Повторительные упражнения на всё пройденное.
Упражнение 340 (390). Спишите статью и вставьте пропущенные буквы; объясните, как проверить написание безударных гласных.
НА ПРОГУЛКЕ.
В...черняя заря догорала. В воздухе нач...ли густеть холодные тени. Я решил вернуться д...мой. Быстрыми ш...гами прошёл я цл...щадку кустов. У ног моих т...нулась узкая д...лина, а дальше крутой ст...ной возвышался частый лес. Я спустился с х...лма. Высокая тр...ва на дне д...лины б...лела ровной скатертью. Л...тучие мыши н...сились над моей г...л...вой. Я добрался до к...нца леса, вышел на опушку и побрёл д...мой через п...ля.
Упражнение 341 (391). Спишите стихотворение, вставляя пропущенные гласные.
УКРАИНА.
Какие хл...ба поднялись от границы!
Как кол...сом к кол...су встали они!
Как пахнут хлеба этой ржи и пшеницы
На утреннем солнце! Всей грудью взд...хни...
Взд...хни, огл...нись — и увидишь вп...рвые,
Как вольно раскинулась эта з...мля,
П...ля зол...тые, л...са мол...дые,
Луга зал...вные и снова — поля...
А. Твардовский.
Упражнение 342 (392). К каждому данному слову с двумя безударными гласными подберите и напишите проверочные слова и поставьте ударения.
Сторона — сторонка — стороны. Вечера. Холода. Голова. Голодать. Сторожа. Зеленеть. Молодой. Говорить. Дорогой. Светлячок. Береги. Небеса. Полоса. Голоса.
Упражнение 343 (393). К выделенным словам с безударными гласными, не проверяемыми ударением, подберите однокоренные слова.
1. Чапаев — герой гражданской войны. 2. Беседа затянулась до вечера. 3. Железо дороже золота. 4. Корабль одинокий несётся, 5. Речной песок идёт на постройку. 6. Печальная берёза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она. 7. Ветер начал крепнуть. 8. На берегу лежал опрокинутый челнок. 9. Керосин получают из нефти.
Упражнение 344 (394). Спишите предложения и обратите внимание на правописание выделенных слов с не проверяемыми ударением гласными.
1. Крепите оборону Родины. 2. Крепок и нерушим союз народов СССР. 3. На улицах города ярко горели электрические фонари. 4. В Великую Отечественную войну наши герои-воины совершили много великих подвигов. 5. Лётчик спустился на парашюте. 6. Экспедиция учёных обнаружила в горах Алтая залежи металлов. 7. В селе Борисове по средам бывает базар. 8. В концерте приняли участие лучшие артисты.
Упражнение 345 (395). Спишите примеры и подчеркните слова с выделенными согласными; рядом с каждым из таких слов напишите проверочное слово.
1. Синяя гладь озера отражала берег. 2. Луг благоухал свежим запахом трав. 3. Сторож продрог и надел тулуп. 4. Зоркий глаз охотника различает на снегу каждый звериный след. 5. Сядем рядком да поговорим ладком. 6. Робко шагал я по узкой тропинке. 7. Начал падать пушистый снег. 8. Низко над степью носился ястреб. 9. Молодёжь в первую очередь должна вооружиться знаниями. 10. Глаз видит далеко, а ум ещё дальше. 11. Шубка зимою не шутка. 12. Птичку и стар и млад слушать готов.
Упражнение 346 (396). Спишите статью и вставьте пропущенные непроизносимые согласные (т, д, л).
НА ПОСТУ.
Со...нце скрылось за горизонтом. Наступила ночь. На звёз...-ном небе не светила луна. На посту стоит часовой. Мес.ность кругом холмистая. Часовой зорко всматривается вдаль. Вдруг заколыхался трос...ник. Часовой насторожился. Прошло несколько тягос.ных минут — и снова тишина...
Упражнение 347(397). Спишите статью и подчеркните в сложных словах соединительную гласную о или е.
ЛИСТОПАД.
