Гражданской авиации (институт)»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»
Факультет Подготовки авиационных специалистов
Кафедра Обеспечения авиационной безопасности
Специальность 280102.65 - Безопасность технологических процессов и производств
Специализация 280102.65.12 Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой ОАБ
______________ В.М. Ильин
«_____» июня 2013 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА 4-ГО КЛАССА |
Выполнил: курсант гр. АБ-08-1 И.П. Иванов |
Руководитель: доцент, доцент кафедры ОАБ Ю.А. Вербицкий |
Консультанты: Доцент кафедры УиЭВТ В.С. Смирнов Доцент кафедры ПАСОП А.С. Сальников |
Рецензент: начальник САБ В.Н. Горбунов |
Нормоконтроль проведен: к.п.н., доцент кафедры ОАБ Л.Г. Шумкова |
Ульяновск 2013
АННОТАЦИЯ
В дипломной работе рассматривается интегрированные системы безопасности (ИСБ), ее состав, функции, применение в авиапредприятии. Напрямую задействовать и использовать ИСБ можно в службе авиационной безопасности (САБ). ИСБ позволяет контролировать все действия, происходящие на территории аэропорта. Такие как:
- контроль управление доступом;
- обеспечение пожарной безопасности;
- охрана периметра;
- видеонаблюдение.
Использование ИСБ ведет к централизованному контролю над обеспечением авиационной безопасности.
Решается задача проектирования системы физической защиты аэропорта. Проведен анализ объекта защиты и угроз безопасности, сформулированы требования к проектируемой системе охраны периметра.
Были произведены обоснование структуры системы охраны, выбор технических средств, приведены необходимые расчеты.
Рассмотрены организационно-экономические вопросы, в разделе охраны труда проведен расчет освещения, рассмотрена вентиляция в помещении, микроклимат, где находится оператор.
Для удобства изложения и чтения в работе приведено 6 таблиц, 5 рисунков, 7 схем, 1 фотография, а также 3 приложения с иллюстрационным материалом.
При выполнении работы была использована информация из одиннадцати источников.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………... 1АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ….. 1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………… 1.2 Авиационная безопасность………………………………………… 1.2.1 Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации ………………………………………………………. 1.2.2 Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности…………………………………………………. 2 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ…………… 2.1 Состав и технические возможности элементов современных интегрированных систем безопасности………………………… 3 РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ……………………………………… 3.1Обеспечение физической защиты контролируемых зон …….… 3.2 Технические средства периметровой сигнализации аэропорта... 3.3Разработка структурной схемы периметровой сигнализации … 3.4Расчет вероятности обнаружения нарушителя ……………….. 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРИМЕТРОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ АЭРОПОРТА …………………………………. 4.1 Определение затрат времени на разработку проекта …………. 5 ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ … 5.1 Техника безопасности и производственная санитария ……….. 5.1.1 Излучение ………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… Список использованных источников ………….……… ПриложениЕ А Принцип действия системы сигнализации ………. ПриложениЕ Б Схема аэропорта 4 класса …………………………. |
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АБ – авиационная безопасность;
АНВ – акты незаконного вмешательства;
АРМ – автоматизированноерабочееместо;
АСУ – автоматизированная система управления;
БП – безопасность полетов;
БЭ – блок электронный;
ВС – воздушное судно;
ВТ – воздушный транспорт;
ВУ – взрывное устройство;
ГА– гражданская авиация;
ИСБ – интегрированная система безопасности;
ИТСБ – интегрированные технические системы безопасности;
КСБ – комплексные системы безопасности;
ОПС – охранно-пожарная сигнализация;
ОС – охранная сигнализация;
ПО – программное обеспечение;
ПС –периметральная сигнализация;
САБ – служба авиационной безопасности;
СБ – служба безопасности;
СКУД – система контроля и управления доступом;
СО – система охраны;
СПО – специализированное программное обеспечение;
СОТ – система охранного телевидения;
ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина;
ПЦУ – пункт центрального управления;
ЧЭ – чувствительный элемент.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема надежной защиты информационных и материальных ценностей в различных предприятиях, организациях и учреждениях в современных условиях является весьма актуальной. Повышение общего уровня криминогенной обстановки вызывает необходимость перехода от решения проблемы обеспечения безопасности на локальном уровне, при котором одной угрозе соответствует одно средство защиты, к решению проблемы на более высоком уровне, которое, в частности, подразумевает применение интегрированных систем безопасности, включающей в себя средства охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа, охрану периметра и видеоконтроля, объединенные общей системой управления и предназначенные для совместной работы…
…Целью дипломной работы является создание надежной системы защиты аэропорта, функционирование которой направлено на защиту деятельности сотрудников, информационных и материальных ценностей от внутренних и внешних угроз.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 изучить различные определения терроризма;
2 рассмотреть существующие угрозы авиационной безопасности;
3 изучить, проанализировать и разработать охрану периметра с помощью интегрированной системы безопасности аэропорта;
4 рассчитать экономические затраты при реализации выбранной системы;
5 рассмотреть вопросы охраны труда и производственной безопасности.
