Автомобиль аэродромный аа-8,0/60-50/3 (43118).
Общий вид автомобиля представлен на рис.16.29. Энергетической установкой на нем является дизель КамАЗ-740 с турбонаддувом мощностью 191 кВт при частоте вращения вала 2600 об/мин.
На автомобиле установлен центробежный насос ПН-60. Привод к нему осуществляется от коробки отбора мощности с помощью трех карданных валов и двух промежуточных опор. Насосный отсек оборудован подогревателем ОВ65.
Рис.16.29. Пожарный аэродромный автомобиль АА-8,0/60-50/3 (43118):
1 – шасси; 2 – проблесковый маячок; 3 – рукав; 4 – лафетный ствол; 5 – цистерна с пенобаком; 6 – кузов; 7 – пожарно-техническое вооружение; 8 – насосная установка;
9 – установка для покрытия ВПП пеной
Вакуумная система состоит из газоструйного вакуумного аппарата, вакуумного клапана и трубопровода.
Цистерна вместимостью 7500 л сварена из листовой стали. Пенобак вместимостью 500 л встроен в цистерну. Цистерна и пенобак имеют по пять датчиков уровня воды. Светодиоды сигнализатора уровня воды и пенообразователя расположены на панелях приборов в насосном отделении и в кабине водителя.
Лафетный ствол может подавать в очаг горения воду или воздушно-механическую пену. Управление им осуществляется вручную. Крепится он к специальной стойке.
Стойка предназначена для выдвижения лафетного ствола в рабочее положение и представляет собой сборную стальную конструкцию с подвижными фланцевыми соединениями. Крепится она к специальной раме.
Выдвижение стойки с лафетным стволом в рабочее положение производится гидроцилиндром под давлением воды, подаваемой насосом.
Необходимость тушения пожара под фюзеляжем и крыльями, а также наносить слой пены на взлетно-посадочную полосу (ВПП) для обеспечения аварийной посадки самолета обусловили особенности водопенных коммуникаций АА. Принципиальная схема одной их них (АА-8/60-50/3) представлена на рис.16.30. В исходном положении все задвижки В1...В7 закрыты.
К напорным патрубкам с задвижками В1 возможно подключать пеногенераторы ГПС-600, разветвления РТ-80 или рукавные линии с ручными стволами.
Забор воды насосом может производиться от водопроводной сети, естественных или искусственных водоисточников.
Заполнение цистерны 1 водой может осуществляться из посторонней цистерны, подавая ее через заправочный люк. В случае установки АА на водоисточник ее заполнение происходит при включенном насосе 5 и открытой задвижке В3. По окончании заполнения цистерны его закрывают.
Подача воды к напорным патрубкам или лафетному стволу 7 от цистерны производится при открытых задвижках В1 (или В7) и В4.
При подаче воды к рукавным линиям или лафетному стволу 7 должны быть соответственно открыты задвижки 1 или 7 (или обе одновременно).
Поступление пенообразователя из пенобака 3 к всасывающему патрубку 2 осуществляется при включении пеносмесителя 4 и открытых задвижках В2 и В5. Открывая задвижки В1 и В7 (или обе одновременно) раствор пенообразователя будет поступать в напорные рукавные линии или лафетному стволу.
Заполнение цистерны водой можно производить, заливая ее через люк от посторонних источников. При заправке с открытого водоема вода поступает через всасывающие рукава, предварительно подсоединенные к патрубку 6 насоса 7, работающий насос 7, открытую задвижку 12 и вентиль 17. Аналогичным образом осуществляется заправка цистерны и от водопроводной сети.
На автомобиле предусмотрена установка для покрытия пеной ВПП. Покрытие производится пеной средней кратности при аварийных посадках самолетов.
Рис. 16.30. Водопенные коммуникации АА-8/60-50/3 (43118)-549:
1 – цистерна; 2 – пенобак; 3 – вентиль Ду-25; 4 – пеносмеситель; 5 – клапан Ду-125;
6 – всасывающий патрубок; 7 – насос ПН-60; 8 – коллектор насоса; 9 – рукав напорный диаметром 77 мм; 10 – установка для покрытия пеной ВПП; 11 – вакуумный кран;
12 – задвижка; 13 – задвижка; 14 – лафетный ствол; 15 – гидроцилиндр подъема
лафетного ствола; 16 – шаровой кран; 17 – вентиль; 18 – вентиль Ду-25
Установка является съемным агрегатом. Она состоит из двух пенных коллекторов 10. Каждый из них выполнен в виде трубы с одним подводящим и тремя отводящими патрубками. На отводящих патрубках устанавливаются генераторы пены ГПС-600. Подвод к ним раствора пенообразователя осуществляется по напорным рукавам 9, которые подсоединяются к напорным патрубкам с задвижками и В1 коллектора пожарного насоса.
Собранная установка навешивается на задний бампер автомобиля. После этого она соединяется с напорными задвижками.
После навешивания установки запускается насос, открываются задвижка В2 и В5 подачи пенообразователя, достигается давление
0,7 – 0,8 МПа (70 – 80 м вод.ст.) и открываются задвижки В1 напорных патрубков.
С началом выхода пены из генераторов начинается движение автомобиля в соответствии с выбранной схемой покрытия ВПП.
На автомобиле в передней части кузова крепится углекислотная установка. В ее состав входят два баллона с углекислотой массой по 25 кг в каждом и две катушки с рукавами 2´20 м. На одной катушке установлен раструб с рукавом, а на другой – ствол-пробойник. Интенсивность подачи углекислоты 3 кг/с.
На некоторых АА устанавливают специальные бамперные установки для тушения пожаров под фюзеляжами или крыльями самолета.
Промывка системы подачи пенообразователя может производиться водой из цистерны 1. При открытых вентилях В5 и В6. Ее возможно осуществлять и водой, подаваемой из коллектора 6 насоса. При этом вентили В3, В6 и В5 необходимо открыть. Промывка осуществляется в течение 2-3 минут.