Как красиво в лесу поздней сухой осенью! Кругом листопад в полной силе. Кружатся и падают яркокрасные листья осины. Рябина разукрасилась кистями яркокрасных ягод. Только ели да сосны горделиво поднимают свои тёмнозелёные вершины. Сквозь сеть сучьев виднеется бледноголубое небо. Нет ни грибников, ни птицеловов. Издали доносится многоголосое пение синиц. Появились длиннохвостые сороки.
Упражнение 348 (398). Спишите статью; вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
ИВАН СУСАНИН.
В тёмную глухую ночь, когда бушевала жестокая в...юга, поляки пробирались к сер...цу России — Москве. Крест...янин Костромской губернии Иван Сусанин взялся провести пол...ский отря... к Москве. Он завёл поляков в непроходимую л...сную чащу и там об...явил им, что здесь они и погибнут: пути наза... нет! Поляки зарубили Сусанина ша...ками. Он поги... со словами: „За Русь, за Родину я умираю!"
Упражнение 349 (399). Спишите предложения и над выделенными существительными обозначьте буквами м., ж., какого они рода.
1. Всегда и всюду помни речь родную. 2. Над пустыней поднялся смерч. 3. Тишь в селе немая. 4. Вдоль по улице широкой ходит сторож одинокий. 5. Ёж быстро свернулся в клубок. 6. Малыш громко плакал. 7. Ландыш — весенний цветок. 8. Студёный ключ играет по оврагу. 9. Вчера была звёздная ночь. 10. Волк убежал в лесную глушь. 11. В углу скреблась мышь. 12. На помощь по уборке сена пришли пионеры. 13. Куда ни оглянусь — повсюду рожь густая. 14. Чиж сел на ветку сирени.
Упражнение 350 (400). Спишите и поставьте в окончаниях существительных ь после шипящих, где это необходимо.
Я пошёл с товарищем рыбачить на ноч.... Ночлег мы устроили на берегу озера, под старой ивой. Тут стоял старый шалаш... рыбака деда Антипа. Ноч... была тёплая, тихая. Крутом непробудная тиш... . Вдруг послышался крик, похожий на плач... .Дрож... пробежала у меня по телу. Но товарищ... успокой л меня. Оказывается — это кричал филин.
Упражнение 351 (402). Выпишите из данной статьи все имена существительные; ставьте их в именительном падеже единственного числа.
ВЕСНОЙ НА ВОЛГЕ У СТАЛИНГРАДА.
Прошёл лёд, и широко разлилась полноводная Волга. На пароходе „Степан Разин" приближаемся мы к крутому сталинградскому берегу. На десятки километров тянется он над широким зеркалом реки. Вон места переправ и причалов — свидетели великих боёв у города-героя.
Сколько деятельности сейчас на этом сталинградском берегу! Маневрируют паровозы с товарными составами. У пристани разводит пары пассажирский пароход „Громобой". Вверх против течения могучий буксир „Игарка" ведёт свою постоянную спутницу —огромную нефтеналивную баржу „Светлица". Быстро идёт нниз по течению, в Астрахань, буксирный пароход „Фультон" и тянет за собой караван порожних барж. Юркий баркас „Узбек" мчится по водной глади навстречу прибывающим пароходам. Причаливают к пристаням речные трамваи, скользят рыбачьи лодки, моторки, парусники.
Упражнение 352 (403). Прочитайте стихотворение. А как вы изучаете свой родной край? Выделите в стихотворении имена существительные; определите, какого они рода и в каком падеже поставлены.
В ПОХОД.
Мы встали сегодня пораньше, Безбрежны родные просторы,
Нас горн собирает в поход. Кругом зеленеют поля.
И перёд выходи, барабанщик, Пытливому нашему взору
Вставай, запевала, вперёд! Все тайны откроет земля.
Пройдя по равнинам и кручам,
Шагая по тропам лесным,
Мы землю родную изучим,
Здоровье своё закалим.
Упражнение 353 (406). Напишите сочинение „Сенокос", чтобы в описании встретились следующие слова:
полдень, солнце, светить, ветерок, ястреб, виться, над, луга, косилка, разъезжать, трава, шуметь, косцы, пить, вода, песня.
