Встраивание котлована и фундамента под тело трубы.
Размеры котлована в плане должны соответствовать проектным размерам фундамента с запасом в каждую сторону 0,5 м. В принятом варианте ширина котлована 5,62 м, глубина - 0,8 м.
Котлован разрабатывают в направлении от выходного оголовка к входному. Дно котлована под фундаменты оголовков и под откосные крылья устраивают в одном уровне. Котлован под оголовки разрабатывают экскаватором Э-302, оборудованным обратной лопатой с ковшом емкостью 0,35 м3. Грунт выбрасывают в отвал на расстояние не менее 0,5 м от бровки котлована и затем перемещают бульдозером Д-271 за пределы строительной площадки на расстояние до 20 м.
Котлован под тело трубы разрабатывают бульдозером Д-271, вынутый грунт также перемещают за пределы строительной площадки. Котлован разрабатывают с недобором до проектной отметки на 10 - 20 см.
Разработка котлована должна производиться в предельно сжатые сроки без нарушения несущей способности грунта в основании: окончательную планировку и зачистку дна котлована производят лопатами под рейку с учетом продольного уклона и строительного подъема трубы непосредственно перед устройством щебеночной подготовки. Для спуска рабочих в котлован на откосы укладывают трапы шириной 0,6 м. Воду из котлованов, разрабатываемых с водоотливом, откачивают из водосборных приямков, расположенных вне пределов площади фундамента. При разработке котлована в зимних условиях необходимо принимать меры против промерзания грунта в основании. Разработанный котлован освидетельствует и принимает по акту комиссия с участием представителя заказчика. Одновременно проверяют правильность закрепления на обноске расположения элементов трубы. В случае значительных расхождений между фактическими и проектными характеристиками основания решение о проведении дальнейших работ принимается при участии представителя проектной организации и заказчика.
Заполнение пазух.
Следует констатировать, что, к сожалению, заполнение пазух котлована вокруг здания обычно рассматривают как второстепенную работу, выполняют ее быстро, без надзора со стороны ответственных лиц и в большинстве случаев весьма небрежно.
В процессе сооружения объекта в зону котлована вокруг стен подвала попадают кирпичи (кирпичный бой), куски бетона, вторичный щебень, слом, раствор, пластмассовая тара из-под строительных материалов, доски от опалубки, обрезки синтетической пленки, мешки из-под цемента, арматурные стержни и прочий строительный мусор. Все это сцементированное остатками бетонной и растворной смеси, образует более или менее плотный слой, который, как правило, можно разобрать только вручную. Эта работа очень трудоемка и дорога, к тому же весь мусор надо загрузить в контейнеры и вывезти со стройплощадки, что также стоит немалых денег, которые обычно не предусматриваются сметой.
Что же делать? Решение принимается быстро, оставить мусор нетронутым, срочно засыпать пазухи грунтом (как правило, с помощью бульдозера) и выполнить вертикальную планировку участка, чтобы внешне все выглядело соответствующим проекту. К тому же во время строительства грунт вокруг котлована весьма интенсивно уплотняется под колесами тяжелых транспортных средств и деформируется с некоторым небольшим уклоном в направлении котлована. В ходе планировочных работ эта зона тоже засыпается рыхлым грунтом. Результаты всего описанного катастрофичны.
Через рыхлый насыпной грунт, размещаемый вокруг здания, поверхностные воды стекают к котловану и собираются там вокруг здания в виде подпорной воды, накапливающейся в пустотах грунтовой засыпки и строительного мусора, оказывая влажностное воздействие на конструктивные элементы подземной части здания.
Почти всегда под давлением гусениц или колес транспортных средств происходит смещение строительного мусора в слое рыхлого насыпного грунта; в результате повреждается гидроизоляционное покрытие, под которое во все большем количестве может поступать грунтовая вода.
Предупредить такие повреждения можно, настойчиво проводя в жизнь постоянно контролируемый запрет на выбрасывание мусора, скапливающегося в ходе строительства здания, за пределы его контура, т.е. в пазухи котлована. Если пазухи котлована в принципе свободны от мусора, можно сразу же однозначно определить, кто именно сбросил данные отходы в котлован, и потребовать срочного их удаления. Как показывает практика, в чистый котлован не сбрасывают так много мусора, как в котлован, заполненный мусором.