Авиационная безопасность
Впервые в истории России в принятом 19 марта 1997 года Федеральном законе "Воздушный кодекс Российской Федерации" появилась глава 12 "Авиационная безопасность", определяющая основные требования по защите отечественной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность.
Различают два направления обеспечения безопасности и гражданской авиации: безопасность полетов и авиационная безопасность.
Безопасность полетов (БП) - комплексная характеристика воздушного транспорта и авиационных работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы для жизни и здоровья людей.
Служба авиационной безопасности в гражданской авиации имеет широкие полномочия по защите воздушного транспорта и его пассажиров от незаконного вмешательства в работу гражданской авиации и от уголовных актов насилия. Взаимодействие службы авиационной безопасности с другими службами аэропорта представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Схема взаимодействия службы авиационной безопасности с другими службами аэропорта.
Таким образом, безопасность полетов обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем повышения надежности (совершенствования) авиационной техники и квалификации авиационного персонала, а авиационная безопасность обеспечивает безопасность жизни и здоровья пассажиров и членов экипажей ВС путем и защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
Излучение
Работающие мониторы являются источником электромагнитного, рентгеновского и ультрафиолетового излучений.
Воздействие электромагнитных полей на человека зависит от напряженности электрического и магнитного полей, потока энергии, частоты электромагнитных колебаний, размера облучаемой поверхности тела и индивидуальных особенностей организма.
При работе видеодисплейного терминала уровни напряженности, плотности магнитного потока электромагнитного поля, напряженности электростатического поля не должны превышать допустимых значений приведенных в таблице 5.1 на расстоянии 50 см от экрана, правой, левой и тыльной поверхностей видео при работе с ним взрослых пользователей.
Таблица 5.1 – Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений
Наименование параметра | Допустимые значения |
Напряженности электромагнитного поля. Электрическая составляющая не более: диапазон частот 5 Гц – 2 кГц диапазон частот 2– 400 кГц Плотность магнитного тока, не более: диапазон частот 5 Гц – 2 кГц диапазон частот 2– 400 кГц Напряженность электростатического поля не более | 25,0В/м 2,5В/м 250 нТл 25 нТл 15 кВ/м |
Допустимые уровни напряженности (плотности потока мощности) электромагнитных полей излучаемых клавиатурой, системным блоком, манипулятором "мышь", беспроводными системами передачи информации на расстоянии в зависимости от основной рабочей частоты изделия, не должны превышать значений, приведенных в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Допустимые уровни электромагнитных полей
Диапазон частот | 0,3-300 кГц | 0,3-3,0 МГц | 3,0-30,0 МГц | 30,0-300 МГц | 0,3-300 ГГц |
Допустимые уровни | 25,0 В/м | 15,0 В/м | 10,0 В/м | 3,0 В/м | 10 мкВт/см2 |
Допустимые уровни напряженности электрического поля тока промышленной частоты 50 Гц, создаваемые монитором, системным блоком, клавиатурой, изделием в целом не должны превышать 0,5 кВ/м.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, дипломная работа по теме разработка системы охраны периметра интегрированной системы безопасности аэропорта 4-го класса содержит пять разделов. При разрешение данной задачи были решены следующие проблемы.
В первом и во втором разделах была доказана проблема актуальности места и роли разрабатываемой охраны периметра в общей системе безопасности аэропорта. Анализ показал, что система занимает одно из центральных мест в физической защиты аэропорта.
