Перечень методических пособий и указаний
Обозначение | Наименование | Номер темы по программе |
| | |
М1 | Санитарный, карантинный, пограничный и таможенный режимы перевозок. | 13, 19 |
М2 | Расчет вентиляционных режимов трюмов. | |
М3 | Определение количества принятого груза по осадке судна. | 6, 10 |
М4 | Определение количества груза на танкере. | |
М5 | Перевозка лесных грузов. | |
М6 | Переход от номеров ООН опасных грузов к номерам по правилам МОПОГ. | |
М7 | Методика расчета критерия несмещаемости структурообразующих грузов. | 4, 5 |
М8 | Перевозка контейнерных грузов морским транспортом. | |
М9 | Курсовой проект «Расчет грузового плана судна». | 8, 11, 19, 20 |
Перечень плакатов и макетов
Обозначение | Наименование | Номер темы по программе |
П1 | Би-план (на примере судна M/V Ingalena) | |
П2 | Стандартная система маркировки контейнера ИСО. | 9, 11 |
П3 | Маркировка опасных грузов при перевозке морским транспортом (с 1 по 4 класс). | 9, 11, 13 |
П4 | Маркировка опасных грузов при перевозке морским транспортом (с 5 по 9 класс). | 13, 14 |
П5 | Маркировка опасных грузов при перевозке морским транспортом (9 класс, общий вид). | 13, 14 |
П6 | Диаграмма статической и динамической остойчивости судна после загрузки. | |
П7 | Схема размещения груза на судне. | 8, 19 |
Перечень компьютерных программ
Обозначение | Наименование | Номер темы по программе | Примечание |
К1 | Компьютерная программа Hyper Test | | |
К2 | Компьютерная программа СОЛАС-74 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Номер учебной недели | Номер темы по программе | Содержание лекционного занятия | Номер занятия | Форма контроля |
Номер лекции | перечень вопросов | учебно-методические материалы | практического (семинара) | при СРК |
| | | | | | | |
| | | Грузы и их транспортные характеристики. Груз и его свойства. Классификация грузов. Методы исследования свойств грузов. Тара и упаковка грузов. Стандартизация товаров, тары и упаковки грузов. Маркировка грузов. Линейные и объёмно-массовые характеристики грузов. Системы единиц измерения. Плотность жидкого груза. Удельный объём и удельный погрузочный объём груза. | М1 М13 М9 М5 | Пр.1 Пр.9 | 1-5 | Текущий контроль, защита практических работ |
| | | Специфические свойства грузов. Вязкость и давление жидких грузов. Сыпучесть и разжижение грузов. Слеживаемость, смерзаемость и спекаемость грузов. Огнеопасность и взрывоопасность грузов. Самосогревание и самовозгораемость грузов. Окислительные и коррозионные свойства грузов. Ядовитость (токсичность), инфекционная и радиационная опасность грузов. Биохимические процессы в грузах. Гигротермические свойства и тепломассообмен груза с окружающей средой. | М1 М5 М9 | Пр.2 Пр.3 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Причины не сохранности грузов. Причины повреждения и утраты грузов. Причины убыли грузов. Нарушения технологии грузовых работ, правил перевозки. Вредители грузов и меры борьбы с ними. Виды потерь наливных и навалочных грузов. Факторы, влияющие на сохранность перевозки грузов. | М1 М3 М5 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | | | | | |
| | | Обеспечение сохранности грузов. Общие принципы обеспечения сохранности грузов при морской перевозке. Совместное хранение и перевозка грузов. Температурно-влажностные и вентиляционные режимы. Санитарные, ветеринарные и карантинные режимы. Зачистка и подготовка грузовых помещений. Сушка трюмов. Укладка грузов в трюме; подстилочный, прокладочный и сепарационный материал. | М1 М3 М5 М13 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Регулирование теплообмена грузов с окружающей средой. Колебания температуры и влажности воздуха при морской перевозке. Свойства воздуха и определение его параметров. Микроклимат трюмов морских судов. Микроклимат свободного трюма и трюма заполненного негигроскопическим грузом. Микроклимат трюмов при перевозке гигроскопических грузов. Микроклимат трюма при переходе в одной климатической зоне. Микроклимат трюма при переходе из холодной зоны в теплую. Микроклимат