Установки налива автомобильных цистерн

Дляналива нефтепродуктов в автоцистерны применяют стояки различных типов.

Стояки для налива автоцистерн классифицируют:

- по способу подключения к цистерне (сверху или снизу);

- по способу налива (герметизированный или негерметизированный);

- пo степени автоматизации процесса налива (автоматизированные или

неавтоматизированные);

- по виду управления ( с механизированным или ручным управлением).

Налив нефтепродуктов в автоцистерны может осуществляться как через горловину (верхний налив), так и через нижний патрубок автоцистерны (нижний налив).

При герметизированном наливе горловина автоцистерн закрывается специальной крышкой, в которую врезан патрубок, соединенный со шлангом для отвода паровоздушной смеси либо в опорожняемые резервуары, либо на установку улавливания легких фракций (УЛФ). Негерметизированный налив целесообразно применять при отгрузке низколетучих нефтепродуктов.

Для предотвращения переливов автоцистерн применяются средства автоматизации. В этом случае наливные стояки оборудуют либо датчиками уровня, либо клапанами - дозаторами, позволяющими производить отпуск заданного количества нефтепродукта. Подобный контроль – обязательное условие герметизированного налива бензинов.

Применяются наливные устройства одиночные и объединенные в группы с ручным и автоматизированным управлением. Группа наливных устройств, управляемых из специального здания - операторной, образует станциюналива.

Станция налива состоит из 4…12 наливных "островков", располагаемых под навесом. Каждый "островок" оборудуется одним или двумя наливными устройствами (стояками).

В качестве наливных устройств применяются установки автоматизированного налива с местным управлением типа АСН-5П или с дистанционным управлением из операторной типа АСН-5Н, а также типа АСН-12. Расчетная производительность налива (м3/ч): при самотечном наливе маловязких нефтепродуктов - 30...40, то же масел и вязких нефтепродуктов - 20…30, при насосном наливе - 40...60 и 30...40 соответственно.

Установка автоматизированного налива АСН-5П (рис. 3.35) включает наливной стояк типа НС-8П с датчиком уровня, счетчик 2, полуавтоматический клапан - дозатор 3 типа КДП-7Н, фильтр - воздухоотводитель 4 типа ФВО100, насос сэлектродвигателем 6 и пульт управления 5. Налив выполняется в следующем порядке. Водитель автоцистерны получает два ключа (один для пункта управления наливом, другой - для клапана - дозатора). Первым он включает питание установки, а вторым - насосный агрегат. Нажатием рычага водитель открывает клапан и налив цистерны начинается. Прекращение налива осуществляется либо нажатием кнопки "Стоп" на клапане - дозаторе, либо по сигналу датчика уровня.

Установка АСН-5Н отличается тем, что оснащена устройством централизованного управления наливом из операторной. Система автоматизации обеспечивает дистанционное задание дозы отпускаемого нефтепродукта, предотвращение переливов, запрет отпуска нефтепродуктов при отсутствии заземления и наливной трубы в горловине цистерны, местное и дистанционное прекращение налива.

Установка типа АСН-12 предназначена для автоматизированного и герметизированного налива в автоцистерны светлых нефтепродуктов. Для этого она оснащена линией отвода паровоздушной смеси из заполняемой цистерны с обратным клапаном и огневым предохранителем.

Длянижнего налива автоцистерн используется установка АСН-17. В этом случае собственно стояк отсутствует и соответственно уменьшается металлоемкость установки.

В пунктах налива, имеющих незначительный грузооборот, применяются неавтоматизированные наливные стояки с ручным управлением типа НС-11А (рис.3.36). При наливе высоковязких нефтепродуктов эти стояки дополнительно оборудуют паровой рубашкой.

Автозаправочные станции

Автозаправочные станции (АЗС) предназначаются для обслуживания и заправки автомобилей и других машин горючим и смазочными материалами.
Попутно на них реализуются масла, смазки и специальные жидкости,
расфасованные в мелкую тару. К вспомогательным операциям, выполняемым на АЗС относятся: мойка машин, их мелкий ремонт, торговля запасными
частями. Неотъемлемой частью современных АЗС являются кафе и магазин по
торговле продуктами повседневного спроса.

