Гражданской авиации (институт)»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»

Факультет Подготовки авиационных специалистов

Кафедра Обеспечения авиационной безопасности

Специальность 280102.65 - Безопасность технологических процессов и производств

Специализация 280102.65.12 Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой ОАБ

______________ В.М. Ильин

«_____» июня 2013 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  ТЕМА: РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА 4-ГО КЛАССА
Выполнил: курсант гр. АБ-08-1 И.П. Иванов
 
Руководитель: доцент, доцент кафедры ОАБ Ю.А. Вербицкий
 
Консультанты: Доцент кафедры УиЭВТ В.С. Смирнов Доцент кафедры ПАСОП А.С. Сальников
Рецензент: начальник САБ В.Н. Горбунов
Нормоконтроль проведен: к.п.н., доцент кафедры ОАБ Л.Г. Шумкова
 

Ульяновск 2013

АННОТАЦИЯ

В дипломной работе рассматривается интегрированные системы безопасности (ИСБ), ее состав, функции, применение в авиапредприятии. Напрямую задействовать и использовать ИСБ можно в службе авиационной безопасности (САБ). ИСБ позволяет контролировать все действия, происходящие на территории аэропорта. Такие как:

- контроль управление доступом;

- обеспечение пожарной безопасности;

- охрана периметра;

- видеонаблюдение.

Использование ИСБ ведет к централизованному контролю над обеспечением авиационной безопасности.

Решается задача проектирования системы физической защиты аэропорта. Проведен анализ объекта защиты и угроз безопасности, сформулированы требования к проектируемой системе охраны периметра.

Были произведены обоснование структуры системы охраны, выбор технических средств, приведены необходимые расчеты.

Рассмотрены организационно-экономические вопросы, в разделе охраны труда проведен расчет освещения, рассмотрена вентиляция в помещении, микроклимат, где находится оператор.

Для удобства изложения и чтения в работе приведено 6 таблиц, 5 рисунков, 7 схем, 1 фотография, а также 3 приложения с иллюстрационным материалом.

При выполнении работы была использована информация из одиннадцати источников.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………... 1АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ….. 1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………… 1.2 Авиационная безопасность………………………………………… 1.2.1 Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации ………………………………………………………. 1.2.2 Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности…………………………………………………. 2 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ…………… 2.1 Состав и технические возможности элементов современных интегрированных систем безопасности………………………… 3 РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ……………………………………… 3.1Обеспечение физической защиты контролируемых зон …….… 3.2 Технические средства периметровой сигнализации аэропорта... 3.3Разработка структурной схемы периметровой сигнализации … 3.4Расчет вероятности обнаружения нарушителя ……………….. 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРИМЕТРОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ АЭРОПОРТА …………………………………. 4.1 Определение затрат времени на разработку проекта …………. 5 ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ … 5.1 Техника безопасности и производственная санитария ……….. 5.1.1 Излучение ………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… Список использованных источников ………….……… ПриложениЕ А Принцип действия системы сигнализации ………. ПриложениЕ Б Схема аэропорта 4 класса ………………………….            

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АБ – авиационная безопасность;

АНВ – акты незаконного вмешательства;

АРМ – автоматизированноерабочееместо;

АСУ – автоматизированная система управления;

БП – безопасность полетов;

БЭ – блок электронный;

ВС – воздушное судно;

ВТ – воздушный транспорт;

ВУ – взрывное устройство;

ГА– гражданская авиация;

ИСБ – интегрированная система безопасности;

ИТСБ – интегрированные технические системы безопасности;

КСБ – комплексные системы безопасности;

ОПС – охранно-пожарная сигнализация;

ОС – охранная сигнализация;

ПО – программное обеспечение;

ПС –периметральная сигнализация;

САБ – служба авиационной безопасности;

СБ – служба безопасности;

СКУД – система контроля и управления доступом;

СО – система охраны;

СПО – специализированное программное обеспечение;

СОТ – система охранного телевидения;

ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина;

ПЦУ – пункт центрального управления;

