Законодательное собрание санкт-петербурга
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
________________________________________________________________
Стенографический отчет
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КОНЦЕПЦИИ
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА 2019-2043 ГОДЫ»
Пленарное заседание:
«Задачи, которые должен решить новый Генеральный план Санкт-Петербурга»
Октября 2015 года
Санкт-Петербург
Мариинский дворец
ОГЛАВЛЕНИЕ
Открытие конференции
Г.С.ПОЛТАВЧЕНКО.. 4
В.С.МАКАРОВ.. 6
Д.А.ЯЛОВ.. 8
Основные этапы подготовки, разработки и принятия Генерального плана СПб на 2019 – 2043 годы
НИКЕШИН Сергей Николаевич – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам.. 10
К проблеме территориального планирования и устойчивого развития Санкт-Петербурга
ГРИГОРЬЕВ Владимир Анатольевич – председатель Комитета по градостроительству
и архитектуре (СПб). 12
О подготовке Концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области (агломерации)
ДОМРАЧЕВ Евгений Владимирович - председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.. 17
Социальные и экономические факторы, влияющие на Генеральный план Санкт-Петербурга
УЛЬЯНОВА Елена Владимировна – председатель Комитета по экономической политике
и стратегическому планированию СПб. 21
Концепция развития транспортной системы Санкт-Петербургской агломерации как основа
будущего транспортного раздела Генерального плана Санкт-Петербурга
ХАРЛАШКИН Сергей Викторович – председатель Комитета по развитию транспортной
инфраструктуры СПб. 25
О синхронизации схем развития инженерной инфраструктуры
с Генеральным планом Санкт-Петербурга
БОНДАРЧУК Андрей Сергеевич-председатель Комитета по энергетике
и инженерному обеспечению СПб. 32
Генеральный план и сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга
МАКАРОВ Сергей Владимирович – председатель Комитета по государственному контролю,
использованию и охране памятников истории и культуры (Спб). 40
Методические подходы к экономическому обоснованию и расчету показателей
территориального развития региона
КОТОВ Анатолий Иванович –специальный представитель Губернатора Санкт-Петербурга
по вопросам экономического развития. 43
«Концептуальная Стратегия Большой Петербург XXI век»
ЯВЛИНСКИЙ Григорий Алексеевич – депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 49
Основные задачи Генерального плана
АЛБИН Игорь Николаевич – вице-губернатор Санкт-Петербурга. 52
Пространственная структура Петербурга как вызов целям социально-экономического развития
КАРПОВ Александр Семёнович – эксперт постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 56
Поиск индекса качества жизни. Предложения к стратегическому мастер-плану Санкт-Петербурга
ВАСИЛЬЕВ Владимир Николаевич –ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) 59
Задачи, которые должен решить новый Генеральный план Санкт-Петербурга
МЫСКОВА Зорина Валерьевна – Директор Центра прикладных исследований и разработок СПбГУ.. 62
Проблемы охраны объектов культурного наследия и новый Генеральный план Санкт-Петербурга
КОНОНОВ Александр Александрович – зам. председателя Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (Санкт-Петербургское городское отделение) 64
Развитие объектов социальной инфраструктуры. Возможность их совмещения с коммерческими объектами
СЕМЕНЕНКО Вячеслав Васильевич – вице-президент НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов». 66
Агломерация – эффективный инструмент развития Санкт-Петербурга и муниципальных районов Ленинградской области
ГРУДИНИН Михаил Юрьевич – генеральный директор ОАО «Российский институт
градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор».............................. 70
О необходимости учета интересов промышленности в новом Генплане СПб
КУЛЯНИЦА Леонид Федорович – директор демзоны Санкт-Петербурга, Ассоциация
промышленных предприятий Санкт-Петербурга. 75
О концепции пространственного развития Санкт-Петербургской городской агломерации
ГОЛОВИНА Наталья Борисовна – заместитель директора СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана
Санкт-Петербурга». 78
ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
НА 2019-2043 ГОДЫ»
Пленарное заседание:
«Задачи, которые должен решить новый Генеральный план Санкт-Петербурга»
Октября 2015 года
МОДЕРАТОРЫ: Сергей Николаевич НИКЕШИН
Владимир Анатольевич ГРИГОРЬЕВ
Открытие конференции
С.Н.НИКЕШИН
Доброе утро, коллеги.