По способу установки и монтажа оборудования АЗС делятся на стационарные и передвижные. Передвижные АЗС (ПАЗС) монтируется на раме и в зависимости от их назначения устанавливаются на автомобиле или автоприцепе. Они состоят из емкости, измерительных и раздаточных устройств, смонтированных на шасси транспортного средства. Стационарные АЗС сооружаются по типовым проектам на 300, 500, 750 и 1000 заправок в сутки (1 заправка - 50 л топлива и 2 л масла). В их состав входят:

- подземные резервуары для хранения нефтепродуктов;

- топливо- и маслораздаточные колонки;

- помещения для обслуживающего персонала;

- другие помещения в соответствии с дополнительными функциями, выполняемыми АЗС.

Принципиальная схема стационарной АЗС приведена на рис. 3.37. Нефтепродукт, доставляемый на АЗС с помощью автоцистерн, сливается через устройство 1 в резервуар для топлива 2. Здесь он отстаивается, производится замер его количества через устройство 5. Отпуск нефтепродукта потребителям производится с помощью топливораздаточной колонки 7, связанной с резервуаром трубопроводом, на котором смонтированы приемный клапан 3, и углового предохранителя 4. "Дыхания" резервуаров осуществляются через клапан 6.

Рассмотрим элементы принципиальной схемы АЗС более подробно.

Сливное устройство 1 предназначено для слива нефтепродуктов в резервуар закрытым способом, т. е. под уровень находящегося в нем продукта Сливное устройство состоит из ниппеля, к которому присоединяется рукав автоцистерны, фильтра и сливного трубопровода.

Быстрое и герметичное соединение ниппеля с рукавом автоцистерны обеспечивается специальной быстроразъемной муфтой.

Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются горизонтальные и вертикальные стельные резервуары емкостью от 5 до 50 м3 и с толщиной стенки 3...4 мм. Резервуары на АЗС, как правило, распределяются следующим образом: 75 % - под бензины, 15 % - под дизельное топливо и до 10 % - под масла.

Резервуары АЗС рассчитаны на избыточное давление 700000 и вакуум-
1000 Па.

Замерное устройство 5 служит для замеров уровня взлива нефтепродукта в резервуаре.Оно обеспечивает вертикальное направление замерной рейки (метрштока). Конструктивно замерное устройство представляет собой перфорированную трубу диаметром 40 мм с крышкой.

Для соединения раздаточных колонок с резервуарами служит
всасывающее устройство, состоящее из приемного клапана 3, углового
предохранителя 4 и взывающего трубопровода.

Назначение приемного клапана 3 - предотвращение слива нефтепродукта из всасывающего трубопровода в резервуар после отключения
раздаточной колонки. При прекращении работы насоса давление в трубопроводе и в резервуаре выравнивается и тарелка клапана под действием
собственного веса садится на седло, перекрывая сечение.

Угловой предохранитель 4 предотвращает распространение пламени по всасывающему трубопроводу. Для этого внутри металлического корпуса
установлена латунная сетка, выполняющая одновременно роль фильтра для
нефтепродукта, откачиваемого из резервуара.

Топливо - раздаточные колонки предназначены для заправки машин с одновременным замером количества выданного горючего или масла.

Несмотря на различия в конструкциях колонок, все они имеют в своем
составе насос, счетчик жидкости, фильтр, раздаточный рукав и раздаточный
кран.

Насос топливораздаточной колонки предназначается для перекачки топлива из резервуара АЗС в баки автомашин. Так как резервуар находитсяниже колонки, то насос является самовсасывающим. Производительность насосов топливораздаточных колонок находится в пределах от 20 до 70 л/мин.

Счетчик жидкости служит для измерения расхода отпускаемого потребителям топлива или масла. Результаты мгновенных измерений. Фильтр служит для очистки от механических примесей жидкости, поступающей в колонку.

Раздаточный рукав предназначается для перекачки жидкости и соединения колонки с раздаточным краном. В раздаточных колонках используются резино - тканевые бензостойкие рукава диаметром 25 мм на давление 0,4 МПа.

Раздаточный кран служит для быстрого отсечения струи горючего при достижении предельного уровня его в баке автомашины, чтобы тем самым

предотвратить перелив и связанные с эти потери.

Наши рекомендации