Механизация работ по снегоборьбе на перегонах.
Очистка пути от снега на перегонах осуществляется, как правило, снегоочистителями. Ручная очистка допускается в местах препятствий для прохода снегоочистителя в рабочем состоянии (настилы переездов и подходы к ним, стрелки примыкания, участки пути на подходах к мостам, тоннелям, между платформами и др.)
Очистка снега высотой до 1 м производится:
-плужными (типов СДП, СДПМ, ЦУМЗ) двухпутными или однопутными снегоочистителями, представляющими собой прицепные к локомотивам машины вагонного типа, оборудованные отвальными снегоочистительными устройствами в виде плуга;
-щёточными
-пневматическими (ПОМ -1М)
Снежные заносы высотой более 1 м расчищаются электрическими роторными снегоочистителями (типов ЭСО и ФРЭС).
Универсальными являются струги-снегоочистители, используемые для уборки снега с путей и на перегонах, на станциях, а также для очистки кюветов от снега и удаления его из выемок, околки льда на станционных путях и отвалки снега в местах его выгрузки.
Тяговыми единицами, перемещающими снегоочистители, являются локомотивы, которые обеспечивают сжатым воздухом пневматическую систему управления рабочими органами плужных снегоочистителей и стругов. Локомотивы (тепловозы), обеспечивающие работу роторных снегоочистителей, одновременно являются энергетическими единицами с переоборудованной электрической схемой для работы в «поездном» и «снеговом» режимах движения.
Положительным явился опыт оборудования снегоуборочных и снегоочистительных машин вентиляторными установками.
В период сильных снегопадов и метелей в первую очередь снегоочистителем производится очистка от снега главных путей по всему участку обслуживания, а затем очищаются приемоотправочные и другие станционные пути на разъездах, обгонных пунктах и промежуточных станциях.
На сильнозаносимых участках для повышения эффективности очистки и избежания потерь времени на перестановку локомотива используется способ работы сплотки из двух снегоочистителей «челноком» по схеме: снегоочиститель - локомотив-снегоочиститель.
Таблица 5. Характеристики машин для очистки пути от снега на перегонах
Показатель | Двухпутный участок | Однопутный участок | Струги- Снего- очистители | |||||
СДП (СДП-М) СДП-2М | ЦУМЗ | ЦУМЗ | ТГМ-40С | ЭСО-3 (3-х роторный) | ЭСО-Щ (2-х роторный) | ФРЭС-2 (3-х роторный) | СС-1, СС-1М | |
Высота очищаемого снега (м) | до 1,0 | до 0,6 | до 0,6 | до 1,0 | 4,5 | 3,0 | 4.5 | До 1,0 |
Ширина полосы очищаемого снега, м, крылья: | ||||||||
раскрытых | 4,95 | 5,1 | 4,5 | 5,0 | 5,0 | |||
закрытых | 3,18 | 3,2 | 3,2 | 3,25 | 3,25 | |||
поверху | 6,0 | 6,0 | 5,1 | |||||
понизу | 5,0 | 5,1 | 4.6 | |||||
без крыльев | 3,425 | 3.425 | 3,6 | |||||
Рабочая скорость, км/ч | 0.50 | 0.50 | 0,8-1,0 | До 40 | ||||
Транспортная скорость, км/ч | ||||||||
То же по прямому пути стрелочных переводов | ||||||||
То же по боковому пути |
При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается. При нахождении опор контактной сети от оси пути менее 3,1 м работа снегоочистителя должна проводиться с закрытыми крыльями, зафиксированными транспортными запорами.
На многопутных участках с нормальными междупутьями и на косогорных участках двухпутных линий целесообразно производить очистку путей двумя двухпутными снегоочистителями, следующими друг за другом по соседним путям на расстоянии 1 км.
При этом первый снегоочиститель сбрасывает снег в сторону откоса выемки крайнего пути, а следующий за ним - с крайнего пути под откос насыпи.
При работе плужного снегоочистителя или струга с закрытыми крыльями на двух или многопутном участке со стороны междупутья смежный путь сигналами не ограждается, но поездам, проходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения в установленном порядке. При необходимости работы снегоочистителя или струга с открытым крылом со стороны междупутья соседний путь для движения поездов закрывается.
При работе плужных снегоочистителей на электрифицированных участках напряжение с контактного провода не снимается. При нахождении опор контактной сети от оси пути менее 3,1 м работа снегоочистителя должна проводиться с закрытыми крыльями, зафиксированными транспортными запорами.
Рис. 9. Струг-снегоочиститель СС-1М
При очистке пути роторным снегоочистителем место его работы ограждается по соседнему пути сигналами остановки, на электрифицированных участках напряжение с контактного провода должно быть снято.
При невысокой плотности снега и высоте его до 1 м расчистку производят за один проход электроснегоочистителем с раскрытыми крыльями. При глубине снега более 1 м расчистку осуществляют за два прохода: первый - с раскрытыми вертикальными подкрылками, но закрытыми крыльями, второй (по разделке траншеи) - с открытыми крыльями.
При очистке пути роторным снегоочистителем место его работы ограждается по соседнему пути сигналами остановки, на электрифицированных участках напряжение с контактного провода должно быть снято.
Рис. 10. Роторный снегоочиститель
Рис. 15. Снегоуборочный поезд с головной машиной СМ-2.
Позднее были созданы другие модификации машины СМ-2: СМ-2М, СМ-4, СМ-5 и СМ-6.
Самоходная машина СМ-6 предназначена для очистки от снега и засорителей станционных путей, стрелочных переводов и горловин ж.д. пути, с погрузкой в кузов и механизированной выгрузкой в определенных местах. Выгрузка может производиться непосредственно при работе машины, не загружая кузова, через 2-3 пути в обе стороны от оси пути.
В настоящее время для очистки путей от снега применяются и несамоходные снегоочистители, которые используются на железных дорогах колеи 1520 мм в районах с умеренным климатом. Например, пневмоочистительная машина ПОМ-1М (рис. 16). Машины оснащаются вентиляторами высокого давления (ВДН-17, ВДН-18, ВМ-18А и т.д.). К достоинствам машины можно отнести её применение в условиях обильных снегопадов.
Места выгрузки снега определяются комиссионно с учетом санитарных и экологических требований и участием представителей дистанции пути, начальников станций, Центра охраны окружающей среды железной дороги.
По результатам работы комиссии должен быть составлен акт с указанием возможных мест выгрузки снега.
Места выгрузки снега должны быть удалены от водных объектов, с целью невозможности попадания неочищенных талых вод.
Рис. 16. Пневмоочистительная машина ПОМ-1М.
Поезд ПСС-1, который предназначен для очистки снега, льда и засорителей в том числе стрелочных переводов и горловин, осуществляет погрузку в собственный кузов с последующей механизированной выгрузкой в отведенных местах или в процессе работы на сторону. Изготавливается в трех вариантах исполнения: 3-х, 4-х и 5- вагонный.
Рис. 16. Подвижной снегоочистительный состав ПСС-1.