ЧЭ – чувствительный элемент.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема надежной защиты информационных и материальных ценностей в различных предприятиях, организациях и учреждениях в современных условиях является весьма актуальной. Повышение общего уровня криминогенной обстановки вызывает необходимость перехода от решения проблемы обеспечения безопасности на локальном уровне, при котором одной угрозе соответствует одно средство защиты, к решению проблемы на более высоком уровне, которое, в частности, подразумевает применение интегрированных систем безопасности, включающей в себя средства охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа, охрану периметра и видеоконтроля, объединенные общей системой управления и предназначенные для совместной работы…

…Целью дипломной работы является создание надежной системы защиты аэропорта, функционирование которой направлено на защиту деятельности сотрудников, информационных и материальных ценностей от внутренних и внешних угроз.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1 изучить различные определения терроризма;

2 рассмотреть существующие угрозы авиационной безопасности;

3 изучить, проанализировать и разработать охрану периметра с помощью интегрированной системы безопасности аэропорта;

4 рассчитать экономические затраты при реализации выбранной системы;

5 рассмотреть вопросы охраны труда и производственной безопасности.

Авиационная безопасность

Впервые в истории России в принятом 19 марта 1997 года Федеральном законе "Воздушный кодекс Российской Федерации" появилась глава 12 "Авиационная безопасность", определяющая основные требования по защите отечественной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность.

Различают два направления обеспечения безопасности и гражданской авиации: безопасность полетов и авиационная безопасность.

Безопасность полетов (БП) - комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.

Служба авиационной безопасности в гражданской авиации имеет широкие полномочия по защите воздушного транспорта и его пассажиров от незаконного вмешательства в работу гражданской авиации и от уголовных актов насилия. Взаимодействие службы авиационной безопасности с другими службами аэропорта представлены на рисунке 1.1.

гражданской авиации (институт)» - student2.ru

Рисунок 1.1 – Схема взаимодействия службы авиационной безопасности с другими службами аэропорта.

Таким образом, безопасность полетов обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем повышения надежности (совершенствования) авиационной техники и квалификации авиационного персонала, а авиационная безопасность обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем и защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Излучение

Работающие мониторы являются источником электромагнитного, рентгеновского и ультрафиолетового излучений.

Воздействие электромагнитных полей на человека зависит от напряженности электрического и магнитного полей, потока энергии, частоты электромагнитных колебаний, размера облучаемой поверхности тела и индивидуальных особенностей организма.

При работе видеодисплейного терминала уровни напряженности, плотности магнитного потока электромагнитного поля, напряженности электростатического поля не должны превышать допустимых значений приведенных в таблице 5.1 на расстоянии 50 см от экрана, правой, левой и тыльной поверхностей видео при работе с ним взрослых пользователей.

Таблица 5.1 – Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений

Наименование параметра Допустимые значения
Напряженности электромагнитного поля. Электрическая составляющая не более: диапазон частот 5 Гц – 2 кГц диапазон частот 2– 400 кГц Плотность магнитного тока, не более: диапазон частот 5 Гц – 2 кГц диапазон частот 2– 400 кГц Напряженность электростатического поля не более     25,0В/м 2,5В/м   250 нТл 25 нТл 15 кВ/м

Допустимые уровни напряженности (плотности потока мощности) электромагнитных полей излучаемых клавиатурой, системным блоком, манипулятором "мышь", беспроводными системами передачи информации на расстоянии в зависимости от основной рабочей частоты изделия, не должны превышать значений, приведенных в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Допустимые уровни электромагнитных полей

Диапазон частот 0,3-300 кГц 0,3-3,0 МГц 3,0-30,0 МГц 30,0-300 МГц 0,3-300 ГГц
Допустимые уровни 25,0 В/м 15,0 В/м 10,0 В/м 3,0 В/м 10 мкВт/см2

Допустимые уровни напряженности электрического поля тока промышленной частоты 50 Гц, создаваемые монитором, системным блоком, клавиатурой, изделием в целом не должны превышать 0,5 кВ/м.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, дипломная работа по теме разработка системы охраны периметра интегрированной системы безопасности аэропорта 4-го класса содержит пять разделов. При разрешение данной задачи были решены следующие проблемы.