Кроме того анализ способов интеграции разрабатываемой системы с другими элементами ИСБ, учитывая их достоинство и недостатки этих способов с целью обеспечения максимума функциональных возможностей был выбран аппаратно-программный способ интеграции.
В третьем разделе на основе анализа достоинства и недостатков различных технических систем охраны периметра была выбрана система, использующая индукционный способ – вибрационная система.
Представлена структурная схема предлагаемой системы охраны периметра, которая удовлетворяет заданным требованиям по интеграции и другим параметрам.
В четвертом разделе проведен экономический расчет системы периметровой сигнализации аэропорта. Затраты на создание и реализацию проекта составили около 3 миллионов рублей.
В пятом разделе разработаны меры по обеспечению безопасных условий труда, а также рассмотрена пожарная безопасность.
Таким образом, цель, поставленная в задании на дипломную работу выполнена. Система охраны периметра аэропорта 4 класса разработана и документально оформлена.
Приложение А
Принцип действия систем сигнализации
Таблица А1 – Потенциальная восприимчивость периметральных систем сигнализации к видам внешних факторов
Внешний фактор | Принцип действия периметральных систем сигнализации | ||||
Радиолу-чевые | Радиовол-новые | Вибраци-онные | Вибросей-смические | Инфракрас-ные | |
Температура среды | слабое влияние | слабое влияние | значите-льное влияние | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние |
Ветер | слабое влияние | значитель-ное влияние | - | - | - |
Дождь | - | слабое влияние | - | - | - |
Гроза | слабое влияние | слабое влияние | - | - | - |
Град | - | - | - | - | - |
Высота снежного покрова | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние | - | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние |
Туман | - | - | - | - | значитель-ное влияние |
Пыль динамическая | - | - | - | - | слабое влияние |
Солнечный свет | - | - | - | - | слабое влияние |
Переменная облачность | - | - | - | - | - |
Неровность грунта | значитель-ное влияние | слабое влияние | - | - | - |
Вид грунта | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние | - | - | - |
Продолжение таблицы А1
Высота травы | значитель-ное влияние | слабое влияние | слабое влияние | - | - |
Промышлен-ные помехи | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние | слабое влияние | - | слабое влияние |
Связные радиостанции | - | значитель-ное влияние | - | - | - |
Движение транспорта | - | - | значительное влияние | значитель-ное влияние | - |
Промышлен-ная вибрация | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние | значитель-ное влияние | слабое влияние | значитель-ное влияние |
Крупные животные | - | - | - | - | слабое влияние |
Мелкие животные | слабое влияние | слабое влияние | - | - | значитель-ное влияние |
Птицы | - | - | - | - | - |
Приложение Б
Схема аэропорта 4 класса
Дипломная работа мною выполнена самостоятельно. В работе использованы материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников, имеются ссылки на них.
Отпечатано в одном экземпляре
Библиография 11 наименований.
Подпись Иванов И.П.
(Ф.И.О.)
Дата_________
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой ОАБ
В.М. Ильин
«__ » января 2013 г.
ЗАДАНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»
Факультет Подготовки авиационных специалистов
Кафедра Обеспечения авиационной безопасности
Специальность 280102.65 - Безопасность технологических процессов и производств
Специализация 280102.65.12 Инженерно-техническое обеспечение авиационной безопасности
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
Заведующий кафедрой ОАБ
______________ В.М. Ильин
«_____» июня 2013 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ПЕРИМЕТРА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОПОРТА 4-ГО КЛАССА |
Выполнил: курсант гр. АБ-08-1 И.П. Иванов |
Руководитель: доцент, доцент кафедры ОАБ Ю.А. Вербицкий |
Консультанты: Доцент кафедры УиЭВТ В.С. Смирнов Доцент кафедры ПАСОП А.С. Сальников |
Рецензент: начальник САБ В.Н. Горбунов |
Нормоконтроль проведен: к.п.н., доцент кафедры ОАБ Л.Г. Шумкова |
Ульяновск 2013
АННОТАЦИЯ
В дипломной работе рассматривается интегрированные системы безопасности (ИСБ), ее состав, функции, применение в авиапредприятии. Напрямую задействовать и использовать ИСБ можно в службе авиационной безопасности (САБ). ИСБ позволяет контролировать все действия, происходящие на территории аэропорта. Такие как:
- контроль управление доступом;
- обеспечение пожарной безопасности;
- охрана периметра;
- видеонаблюдение.