Упражнение 354 (408). Определите по значению, предлогу и вопросу родительный, дательный и предложный падежи существительных в данных предложениях.
1) У изгороди растёт берёзка. Солдат привязал коня к изгороди. На изгороди сидит стайка воробьев.
2) У реки рыбаки развели костёр. К реке медленно идёт стадо. В реке много плотвы и окуней.
Упражнение 355 (409). Спишите стихотворение и подчеркните существительные в творительном падеже (без предлога и с предлогом).
МОСКВА МАЙСКАЯ.
Утро красит нежным цветом Разгорелся день весёлый,
Стены древнего Кремля, Морем улицы шумят,
Просыпается с рассветом Из открытых окон школы
Вся Советская земля. Слышны крики октябрят.
Холодок бежит за ворот, Май течёт рекой нарядной
Шум на улицах сильней. По широкой мостовой,
С добрым утром, милый город, Льётся песней необъятной
Сердце Родины моей! Над красавицей Москвой.
В. Лебедев-Кумач.
Упражнение 356 (412). Разберите устно предложения в данной статье по вопросам:
а) какое существительное в каждом предложении служит подлежащим и какое — второстепенным членом?
б) к какому слову в предложении относится этот второстепенный член (проверьте это при помощи вопроса)?
ВЕСЕННИЙ ЛОВ РЫБЫ.
Весна наступила быстро. В колхозе „Красная звезда" ждали весеннего хода рыбы. Весной рыба идёт в заводи для метания икры.
Наступил желанный день. Рыба шла огромной, сплошной массой. Плыли максуны, сырки, треска. Над водой с криком носились чайки и гагары.
Рыбаки начали лов дружно и весело. Медленно подвигались суда к живой струе рыбы. Закидывали сети. Улов был богатый. Рыбаки едва успевали сбрасывать на палубу пойманную рыбу.
Упражнение 357 (413). Прочитайте стихотворение, укажите в нём существительные и определите их падеж.
Шумят под солнцем и поют И всё что нам дала земля,
Поля страны родной. Достойно уберём.
Куда ни глянь—и там и тут Мы отдадим колхозный хлеб
Хлеба стоят стеной. Для Родины своей,
В свои просторные поля Чтоб с каждым днём и рос
Мы, как один, идём и кРеп
Союз богатырей.
Упражнение 358 (416). По данному плану составьте связный рассказ и озаглавьте его.
Жаркий летний день. Дети в лесу. Речка. Забытый костёр. Ветер. Лесной пожар. Пионеры. Борьба с огнём.
Упражнение 359 (417). Допишите окончания существительных.
1. На классном собран... присутствовали все ребята. 2. В стихотворен... описывается грозовая туча. 3. На демонстрац... стройно прошли колонны физкультурников. 4. Петя не сделал в сочинен.... ни одной ошибки. 5. Я часто вспоминаю о своём путешеств... по Волге. 6. Хороши Жигулёвские горы при солнечном освещен.... 7. К станц... Загорск подъехал скорый поезд. 8. При решен... задачи Наташа сделала ошибку в делен.... 9. Письмо адресовано Лид... Петровне Волковой. 10. Главный город в Югослав...— Белград, а в Болгар... — София. 11. Книги печатаются в типограф....
Упражнение 360 (418). Спишите данное стихотворение и подчеркните прилагательные; укажите, в каком роде, падеже и числе они поставлены. К прилагательным ставьте вопросы.
Чу! шопот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Всё серые, карие, синие глазки Смешались, как в поле цветы. Та в лужу забилась, а эта с обновой: Сплела себе славный венок,— Всё беленький, жёлтенький, бледнолиловый Да изредка красный цветок. Н. А. Некрасов. |
Упражнение 361 (420). Спишите статью; допишите окончания прилагательных, укажите падеж и поставьте к ним вопросы.
В МАЕ.
Первый весенн... дождичек пролился из тёмн... тучки, освежил листья у белоствольн... берёзки, громом промчался по син... небу, ярк... молнией тучи разрезал, небо цвета... радугой опоясал.