В первом и во втором разделах была доказана проблема актуальности места и роли разрабатываемой охраны периметра в общей системе безопасности аэропорта. Анализ показал, что система занимает одно из центральных мест в физической защиты аэропорта.

Кроме того анализ способов интеграции разрабатываемой системы с другими элементами ИСБ, учитывая их достоинство и недостатки этих способов с целью обеспечения максимума функциональных возможностей был выбран аппаратно-программный способ интеграции.

В третьем разделе на основе анализа достоинства и недостатков различных технических систем охраны периметра была выбрана система, использующая индукционный способ – вибрационная система.

Представлена структурная схема предлагаемой системы охраны периметра, которая удовлетворяет заданным требованиям по интеграции и другим параметрам.

В четвертом разделе проведен экономический расчет системы периметровой сигнализации аэропорта. Затраты на создание и реализацию проекта составили около 3 миллионов рублей.

В пятом разделе разработаны меры по обеспечению безопасных условий труда, а также рассмотрена пожарная безопасность.

Таким образом, цель, поставленная в задании на дипломную работу выполнена. Система охраны периметра аэропорта 4 класса разработана и документально оформлена.

Приложение А

Принцип действия систем сигнализации

Таблица А1 – Потенциальная восприимчивость периметральных систем сигнализации к видам внешних факторов

Внешний фактор Принцип действия периметральных систем сигнализации
Радиолу-чевые Радиовол-новые Вибраци-онные Вибросей-смические Инфракрас-ные
Температура среды слабое влияние слабое влияние значите-льное влияние значитель-ное влияние значитель-ное влияние
Ветер слабое влияние значитель-ное влияние - - -
Дождь - слабое влияние - - -
Гроза слабое влияние слабое влияние - - -
Град - - - - -
Высота снежного покрова значитель-ное влияние значитель-ное влияние - значитель-ное влияние значитель-ное влияние
Туман - - - - значитель-ное влияние
Пыль динамическая - - - - слабое влияние
Солнечный свет - - - - слабое влияние
Переменная облачность - - - - -
Неровность грунта значитель-ное влияние слабое влияние - - -
Вид грунта значитель-ное влияние значитель-ное влияние - - -

Продолжение таблицы А1

Высота травы значитель-ное влияние слабое влияние слабое влияние - -
Промышлен-ные помехи значитель-ное влияние значитель-ное влияние слабое влияние - слабое влияние
Связные радиостанции - значитель-ное влияние - - -
Движение транспорта - - значительное влияние значитель-ное влияние -
Промышлен-ная вибрация значитель-ное влияние значитель-ное влияние значитель-ное влияние слабое влияние значитель-ное влияние
Крупные животные - - - - слабое влияние
Мелкие животные слабое влияние слабое влияние - - значитель-ное влияние
Птицы - - - - -

Приложение Б

Схема аэропорта 4 класса

гражданской авиации (институт)» - student2.ru

Дипломная работа мною выполнена самостоятельно. В работе использованы материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников, имеются ссылки на них.

Отпечатано в одном экземпляре

Библиография 11 наименований.

Подпись Иванов И.П.

(Ф.И.О.)

Дата_________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ОАБ

В.М. Ильин

«__ » января 2013 г.

ЗАДАНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»

Факультет Подготовки авиационных специалистов

Кафедра Обеспечения авиационной безопасности

Специальность 280102.65 - Безопасность технологических процессов и производств

Специализация 280102.65.12 Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой ОАБ

______________ В.М. Ильин

«_____» июня 2013 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

  ТЕМА: РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА 4-ГО КЛАССА
Выполнил: курсант гр. АБ-08-1 И.П. Иванов
 
Руководитель: доцент, доцент кафедры ОАБ Ю.А. Вербицкий
 
Консультанты: Доцент кафедры УиЭВТ В.С. Смирнов Доцент кафедры ПАСОП А.С. Сальников
Рецензент: начальник САБ В.Н. Горбунов
Нормоконтроль проведен: к.п.н., доцент кафедры ОАБ Л.Г. Шумкова
 

Ульяновск 2013

АННОТАЦИЯ

В дипломной работе рассматривается интегрированные системы безопасности (ИСБ), ее состав, функции, применение в авиапредприятии. Напрямую задействовать и использовать ИСБ можно в службе авиационной безопасности (САБ). ИСБ позволяет контролировать все действия, происходящие на территории аэропорта. Такие как:

- контроль управление доступом;

- обеспечение пожарной безопасности;

- охрана периметра;

- видеонаблюдение.