трюма при переходе из тёплой зоны в холодную. Регулирование температуры и влажности в трюмах. Тепломассообмен наливного груза в танках судна. Технические средства регулирования микроклимата трюмов. Принципы регулирования тепловлажностных процессов в трюмах. | М1 М10 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Определение количества грузов. Способы определения количества грузов. Определение массы груза по осадке. Определение объёма навалочного груза. Определение количества наливного груза. | М1 М2 М9 | Пр.4 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Общие требования к размещению грузов на судне. Основные требования к рациональной загрузке судна. Критерий использования грузоподъёмности и грузовместимости судна. Дифферентование судна. Обеспечение надлежащей остойчивости судна. Условия сохранения местной прочности корпуса судна. Условия сохранения общей (продольной) прочности корпуса судна. | М1 М2 М3 М12 М14 | Пр.5 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | | | | | |
| | | Грузовой план морского судна. Эксплуатационно-технические характеристики морских транспортных судов. Общие требования к грузовому плану. Расчёт грузоподъёмности и грузовместимости судна рейс. Расчёт грузового плана на заданный рейс. Расчёт остойчивости при составлении грузового плана. Распределение груза по отсекам судна. Проверка продольной прочности судна. Проверка местной прочности судна. Контроль за остойчивостью и продольной прочностью судна в рейсе. | М2 М12 | Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Генеральные грузы. Ящичные грузы. Мешковые грузы. Киповые грузы. Катно-бочковые. Трубы, рельсы, прокат чёрных и цветных металлов. Машины, станки и промышленное оборудование. Контейнерные и пакетные грузы. Расчёт сепарационного материала, подкреплений палубы и креплений тяжеловесов. | М1 М3 М6 | Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Наливные грузы. Номенклатура и свойства наливных грузов. Хранение наливных грузов. Подготовка танков к приёму грузов. Загрузка танкера и перевозка наливных грузов. Перевозка сжиженных газов наливом. Перевозка наливом химических грузов. Перевозка наливом растительных масел, животных жиров, патоки и других пищевых продуктов. | М1 М5 М14 | Пр.3 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Навалочные и насыпные грузы. Основные виды и свойства навалочных и насыпных грузов. Подготовка судна к перевозке навалочных и насыпных грузов. Средства погрузки и выгрузки. Рекомендации по безопасной перевозке рудных грузов. Перевозка руды и её концентратов. Сохранение остойчивости судна. Перевозка каменного угля. Перевозка сахара-сырца. Перевозка насыпных грузов. Нормативные документы, регламентирующие перевозку зерновых грузов. Остойчивость судов, перевозящих зерновые грузы. Вентилирование грузовых помещений при перевозке насыпных грузов. | М1 М2 М13 | Пр.5 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | | | | | |
| | | Лесные грузы. Основные виды и номенклатура лесных грузов. Измерение количества лесных грузов и их маркировка. Подготовка судна к погрузке и перевозке леса. Перевозка лесных грузов в пакетах. Укладка лесных грузов в трюмы. Укладка лесных грузов на палубу. Крепление палубного груза. Требования к остойчивости и меры безопасности для судов лесовозов. Приём и сдача лесных грузов. Складирование лесных грузов. | М1 М3 М7 | Пр.6 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Опасные грузы. Виды опасности и нормативные документы, регламентирующие пере возку опасных грузов. Классификация опасных грузов. Упаковка опасных грузов. Общие требования к судам, перевозящим опасные грузы. Технические условия размещения и перевозки опасных грузов на морских судах. Маркировка опасных грузов, оформление грузовых документов и порядок передачи опасных в порту перевалки. Общие требования противопожарной и санитар ной безопасности при перевозке опасных грузов. Меры пожарной безопасности при перевозке взрывчатых веществ. Перевозка нефтепродуктов в таре. Перевозка вредных веществ и меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. | М1 М3 | Пр.7 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Скоропортящиеся грузы. Классификация скоропортящихся грузов Потери при перевозке скоро портящихся грузов. Методы сохранной перевозки скоропортящихся грузов. Суда, используемые для перевозки скоропортящихся грузов. Требования к таре и упаковке скоропортящихся грузов. Подготовка трюмов к приёмке скоропортящихся грузов. Размещение скоропортящихся грузов на судне. | М1 М3 М4 | Пр.8 Пр.9 | -//- | -//- |
