Мыскова Зорина Валерьевна – Директор Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ
Глубокоуважаемые коллеги!
Два года назад, 25 октября 2013 года, подписано соглашение между СПбГУ и Правительством Санкт-Петербурга. Соглашение, в том числе, предусматривает участие экспертов университета в подготовке нормативно-правовых актов и программ социально-экономического развития города. Сегодня Санкт-Петербургский государственный университет – это фундаментальные и прикладные исследования, работа в качестве «инкубатора» стартапов, выработка инноваций и взаимодействие с региональной экономикой; налаженные связи с органами власти, промышленными и бизнес-структурами; работа в качестве мозгового центра более крупного «коллективного
разума» – города и страны.
СПбГУ имеет в своем составе научных специалистов, имеющих практический опыт участия в разработках генеральных планов и схем территориального планирования субъектов Федерации, а также соответствующих стратегических документов. В том числе схемы территориального планирования Вологодской области (2008 год), Пермского края (2008 год), Ярославской области (2013 год), Республики Коми, Республики Удмуртии (2009 год), Псковской области (2011 год), Тверской области, Орловской области (2010 год), Калужской области (2007 год), Брянской области (2008 год); генеральные планы Сыктывкара, Ижевска, Волгограда, Калининграда, Ростова-на-Дону, Томска, Орла, Владимира, Саранска, Тулы, Чебоксар, Рязани и т.д.; схемы территориального планирования муниципальных районов Ленинградской области и генеральные планы их городских и сельских поселений (Гатчинский, Приозерский районы).
Специалисты СПбГУ имеют разнообразный опыт участия в разработках и внедрении проектных решений в различных регионах РФ в области:
- Развития и преобразования функционально-планировочной структуры территорий;
- Функционального зонирования;
- Развития и размещения объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения (внешний транспорт, внутригородская транспортная инфраструктура);
- Социального и культурно-бытового обслуживания (здравоохранение, образование, наука, культура и искусство, потребительский рынок, физкультура и спорт, отдых и санаторно-курортное обслуживание, жилищный фонд, историко-культурное наследие).
- Анализ инженерно-геологических условий и экологии.
Проекты 2012-2015 года: Научно-исследовательская работа «Позиционирование и конкурентные преимущества Санкт-Петербургского приморского региона в глобализированном геоэкономическом пространстве» (2015 г.), фундаментальная научно-исследовательская работа «Геоэкономический фактор в трансформации региональной экономики приморских регионов РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)» (2014-2015 гг.), научно-исследовательская работа «Геоэкономические факторы развития Санкт-Петербургской агломерации в условиях глобализации» для Правительства Санкт-Петербурга (2012 г.). «Анализ эффективности существующей системы разработки, согласования, утверждения, мониторинга и реализации документов стратегического планирования Ленинградской области» (2014), «Разработка интегрированной региональной информационной системы «Инвестиционное развитие территории Ленинградской области» (2013), «Разработка Концепции комплексного развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга» (2013).
Мы видим возможность и готовы участвовать в проектных научно- исследовательских работах и инженерных изысканиях на всех стадиях подготовки нового генерального плана Санкт-Петербурга, в том числе:
- Проведение социологических и социально-экономических обследований
- Проведение социально-экономических прогнозов развития Санкт-Петербурга, анализ инвестиционных проектов, рыночной конъюнктуры
- Участие в создании и/или обновлении топографо-геодезической базы
- Развитие нормативной базы городского планирования.
Мы желаем успеха всем коллективам и организациям, привлеченным к разработке ГП, и предполагаем в ближайшее время начать обсуждение практического опыта и возможностей для привлечения научных ресурсов СПбГУ в разрезе конкретных задач нового генерального плана Санкт-Петербурга.
Проблемы охраны объектов культурного наследия и новый Генеральный план Санкт-Петербурга
Кононов Александр Александрович – зам. председателя Совета Всероссийского общества охраны памятников истории
и культуры (Санкт-Петербургское городское отделение)
В рамках небольшого выступления, конечно, невозможно затронуть весь комплекс сложных вопросов и проблем охраны объектов культурного наследия. Поэтому я выбрал несколько примеров, которые, на мой взгляд, cпособны наиболее ярко обозначить те болевые узлы, на которые обязательно необходимо обратить внимание при подготовке нового Генерального плана Санкт-Петербурга. Эти примеры сконцентрированы на территории исторического комплекса бывшего Варшавского вокзала и прилегающей территории Митрофаниевского и Громовского кладбищ.
