Тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей
Специальные пожарные автомобили(СПА) – пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях.
Специальные пожарные автомобили в зависимости от вида аварийно-спасательных и технических работ на месте пожара классифицируются на следующие типы:
· пожарные автолестницы.
· пожарные коленчатые автоподъемники.
· пожарные телескопические автоподъемники с лестницей.
· пожарные автолестницы с цистерной.
· пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной.
· пожарные аварийно-спасательные автомобили.
· пожарные водозащитные автомобили.
· пожарные автомобили связи и освещения.
· пожарные автомобили газодымозащитной службы.
· пожарные автомобили дымоудаления.
· пожарные рукавные автомобили.
· пожарные штабные автомобили.
· пожарные автолаборатории.
· пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи.
· автомобили диагностики пожарной техники.
· пожарные автомобили-базы газодымозащитной службы.
· пожарные автомобили технической службы.
· автомобили отогрева пожарной техники.
· пожарные компрессорные станции.
· пожарно-технические автомобили.
· пожарные оперативно-служебные автомобили.
Пожарные автолестницы
Пожарная автолестница(АЛ) – пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
Ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки) - устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.
Высота подъема - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).
Вылет - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).
Рабочее поле (зона досягаемости) - зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.
Угол подъема лестницы - угол, между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.
Время маневра - промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.
Таблица 97
Классификация и основные параметры
Исполнение АЛ | Схема |
1. АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом | |
2. АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы | |
3. АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице | |
4. АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице |
Таблица 98
Основные параметры
Наименование параметра | Значение параметра в зависимости от исполнения | |||||||||
2,3,4 | 2,3,4 | 2,3,4 | ||||||||
Максимальная рабочая высота подъема (лестница полностью выдвинута и поднята на максимальный угол), м | 10-15 | 16-20 | 21-25 | 26-31 | 32–40 | 41–52 | 53–60 | |||
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслоненной лестницы при максимальном вылете, кгс, не менее | ||||||||||
Грузоподъемность лестницы при использовании ее в качестве крана (лестница полностью сдвинута), т, не менее | 0,5 | 0,7 | 0,7 | |||||||
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую и неприслоненную лестницу при максимальном вылете, кг, не менее | ||||||||||
Максимальная равномерно распределенная нагрузка на полностью выдвинутую лестницу с прислоненной вершиной при максимальном вылете, кг, не менее | ||||||||||
Грузоподъемность съемной люльки или лифта (при неприслоненной лестнице), кг, не менее | - | - | - | - | ||||||
Рабочий диапазон подъема лестницы в вертикальной плоскости,…°, не менее | От минус 7 до плюс 75 | |||||||||
Минимальный угол подъема лестницы, при котором возможен ее поворот на 360°,…°, не более | ||||||||||
Угол поворота лестницы (вправо и влево) при круговом вращении,…о, не менее | ||||||||||
Максимальный вылет лестницы от оси вращения подъемно-поворотного устройства, м, не менее: | ||||||||||
с максимальной нагрузкой на вершине | ||||||||||
без нагрузки на вершине | ||||||||||
Минимальный вылет лестницы при ее максимальной длине, м | 1/2 максимальной ширины опорного контура плюс: | |||||||||
4±1 | 4±1 | 4±1 | 5±1 | 5±1 | 5±1 | 5±1 | ||||
Максимальная ширина опорного контура, м, не более | 3,0 | 3,2 | 3,2 | 3,5 | 3,5 | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 5,5 | |
Время установки АЛ на выносные опоры на горизонтальной площадке, с, не более | ||||||||||
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения без нагрузки, с, не более, при: | ||||||||||
подъеме от минимального угла до максимального | ||||||||||
опусканий от максимального угла до минимального | ||||||||||
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
повороте на 360° вправо или влево при сдвинутом и поднятом на максимальный угол пакете колен | ||||||||||
Время маневров лестницы при максимальной скорости движения с рабочей нагрузкой в люльке (лифте), с, не более, при: | ||||||||||