Глянуло ярк... солнышко с выси лазурн..., в светл... росе на цветах заблестело, светл... струйкой в реке заиграло. Радости... Шй над полями проходит, жарк... лету дорогу готовит.
Упражнение 362 {421). Спишите данную статью, вставив пропущенные окончания прилагательных.
ЛЕБЕДЬ.
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величав... осанке давно и справедливо назван царём всей водяной и водоплавающей птицы. Белый, как снег, с блестящ... прозрачн... небольщ... глазами, с чёрн... носом и чёрн... лапами, с длинн..., гибк... и красив... шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зеленью камышей по тёмносин..., гладк... поверхности воды.
Упражнение 363 (422). Спишите статью; прилагательные, помещённые в скобках, поставьте в том падеже, какой требуется по смыслу.
ВОЛЧОК.
Мы шли по (мшистый) болоту с нашим (верный, старый) псом Волчком. Он то бежал по (зелёный) мху, то своим (острый, длинный) носом нюхал воздух, и, задрав одно ухо, прислушивался. С такой (умная) собакой хорошо охотиться. Она знакома с (серый) волком и с (мохнатый) медведем. О (пушистая) белке и (быстрый) зайце и говорить нечего: не ускользнут они от неё.
Упражнение 364 (423). К прилагательным поставьте вопросы и допишите окончания.
1. Ясн... утром золот... солнце над полем сияет. 2. Солнышко смотрит с син... неба. 3. От разлоль... лугов силь... запах цветов и душист... сена разносится. 4. Головкой син... кивает василёк. 5. Ласточка родн... к нам опять вернулась из чуж... края. 6. Дети на снежн... гору взбираются шум..., весел... толпой. 7. Ранн... утром на тих... пруде резво ласточки реют кругом.
Упражнение 365 (424). Допишите окончания прилагательных творительного падежа (-ым, -им) и предложного падежа (-ом, -ем).
1. Птичка в лесу вечером ясн... звонко поёт. 2. Выплыл ясный месяц над болыи... селом. 3. В соседн... колхозе закончили уборку урожая. 4. Целый день с весел... плеском по оврагу искрится ручей. 5. За зелен... лугом, где синеет речка, колосятся наши нивы золотые. 6. Поля огласились весенн... радости... шумом. 7. В чист... , ясн... весенн... воздухе льётся песня жаворонка. 8. Разноцвет... ковром принакрылась земля, в чист... воздухе песни и нега.
Упражнение 366 (425). Спишите, заменяя числа словами.
Планета Меркурий совершает свой путь вокруг Солнца в 88 дней, Земля — в 1 год, Юпитер — в 12 лет, Сатурн — в 29 с половиной лет и Уран — в 84 года.
Упражнение 367 (426). Выпишите из данной статьи все глаголы, выделите в них приставки и объясните их правописание.
НА ОЗЕРЕ.
С утра на озере было тихо. Чуть забрезжил рассвет. Солнце ещё не всходило. Мы с братом Гришей сдвинули с берега лодку и втащили в неё сети. Расселись, распустили паруса и оттолкнулись от берега. Лодка легко рассекала водную гладь.
После полудня сгустились на небе тучи. Вдруг налетел вихрь. Озеро расшумелось, разбушевалось, расплескалось. Мы поспешили к берегу. Волны так и кидали лодку. Но мы не испугались. Быстро свернули паруса, сели на вёсла и стали подплывать к берегу. Здесь мы с Гришей ловко втащили лодку на отлогий берег.
Упражнение 368 (427). Измените статью так, чтобы глаголы стояли во 2-м лице единственного числа.
В СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ.
Приду в столярную мастерскую, беру инструмент, получаю задание сделать полочку. Выбираю материал и приступаю к работе. Строгаю, пилю, приколачиваю, обчищаю наждачной бумагой, крашу.
Упражнение 369 (428). Допишите окончания глаголов и объясните их написание.
НА СЕНОКОСЕ.