Казалось бы, это территория промышленной зоны, где вопросы охраны исторического и культурного наследия не стоят так остро, как на территории жилых и общественных кварталов исторического центра. Однако если достаточно внимательно изучить эту территорию, обнаруживается, что концентрация объектов культурного наследия и исторических объектов в этой зоне такова, что вопросы сохранения исторической среды выходят на первый план при любом планировании дальнейшего развития территории.
Остановлюсь на трёх вопросах: сохранение исторических кладбищ, транспортные проблемы и параметры высотности. Модельной для вопросов генерального планирования стала ситуация с историческими кладбищами, которые уничтожались в советское время. Таких “незаметных” зон очень много на территории Санкт-Петербурга. И крупнейшей является территория Митрофаниевского православного и лютеранского кладбищ, где похоронено более 400 тысяч петербуржцев, в том числе сотни выдающихся деятелей культуры, науки, государства. Эта территория не была учтена, как бывшее кладбище, в Генеральном плане Санкт-Петербурга и подлежала застройке в рамках проекта Измайловская перспектива, и только комплексная историко-культурная экспертиза территории выявила невозможность строительства на этой территории. При поддержке администрации Санкт-Петербурга, Законодательного собрания, лично Губернатора большая часть территории Митрофаниевского кладбища стала объектом культурного наследия регионального значения, а остальная территория включена в зону Р2 по Генплану. В настоящий момент КГИОП согласовал концепцию мемориального парка на территории бывшего Митрофаниевского кладбища.
Завершается историко-культурная экспертиза по территории Громовского старообрядческого кладбища, имеющего схожие проблемы, гораздо более компактного, но с большим количеством сохранившихся захоронений.
Важнейшими вопросами генерального планирования для территории бывшего Варшавского вокзала являются транспортные вопросы. В наследие ещё от Генерального плана 1936 года досталась идея пробивки дублёра Московского проспекта, продолжения Измайловского проспекта. Первоначально предполагалось, что ради этой магистрали будет снесён Варшавский вокзал. Потом, когда ценность этого объекта культурного наследия была осознана, планируемая пробивка обогнула вокзал, но трассировка, отраженная в действующем Генеральном плане Санкт-Петербурга, в 2005 году проходила через четыре объекта культурного наследия, несколько исторических зданий и два вышеназванных кладбища.
Вот лишь одно из этих зданий – памятник регионального значения, бывшая Электростанция Варшавского вокзала, оказавшаяся на трассе предполагаемой пробивки. Это уникальный объект культурного наследия. При этом всерьёз обсуждается вопрос о переносе здания-памятника, а вовсе не о корректировке линии в Генплане.
Новая транспортная схема, созданная после взятия под государственную охрану Митрофаниевского кладбища, рисует теперь причудливую линию выезда на Обводный канал через Т-образный перекресток, которая удивит и бывалых автомобилистов. Тогда как совсем рядом есть свободная территория, где разобраны линии железной дороги и там, если уж необходимо, могла бы пройти трасса. Но вместо этого пустая территория отдана под частную коммерческую застройку известной строительной компании. А застроенная, где памятники и исторические здания, планируется под пробивку магистрали. Где логика? К этому вопросу нужно вернуться с участием экспертов градозащитных организаций.
И последний пример: прямо на оси Воскресенской церкви на Обводном канале, на месте снесенного пакгауза, который тоже должен был стать памятником, собственник хочет выбрать разрешенную высоту в 60 м. Там и 30 м в этом визуальном коридоре негативно повлияет на панораму и силуэт храма. Необходима коррекция.
Все эти примеры показывают необходимость самой тщательной увязки проблем развития Cанкт-Петербурга и вопросов сохранения исторического и культурного наследия в рамках нового Генерального плана Санкт-Петербурга.