| | | | | | | |
| | | Пищевые и кормовые грузы, устойчивые при обычных условиях хранения. Перевозка хлебных грузов в таре. Перевозка риса, кукурузы и других хлебных грузов в таре. Перевозка мучных и кондитерских изделий. Перевозка кофе, какао-бобов, чая и пряностей. Перевозка вино-водочных и табачных изделий. Перевозка жмыхов и шрота. Перевозка рыбной муки и других кормовых грузов. Перевозка копры. | М1 М3 | Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Перевозка живых грузов и сырых животных продуктов. Санитарный и карантинный режимы. Перевозка животных и птиц. Перевозка сырых животных продуктов. Перевозка шерсти. | М1 М3 | Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Перевозка грузов укрупнёнными местами. Характеристика укрупнённых грузовых мест. Требования, предъявляемые к укрупнённым грузовым местам. Правила комплектации контейнеров и других укрупнённых грузовых мест. Грузовые планы судов контейнеровозов и судов с горизонтальной погрузкой и выгрузкой. Средства механизации и технология погрузо-разгрузочных работ. Перевозка тяжеловесных, крупногабаритных грузов и колёсной техники. Транспортно-технологические системы перевозок укрупнённых грузовых мест и сферы их применения. | М1 М3 М9 | Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Перевозка пассажиров, почты и багажа. Перевозка пассажиров. Перевозка багажа и ручной клади. Перевозка почты. | М1 М3 | Пр.9 | -//- | |
| | | Обязанности перевозчика и грузоотправителя по обеспечению сохранности грузов. Договор морской перевозки и общий порядок приёма и сдачи груза. Грузовые документы и особенности приёма - сдачи груза в заграничном и каботажном плавании. Особенности условий договора морской и комбинированной перевозки. Оформление случаев несохранной перевозки грузов. Таможенный и пограничный режимы. | М1 М2 М3 М13 | Пр.9 | -//- | -//- |
| | | Грузовой отчёт капитана. Рейсовое задание. Грузовая книга. Рейсовый отчёт капитана. | М1, М3 М12, М14 | Пр.9 | -//- | -//- |
ПРОВЕРКА ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ
№ | Содержание вопроса | Ответы |
| | |
1. | Классификация грузов. | В основу номенклатуры положено деление грузов по: а) происхождению - продукты сел-го хозяйства и промышленности; б) физико-химические свойства - скоропортящихся и устойчиво сохраняющихся; в) технике перевозки - сухие и наливные. Все грузы по способу перевозки делятся на штучные, навалочные в грузы, перевозимые в укрупненных единицах. 1) Классификация по способу перевозки. 2) Классификация по физико-химическим свойствам. 3) Классификация по режиму перевозки. 4) Классификация по совместимости различных грузов. 1. Все грузы делятся на штучные, навалочные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах. а) штучные - (в ящиках, мешках, бочках, и.т.д.) (автомобили, трактора, строит. техника и.т.д.) б) навалочные - (зерно, каменный уголь, руда в т.д.) в) укрупненные - (контейнеры, трейлеры, пакеты, и.т.д.). 2. По физико-химическим свойствам грузы делятся: а) гидроскопические; б) самонагревающие н самовозгарающие; в) ядовитые в выделяющие вредные газы; г) огнеопасные; д) взрывчатые; е) издающие специфические запахи; ж) воспринимающие посторонние запахи. 3. По режиму перевозки: режимные и нережимные. К нережимным относятся такие грузы, которые и процессе морской перевозки под действием агрессивных факторов не вызывают изменения физико-химических свойств и ухудшения качества. К режимным те грузы, которые требуют создания в трюмах определенные температурно-влажностные условия. 4. По совместимости различных грузов грузы делят на 4 группы: а) грузы, опасные возможностью смещения; (незерновые, зерновые, генеральные грузы, лесные); б) режимные грузы (скоропортящиеся грузы, нескоропортящиеся); в) опасные грузы (взрывчатые, легковоспламеняющиеся, ядовитые, радиоактивные в прочие опасные грузы); г) наливные грузы (нефтепродукты, пищевые грузы (растительные - масло, вино). |
