Глава 8. Обеспечение полетов

60. Обеспечение полетов организуется и осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере авиации и включает:
1) оперативное управление производственной деятельностью;
2) обеспечение аэронавигационной информацией;
3) метеорологическое обеспечение;
4) штурманское обеспечение;
5) инженерно-авиационное обеспечение;
6) аэродромное обеспечение;
7) электросветотехническое обеспечение;
8) радиотехническое обеспечение;
9) экологическое обеспечение;
10) коммерческое обеспечение;
11) орнитологическое обеспечение;
12) медицинское обеспечение;
13) режимно-охранное обеспечение;
14) аварийное и поисково-спасательное обеспечение.
61. Оперативное управление производственной деятельностью при
обеспечении полетов предусматривает:
1) сбор, обработку и хранение информации о ходе выполнения суточных планов полетов;
2) оперативный контроль над обеспечением и выполнением суточного плана перевозок, регулярностью отправлений, предотвращение сбойных ситуаций, связанных с задержками и переносами рейсов;
3) анализ недостатков и нарушений технологических графиков подготовки воздушных судов к вылету, обслуживания воздушных судов после прибытия;
4) оперативное руководство, регулирование и координирование производственной деятельности структурных подразделений организации гражданской авиации, аэропорта, авиакомпании в целях обеспечения эффективности, безопасности и регулярности полетов;
5) устранение недостатков в обеспечении авиационных перевозок и применение передовых технологий в обслуживании пассажиров.
62. Обеспечение аэронавигационной информацией при подготовке и выполнении полетов предусматривает предоставление аэронавигационной информации в отношении средств и служб, действующих на территории Республики Казахстан:
1) правила входа в воздушное пространство и транзита;
2) данные аэродромов (вертодромов);
3) данные навигационных средств;
4) данные по связи и виды обслуживания воздушного движения, а также связанные с ними процедуры и правила.
63. Материалы, которые должны представляться, публикуются в виде объединенного пакета аэронавигационной информации:
1) сборник аэронавигационной информации Республики Казахстан (AIP);
2) дополнения к AIP;
3) NОТАМ (листы предупреждений и бюллетеней предполетной информации);
4) циркуляр аэронавигационной информации (AIC);
5) контрольные перечни и сводки.
64. Обеспечением аэронавигационной информацией занимается служба аэронавигационной информации РК (далее - САИ РК), которая собирает и рассылает информацию, требуемую для обеспечения безопасности и эффективности воздушного движения.
65. Экипажи ВС должны иметь на борту документы аэронавигационной информации (сборники радионавигационных кодов (РНК) которые находятся в рабочем состоянии с внесенными
последними поправками на день вылета.
66. Выполнение полета без документов аэронавигационной информации запрещается.
67. Служба аэронавигационной информации РК работает в соответствии с требованиями Приложений 15 к Конвенции международной гражданской авиации.
68. Метеорологическое обеспечение полетов заключается в своевременном предоставлении эксплуатантам, органам обслуживания воздушного движения и другим авиационным потребителям качественной метеорологической информации необходимой для выполнения полетов или функциональных обязанностей. Метеорологическое обеспечение проводится в соответствии с Приложением 3 к Конвенции международной гражданской авиации.
69. Непосредственное метеорологическое обеспечение полетов осуществляется аэродромными метеорологическими органами (далее - АМЦ, АМСГ), а в случае отсутствия таких органов на аэродроме - соответствующими авиационными специалистами, прошедшими специальную подготовку и допущенными к такому обеспечению.
70. Официальными данными о фактической погоде на аэродроме, на основании которых принимается решение на вылет, взлет и посадку воздушных судов являются данные наблюдений, полученные от оперативных органов АМЦ (АМСГ), метеонаблюдателей, а на аэродромах, где отсутствуют такие органы, сведения о фактической погоде могут передавать должностные лица, имеющие соответствующую подготовку. Для каждого конкретного аэродрома метеорологическое обеспечение полетов детализируется Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме.