Во время сенокоса я люблю встава... рано. Встане..., умое..., и бежи... на луг. А на лугу кипит дружная работа. Берё... грабли и помога... вороши... сено.
Солнце поднима... всё выше. Станови... жарко и душно. Бежи... к речке, поспешно раздева... и — бултых в воду! Весело мне и любо!..
Упражнение 370 (429). Переделайте данную статью так, чтобы выделенные глаголы стояли во 2-м лице единственного числа настоящего времени; окончания этих глаголов подчеркните.
Запоздаю, бывало, на прогулке, отстану от других, иду одна, спешу — жутко! Сама дрожу, как лист. Вот, думаю, того и гляди, выглянет кто-нибудь страшный из этого дупла. Жутко станет. Ужас пройдёт по сердцу, и бегу, бегу так, что дух занимается.
Упражнение 371 (430). Спишите статью, изменяя прошедшее время глаголов на настоящее.
БЕРЁЗОВАЯ РОЩА,
Я сидел в берёзовой роще. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то из-за туч показывалась ясная лазурь. Листва на берёзах ещё почти вся зелёная. Одна молоденькая берёзка стояла вся золотая. Она ярко вспыхивала на солнце. Все птицы замолкли. Лишь изредка звенел стальным колокольчиком голосок синицы.
Я вышел из рощи в поле. Солнце стояло низко на бледно-ясном небе. Лучи его разливались ровным светом.
Упражнение 372 (431). Спишите статью и вставьте пропущенные буквы. Припомните окончания глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени 1-го и 2-го спряжения.
В ШКОЛЕ.
Дети ход...т в школу. Они там уч...тся: пиш...т, чита...т, рису...т. Учительница объясня...т им урок. Ученики внимательно смотр...т на карту. Они вид...т там города, реки, горы и моря нашей великой страны. Они люб...т свою Родину.
Упражнение 373. Перепишите данную статью, начав её так: Завтра состоится, открытие пионерского лагеря. Измените все глаголы, как надо по смыслу.
ОТКРЫТИЕ ПИОНЕРСКОГО ЛАГЕРЯ.
Горн созывает пионеров на линейку. Гремит барабан. Вверх по шесту взвивается красный флаг лагеря. И тотчас окрестности лагеря оглашаются торжественными звуками. Пионеры поют „Гимн Советского Союза".
Побывайте в нашем лагере!
Упражнение 374. Рассмотрите картинку и подробно расскажите, как устроен лагерь и чем заняты дети.
Упражнение 375 (432). Спишите статью; глаголы 3-го лица подчеркните вместе с существительными-подлежащими.
Освежит вода луга и нивы и начнёт просачиваться в землю. В земле капля за каплей собирается она в маленькие струйки.
Струйка льётся к струйке и вот пробьётся из-под земли светлым, холодным ключом. Бьёт ключ и льётся по земле ручейком. Пророет себе ручеёк русло в земле и бежит, журчит по камешкам. Встретится со своим братом, таким же говорливым ручейком,— сольются и побегут вместе.
Упражнение 376 (434). Прочтите стихотворение; выберите из него глаголы в неопределённой форме и укажите, на что они оканчиваются.
Станем мы с горы кататься,
Будем радостно смеяться.
А вечернею порой
Мы шумливою толпой
Станем гору поливать,
Беззаботно снег топтать.
Упражнение 377 (435). Спишите данную статью и подчеркните глаголы в неопределённой форме.
ПОБЕЖДЁННАЯ РЕКА.
Мало кто знает, какую страшную, жестокую борьбу вели на Днепре люди. Кажется, простое дело: построить поперёк реки плотину, поставить водяные турбины, и пусть вода вертит колёса этих турбин. Это легко сказать, но не легко сделать. Ведь плотина на Днепре — это каменная стена, длиной почти в километр и высотой в многоэтажный дом. Поставить такую плотину и на суше было бы не легко, а её надо было создать поперёк реки. Река не стояла на месте и бурно несла через пороги к морю свои воды. Но Днепр заставили расступиться. Люди самоотверженно работали на обнажённом дне реки.