2. | Транспортные характеристики грузов. | Это совокупность свойств грузов, определяющих технику и условия его перевозки, погрузки хранения. В понятие, транспортной характеристики груза в первую очередь входят объемно-массовые характеристики, режимы хранения, физико-химические свойства, особенности тары и упаковки и некоторые товарные свойства. Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. |
3. | Упаковка грузов. | Упаковка грузов делится: 1) на потребительскую (банки, коробки и т.д.); 2) дополнительную (мешки, картонные ящики); 3) транспортную (ящики, бочки, фляги, мешки). При упаковки грузов в тару используют прокладочный и оберточный материал (это бумага, картон, стружка, вата, и т.д.). Упакованные грузы принимают к перевозке только в том случае, если тара удовлетворяет требованиям соответствующего стандарта. Пользуются справочником на тару и упаковки. Требования к упаковке импортных грузов - оговариваются при заключении контракта. Все условия оговариваются и отражают в коносаменте любое ухудшение состояние груза, порчи, недостачи, убытки и т.д. |
| | |
4. | Маркировка грузов. | Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на груз для его опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Маркировка наносится на грузовое место или ярлык, который крепится к грузовому месту. Маркировка грузов регламентирована ГОСТ 15192-77 и Тарифным руководством 4-М. Маркировка грузов бывает: а) товарная, б) отправительная, в) транспортная, г) специальная. а) Товарная указывает - наименование товара, название производителя, его адрес, марку, сорт, ГОСТ. Товарную марку наносит производитель товара. б) Отправительная маркировка содержит следующие данные: в числителе - номер места в знак отправителя, в знаменателе - число мест в партии. в) Транспортную маркировку наносит порт отправления после того, как принят груз и проверены наличие и правильность нанесения отправительной маркировки. Транспортная маркировка наносится в виде дроби через косую черту, где в числителе - порядковый номер, в знаменателе - число мест в данной партии. г) Специальную маркировку груза производят в случае, если груз требует особого обращения при перевозке или перегрузке. Маркировка импортных грузов должна помещаться в квадрате или в треугольнике и содержать следующие данные: наименование импортера и получателя, номер контракта, номер транспортного поручения и места, массу нетто и брутто, пункт назначения. |
5. | Физико-химические свойства грузов. | Грузы классифицируются по химическим свойствам и делятся на: а) гигроскопические, способные воспринимать влагу нз окружающей среды и легко ее отдавать; б) самонагревающиеся и самовозгорающиеся; в) ядовитые и выделяющие вредные газы; г) огнеопасные; д) взрывчатые; е) слеживающиеся; ж) смерзающиеся и спекающиеся; з) издающие специфические запахи; в) воспринимающие посторонние запахи; к) пылящие. |
6. | Подготовка грузовых помещений к приему грузов. | Для обеспечения сохранной перевозки груза и защиты интересов перевозчика судовая администрация при приемке груза организует и выполняет комплекс мероприятий. Грузовые помещения и оборудование судна приводят в состояние, обеспечивающее сохранную доставку груза: а) сухая зачистка или мойка трюмов; б) проветривание; в) удаление жировых пятен; г) подготовка верхней палубы для размещения и крепления груза. |
