Роликовые коньки, скейтборды и другие средства передвижения (1 час)
Где разрешено движение на роликовых коньках, скейтбордах и др. средствах. Обеспечение безопасности при движении. Технические требования к роликовым конькам, скейтбордам и др. средствам и уход за ними. Экипировка участника движения.
Правовое воспитание участников движения (1 час)
Что такое правовое воспитание. Значение правового воспитания. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. Права и обязанности участников движения. Ответственность участников движения за нарушение ПДЦ. Значение информации в обеспечении безопасности движения.
Водитель велосипеда - полноправный участник дорожного движения (1 час)
Велосипед - транспортное средство. Управление велосипедом: требования к водителю. Требования ПДЦ к движению велосипедов. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя.
Безопасность движения двухколесных транспортных средств (1 час)
Велосипед. Мопед. Мотоцикл, мотороллер, мокик и другие подобные транспортные средства.
Учебно-тематический план(9 класс)
№ | Наименование темы | Часы |
Правовое воспитание участников дорожного движения | ||
Ошибки участников движения | ||
Доврачебная медицинская помощь при ДТП* | ||
Зачет | ||
ИТОГО |
* - тема, уже имеющаяся в существующем курсе ОБЖ для 9 класса.
Содержание
Правовое воспитание участников дорожного движения (1 час)
Понятия «безопасность», «дорожная безопасность». Отношение к дорожному движению его участников и осознание ими своего места в нем: права, обязанности, ответственность. Дорожное движение, как составная часть жизнедеятельности общества. Роль и ответственность государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Что такое правовое воспитание и его значение. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. Права и обязанности участников движения. Ответственность участников движения за нарушение ПДД. Значение информации в обеспечении безопасности движения.
Ошибки участников движения (1 час)
Самообладание участника движения в различных дорожных ситуациях. Психологические факторы: адекватность нагрузка, утомление и др. Понятия «ошибка пешехода», «ошибка водителя». Проявление ошибок и их классификация. Психология ошибок. Оценка и анализ своего поведения в дорожном движении. Возможности улучшения безопасности движения. Риск водителя и риск пешехода - причина ДТП.
3. Медицинская помощь при ДТП (6 часов)
Дорожно-транспортный травматизм. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (права участников движения и обязанности государства). Принципы организации помощи и последовательность действий на месте ДТП. Доврачебная помощь в ДТП:
- определение состояния пострадавшего;
- остановка кровотечения;
- ушибы и переломы;
- потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения;
- черепно-мозговые травмы,
- травмы позвоночника.
Требования к уровню образованности
Начальная школа Учащиеся должны знать:
1. Требования ПДД для пешеходов.
2. Почему транспортные средства не могут останавливаться мгновенно.
3. Особенности движения транспортных средств и пешеходов на мокрой, скользкой и
заснеженной дороге.
4. Опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п.
5. Правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в
транспорт и выходе из него, правила перехода дороги.
6. Требования к движению велосипедистов. Где можно играть и кататься на роликах и
скейтбордах.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Останавливаться, слушать и смотреть, чтобы убедиться в безопасности перехода через
дорогу.
3. Оценивать направление движения транспортного средства, его скорость ирасстояние
до него.
4. Переходить проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
5. Обращаться за помощью к взрослым при переходе дороги, если уронил какой-либо
предмет на проезжую часть и т.п.
6. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
7. Определять безопасный путь в школу, кружок, магазин и т.п. и пользоваться им.
8. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, роликах и т.п.
Основная школа
Учащиеся должны знать:
1. Причины дорожного травматизма.
2. Назначение средств регулирования дорожным движением (светофор, регулировщик,
дорожные знаки и разметка) и распознавать их конкретное значение.
3. Правила пересечения проезжей части дороги на регулируемых и нерегулируемых
перекрестках и переходах и вне их, правила пересечения железнодорожных путей
пешеходами и велосипедистами.
4. Правила движения для велосипедистов и технические требования к велосипеду.
5. Понятие «остановочный путь», его составляющие и причины, влияющие на его длину.
6. Приемы оказания доврачебной помощи в случае дорожно-транспортного
происшествия.
Учащиеся должны уметь:
1. Оценивать скорость транспортных средств и расстояние до них.
2. Оценивать дорожную ситуацию на всех видах перекрестков ипереходов, при
пересечении железнодорожных путей.
3. Пользоваться маршрутным и другими видами транспорта в качестве пассажира.
4. Управлять велосипедом в соответствии с требованиями ПДД.
5. Оказывать доврачебную помощь в зависимости от вида травм.
6. Применять практические умения, полученные в начальной школе.
Средняя школа
Учащиеся должны знать:
1. Кто такой водитель транспортного средства, каковы его права, обязанности и
возможности.
2. Значение дорожного движения как составной части деятельности общества, осознавать
свое место в нем и понимать свою личную ответственность, как участника движения.
3. Опасные ситуации, возникающие по вине пешеходов и по вине водителей.
4. Порядок действий в случае попадания в ДТП или будучи его свидетелем.
Учащиеся должны уметь:
1. Оценивать и анализировать свое поведение в дорожном движении.
2. Применять свои знания ПДД в различных дорожных ситуациях.
3. Действовать при попадании в ДТП или будучи его свидетелем.
4. Применять практические умения, полученные в начальной и основной школах.
Список литературы
Основная литература
1.Сосунова Е.М., Форштат МЛ. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. - СПб: ИД «МиМ».-1997.
2. Сосунова Е.М., Форштат МЛ. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для 5 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
3. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебно-методическое
пособие для 6 класса. - СПб: ИД «МиМ».-1998.
4. Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения.
I часть. - СПб., «Лики России», 2004.
5. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного
движения. I часть,- СПб., «Лики России», 2004.
6. Правила дорожного движения РФ.
Дополнительная литература
1.Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», 1995.
2. Соловьев С.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 кл.: Учебно-
методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.
3. Мардерфельд В. Л. 500 тестов по учебному курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности».-СПб.: Просвещение, 2002.
4. Титов СВ., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для
учителя. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Шорыгина ТА. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб,
2003.
6. Форштат МЛ., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге.
Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения- СПб,
2001.
7. Школьный учебный кабинет по правилам дорожного движения. Информативный
уголок по безопасности дорожного движения / Центр безопасности «Автоград». -
СПб, 2000.