Сегодня мы проводим научно-практическую конференцию «Основные вопросы концепции Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019-2043 годы». Мы начинаем нашу работу. Я объявляю конференцию открытой.
/ Исполняется Гимн Санкт-Петербурга /
Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко.
Г.С.ПОЛТАВЧЕНКО
Добрый день уважаемые участники конференции, уважаемые коллеги!
Сегодня в этом зале собрались депутаты городского парламента, представители исполнительных органов государственной власти, ученые, представители общественности, руководители ведущих строительных организаций. Каждый из вас – профессионал в своем деле, и всех вас объединяет активная жизненная позиция, неравнодушное отношение к судьбе города, в котором мы все вместе живем, в котором трудимся и о котором заботимся.
Вам предстоит рассмотреть основные вопросы концепции Генерального плана Санкт-Петербурга на 2019 – 2043 годы, я бы сказал, основополагающего документа, по которому город будет жить и развиваться в ближайшие годы и десятилетия.
Вчера, как известно, городским парламентом был принят в первом чтении проект закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Он был сформирован с учетом существенных внешних и внутренних ограничений. Но даже в таких сложных условиях в бюджете города заложены серьезные средства не только на социально важные статьи – образование, здравоохранение, культуру, но и на планомерное развитие мегаполиса, на совершенствование транспортной системы, строительство метро, реализацию дорожных инфраструктурных проектов. Эти ключевые направления развития города увязаны с целями и задачами стратегии 2030 и обозначены в Генеральном плане города.
Я напомню, летом текущего года Законодательным Собранием были рассмотрены и приняты изменения в действующий Генеральный план Санкт-Петербурга 2005 года. Они были обусловлены, прежде всего, необходимостью сбалансированного развития экономики с учетом принципов экологического благополучия и дальнейшего развития инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры мегаполиса.
Мы сегодня стоим перед необходимостью формирования дополнительных общественных пространств и увеличения площади зеленых насаждений, кроме того, изменения коснулись снижения этажности и высотности перспективной жилой застройки. Тем не менее, за последние десять лет произошли значительные изменения в жизни не только нашего города, а всей страны, в развитии законодательной базы, и это определяет необходимость комплексной актуализации Генерального плана Санкт-Петербурга, который является не только строгим, тщательно проработанным, но и, самое главное, живым документом.
Правительством города поставлена задача разработать к концу 2018 года новый документ территориального планирования. Он должен быть подготовлен на основе государственных программ и Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года. Эту серьезную работу предлагается провести в два этапа. На первом этапе должны быть определены основные параметры пространственного развития города с учетом развития прилегающих территорий Ленинградской области, устойчивых многовекторных связей с нашими соседями. Разработка концепции актуализированного Генерального плана предполагает объединение градостроительного потенциала двух субъектов Российской Федерации – Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Нам необходимо рассмотреть и решить целый ряд задач, в частности, определить границы зон взаимного влияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области, увязать между собой вопросы развития транспортной и инженерной инфраструктуры на приграничных территориях, а они уже по своей сути сегодня представляют агломерацию. Это даст дополнительный мощный импульс развитию экономики двух наших регионов, послужит укреплению добрососедских отношений, повышению качества жизни как жителей города Санкт-Петербурга, так и жителей Ленинградской области.
Первый шаг в этом направлении уже сделан. Город и область договорились о сотрудничестве в подготовке Концепции нового Генерального плана – концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территории Ленинградской области. Готовая концепция Генерального плана Санкт-Петербурга будет вынесена на заседание Координационного совета города и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития. А перед этим она, естественно, должна пройти самое широкое общественное обсуждение с участием ученых, ведущих специалистов и экспертов.