7. | Какие грузы относятся к генеральным грузам. | К генеральным грузам относят товары, упакованные в ящики, кипы, тюки, бочки, мешки, бидоны, корзины и т.д. Генеральные грузы можно классифицировать: а) по массе отдельного грузового места; б) линейным размерам; в) режимам хранения; г) способу перевозки перегрузки; д) физико-химическим свойствам и т.д. Генеральные грузы делят по категориям и группам в зависимости от вида тары, упаковки и характера самого груза. 1. Металлопродукция (металл, металл в чушках, слитки и т.д.). 2. Подвижная техника (техника на гусеничном ходу). 3. Железобетонные изделия (балки, шпалы, сваи и т.д.). 4. Контейнеры (контейнеры - цистерны, рефрижераторные, контейнеры - платформы и т.д.). 5. Грузы в транспортных пакетах (на поддонах, укрупненные места и блок - пакеты). 6. Штучные грузы в упаковке (ящики, мешки, кипы, тюки). 7. Тяжеловесные и крупногабаритные грузы. 8. Катно - бочковые (бочки и т.д.) 9. Лесные грузы (круглый лес, фанера, бревна и т.д.). |
| | |
8. | Тара генеральных грузов. | Генеральные грузы принадлежат к категории грузов перевозимых в самых разнообразных видах тары: а) В мешках (сыпучие, твердые грузы, и.т.д.). б) Кули рогожные (для перевозки соли, овощей и т.д.). в) Кипы (в кипы прессуют ткани, текстильные и лекарственное сырье, сухие табачные листья и т.д.). г) Тюки (для упаковки меха, ковров, и т.д.). д) Дощатые ящики, фанерные ящики, картонные ящики. е) Бочки деревянные (пива, вина, овощей в рассоле в т.д.), бочки металлические (нефтепродукты, масла, краска и т.д.) ж) Бутыли стеклянные (помещают в плетеные корзины, кислота, азот, аммиак, ацетон и т.д.). з) Баллоны, поддоны. |
9. | Подготовка трюмов к приему генеральных грузов. | Каждая категория грузов предъявляет свои особые требования к подготовке трюмов. а) Зачистка трюмов (производится силами экипажа). При зачистке трюмов обязательно вскрывают и чистят льяла. б) Мойка трюмов производится в тех случаях, когда я трюме остается пыль, остаток груза, соль, химикаты и т.д. в) ограждающие устройства - (рыбинсы и т.д.). г) Осушительная система судна - подлежит проверке перед каждой погрузкой груза. д) Трапы (проверка состояния трюмных трапов). е) Противопожарное оборудование (система паротушения, система углекислого тушения). ж) Вентиляционная система (контроль t° и влажности воздуха в трюмах). э) Люковые закрытия (за состоянием люковых закрытий отвечает старший механик судна). |
10. | Контейнеры и их разновидности. | Контейнеры представляют собой многооборотный вид тары, приспособленной для перевозки разнообразных грузов. Контейнеры подразделяются на две основные группы: универсальные и специальные. 1) универсальные - служат для перевозки штучных грузов (обувь, мануфактура, продовольствие и т.д.); 2) специальные - для перевозки цемента, кирпича, жидких грузов, овощей и т.д.; 3) стальные контейнеры - для перевозки генеральных грузов (пищевые продукты, мясо); 4) рефрижераторные контейнеры - для перевозки фруктов, овощей, рыбы и т.д.; 5) контейнерный портальный кран (он перемещается вдоль причала, обеспечивая погрузку по всей длине швартованного к причалу судна). |
11. | Правила перевозки зерна. | Учитывая возможность смещения зерна в процессе перевозки Правила Регистра СССР, разработанные с учетом требований Конвенции СОЛАС - 74, предусматривают, что судно, перевозящее зерно должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. |
12. | Критерий несмещаемости груза. | 1) Критерий остойчивости судна при «сухом» смещении зерна. 2) Критерий невозгораемости 3) Критерий незагазованности грузовых помещений. Правила перевозки зерна предъявляют требования к остойчивости судна с зерном. а) Начальная поперечная метацентрическая высота не менее 0,3 м. 6) Угол крена после условного смещения зерна, не должен превышать 12°. |
13. | Единицы измерения лесных грузов. | Лесные грузы, принимаемые к перевозке на морских судах, делятся на следующие группы: а) пиленый лес; б) круглый лес; в) тесаный лес; г) колотый лес; я) пиленый лес - единицы измерения межпортовом сообщении - куб.метр; между иностранными портами – стандарт; б) круглый лес - единицы измерения межпорт, сообщении – акс, лод.; в) тесаный лес - единицы измерения в загран перевозках - лод или фут.; г) колотый лес - единицы измерения - футах, метрах кубических. |