Перед заполнением очищенных пазух следует несколько взрыхлить грунт (как на дне, так и у стенок котлована), чтобы после засыпки их обеспечить равномерную инфильтрацию поверхностных вод в грунтовое основание под зданием. Так же надо разрыхлить укатанную поверхность грунта вокруг котлована. После проведения подготовительных работ можно начать засыпку пазух. Для этого почти всегда используют тяжелую и среднюю механизацию: бульдозеры, колесные погрузчики и др. Казалось бы, напрашивается заполнение пазух грунтом вперемешку со строительным мусором, щебнем или галькой, так как работа при этом, конечно, идет быстрее; однако такая "технология" должна быть категорически запрещена!
Обязанности по надзору за надлежащим порядком заполнения пазух грунтом в значительной степени ложатся на руководителя строительства. К сожалению, засыпка пазух и планировочные работы чаще выполняются субподрядчиками, чем генподрядной фирмой. И зачастую субподрядчики недостаточно ориентируются в проблемах изоляции подземных частей зданий от влажностных воздействий.
Установление гидроизоляции
Гидроизоляция водопропускной трубы производится для продления эксплуатационного периода, а также препятствует крошению бетонных и железобетонных секций труб под воздействием атмосферных осадков (снега, воды).
Также, гидроизоляция уменьшает разрушительное воздействие от механических нагрузок, воздействия химических жидкостей и реагентов на бетонные плиты дорожного полотна.
Технология процесса проста. На подготовленное и очищенное бетонное конструкцию трубы, заливается битумный, либо битумно-полимерный состав. Благодаря своей текучести, он хорошо проникает во все щели соединений, трещин, создавая гидроизолирующий слой. Битумно – полимерные составы предпочтительнее, так как позволяют обработать большую площадь с меньшим расходом материалов.
Существует несколько видов гидроизоляции.
Наливной способ наиболее простой и в недалёком прошлом самый распространённый. Главное его преимущество, это дешевизна проводимых работ. При этом хорошая текучесть битума марок Б4 и Б5 позволяло получить хорошее качество гидроизоляции. Минус данного способа в том, что для разогрева битумного состава применялись специальные котлы, которые требовалось постоянно держать под высокой температурой. К этому можно добавить высокую огнеопасность проводимых работ и низкую скорость строительства дорожного полотна.
Способ наплавляемой гидроизоляции (наплавление мембраны) состоит в том, что на бетонную поверхность настилают рулонный твёрдый материал, приготовленный на основе битума. В некоторых видах края рулонов имеют скрепляющий состав, для лучшего соединения и удобства укладки. Материал застилают внахлёст. Затем настил обрабатывают направленной высокотемпературной струёй открытого пламени. Образуется единая гидроизоляционная мембрана.Распыляемая гидроизоляция дорог – самая продвинутая на сегодняшний день технология. Под высоким давлением на бетонные плиты напыляется битумно-латексный состав, толщиной 4-6 мм. Латекс не позволяет растекаться эмульсии по полотну. На воздухе битумно-латексная эмульсия быстро застывает, образуя однородное покрытие. Преимущество данного способа в том, что не требуется применение высоких температур. Образуется наиболее однородная гидроизоляционная мембрана. Данный способ наиболее экологичен, безопасен, экономичен в расходовании энергоресурсов.Проникающую гидроизоляцию применяют, как правило, при наплавляемом и распыляемом способе гидроизоляции. Суть ее в применении синтетических составов, которые заполняют все щели и пустоты в бетонном покрытии дороги. При попадании воды, состав расширяется, заполняя все пустоты. Затем наплавляют либо напыляют мембрану. На сегодняшний день это наиболее надёжная и долговечная гидроизоляция. Состав производители, как правило, держат в секрете. Сам состав к тому же придаёт дополнительную прочность бетонному основанию дороги. Такие составы применяют для дорог имеющих стратегическое направление, трасс с повышенной нагрузкой и требующих высокой степени безопасности.