Упражнение 378 (436). Определите время глаголов в данной статье; при списывании вставьте в них пропущенные буквы и объясните их написание.
ЛЕСНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ.
Снег нач...л таять. Почу...л медведь, что весна пришла, что ручейки б...гут, и выл...з из берлоги. Прил...тели скворцы. Устра...вают они себе жильё в дуплах. Дупла выб...рают с узким входом. Прилетели пёстрые зяблики. Они держ...тся большими стаями. По...вились лесные жаворонки, чижи и дикие голуби. В лесу идут снежные обвалы. Тяжёлый снежный ком чуть было не прол...мил крышу беличьего гнезда. На ветках берёзы набухают почки. Скоро появ...тся клейкие листочки.
Упражнение 379 (437). Прочитайте примеры и определите, какие глаголы поставлены в неопределённой форме и какие в 3-м лице множественного числа.
РЫБОЛОВЫ.
Чтобы уженье было удач- Наши рыболовы не ленятся
ным, надо не полениться встать встать до зари. Быстро соби-
до зари, быстро собраться, на- раются, направляются к реке
правиться к реке, усесться с и усаживаются на берегу. За-
удочками на берегу и терпеливо кидывают удочки и ждут, скоро
ждать. ли дёрнется поплавок.
Упражнение 380 (438). Спишите статью и подчеркните глаголы; определите, к какому спряжению каждый глагол относится, в каком времени, лице и числе поставлен.
ПЕРЕД ГРОЗОЙ.
Передние облака уже начинают закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид. Вот задрожала осиновая роща. Макушки больших берёз начинают раскачиваться. Над самой головой раздаётся гром. Он постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск.
Упражнение 381 (439). Спишите статью; слова в скобках пишите в настоящем времени; окончание -тся подчеркните.
УТРО.
Кудрявые облачка тихо плывут по синему простору. Они то доверчиво (сближаться) у то (расходиться), словно (любоваться) друг другом. На берёзах (просыпаться) галки. Воробьи чирикают около изб. А между тем заря (заниматься). В овраге (клубиться) пар. Неугомонно стрекочут кузнечики. А сверху так и (литься) трели жаворонков.
Упражнение 382. Выберите из стихотворения глаголы и определите время, лицо, число и спряжение каждого глагола.
Золотым весенним днём В речке бродят облака,
В лёгкой лодке мы плывём. Небом кажется река...
Все поют, и я пою Дай-ка удочки скорей,
Песню звонкую свою. Мы наловим пескарей,
Вёсла крепкие легки, А потом опять вперёд, —
Снизу брызги, огоньки. Нас к обеду лагерь ждёт.
Упражнение 383 (442). Спишите статью; допишите окончания глаголов неопределённой формы (-ться) и 3-го лица (-тся).
ОТЛЁТ ПТИЦ.
Все птицы начали готови... к отлету. Есть о чём им позаботи... . Путь предстоит дальний; многие из них выбью... из сил или собью... с дороги. Лебеди, гуси и утки собираю... в дорогу с важным видом. Больше же всех торопя..., суетя... и беспокоя... маленькие птички.
Упражнение 384 (443). Измените данные предложения так, чтобы глаголы были поставлены в повелительной форме единственного числа.
1. Стремиться к знанию: знание — великая сила.
2. Учиться прилежно, терпеливо.
3. Не терять напрасно ни одной минуты.
4. Быть аккуратным и точным в выполнении своей работы в школе и дома.
5. Работать вместе с другими дружно и согласно.
6. Быть хорошим помощником в семье.
7. Быть честным и правдивым, добрым и отзывчивым.
Упражнение 385 (444). Спишите статью и подчеркните наречия; определите, что выражает каждое наречие и к какому слову относится.
МОСКВА.
Москва — сердце Советского Союза. Этот город исключительно дорог каждому трудящемуся нашей страны. Здесь всё выглядит чудесно. Прекрасные улицы покрыты асфальтом. Взад и вперёд мчатся трамваи, автомобили, автобусы. Наверху реют самолёты. Внизу, под землей, гремят поезда метро. Река Москва везде одета в гранит. Москва для трудящихся — самый родной город. Здесь живёт и работает великий Сталин.