Я хочу пожелать конференции плодотворных и интересных полезных дискуссий и выражаю уверенность, что многие ваши идеи, предложения и замечания войдут в окончательный вариант нового Генерального плана.
Благодарю за внимание.
/ А п л о д и с м е н т ы /
С.Н.НИКЕШИН
Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Серафимович Макаров.
В.С.МАКАРОВ
Глубокоуважаемый Георгий Сергеевич!
Дорогие друзья!
Я хочу сказать, что сегодня, чтобы прониклись все, действительно, исторический момент, потому что мы начинаем работу над документом, последствия и важность которого будут ощущаться через годы, через десятилетия, через века. Поэтому вы знаете, что Законодательное Собрание всегда стремилось вынести важные для города вопросы на широкое обсуждение, мы это проводили в формате общественных слушаний, круглых столов, научно-практических конференций, и мы понимаем, что сегодня вот такой судьбоносный документ мы начинаем обсуждать, как Генеральный план. Понятно, что мы будем его делать при условии и с учетом современных достижений градостроительной науки, с учетом мнения и застройщиков, и инвесторов, и властей, с учетом мнения общественных и профессиональных групп населения. И он должен быть, самое главное, для всех прозрачен и понятен. Я еще раз подчеркну: для всех, начиная от застройщиков, градозащитников, жителей города и заканчивая властями разного уровня.
Еще раз хочу подчеркнуть, мы же прекрасно понимаем, что мы с вами живем в мегаполисе, и если нам не проработать детально, глубоко, предвидя, стратегически выверено наш Генеральный план, то мегаполис, я это слово употреблю, может себя задушить. Вспомните, сколько у нас проблем было в предыдущие годы, которые касались уплотнительной застройки, уничтожения зеленых насаждений, оптимизации дорожной сети. Эти проблемы, к сожалению, у нас есть, и они вызваны тем, что мы недостаточно глубоко прорабатывали тот Генеральный план, по которому мы с вами жили.
Во-первых, какие требования, на мой взгляд, нужно предъявить к Генеральному плану, который мы с вами сейчас будем разрабатывать. Это должен, еще раз подчеркиваю, быть документ, который на столетия вперед, и он не должен зависеть от сиюминутной конъюнктуры, не должен вноситься в пожарном порядке.
Говорят, что сейчас кризис. Мы это с вами великолепно знаем, но мы ж прекрасно понимаем, что кризисы приходят и уходят, но остаются комфортная городская среда, развитая инфраструктура, сохранность зеленых насаждений, удобная дорожная сеть, экологическая безопасность, это то, что будет ощущаться, я подчеркиваю, через десятилетия.
Во-вторых, уникальный у нас город. Особый город, который в себе, прежде всего, несет этот наш уникальный исторический центр. И здесь же у нас и крупные промышленные предприятия есть, и научные и образовательные учреждения, и новые жилые районы. И помнить каждый раз о сохранности нашего исторического центра – это задача всех нас. Помнить о сохранности исторического центра! Поэтому любые шаги, на мой взгляд, по развитию городской территории могут предприниматься только при условии сбережения нашего исторического центра Санкт-Петербурга. Над его обликом трудились гениальные архитекторы и инженеры, и наш долг – всё это сохранить.
Вы знаете, что мы можем с вами опираться сейчас при разработке Генерального плана на развитую достаточно нормативную правовую базу. Мы приняли Закон о стратегическом планировании, о градостроительных нормативах. Но что еще хотел бы сказать? Дорогие коллеги, создается иной раз впечатление, что когда застройщик слышит слова историческое наследие, культурное наследие, у меня такое ощущение, что это вызывает у них изжогу. Поэтому трепетное, бережное отношение, прежде всего, к историческому, культурному наследию – наша задача.