71. Экипажи воздушных судов обеспечиваются метеорологической информацией перед вылетом и в полете. Метеорологическая информация должна соответствовать времени, высоте и маршруту (району) полета. В период предполетной метеорологической подготовки (кроме "брифинговой") экипажи воздушных судов обеспечиваются:
1) устной метеорологической консультацией;
2) данными о фактической погоде и прогнозами погоды по аэродромам вылета, посадки и запасным;
3) прогнозами и штормовыми предупреждениями по маршрутам и районам полетов и информацией SIGMET (информация о наличии или ожидаемых метеоявлениях по маршруту полета);
4) прогнозами ветра, температуры по высотам и прогнозами особых явлений погоды;
5) данными метео-радиолокатора и фотографиями со спутников.
72. Вылеты экипажей воздушных судов по прогнозам основных и запасных аэродромов, срок действия которых меньше расчетного времени прилета, с учетом дополнительного времени 30 минут, запрещаются.
73. Сведения о фактических метеоусловиях, полученные от экипажей воздушных судов в процессе взлета, полета по маршруту и после посадки, используются авиационными подразделениями (АМЦ, АМСГ) в оперативной работе.
74. Если данные о высоте нижней границы облаков и/или дальности видимости по сообщению экипажа воздушного судна, заходящего на посадку, отличаются от официальных данных, полученных от АМЦ (АМСГ) в результате приборных измерений, в этом случае метеонаблюдатель (по указанию руководителя полетов или диспетчера ОВД) обязан выполнить контрольные измерения высоты облаков и/или дальности видимости (вертикальной видимости), которые являются визуальными.
75. Экипажи воздушных судов, находящиеся в полете обеспечиваются метеорологической информацией через диспетчерские органы ОВД, радиовещательные передачи (ATIS, VOLMET), через ВЧ и ОВЧ радиоканалы, а также органами метеорологического слежения в системе гражданской авиации.
76. При отсутствии на аэродроме авиационных метеорологических органов Казавиамета, в сложных метеорологических условиях для определения возможности производства полетов по ПВП по решению руководителя авиационного (летного) подразделения может быть произведена разведка погоды на воздушном судне без пассажиров на борту, с привлечением в состав экипажа метеоспециалиста, оформленного в установленном порядке в задании на полет.
77. Органы обслуживания воздушного движения и другие авиационные пользователи обеспечиваются метеоинформацией в соответствии действующими на территории Республики Казахстан другими нормативными документами.
78. Полеты в опасных метеорологических условиях выполняются в строгом соответствии с действующими нормативными документами.
Метеорологическое обеспечение производится в соответствии c Приложением 3 ИКАО.
79. Штурманское обеспечение полетов предусматривает:
1) разработку и введение в практику методических документов, регламентирующих подготовку и выполнение полетов в соответствии с правилами самолетовождения и навигации;
2) штурманскую подготовку летного состава и должностных лиц, связанных с обеспечением и обслуживанием движения воздушных судов;
3) организацию своевременного доведения до экипажей аэронавигационной информации, необходимой для выполнения полета, а также сведений о вводимых ограничениях полетов;
4) разработку схем маневрирования воздушных судов в районе аэродрома (аэроузла), для захода на посадку и выхода из района аэродрома;
5) разработку и установление метеоминимумов аэродрома для взлета и посадки воздушных судов, включая минимумы для визуальных полетов;
6) консультации экипажей воздушных судов по выбору наивыгоднейших эшелонов и маршрутов полета в зависимости от метеорологической и/или воздушной обстановки;
7) участие в разработке схем рационального и эффективного расположения (размещения) наземных радиотехнических средств навигации и посадочных систем в районе аэродрома и на маршрутах;
8) осуществление контроля над работой бортовых и наземных навигационных средств, за точностью самолетовождения и обслуживания самолетовождения;
9) получение и загрузку обновленных баз данных в бортовые навигационные компьютеры, контроль за их сроками действия;
10) внесение поправок в сборники навигационной информации и контроль их ведения.