подъеме от минимального угла до максимального | ||||||||||
опускании от максимального угла до минимального | ||||||||||
выдвигании на полную длину при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
сдвигании (полном) при максимальном угле подъема лестницы | ||||||||||
повороте на 360° вправо или влево | ||||||||||
подъеме (опускании) лифта от минимальной до максимальной высоты при максимальном угле подъема лестницы | - | - | - | - | ||||||
подъеме (опускании) люльки от уровня земли до максимальной высоты | - | |||||||||
Максимально допустимый прогиб вершины полностью выдвинутой лестницы при минимальном угле подъема и максимальной рабочей нагрузке на вершину, м, не более | 0,35 | 0,4 | 0,45 | 0,5 | 0,55 | 0,6 | 0,65 | |||
Минимальный радиус поворота (по наружной точке АЛ), м, не более | Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м | |||||||||
Углы свеса,...о, не менее: передний свес: | ||||||||||
для неполноприводных шасси | ||||||||||
для полноприводных шасси | ||||||||||
задний свес: | ||||||||||
для неполноприводных шасси | ||||||||||
для полноприводных шасси | ||||||||||
Габаритные размеры АЛ в транспортном положении, м, не более: | ||||||||||
длина | 7,5 | 9,0 | 11,0 | 11,5 | 12,0 | 12,0 | 12,0 | |||
ширина | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | |||
высота | 2,7 | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 3,9 | 3,9 | 4,2 |
Таблица 99
Технические характеристики пожарных автолестниц
Характеристики | АЛ-30 (131), мод. ПМ-506И | АЛ-30 (4326), мод. ПМ-506С | АЛ-30 (43114), мод. ПМ-512Б | АЛ-37 (53229), мод. ПМ-544 | АЛ-50 (53229), мод. ПМ-513 | АЛ-60 (Т815), мод. ПМ-553 |
Марка шасси | ЗИЛ-131 | КамАЗ-4326-1036-15 | КамАЗ-43114-1029-02 | КамАЗ-53229-1041-02 | КамАЗ-53229-1050-02 | Татра T815-280J21 |
Колёсная формула | 6×6 | 4×4 | 6×6 | 6×4.2 | 6×4 | 6×6 |
Число мест для боевого расчёта (включая место водителя), шт. | ||||||
Максимальная рабочая высота подъёма, м | 30,0 | 30,0 | 33,0 | 37,0 | 50,0 | 60,0 |
Вылет стрелы, м | 16,0 | 16,0 | 24,0 | 18,0 | 16,0 | 18,0 |
Максимальная рабочая нагрузка на вершину неприслонённой лестницы, кг | 160,0 | 160,0 | 100,0 | нет данных | нет данных | нет данных |
Грузоподъёмность люльки, кг | -- | -- | 200,0 | 200,0 | 200,0 | 200,0 |
Грузоподъёмность лифта, кг | -- | -- | -- | -- | 200,0 | 180,0 |
Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, град. | ||||||
Полная масса, кг | ||||||
Габаритные размеры, мм | 11000×2500×3200 | 10150×2500×3700 | 11500×2500×3700 | 11000×2500×3600 | 11500×2350×3700 | 11500×2500×4200 |
Таблица 100
Тактико-техническая характеристика пожарных автолестниц
Показатели | АЛ-18 (52) (модель Л2) | АЛ-30(157К) (модель Л20) | АЛ-30 (131) (модель Л21) | АЛ-30 (131) (модель Л22) | АЛ-45 (200) (модель ЛД) | АЛ-45 (257) (модель ПМ-109) |
Тип шасси | ГАЗ-52 | ЗИЛ-157К | ЗИЛ-131 | МАЗ-200 | КрАЗ-257 | |
Число мест для боевого расчета | ||||||
Габаритные размеры, мм: | ||||||
длина | 10 150 | 10 640 | ||||
ширина | ||||||
высота | ||||||
Масса с полной нагрузкой, кг | 10 300 | 10 500 | 13 350 | 18 230 | ||
Наименьший радиус поворота, м | 8,9 | 11,2 | 10,2 | 10,2 | 11,3 | 12,8 |
Максимальная скорость, км/ч | ||||||
Мощность двигателя, кВт (л. с.) | 55 (75) | 80 (109) | 110 (150) | 110 (150) | 88 (120) | 177 (240) |
Контрольный расход топлива на 100 км, л | ||||||
Запас хода по топливу, км | ||||||
Емкость топливного бака, л | ||||||
Длина полностью выдвинутой лестницы, м | ||||||
без дополнительного колена | 30,2 | 30,2 | 30,2 | 42,3 | ||
с дополнительным коленом | 32,2 | 32,2 | 32,2 | – | ||
Максимальный угол поворота колен вокруг вертикальной оси | Не ограничен | |||||
Время выполнения маневров лестницы, с: | ||||||
подъем колен на 75° | 30 ±3 | 30±3 | 30+3 | - | ||
выдвигание колен на полную длину | 30±3 | 30±3 | 30±3 | |||
поворот колен на 90° вправо, влево | 15±3 | 15±3 | – | – | ||
одновременный подъем на 75° | ||||||
полное выдвигание колен и поворот на 90° | – | – | ||||
Максимально допустимая нагрузка на вершину колен свободностоящей лестницы (без дополнительного колена) кг, при угле подъема: | ||||||
75° | - | - | ||||
свыше 60° | – | – | ||||
Грузоподъемность лифта, кг | – | – | – |
Рисунок 7. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-30 на шасси автомобилей ЗИЛ-131 и Урал. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.
Рисунок 8. Рабочее поле (зона досягаемости) АЛ-37. Н – высота подъема стрелы, м., В – вылет стрелы, м.
Пожарная автолестница с цистерной(АЛЦ) – пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен