Имя существительное в предложении.

В предложении имя существительное бывает: 1) подлежащим (в именительном падеже): Тает снег. Бегут ручьи. 2) дополнением (во всех падежах, кроме именительного): Сумрак окутал землю. Я встретился с товарищем. 3) обстоятельством: Звери живут в лесу.

Упражнение 123 (196). Разберите, как в данных предложениях связаны слова по смыслу.
Выделите в каждом предложении сначала существительные-подлежащие, а потом существительные — второстепенные члены.
Поставьте разбираемое существительное в именительном падеже единственного числа; определите, какого оно рода; в каком числе оно употреблено в предложении; к какому слову относится; на какой вопрос отвечает; в каком падеже стоит; какой это член предложения.

1. Лодка врезалась носом в берег.
2. Цветёт черёмуха в овраге у реки.
3. У опушки журчит в мураве ручеёк.
4. Ёж вырыл лапками норку в земле.

Упражнение 124(197). Прочитайте статью и определите, какие существительные в данных предложениях являются подлежащими.

ЗИМОЙ.

Был сильный мороз. Дул резкий ветер. Маленькие сани легко скользили по снегу. Ветер жёг глаза. По дороге встречались иногда оледенелые берёзки. Начиналась метель.

Упражнение 125 (198). Прочитайте и объясните, какие существительные в данных предложениях являются обстоятельственными словами.

ВЕСНА НАСТУПАЕТ.

В апреле земля оттаяла. На солнечных местах появилась молоденькая травка. С юга прилетели белоносые грачи. Проснулись пчёлки в ульях. Лёд на реке трескается. В овражках побежали говорливые ручейки. Ожила у пруда берёзовая роща. Прошлогодние гнёзда занимаются новыми жильцами.

Упражнение 126(199). Постройте данные предложения так, чтобы дополнение в каждом новом предложении стало подлежащим, а подлежащее — дополнением.

Образец: Дедушка любит внучка. Внучек любит дедушку.

1. Миша ждёт товарища. 2. Лиса подружилась с журавлём. 3. Коля встречал брата. 4. Дружок кинулся на волка. 5. Учитель разговаривал с учениками.

Падежи существительных.

Припомните названия падежей и вопросы каждого падежа.
Почему для каждого падежа существует два вопроса (кто? и что? кого? и чего? и т. д.)?
В каком падеже ставится подлежащее? Приведите примеры.
Какой падеж существительного употребляется после слов нет, нехватает, много, мало? Приведите примеры.
Какой падеж употребляется для обозначения предмета, которому что- либо дают, рассказывают, показывают? Приведите примеры.
Какой падеж употребляется для обозначения предмета, на который переходит действие предмета, обозначенного подлежащим? Приведите примеры?
Какой падеж употребляется для обозначения предмета, которым что-либо делают? Приведите примеры.

Упражнение 127 (137). Укажите в стихотворении имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числе.

Горит восток зарёю новой, Грохочут пушки. Дым багровый
Уж на равнине по холмам Клубами всходит к небесам.

А. С. Пушкин.

Упражнение 128 (138). Спишите стихи и подчеркните существительные в винительном падеже.

В окно увидела Татьяна На стёклах лёгкие узоры,
Поутру побелевший двор, Деревья в зимнем серебре,
Куртины, кровли и забор, Сорок весёлых на дворе.

А. С. Пушкин.

(Куртины — клумбы, цветочные гряды в саду.)

Упражнение 129 (139). Выпишите предложения, в которых есть имена существительные в родительном падеже.

1. Я слышал пенье соловья. 2. Заря окрасила верхушки деревьев. 3. В лесу было тихо, ветра не было. 4. Вода затопила берега реки. 5. Тучи окутали небо. 6. Я читаю книгу товарища. 7.Волна захлестнула муравья. 8. Коля не сдержал своего слова. 9. Враг не выдержал нашей атаки. 10. Мы отогналиврага. 11. Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек.

Упражнение 130 (140). Спишите предложения и подчеркните все имена существительные в дательном падеже. Какие это будут члены предложения?

1. Мальчику подарили книгу. 2. Радуются дети весне. 3. Чапаеву подвели коня. 4. Я помахал девочке рукой. 5. Передай привет брату. 6. Работа солнышку везде: зерну скорлупку расколи, цветку расписывай листы, пичужкам приготовь обед, а вишням дай румяный цвет.

Упражнение 131. Прочитайте предложения и укажите все имена существительные в творительном падеже. Какие это будут члены предложения?

1. Плотник быстро и ловко рубил топором. 2. Птица защищается клювом. 3. Коля прекрасно рисует карандашом. 4. Вода билась о берег могучей волной. 5. Шофёр уверенно управлял автомобилем. 6. Возчик ударил лошадь кнутом.

Упражнение 132 (151). Прочитайте стихотворение и определите падеж и число имён существительных.

ВЕСЕННЕЕ УТРО.

Я пришёл к тебе с приветом Рассказать, что лес проснулся,
Рассказать, что солнце встало, Весь проснулся веткой каждой,
Что оно горячим светом Каждой птицей встрепенулся
По листам затрепетало. И весенней полон жаждой.

А. Фет.

Упражнение 133 (153). Спишите предложения и обозначьте буквами над каждым существительным его число и падеж, как это сделано в 1-м предложении.

и. п. ед. ч. т. п. ед. ч.
1. Володя увлекается спортом. 2. Мальчики стерегли табун лошадей. 3. Павел зачерпнул воды ведром. 4. Мы набрали спелой земляники. 5. Старика старуха забранила. 6. Слон защищается хоботом.

Наши рекомендации