По условиям и способам хранения различают три группы грузов.
Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменений температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т.д. Хранение этой группы осуществляется в закрытых складах.
Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействию температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче – это бумага, металл, хлопок и т.д. Эти грузы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесом).
В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, контейнеры, минерально-строительные материалы и т.д. Их хранят на открытых площадках, платформах. Полный перечень этих грузов, хранение которых допускается в открытых складах мест общего пользования, приведен в сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте. [4, стр. 466-480].
Для мест общего пользования установлены предельные сроки хранения [4]:
6 часов – цветы живые срезанные;
12 часов – овощи свежие, кроме капусты, картофеля и свеклы. Растения срезанные, фрукты и ягоды свежие;
одни сутки – икра рыб в упаковке. Картофель, свекла и капуста. Бахчевые в таре. Жир и сало животных. Напитки, воды минеральные. Спирт винный. Хлебобулочные изделия. Кожи, шкуры. Продукция химии в таре;
двое суток – все скоропортящиеся грузы, прибывшие в рефрижераторных вагонах, рефрижераторных контейнерах. Овощи, грибы, фрукты и ягоды соленые, маринованные, консервированные. Растения живые. Яйца пищевые. Консервы и соки;
трое суток – минеральные удобрения в упаковке. Изделия из камыша, лозы, лыка, мочала, прутьев, соломы. Утиль - сырье в пакетированном виде. Стружки древесные прессованные в брикетах;
пять суток – остальные грузы, не поименованные в настоящем пункте, кроме скоропортящихся и грузов для личных (бытовых) нужд.
Срок предельного срока хранения груза исчисляется с момента выгрузки груза средствами железной дороги, либо с момента подачи вагона, контейнера к месту выгрузки средствами получателя.
В соответствии со статьей 43 Устава железнодорожного транспорта РФ, прибывшие в вагонах и контейнерах грузы, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на станции назначения бесплатно в течении 24 часов.
Срок бесплатного хранения исчисляется с 24 часов дня выгрузки грузов, контейнеров средствами железной дороги или с 24 часов дня подачи железной дорогой вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки средствами получателя в места общего пользования.
За хранение после истечения срока бесплатного хранения грузов, выгруженных в местах общего пользования средствами грузополучателя или находившихся в вагонах, контейнерах, прибывших под выгрузку в места общего пользования, взимаются сборы, указанные в таблице 1.
Способ хранения | Единица измерения | Сбор, руб/сутки |
на открытых площадках, в том числе опасные | 1т 1т | 1,1 1,5 |
на крытых площадках, в том числе опасные | 1т 1т | 4,6 6,3 |
на крытых складах, в том числе опасные | 1т 1т | 7,6 10,3 |
животные | Количество голов | 5,7 |
в вагонах, выгружаемых грузопо-лучателями | за вагон | |
в контейнерах: принадлежащих федеральному железнодорожному транспорту массой брутто: до 5 т от 10 до 24 т свыше 24 т не принадлежащих федеральному железнодорожному транспорту массой брутто: до 5 т от 10 до 24 т свыше 24 т | за контейнер за контейнер за контейнер за контейнер за контейнер за контейнер |
В связи с несвоевременной выгрузкой грузов, вывозом их с железнодорожной станции грузополучателем и возникающими по данным причинам технологическими затруднениями на станции, начальник железной дороги может увеличить сбор за хранение выгруженных грузов, контейнеров до его пятикратного размера.
По номенклатуре грузов устанавливается уровень тарифов на перевозку грузов.
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов служит для установления кода груза тарифного класса груза, минимальных весовых норм загрузки вагонов и, в конечном счете, для определения провозных плат.
Перевозка значительной части грузов разрешена на открытом подвижном составе. В основном это промышленная продукция, не подверженная вредному воздействию атмосферных осадков, а также изделия, которые по своим размерам нельзя погрузить в крытые вагоны. Перечень грузов, допускаемых к перевозке на открытом подвижном составе, приведен в Сборнике правил перевозки грузов на железнодорожном транспорте [4, стр.101-130]. Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, в зависимости от основных свойств, способов размещения и крепления в вагоне, подразделяются на три группы.
В первой группе объединены сыпучие и кусковые грузы, перевозимые навалом, – минерально-строительные материалы (песок, щебень, гравий, камень, глина, шлак, земля, алебастр, мел, гипс, бой кирпичный и др.), каменный уголь различных марок, руды (железосодержащие, серный колчедан, железорудные концентраты, агломерат и окатыши, цветные металлы, апатиты, апатитовый концентрат, бокситы, серные), торф. Дополнительного закрепления в вагоне они не требуют, а их устойчивость в процессе транспортировки обеспечивают борта платформ и стенки полувагонов.
Вторую группу составляют штучные грузы: машины всякие, станки, кабели и др. После погрузки их закрепляют в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах [3].
В третью группу входят штабельные грузы, представляющие собой однородные по геометрической форме и размерам предметы, укладываемые в несколько ярусов по высоте и в один или несколько штабелей по длине вагона. После погрузки штабеля увязывают и закрепляют в соответствии с [3].
Существуют номенклатуры, определяющие условия перевозок грузов: перевозка которых в крытых вагонах и цистернах допускается без пломб, но с обязательным наложением закруток на крытые вагоны; хранение которых допускается на открытых платформах и площадках; допускаемых к перевозке навалом; перевозимых навалом без упаковки; при погрузке которых должны устанавливаться дверные заграждения; перевозимых без тары; после выгрузки которых производится промывка вагонов; смерзающихся; подлежащих ветеринарно-санитарному надзору; грузов, разрешенных к перевозке в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах; опасных и легкогорючих грузов.
Маркировка грузов.Маркировка дает возможность установить принадлежность отдельных грузовых мест к той или иной партии грузов; выявить пункт назначения и наименование получателя, не прибегая к перевозочным документам; обратить внимание персонала на специфические свойства грузов. Грузовая марка может быть выполнена в виде различных знаков, условных обозначений, рисунков и надписей. Маркировка наносится на груз красками, тиснением, выжиганием, наклеиванием бумажных и картонных ярлыков, навешиванием фанерных, пластмассовых и металлических бирок. Марка должна быть ясной, четкой, понятной, устойчивой от внешних воздействий и не должна портить груз.
Различают товарную, транспортную и специальную (манипуляционные знаки и ярлыки опасности) маркировки грузов.
Товарная маркировка предназначена для информации торговых организаций и покупателей. Она наносится на внутреннюю упаковку изготовителем изделия. В ней указывают название, тип, сорт, артикул, цвет изделия, дату его выпуска, номер Государственного стандарта, Знак качества и другие характеристики товара.
Порядок транспортной маркировки описан в [4].
Рис. 1.2. Специальные марки
Специальная маркировка наносится на груз отправителем. Она предупреждает об особых свойствах груза, информирует персонал о способах перегрузки, перевозки и режимах хранения данной продукции. На рис. 1.2. показаны специальные марки и расшифровано их значение. На грузовые места с опасными грузами наносится специальная маркировка, характеризующая категорию опасности. Если грузовое место содержит грузы разной категории опасности, на нем должно быть соответствующее число ярлыков опасности.
При перевозке опасных веществ в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг и объемом не более 1 л, упакованных в деревянные или фанерные ящики, на наружную тару наносят надписи «В мелкой расфасовке», «Верх», а при наличии стеклянной тары – «Осторожно», «Стекло».