О введении электронной накладной на перевозку грузов в Российской Федерации (Шикин Я.В. Красноярск)

Краткое содержание доклада

Если рассматривать «электронную накладную» как составную часть масштабного проекта «оцифровки сопровождения производственных процессов», необходимо отметить, что подобного рода шаги должны быть логичными, востребованными и своевременными.

При всех позитивных факторах «оцифровки» обсуждение электронной накладной необходимо начинать с фундаментального вопроса: кто является держателем базы данных, и возможным выгодоприобретателем массива действительно стратегически важной информации о движениях товарных и финансовых потоков?

Существующие системы фиксации транспортных средств, имеющиеся базы данных уже формируют информацию о направлениях грузоперевозок, трафике на автодорогах. Поэтапное введение электронного сопровождения и контроль сделок с выделенным НДС осуществляет Федеральная налоговая служба. Отслеживание и учет НДС закрывает основные риски как по производителям товаров и услуг, так и по автотранспорту.

Решение собрания

Заслушав общую информацию по перспективам введения и использования электронной формы транспортной накладной, считаем необходимым отложить обсуждение до детальной проработки концепции «электронной накладной» с максимально широким привлечением профессионального сообщества, товаропроизводителей, профильных специалистов соответствующих министерств и ведомств.

О работе штрафстоянок в Российской Федерации (Цораев М.С., Северная Осетия)

Краткое изложение доклада

Деятельность спецстоянок для временного содержания задержанного транспорта в нынешнем виде – это, по сути аффилированная с чиновничьими структурами полукриминальная коммерческая деятельность, нацеленная исключительно на сбор денег с владельцев транспортных средств под любыми предлогами. Особенно это касается коммерческого транспорта, помещённого на спецстоянки.

В работе штрафстоянок существуют системные проблемы, которые неоднократно озвучивались автоперевозчиками.

Решение собрания

Устранение системных проблем в работе спецстоянок возможно, в первуюочередь, через создание единых (типовых) регламентов функционирования спецстоянок. Вопросы, требующие особого внимания:

- однозначный, не допускающих двояких толкований алгоритм действий сотрудников правоохранительных органов и сотрудников коммерческих организаций (штафстоянок) при помещении на территорию стоянок грузового транспорта

- тарифы и ценообразование так называемых услуг штрафстоянок

- возможность для владельцев ТС совершать действия, направленные на устранение причин задержания ТС (в нашем случае манипуляции с грузом, прицепом, полуприцепом)

О внесении изменений в КОАП РФ в части введения ответственности различных субъектов деятельности за перевозку тяжеловесных и крупногабаритных грузов без спецразрешения ,

10. О внесении изменений в "Правила перевозки грузов", утвержденные Постановлением Правительства РФ № 272 от 15.04.2011г. (Войтко В.Е. Ассоциация «Дальнобойщик», Москва)

Краткое изложение доклада

Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это повлекло нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, - влечет наложение административного штрафа

Полная масса – понятно. Тягач+полуприцеп – вес есть в документах, вес груза – задекларировал грузоотправитель. Все прозрачно: в транспортной накладной написано 20 тонн, по факту всплывает 24 тонны. Недостоверные сведения, у перевозчика есть возможность по суду перекинуть свои штрафы на грузоотправителя. Написано 24 тонны, есть подпись перевозчика – ну, уважаемый, сам всё видел, считал, решил проскочить – не вышло…

Но, уважаемые коллеги из ФДА утверждают и подтверждают: максимальный ущерб дорожному покрытию приносит не перегруз по полной массе, а именно превышение осевых нагрузок. И это справедливо. Вот только обязанность контролировать соблюдение осевых нагрузок не возложена ни на одну из сторон перевозки.

ППГ.

IV. Определение массы груза, опломбирование транспортных

средств и контейнеров

53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.

55. Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения, осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.

В этом контексте было бы так же справедливо внести изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, вменив в обязанности грузоотправителя определение осевых нагрузок.

55. Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения, запись об осевых нагрузках транспортного средства осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), если иное не установлено договором перевозки груза.

Оговорка «если иное не установлено» - это к вопросу о механизмах контроля осевых нагрузок. Уже сейчас многие марки и модели автопоездов трёх- пяти- (а ряд моделей и семилетнего) возраста оснащены датчиками для измерения осевых нагрузок.

Во всех других случаях грузоотправитель либо оборудует склад, терминал мобильным весовым комплексом (его стоимость сопоставима, о то и меньше размеров штрафа), либо осуществляет загрузку транспортного средства, полуприцепа по специальной схеме погрузки.

Понятно, что полностью избежать всех проблем едва ли получится: машины грузят не только на современных логистических терминалах. При отдельных видах перевозок, например, контейнеры, таможенные перевозки, исправить выявленный перегруз из-за, например, неравномерного распределения груза в опломбированном контейнере, практически невозможно.

Наши рекомендации