Смазка машин и заправка эксплуатационными материалами
Применение смазочных и эксплуатационных материалов в машинах строго регламентировано эксплуатационно-технической документацией, а замена смазки и подзаправки до установленной нормы осуществляются с определённой периодичностью при проведении ТО.
Смазочные, заправочные и сопутствующие им очистительные работы (промывка, продувка, замена фильтров и др.) составляют 17 – 35% общего объёма работ при ТО. Это вызывает потребность механизации и централизации этих работ для уменьшения трудоёмкости их выполнения.
Основным документом для ТО машины является карта смазки, которая состоит из двух частей – схемы и таблицы.
На схеме показано расположение всех трущихся сочленений и узлов на машине, обозначенных соответствующими номерами.
Таблица имеет единую нумерацию с точками смазки, указанными на схеме и содержит следующие данные:
- наименование трущихся деталей с указанием их номеров на схеме смазки;
- число смазочных точек;
- рекомендуемый смазочный материал для летних и зимних условий;
- периодичность и количество смазки (подаваемой на одно смазывание);
- способ смазки.
Карту смазки на каждую машину прикладывают к руководству по её эксплуатации.
Выбор средств механизации технологических процессов смазки и заправки ДМ определяется их физико-химическими свойствами, объёмом и конструкцией заправочных и смазочных устройств.
Когда нет соответствующих указаний в технической документации или при отсутствии рекомендованных материалов, эксплуатационникам приходится самостоятельно решать проблему замены материала одного сорта другим, равноценным по своим физическим и химическим свойствам.
В процессе организации заправочных работ возникает потребность в контроле качества поступаемых и хранимых на складе нефтепродуктов.
Смазочные масла заменяются по их вязкости, степени очистки и температуре замерзания.
У заменяющего масла вязкость и степень очистки должны быть не ниже, а температура замерзания не выше, чем у основного.
Тугоплавкие смазки и солидолы заменяют по пенетрации, температуре каплепадения и основе. Пенетрация должна быть не выше, а температура каплепадения не ниже, чем у основной.
Основа заменяемой смазки должна обеспечивать такие же показатели растворимости как и у основной.
При выборе смазочного материала для конкретного узла необходимо принимать во внимание: давление (с ↑ необходимо ↑ вязкость и маслянистость масел); скорость скольжения (с ↑ должна ↓ вязкость); температура рабочих поверхностей и окружающей среды (с ↑ должна ↑ вязкость); состояние трущихся поверхностей, между которым вязкость должна ↑ при ухудшении их обработки и увеличении зазоров.
Помимо этого, при выборе масел и смазок необходимо учитывать расположение трущихся пар, степень динамичности действующих нагрузок, а также конструктивные особенности смазочных систем.
ГСМ существенно влияет на стоимость производства дорожных работ машинами.
Поэтому расход ГСМ строго регламентирован по видам и номенклатуре машин, по установленным на них двигателям, применению в различных климатических зонах страны и режимах их производственного использования.
Средние нормы расхода топлива, рабочих жидкостей и смазочных материалов определяют с учётом использования машин по времени и мощности двигателей.
Плановые нормы дают для средних условий эксплуатации машин при положительных температурах.
В зимнее время (при t <00С) норма расхода топлива повышается до 15–20%.
На ТО машин (регулировочные работы, обкатку двигателя после ремонта) и другие нужды расходуется дополнительно до 1% жидкого топлива от общего количества, потребляемого эксплуатационным предприятием.
Расход топлива пусковым двигателем планируют в зависимости от расхода топлива основным двигателем: для летних условий эксплуатации – 3%, а для зимних – 4,5%.
Расход смазочных материалов планируют также по расходу основного топлива с учётом конструктивных особенностей машин и двигателей: дизельное масло – 5,0 – 5,1%, автотракторное масло – 0,1 – 3,5%, трансмиссионное масло – 0,7 – 1,4%, универсальные, тугоплавкие смазки и солидол 0,2 – 0,5%.
Рабочие жидкости и индустриальное масло для гидравлических систем ДМ планируют на 1 год работы машин в кг (от 0,03(а/г) до 0,7(скрепер) кг в зависимости от типа машин).
Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей, применяемых на дорожных работах, регламентированы по установочной мощности двигателей и грузоподъёмности.
Для работы с автоприцепом – дополнительно 2 л на 100 тонно-км для карбюраторных и 1,3 л для дизельных двигателей.
Для самосвалов норма расхода увеличивается на 0,25 л на каждую ездку с грузом.
Увеличение нормы для автомобилей в зимнее время тоже, что и для ДМ.
Периоды применения зимних норм устанавливаются соответствующими решениями руководящих органов.
Для отпуска и учёта выданного топлива, рабочей жидкости гидравлических систем и жидких масел применяют насосы, мерные устройства, сливные шланги, раздаточные пистолеты и другую аппаратуру разливочных видов.
Если все или большая часть этой аппаратуры собраны в единый блок, то такое устройство называют топливо- или маслораздаточными колонками.
Они выпускаются в стационарном, передвижном и переносном исполнениях.
Полости между трущимися поверхностями деталей, смазывающиеся через пресс-маслёнки, заполняют солидолонагнетателями, создающими высокое давление на выходе.
Масло- и топливозаправочное оборудование в зависимости от источников потребляемой энергии может быть электрическим, механическим, пневматическим, ручным или ножным.