Упражнение 386 (445). Напишите сочинение на тему „Осенний ненастный вечер", чтобы в описании встретились слова:
поздно, улица, дома, люди, спать, фонари, гореть, моросит, тускло, канава, вода, журчать, чёрная, ветер, гудеть, пешеход, спешить, собака, лаять, дождь, холодно.
Упражнение 387 (446). Прочитайте примеры и определите, какой частью речи выражены выделенные слова.
а) Толпа шумит. Слышался шум толпы. Собралась шумная толпа. Толпа вела себя шумно.
б) Холодный ветер подул с севера. Холод пронизывает до костей. Воздух начал холодеть. Холодно и неприветливо стало в лесу.
в) Ваня дружит с Мишей. Дружба сплотила их. Они дружно работают. Быстро спорится дружная работа.
Упражнение 388 (447). Спишите примеры; при списывании раскройте скобки и определите, где даны предлоги и где приставки.
1. Собака (по) бежала (по) следам зайца. 2. (С) горы (с) катилась огромная снежная глыба. 3. (На) ночь мы (у) строились спать (в) сарае (на) душистом сене. 4. (В) окно (в) летела синичка. 5. Луна (за) шла (за) облака. 6. Ветер (с) бивал людей (с) ног. 7. (На) дом (над) строили два этажа.
Упражнение 389 (448). Выпишите из данной статьи предложения сначала с однородными подлежащими, затем — с однородными сказуемыми, а потом — с однородными второстепенными членами.
ВЕСНА В ТУНДРЕ.
С наступлением весны суровая природа тундры сразу оживилась. Быстро показались проталинки. Побежали говорливые ручейки. Везде заблистали лужицы, озерки и болотца. Появилась масса насекомых. За ними прилетели бесчисленные стаи перелётных птиц. Закричали гуси, лебеди, утки. Равнины покрылись свежим мхом, тощей травой, кустиками морошки. В пустынной тундре закипает, пробуждается жизнь. Появились ненцы со своими оленями. Пасут они здесь свои стада, ловят птицу и рыбу, охотятся. Тундра наполнилась жизнью, криком, движением. Солнце весь день бросает горячие лучи на холмы и долины.
Упражнение 390 (449). Спишите статью и вставьте пропущенные союзы.
В ЗООПАРКЕ.
В пруду Московского зоопарка живут гренландские тюлени. Пруд этот не очень глубокий, ... достаточно обширный. Тюлени часами резвятся ... плавают в воде. Они кружатся по пруду ... пересекают его в разных направлениях. Зимой тюлень редко вылезает из воды: в воде тепло, ... снаружи мороз. Весной он любит погреться на солнышке ... подолгу лежит на берегу.
Упражнение 391 (450). Спишите статью, найдите однородные члены и расставьте знаки препинания.
ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ.
Многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Рано покидают нас ласточки грачи дрозды жаворонки соловьи. С осени длинными вереницами тянутся по небу с севера на юг дикие гуси утки журавли. Воробьи галки вороны сороки голуби остаются зимовать у нас. Звери скрываются на зиму в берлоги в норы в дупла деревьев. Ёж медведь сурок засыпают на самое холодное время года.
Упражнение 392 (451). В данных примерах найдите прямую речь и слова автора и поставьте знаки препинания.
1. Учитель сказал детям Завтра мы пойдём на экскурсию в музей 2. Ваня спросил товарища Коля, что ты будешь делать сегодня вечером 3. Стал щуке Васька говорить Смотри, кума, чтобы не осрамиться 4. Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает Ой, вы гости-господа, долго ль ездили? куда? 5. Корабельщики в ответ Мы объехали весь свет 6. Внук просил деда Дедушка, купи мне книжку 7. Проводник внимательно поглядел по сторонам и сказал Скоро будет дождь
Упражнение 393 (452). Прочитайте стихотворение и укажите обращения.