80. Инженерно-авиационное обеспечение полетов включает:
1) содержание авиационных судов в исправном состоянии в соответствии с установленными нормативами;
2) анализ причин отказов и неисправностей авиационной техники, внедрение мероприятий по их предупреждению;
3) контроль за соблюдением правил технической эксплуатации воздушных судов авиационным персоналом и инженерно-техническим составом авиационных наземных служб;
4) планирование самолетооборота, технического обслуживания и специальных осмотров воздушных судов, текущего и капитального ремонта воздушных судов и двигателей;
5) проведение авиационно-технической подготовки, совершенствование технических знаний и практических навыков авиационного персонала по вопросам технической эксплуатации авиационной техники и оборудования.
81. При выполнении полетов воздушных судов на аэродромы и посадочные площадки, где отсутствует инженерно-технический состав, экипаж воздушного судна выполняет осмотр воздушного судна в объеме, установленном РЛЭ. Результаты осмотра и работы, выполненные при устранении неисправностей, записываются в бортовой журнал.
В случае нахождения на аэродроме лиц инженерно-технического состава, не имеющих допуска к техническому обслуживанию воздушного судна данного типа, подготовка к вылету организуется ими под руководством и контролем экипажа.
82. Воздушное судно может быть выпущено в полет, в том числе и до базового аэропорта, с отказом или неисправностью, если они не влияют на безопасность полета и предусмотрены специальным перечнем (РЛЭ воздушных судов или MEL). Решение о возможности перегонки многодвигательного воздушного судна с одним отказавшим двигателем к месту его замены (если такая перегонка предусмотрена РЛЭ ВС) принимает уполномоченный орган. Окончательное решение на выполнение полета принимает командир воздушного судна.
83. На борту воздушного судна должны находиться формуляры планера, двигателей, паспорта агрегатов в случаях:
1) перегонки воздушного судна для передачи другому эксплуатанту или для выполнения периодических видов технического обслуживания;
2) перегонки на ремонт, на переоборудование или доработку, возвращение к месту постоянного базирования;
3) перегонки для выполнения авиационных специальных работ вне места базирования и возвращения к месту постоянного базирования.
84. Аэродромное обеспечение полетов включает комплекс мероприятий по поддержанию летных полей аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности, в том числе:
1) подготовку летного поля аэродрома и зон радиомаячных систем посадки к выполнению полетов;
2) содержание летного поля и проведение ремонтных работ в летний период;
3) зимнее содержание летного поля;
4) другие работы в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих порядок аэродромного обеспечения и Приложения 14 к Конвенции о международной гражданской авиации.
85. Ответственность за подготовку летного поля к полетам, контроль за его состоянием и своевременным ремонтом, определение коэффициента сцепления, а также за принятие решения о пригодности аэродрома, доведение информации до органов ОВД и Бюро аэронавигационной информации (далее - БАИ), о прекращении, возобновлении или ограничении прилетов и вылетов ВС в зависимости от состояния аэродрома несет аэродромная служба. Продолжительность очистки аэродромных покрытий от осадков не должна превышать норм, установленных НАС ГА РК.
86. Все машины, выполняющие работы на летном поле, должны быть оборудованы искрогасителями, первичными средствами пожаротушения, средствами буксировки, радиосредствами, обеспечивающими двухстороннюю радиосвязь с руководителем полетов (диспетчером). Машина ответственного лица службы, производящей работы, дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена "экипаж-диспетчер". В целях обеспечения безопасности полетов весь спецтранспорт и механизмы, работающие на летном поле, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями, включенными независимо от времени суток.
Информация о времени окончания работ на летной полосе является основанием для вылета ВС из других аэропортов с расчетом прилета на данный аэродром не ранее указанного времени окончания работ.
При значениях коэффициента сцепления на ВПП менее рекомендованного РЛЭ для ВС данного типа взлеты и посадки ВС запрещаются.
87. Электросветотехническое обеспечение полетов предусматривает:
1) содержание электросветотехнических средств летного поля аэродрома в исправном состоянии;
2) проведение ежедневного технического обслуживания светосигнального оборудования и летного контроля экипажами воздушных судов;
3) планирование использования электросветотехнических средств, их технического обслуживания, ремонта или замены;
4) учет и анализ отказов и неисправностей электросветотехнических средств, разработку и проведение мероприятий по повышению их надежности;
5) обеспечение надежного резервирования в случае отказа электро-светотехнических средств.
88. Светосигнальное оборудование аэродрома должно быть включено:
1) при ночных полетах - за 15 мин. до захода солнца или расчетного времени прибытия (вылета) воздушных судов;
2) в дневных условиях - при видимости 2000м и менее;
3) в других случаях - по указанию руководителя полетов или по требованию экипажа.
89. Светосигнальное оборудование должно быть выключено:
1) с восходом солнца;
2) в дневное время - при видимости более 2000м.;
3) в других случаях - по указанию руководителя полетов при отсутствии прилетов (вылетов) воздушных судов в течение 30 мин. и более.
90. Радиотехническое обеспечение полетов предусматривает:
1) обеспечение органов ОВД необходимыми РТС, средствами связи и контроля за движением воздушных судов;
2) содержание средств радиотехнического обеспечения полетов и средств связи в исправном состоянии;
3) планирование использования РТС и средств связи с перерывом на техническое обслуживание и/или ремонт;
4) учет и анализ отказов и неисправностей РТС, средств связи; разработку и проведение мероприятий по повышению надежности работы этих средств;
5) подготовку и допуск инженерно-технического состава баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (далее - ЭРТОС) к технической эксплуатации РТС.
91. Для радиотехнического обеспечения полетов используются автоматизированные системы УВД, трассовые и аэродромные радиолокаторы, радиотехнические системы навигации, радиомаячные системы посадки, оборудование системы посадки (далее - ОСП), радиопеленгаторы, средства воздушной и наземной электросвязи. Использование средств РТО и связи для обеспечения полетов разрешается после их государственной регистрации и оформления допуска к эксплуатации в соответствии с требованиями нормативных документов.
92. РТС обеспечения полетов включаются по указанию руководителя полетов (диспетчера ОВД):
1) средства района аэродрома (ОРЛ-А, VOR/DME, РСБН, БПРМ, ДПРМ) - за 30 мин. до расчетного времени посадки (пролета) воздушного судна;
2) системы посадки (РМС, ОСП) - за 30 мин. до расчетного времени посадки.
В случае изменения рабочего курса посадки руководитель смены службы ЭРТОС обязан доложить руководителю полетов о готовности РТС к работе с другим курсом посадки.
93. РТС обеспечения полетов выключаются по указанию руководителя полетов (диспетчера) по окончании руления прибывшего на аэродром воздушного судна, а также по окончании связи с диспетчером "Подхода" экипажа, вылетевшего ВС и при отсутствии прилетов/вылетов других ВС.
94. Рабочие места диспетчеров аэродромной зоны ("Круг", "Посадка", "Вышка", КДП) должны быть оборудованы автоматической звуковой и световой сигнализацией об отказах объектов систем посадки (РМС, ОСП). О неисправностях и отказах РТС руководитель смены службы ЭРТОС обязан немедленно сообщить руководителю полетов (диспетчеру) для передачи экипажам воздушных судов.
95. Радиотелефонный обмен между диспетчерами ОВД (руководителями полетов) и экипажами воздушных судов, переговоры взаимодействующих должностных лиц диспетчерских пунктов ОВД, а также информация, передаваемая по радиоканалам метеовещания, подлежит обязательной регистрации на аппаратуре автоматической звукозаписи. Материалы звукозаписи и видеозаписи (при наличии аппаратуры видеозаписи радиолокационной информации воздушной обстановки) должны храниться не менее 5 суток.
