систем транспортной безопасности ТС;
v описание действующего порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем транспортной безопасности ТС, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
v описание места размещения и оснащенности действующих КПП;
v описание пропускного режима, установленного для ТС и его критических элементов;
v описание порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
v описание порядка действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;
v описание порядка информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;
v описание порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти;
v описание прочих характерных особенностей эксплуатации ТС, которые необходимо включить в отчет об оценке уязвимости ТС для отображения цельной картины существующей системы мер по обеспечению транспортной безопасности ТС.
Аналитическая часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит информацию о наиболее вероятных способах реализации потенциальных угроз совершения АНВ в отношении ТС, определенных с использованием модели нарушителя, об оценке соответствия представленной документации и фактических результатов обследования ТС требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности, а также о выявленных недостатках в организации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ТС.
Заключительная часть отчета о проведенной оценке уязвимости ТС содержит необходимые рекомендации по устранению выявленных несоответствий и приведению степени защищенности ТС в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, по совершенствованию организационных мероприятий и тактики действий, структуре и оснащенности подразделений транспортной безопасности, совершенствованию инженерных сооружений и инженерно-технических систем транспортной безопасности, а также должны быть отражены:
Ø изменения имеющихся технологий обработки грузов и пассажиров, порядка эксплуатации ТС;
Ø назначения лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на ТС, персонала, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
Ø изменения принятых субъектом транспортной инфраструктуры внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
Ø изменения и оснащение (дооснащения) техническими средствами транспортной безопасности зон безопасности ТС;
Ø изменения действующих мер по обеспечению транспортной безопасности ТС;
Ø изменения и оснащение (дооснащение) техническими средствами ТБ зон безопасности критических элементов ТС;
Ø изменения количества постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС;
Ø изменения мест размещения и оснащенности инженерно-технических систем транспортной безопасности;
Ø изменения порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям ФСБ России и МВД России;
Ø изменения места размещения и оснащенности действующих КПП;
Ø - изменения пропускного режима, установленного для ТС и егo критических элементов;
Ø изменения порядка организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте и на ТС, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, деятельность которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности ТС;
Ø изменения порядка действий при тревогах: «угроза захвата»,«угроза взрыва»;
Ø изменения порядка информирования компетентного органа иуполномоченных подразделений органов федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения АНВ в отношении ТС;
Ø изменения порядка организации субъектом транспортной инфраструктуры учений и тренировок на ТС, как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти; прочие рекомендации, необходимые для приведения системы мер транспортной безопасности на ТС в соответствие с требованиями по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Результаты оценки уязвимости одного ТС могут распространяться на группу ТС, идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам, которая находится в собственности одного юридического (физического) лица илииспользуется им на ином законном основании.
Таблица 3.4