Отчизна-мать приветствует героев-сыновей,
Своих бойцов и маршалов, своих богатырей:
— Привет вам, победители, защитники мои,
От всей Советской Родины, от всей большой семьи!
Привет вам, ненаглядные, от братьев и сестёр,
От солнышка советского, от всех морей и гор,
От пашен зеленеющих и от родных долин,
Привет вам, победители, вошедшие в Берлин!
Играет солнце яркое на золоте знамён.
Спасибо вам народное! Привет вам и поклон!
В. Лебедев-Кумач.
Упражнение 394 (453). Выпишите из данных примеров только те предложения, в которых есть обращение; расставьте в таких предложениях знаки препинания.
1. Ваня собирается в школу. Ваня быстрее собирайся в школу.
2. Степь широкая отчего ты так смотришь пасмурно? Степь широкая смотрит пасмурно.
3. Я видел нивы и холмы. Я видел вас холмы и нивы золотые.
4. Куда ты скачешь конь мой верный? Скачет конь мой верный.
5. Я люблю край родной. Я люблю тебя край родной!
6. Как хорошо ты море! Как хорошо море!
Упражнение 395 (454). Спишите примеры и поставьте, где нужно, точку, вопросительный или восклицательный знак, запятые.
1. Стой Кто идёт 2. Не опоздать бы мне 3. Из толпы кричали ему Не отставай 4. Скоро ли птичка вернёшься ты к нам 5. Дорога шла через речку и терялась в кустах 6. Весна идёт к нам молодая 7. Выше взвейся наше знамя 8. Что ты клонишь над водами ива макушку свою 9. Здравствуй солнце красное Здравствуй солнце ясное
Упражнение 396 (457). В каждом предложении найдите второстепенные члены: определение, дополнение и обстоятельственные слова; определите, какие из них поясняют подлежащее и какие — сказуемое.
1. В ярком золоте день утопает. 2. С холмов в долину шумно бегут ручьи. 3. Ночь надвигалась на землю. 4. На красных лапках гусь тяжёлый ступает бережно на лёд. 5. Тяжёлые грузовики едут на мельницу. 6. Тени ночные чёрным покровом степь застилали. 7. Гудит издалека резкий свисток паровоза. 8. Узкая тропинка шла по обрыву горы.
Упражнение 397 (460). Разберите предложения данной статьи по членам предложения и по частям речи.
За рыбачьей деревушкой зубчатой стеной высились скалы. Далеко тянулись они вдоль морского берега. Дети собирали по берегу цветные камни и ракушки. Перед ними лежало голубое море. Лёгкий прибой нарушал тишину. Вдали темнела большая рыбачья лодка. В ней сидел старик с сыном. Они сегодня рыбачат в море.
Упражнение 398 (461). Прочитайте статью. О каких героических делах советских детей можете вы рассказать? Подготовьте устный рассказ. Объясните, какие члены предложения в статье выделены, с какими словами связаны они по смыслу и какой частью речи они выражены.
В историю Великой Отечественной войны вписаны и героические дела советских детей. Мальчики и девочки просёлочными дорогами провожали наших разведчиков через линию фронта. Они помогали укрываться раненым бойцам и носили им пищу в лес. Юные герои бесстрашно шли на смерть, зная, что гибнут за Родину.
Упражнение 399. Прочитайте стихотворение. Подумайте, почему в нём сказано, что всех слов дороже нам слова страна родная и Москва. Объясните правописание выделенных букв; спишите стихотворение и выучите его наизусть.
НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ.
Всех слов дороже нам слова:
Страна родная и Москва.
Со всех концов родной страны
Лучи московских звёзд видны.
К заботам мирного труда
Ведёт кремлёвская звезда.
А в полночь слышит вся земля
Спокойный бой часов Кремля.
На Красной площади гранит
Нам Ленина в гробу хранит.
Здесь ёлки, как в родных лесах,
Стоят в кольчугах на часах.
Всех слов дороже нам слова:
Страна родная и Москва.
Здесь ярче солнце, шире дали,
Здесь говорит с народом Сталин.
Е. Трутнева
Используются технологии uCoz