96. РТС обеспечения полетов и воздушной электросвязи ОВЧ-диапазона периодически должны проходить летные проверки на соответствие их эксплуатационных параметров действующим нормам. Ежесменные проверки качества работы РТС обеспечения полетов в аэропортах по указанию руководителя полетов (старшего диспетчера службы ОВД) осуществляются экипажами, выполняющими полеты.
Результаты проверки командир воздушного судна обязан записать в журнал отзывов командиров воздушных судов о работе посадочного и навигационного оборудования аэропортов, в котором отмечаются принятые по замечаниям меры.
97. Выключение РТС обеспечения полетов для технического обслуживания и ремонта (реконструкции) производится в соответствии с наставлением по САИ.
Должностные лица службы ЭРТОС должны сделать запись о временном выключении РТС обеспечения полетов в специальный журнал, находящийся в службе аэронавигационной информации и информировать службу ОВД. Руководитель полетов (диспетчер) должен представить инженерно-техническому составу службы ЭРТОС время (в светлое время суток) для выполнения оперативного технического обслуживания, требующего кратковременного (до 1 часа) выключения РТС обеспечения полетов. Запрещается использование РТС, на которых не выполнены работы по оперативному техническому обслуживанию.
98. Метрологическое обеспечение полетов включает в себя метрологическую проверку всего радиотехнического, связного, аэронавигационного наземного и бортового оборудования. Метрологическая проверка и ремонт контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования производится специализированной Базовой проверочно-ремонтной метрологической лабораторией (далее - БПРМЛ).
99. Экологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий по охране окружающей среды в зоне аэродрома и на прилегающей к нему территории. Экологическое обеспечение полетов предусматривает проведение мероприятий по охране окружающей среды при проектировании и строительстве аэропортов, аэродромов, отдельных объектов от промышленных выбросов в атмосферу и загрязнения сточных вод, охрану от воздействия сверхвысоких частот излучения; мероприятия по охране селитебной зоны приаэродромной территории населенных пунктов от шумового воздействия и эмиссии авиадвигателей при взлете и посадке воздушных судов.
100. Коммерческое обеспечение полетов включает обеспечение службой организации перевозок выполнения комплекса технологических процедур, направленных на использование максимальной коммерческой загрузки (грузоподъемности) воздушных судов без нарушения установленных норм и правил безопасности перевозок, на высоком уровне культуры обслуживания пассажиров и грузовых перевозок.
101. Технологические процедуры коммерческого обеспечения полетов службой организации перевозок включают:
1) расчет и комплектование коммерческой загрузки воздушных судов;
2) расчет центровки и предельной (общей) загрузки воздушных судов;
3) соблюдение установленного порядка оформления пассажиров, багажа грузов и почты;
4) контроль загрузки (выгрузки) воздушных судов в соответствии с центровочным графиком;
5) обеспечение безопасного подъезда спецтранспорта и средств механизации к воздушным судам и отъезда от них;
6) оформление перевозочной и сопроводительной документации;
7) оформление и досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, контроль за перевозкой опасных грузов.
102. К посадке в воздушное судно допускаются пассажиры, прошедшие регистрацию и досмотр. Багаж пассажиров, не явившихся на посадку, подлежит снятию с борта воздушного судна. Вылет воздушного судна с багажом пассажиров, не явившихся на посадку, запрещается.
103. Диспетчер службы организации перевозок или командир воздушного судна имеют право изменить место, предоставленное пассажиру в салоне воздушного судна, если это необходимо для обеспечения безопасности и/или допустимых центровок.
104. Количество пассажиров на борту воздушного судна должно соответствовать количеству кресел, оборудованных привязными ремнями, но не выше установленных норм по предельной загрузке для данного типа воздушного судна.
105. На аэродромах не имеющих службы организации перевозок, коммерческое обеспечение полета (полетов) возлагается на командира воздушного судна (летчика).
106. Орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами и предусматривает доведение до экипажей своевременного предупреждения о возникновении орнитологической опасности на аэродромах (в районе аэродрома), на маршрутах и в районе полетов, а также проведение комплекса мероприятий по активному отпугиванию птиц (птичьих стай) и недопущению их скопления в секторах взлета и захода на посадку.
107. Медицинское обеспечение полетов представляет систему мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышение работоспособности авиационного персонала и специалистов, связанных с выполнением и обеспечением полетов.
108. Лица летного состава по состоянию своего здоровья должны соответствовать установленным медицинским требованиям. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями. Допускать к полетам летный состав с истекшим сроком действия медицинского заключения о годности к летной работе запрещается.
109. Ни одно лицо не пилотирует воздушное судно и не выполняет обязанности члена экипажа, находясь под воздействием спиртных напитков, наркотиков или лекарственных средств, ограничивающих способность выполнения этими лицами своих обязанностей.
110. Члены экипажа и диспетчеры ОВД, не прошедшие предполетный (предсменный), регулярный медицинский осмотр, а также уклоняющиеся от прохождения медицинского контроля перед вылетом (перед заступлением на дежурство) к выполнению полета (управлению движением воздушных судов) не допускаются. Данный пункт не распространяется на иностранные экипажи.
111. Члены экипажа и диспетчеры ОВД, в случае установления у них состояния алкогольного опьянения или остаточных явлений алкогольного опьянения к выполнению своих служебных обязанностей не допускаются и привлекаются к ответственности в установленном порядке.
112. Воздушные суда должны быть оснащены бортовыми и аварийными аптечками. Члены экипажа должны уметь оказывать первую медицинскую помощь.
При вылете с внебазового аэропорта командир воздушного судна на основании устного заявления членов экипажа о готовности их к полету делает соответствующую запись в задании на полет в аэропортах, где прохождение медицинского осмотра невозможно по каким-либо причинам.
113. Режимно-охранное обеспечение заключается в обеспечении сохранности воздушных судов, безопасности членов экипажей и пассажиров, проведение мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, а также предусматривает:
1) досмотр пассажиров, багажа и ручной клади;
2) специальный осмотр воздушных судов и охрану авиационной техники;
3) организация пропускного и внутриобъектового режимов в аэропортах;
4) ограждение аэродромов и объектов на территории аэродрома, исключающие возможность бесконтрольного проникновения посторонних лиц, транспортных средств и животных;
5) осмотр летной полосы в СМУ днем, ночью проводится по разрешению диспетчера ОВД перед взлетом и посадкой воздушных судов.
114. Аварийное и поисково-спасательное обеспечение полетов осуществляется Единой авиационно-спасательной службой Республики Казахстан (далее - ЕАПСС РК).
ЕАПСС РК предназначена для организации и осуществления поиска и спасания экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие. Поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов космических объектов после посадки. Оказание помощи в аварийных ситуациях членам экипажей и пассажирам судов, личному составу кораблей в акваториях морей и внутренних водоемов, а также для выполнения работ при авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях по заданиям Агентства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
115. Основными нормативными правовыми актами, определяющими организацию и проведение мероприятий по поиску и спасанию, являются:
1) инструкция по организации поисково-спасательного обеспечения полетов авиации на территории Республики Казахстан;
2) инструкция по взаимодействию спасательных служб, подразделений, сил и средств министерств и государственных комитетов Республики Казахстан.
116. На территории Республики Казахстан устанавливаются районы поиска и спасения.
Границы районов определяются "Инструкцией по организации поисково-спасательного обеспечения полетов на территории Республики Казахстан".
Непосредственная организация поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов всех министерств, государственных комитетов, видов Вооруженных Сил, авиакомпаний Республики Казахстан осуществляется соответственно командирами и руководителями, организующими полеты.
117. Поиск и спасание экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих бедствие на море и внутренних водоемах, осуществляется в соответствии с инструкцией, указанной в пункте 116.





Наши рекомендации