Использование ИСБ ведет к централизованному контролю над обеспечением авиационной безопасности.

Решается задача проектирования системы физической защиты аэропорта. Проведен анализ объекта защиты и угроз безопасности, сформулированы требования к проектируемой системе охраны периметра.

Были произведены обоснование структуры системы охраны, выбор технических средств, приведены необходимые расчеты.

Рассмотрены организационно-экономические вопросы, в разделе охраны труда проведен расчет освещения, рассмотрена вентиляция в помещении, микроклимат, где находится оператор.

Для удобства изложения и чтения в работе приведено 6 таблиц, 5 рисунков, 7 схем, 1 фотография, а также 3 приложения с иллюстрационным материалом.

При выполнении работы была использована информация из одиннадцати источников.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………... 1АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ….. 1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………… 1.2 Авиационная безопасность………………………………………… 1.2.1 Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации ………………………………………………………. 1.2.2 Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности…………………………………………………. 2 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ…………… 2.1 Состав и технические возможности элементов современных интегрированных систем безопасности………………………… 3 РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ……………………………………… 3.1Обеспечение физической защиты контролируемых зон …….… 3.2 Технические средства периметровой сигнализации аэропорта... 3.3Разработка структурной схемы периметровой сигнализации … 3.4Расчет вероятности обнаружения нарушителя ……………….. 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРИМЕТРОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ АЭРОПОРТА …………………………………. 4.1 Определение затрат времени на разработку проекта …………. 5 ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ … 5.1 Техника безопасности и производственная санитария ……….. 5.1.1 Излучение ………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… Список использованных источников ………….……… ПриложениЕ А Принцип действия системы сигнализации ………. ПриложениЕ Б Схема аэропорта 4 класса ………………………….            

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АБ – авиационная безопасность;

АНВ – акты незаконного вмешательства;

АРМ – автоматизированноерабочееместо;

АСУ – автоматизированная система управления;

БП – безопасность полетов;

БЭ – блок электронный;

ВС – воздушное судно;

ВТ – воздушный транспорт;

ВУ – взрывное устройство;

ГА– гражданская авиация;

ИСБ – интегрированная система безопасности;

ИТСБ – интегрированные технические системы безопасности;

КСБ – комплексные системы безопасности;

ОПС – охранно-пожарная сигнализация;

ОС – охранная сигнализация;

ПО – программное обеспечение;

ПС –периметральная сигнализация;

САБ – служба авиационной безопасности;

СБ – служба безопасности;

СКУД – система контроля и управления доступом;

СО – система охраны;

СПО – специализированное программное обеспечение;

СОТ – система охранного телевидения;

ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина;

ПЦУ – пункт центрального управления;

ЧЭ – чувствительный элемент.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема надежной защиты информационных и материальных ценностей в различных предприятиях, организациях и учреждениях в современных условиях является весьма актуальной. Повышение общего уровня криминогенной обстановки вызывает необходимость перехода от решения проблемы обеспечения безопасности на локальном уровне, при котором одной угрозе соответствует одно средство защиты, к решению проблемы на более высоком уровне, которое, в частности, подразумевает применение интегрированных систем безопасности, включающей в себя средства охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа, охрану периметра и видеоконтроля, объединенные общей системой управления и предназначенные для совместной работы…

…Целью дипломной работы является создание надежной системы защиты аэропорта, функционирование которой направлено на защиту деятельности сотрудников, информационных и материальных ценностей от внутренних и внешних угроз.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1 изучить различные определения терроризма;

2 рассмотреть существующие угрозы авиационной безопасности;

3 изучить, проанализировать и разработать охрану периметра с помощью интегрированной системы безопасности аэропорта;

4 рассчитать экономические затраты при реализации выбранной системы;

5 рассмотреть вопросы охраны труда и производственной безопасности.

Наши рекомендации