14. | Классификация опасных грузов. | Классификация опасных грузов в правилах МОПОГ соответствует классификация, принятой Конвенцией СОЛАС-74 1) Класс № 1 (Взрывчатые вещества ВВ); 2) Класс № 2 (Газы сжатые, сжижение); 3) Класс №3 (Легковоспламеняющиеся жидкости ЛВЖ); 4) Класс № 4 (Легковоспламеняющиеся вещества); 5) Класс № 5 (Окисляющие вещества); 6) Класс № 6 (Ядовитые ЯВ и инфекционные); 7) Класс № 7 (Радиоактивные вещества РВ); 8) Класс № 8 (Едкие коррозийные ЕК). |
| | |
15. | Транспортные характеристики опасных грузов. | Опасные грузы - специфическая категория грузов, требующая при хранении и перевозке особых условий. Опасные грузы любых классов без отправительской в транспортной маркировке к перевозке не допускаются. При международных перевозках опасных грузов на каждое место наносят ярлыки международного образца. Когда к перевозке предъявляют груз различной степени опасности (например, ядовитый и огнеопасный одновременно), то на каждое его место наклеивают по два ярлыка, предупреждающих о фактической степени опасности. Каждое отдельное место с опасным грузом любого класса маркируется отправительской и транспортной маркировками, а также специальной маркировкой, которая указывает на свойства груза и предупреждает о порядке обращения с ним размещений на судне. |
16. | МОПОГ, система его построения. | Международный кодекс морской перевозки опасных грузов состоит из двух томов. Международный кодекс имеет законодательный статус. На его основе разрабатываются национальные правила морской перевозки опасных грузов. В правилах грузы полностью сгруппированы по принципу общности их свойств и требований к таре и упаковке, техническим условиям хранения и перевозке. |
17. | Общие требования к судам, перевозящим опасные грузы. | Эти требования зависят от свойств перевозимых грузов и опасности, которой они обладают по отношению к экипажу, судну, окружающей среде. В соответствия с Правилами МОПОГ, судно может перевозить опасные грузы всех классов, имеющие запись в квалификационном свидетельстве Регистра СССР. На судах, которые перевозят вещества выделяющие ЛВЖ или ядовитые. пары и газы, особое внимание уделяют герметизации жилых, служебных и грузовых помещений я правильному использованию вентиляция. По правилам Регистра помещения разделяются герметическими переборками, а система вентиляции должна быть раздельной. Перед погрузкой опасных грузов, грузовые помещения должны быть зачищены, промыты и просушены. |
18. | Грузовой план судна. | Грузовым планом называется графическое изображение груза в грузовых помещениях. Различают предварительный я исполнительные грузовые планы. Предварительный алан составляют заблаговременно до подхода судна. Все изменения в грузовом плане согласовывают с капитаном судна. Грузовой план, подписанный капитаном, служит основанием для размещения груза на судне. |
19. | Общие требования к судам, перевозящим опасные грузы. | Одновременно с началом погрузки приступают к составлению исполнительного грузового плана. Исполнительный грузовой план отражает фактическое размещение груза на судне. Этот план составляет грузовой помощник капитана судна. В зависимости от состава грузов грузовые планы бывают одно – и многополосными. |
20. | Требования, предъявляемые к грузовому плану. | Размещение грузов на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий. 1. Исключение возможности порчи грузов от их взаимного вредного влияния (действие влаги, пыли, запахов, и т.д.), и также повреждение слоев грузов от тяжести верхних. 2. Создание возможности беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода. 3. Обеспечение максимальной производительности труда при грузовых операциях. 4. Исключение - смешивание грузов из разных коносаментных партий. 5. Обеспечение приема на борт целого числа коносаментных партий. 6. Сохранение общей и местной прочности судна. 7. Обеспечение во время перехода оптимального (или хотя бы близкому к нему) дифферента. 8. Гарантия, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусмотренных нормами Регистра. Одновременно должно быть исключено в возникновение чрезмерной остойчивости. 9. Максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судна (в зависимости от того, какая из указанных величин будет лимитирующей). 10. Обеспечение загрузки получения максимально возможного в данных условиях перевозки фрахта. |