Использование ИСБ ведет к централизованному контролю над обеспечением авиационной безопасности.
Решается задача проектирования системы физической защиты аэропорта. Проведен анализ объекта защиты и угроз безопасности, сформулированы требования к проектируемой системе охраны периметра.
Были произведены обоснование структуры системы охраны, выбор технических средств, приведены необходимые расчеты.
Рассмотрены организационно-экономические вопросы, в разделе охраны труда проведен расчет освещения, рассмотрена вентиляция в помещении, микроклимат, где находится оператор.
Для удобства изложения и чтения в работе приведено 6 таблиц, 5 рисунков, 7 схем, 1 фотография, а также 3 приложения с иллюстрационным материалом.
При выполнении работы была использована информация из одиннадцати источников.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………... 1АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ….. 1.1 Терроризм на воздушном транспорте…………………………… 1.2 Авиационная безопасность………………………………………… 1.2.1 Состояние авиационной безопасности в гражданской авиации ………………………………………………………. 1.2.2 Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности…………………………………………………. 2 ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ…………… 2.1 Состав и технические возможности элементов современных интегрированных систем безопасности………………………… 3 РАЗРАБОТКА СХЕМЫ ЭЛЕМЕНТА ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ……………………………………… 3.1Обеспечение физической защиты контролируемых зон …….… 3.2 Технические средства периметровой сигнализации аэропорта... 3.3Разработка структурной схемы периметровой сигнализации … 3.4Расчет вероятности обнаружения нарушителя ……………….. 4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕРИМЕТРОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ АЭРОПОРТА …………………………………. 4.1 Определение затрат времени на разработку проекта …………. 5 ОХРАНА ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ … 5.1 Техника безопасности и производственная санитария ……….. 5.1.1 Излучение ………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… Список использованных источников ………….……… ПриложениЕ А Принцип действия системы сигнализации ………. ПриложениЕ Б Схема аэропорта 4 класса …………………………. |
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
АБ – авиационная безопасность;
АНВ – акты незаконного вмешательства;
АРМ – автоматизированноерабочееместо;
АСУ – автоматизированная система управления;
БП – безопасность полетов;
БЭ – блок электронный;
ВС – воздушное судно;
ВТ – воздушный транспорт;
ВУ – взрывное устройство;
ГА– гражданская авиация;
ИСБ – интегрированная система безопасности;
ИТСБ – интегрированные технические системы безопасности;
КСБ – комплексные системы безопасности;
ОПС – охранно-пожарная сигнализация;
ОС – охранная сигнализация;
ПО – программное обеспечение;
ПС –периметральная сигнализация;
САБ – служба авиационной безопасности;
СБ – служба безопасности;
СКУД – система контроля и управления доступом;
СО – система охраны;
СПО – специализированное программное обеспечение;
СОТ – система охранного телевидения;
ПЭВМ – персональная электронно-вычислительная машина;
ПЦУ – пункт центрального управления;
ЧЭ – чувствительный элемент.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема надежной защиты информационных и материальных ценностей в различных предприятиях, организациях и учреждениях в современных условиях является весьма актуальной. Повышение общего уровня криминогенной обстановки вызывает необходимость перехода от решения проблемы обеспечения безопасности на локальном уровне, при котором одной угрозе соответствует одно средство защиты, к решению проблемы на более высоком уровне, которое, в частности, подразумевает применение интегрированных систем безопасности, включающей в себя средства охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа, охрану периметра и видеоконтроля, объединенные общей системой управления и предназначенные для совместной работы…
…Целью дипломной работы является создание надежной системы защиты аэропорта, функционирование которой направлено на защиту деятельности сотрудников, информационных и материальных ценностей от внутренних и внешних угроз.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1 изучить различные определения терроризма;
2 рассмотреть существующие угрозы авиационной безопасности;
3 изучить, проанализировать и разработать охрану периметра с помощью интегрированной системы безопасности аэропорта;
4 рассчитать экономические затраты при реализации выбранной системы;
5 рассмотреть вопросы охраны труда и производственной безопасности.