Второй аспект, на который бы хотел обратить внимание. Вот сколько мы получаем десятков и сотен писем из жилых районов, которые находятся у нас в Шушарах, например, новые кварталы в Приморском районе, когда нет учреждений и объектов образования, здравоохранения, нет спортивных сооружений. Хорошо, что здесь присутствует Дмитрий Анатольевич Ялов, вице-губернатор Ленинградской области. Посмотрите, что творится у нас сейчас в Девяткино «при помощи» Ленинградской области. Мы оттуда выехать часами не можем. Там нет детских садов, они заполнены все на границе, там нет школ, там нет спортивных сооружений.
Поэтому еще раз подчеркиваю вот этими словами ответственейший характер сегодняшнего мероприятия. Я глубоко убежден, что здесь такая концентрация ума, власти, любви к нашему городу, к его историческому и культурному наследию, которая позволит вот это все сплотить, соединить, скрепить и сделать такой документ, за который нас потомки будут благодарить через десятилетия и через века!
Спасибо.
/ А п л о д и с м е н т ы /
С.Н.НИКЕШИН
Слово предоставляется вице-губернатору Ленинградской области, председателю Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрию Анатольевичу Ялову.
Д.А.ЯЛОВ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Обсуждая сегодня вопрос разработки Генерального плана Санкт-Петербурга и синхронизации его со схемой территориального планирования Ленинградской области, я хочу обратить внимание, что мы обсуждаем этот вопрос не с нуля, не с пустого места. Уже три года назад был создан Координационный совет по социально-экономическому сотрудничеству между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Уже три года мы синхронизируем между собой концепции и стратегии социально-экономического развития. Мы понимаем, что Генеральный план – это все-таки производное отчасти тех моделей социально-экономического развития, которые мы для себя прогнозируем.
И хочу обратить внимание на то, что созданы инструменты синхронизации не только вопросов экономического развития, но и вопросов транспортного развития. Успешно работает Транспортная дирекция Петербурга и Ленинградской области, и создан точно такой же совет в транспортной сфере. А мы понимаем, что именно транспортный каркас определяет во многом облик документов территориального планирования. Поэтому все последние годы на регулярной основе, то есть не только сейчас мы с вами собрались и обсуждаем, что должно быть синхронизировано в документах территориального планирования, на регулярной основе, не реже раза в квартал, обсуждаются текущие вопросы взаимодействия города и области.
Если говорить о содержании новых документов территориального планирования, то позицию Ленинградской области сегодня более детально представит председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области Евгений Владимирович Домрачев, но я хочу обратить внимание на два акцента. Мы должны понимать, что сегодня ключевым вызовом является отсутствие синхронизации между районами массового жилищного строительства и районами, где люди работают, и пока мы не решим эту проблему, мы, безусловно, будем сталкиваться с вызовами в развитии социальной инфраструктуры, о которой уже шла речь, и в развитии транспортной инфраструктуры.
И второе. Мы должны понимать, что инвариантный опыт всех развитых стран говорит о том, что массовое жилищное строительство должны быть ориентировано, прежде всего, на рельсовый транспорт, на общественный транспорт. Неконтролируемая автомобилизация – это, в общем-то, путь в никуда. Поэтому мне кажется, что если мы учтем и экономические приоритеты, и вот такие базовые аксиомы градостроительного планирования, то сможем в новом Генеральном плане, обновленном Генеральном плане Санкт-Петербурга и в уточненной Схеме территориального планирования Ленинградской области действительно отразить реальные приоритеты развития двух регионов и обеспечить снятие ряда ограничений как для бизнеса, так и для жилищного строительства, обеспечить динамичный рост двух субъектов.
Спасибо за внимание, и удачи участникам конференции.
/ А п л о д и с м е н т ы /
Основные этапы подготовки, разработки и принятия Генерального плана СПб на 2019 – 2043 годы
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
________________________________________________________________
Стенографический отчет