| | |
21. | Грузовая книга. | Грузовая книга является судовым документом, где фиксируется перевозка грузов, сведения о принятых на судно грузов, их количестве, роде упаковки, виде маркировки, особых свойствах отдельных грузов. Грузовая книга позволяет накапливать опыт перевозки различных грузов, определяет остойчивость, дифферент и мореходные качества. Основная часть грузовой книги предназначена для записей по каждому рейсу с грузом. Запись следующая: номер рейса, норна погрузки и выгрузки, дата и время начала и окончания рейса, продолжительность рейса на ходу и на стоянке, количество миль, план размещения грузов на палубе, осадка судна на начало и конец погрузки, запасы топлива, воды и прочие запасы, расчеты остойчивости судна, а затем подробное описание рейса. |
22. | Таможенный и пограничный режимы. | Таможенный режим служит в. первую очередь для соблюдения монополии внешней торговли государства. Таможня в порту - это государственное учреждение, осуществляющее контроль над провозом грузов через границу. Сбор пошлин. Управление таможенным делом на территории России осуществляет Таможенный Комитет России. Таможенный кодекс России обязателен к соблюдению всеми гражданами при пересечении границы. Пропуск грузов через гос. границу, погрузка, выгрузка, осуществляется под контролем таможни. Иностранные суда, также как и наши в течении всего времени стоянки в порту находятся под таможенным контролем. Таможня может делать досмотр, опечатывание с грузами, поиск и изъятие контрабанды. Перед выходом из порта за границу таможня дает разрешение на отход после выполнения ряда формальностей. После осмотра груза таможня дает разрешение на отход судна за границу. Все транспортные средства пропускают через границу только на КПП. |
23. | Классификация наливных грузов. | Нефтепродукты перевозят на специализированных судах - танкерах. Нефтепродукты объединяют по признакам в группы, каждая группа имеет свое наименование. По условиям хранения и транспортировки все нефтепродукты разделяют на следующие группы: 1. светлые нефтепродукты (бензин, керосин). 2. темные - (мазут, моторное топливо, сырая нефть). 3. масла - (все сорта масел). 4. прочие нефтепродукты. |
24. | Основные свойства нефтепродуктов. | Основными свойствами наливных грузов являются: плотность, температура застывания и помутнения, испаряемость (пожароопасность, вредность, коррозийность). |
25. | Подготовки судна к приему наливных грузов (нефтепродуктов). | Подготовка танкера к перевозке нефтепродуктов включает три этапа: 1. подготовку грузовых танков в соответствии с ГОСТ-ом. 2. проверку непроницаемости трубопроводов грузовой и зачисткой систем, клинкетов, механизмов, обслуживающих грузовые танки. 3. проверку технической исправности подогрева груза, газоотводной и систем пожаротушения и орошения палубы. |
26. | Требования Регистра России к остойчивости. | 1. Критерий погоды 2. Максимальное плечо динамической остойчивости 3. Угол заката q зак > 60° 4. Максимальный угол статической остойчивости q max > 30° 5. Метацентрическая высота h0 > 0 |
27. | Расчет остойчивости судна при составлении грузового плана. | Остойчивость – это способность судна, отклоненного каким - либо внешним моментом от положения равновесия, возвращаться в исходное равновесие. Остойчивость на малых углах крена характеризуется величиной начальной метацентрической высоты h. Остойчивость на больших углах крена - зависимостью плеча остойчивости L от угла крена. Регистр СССР предъявляет определенные требования к остойчивости транспортных судов, проверка выполнения которых является обязательной пря составлении грузового плана перед выходом судна в море. |
Наши рекомендации