Выбор коэффициента сопротивления качению
Коэффициент сопротивлению качению в основном зависит от типа и состояния шин, дорожных условий и скорости движения АТС. При скорости до 80 км/ч он считается постоянным
.
Для определения коэффициента сопротивления качению при скорости движения автомобиля свыше 80 км/ч существует формула Яковлева:
, (1.2)
где – коэффициент сопротивления качению при скорости
;
– коэффициент сопротивления качению при близкой к нулю скорости.
Выбор фактора обтекаемости
Фактор обтекаемости определяется произведением коэффициента сопротивления воздуха
на наибольшую площадь поперечного сечения АТС:
Площадь поперечного сечения грузовых автомобилей определяется по выражению:
, (1.3)
где – габаритная ширина, м,
; [2]
– габаритная высота автомобиля, м,
. [2]
После подстановки числовых значений получаем:
Выбор КПД трансмиссии
Коэффициент полезного действия трансмиссии определяет потерю мощности при передаче ее от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Величина КПД зависит от типа главной передачи (одинарная, двойная), от колесной формулы автомобиля и согласно экспериментальным данным может быть принята для легковых автомобилей – 0,92.
Расчет и построение внешней скоростной характеристики
Для построения скоростной характеристики используем формулу Лейдермана:
(1.4)
где – текущее значение мощности двигателя, кВт;
– максимальная мощность двигателя, кВт;
– текущее значение угловой скорости вала двигателя, с-1;
– угловая скорость при максимальной мощности, с-1;
,
,
– постоянные коэффициенты, зависящие от типа двигателя. Для карбюраторного
,
,
.[1]
После подстановки числовых значений получаем:
Момент двигателя:
(1.5)
Остальные расчетные данные сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Данные для построения внешней скоросной характеристики
Пара-метр | Текущее значение параметра | ||||||||||
![]() | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | |
![]() | 56,5 | 169,5 | 282,5 | 395,5 | 508,5 | ||||||
![]() | 6,15 | 13,11 | 20,51 | 28,03 | 35,31 | 42,04 | 47,86 | 52,43 | 55,43 | 56,5 | |
![]() | 108,85 | 116,02 | 121,00 | 124,03 | 124,99 | 124,01 | 121,01 | 115,99 | 109,00 |
Коэффициент приспособляемости по угловой скорости:
(1.6)
После подстановки числовых значений получаем:
Коэффициент приспособляемости по крутящему моменту:
(1.7)
После подстановки числовых значений получаем:
Расчет силовой передачи
Подбор шин
Параметры шин выбираем по ГОСТ 4754-80 «Шины пневматические для легковых автомобилей».
Для выбора шин необходимо определить нормальные опорные реакции, приходящиеся на шины соответственно передней и задней осей и
:
(1.8)
где и
– нормальные реакции, приходящиеся на передний и задний мосты соответственно;
– количество колес заднего моста;
и
– коэффициенты изменения нормальных реакций на передних и задних колесах,
,
. Учитывая возможные в процессе эксплуатации перегрузки, следует выбрать значения
и
больше единицы.
(1.9)
где – база автомобиля;
,
– расстояние от передней и задней осей до центра масс автомобиля.
После подстановки числовых значений получаем:
Подбор шин осуществляем по , ориентируясь на прототип по ГОСТ 4754-80 «Шины пневматические для легковых автомобилей».