Диагностика работы топливного насоса
Если есть подозрения на работоспособность насоса, то он демонтируется и производится его испытание путем измерения производительности при различных давлениях, т. е. строится расходно-напорная характеристики и полученные значения сравниваются с паспортными данными.
Для диагностики топливных насосов создана экспериментальная установка, схема которой представлена на рис. 16.
Рис. 16. Экспериментальная установка для диагностики работы топливных насосов: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - секундомер; 3 – выключатель; 4 – топливный насос; 5 – манометр; 6 – топливный фильтр; 7 – кран; 8 – мерная линейка.
Экспериментальная установка состоит из емкости с бензином, в которую устанавливается топливный насос 4, снятый с автомобиля. Питание на топливный насос подается от аккумуляторной батареи 1 через выключатель 3. Измерение времени работы насоса производится с помощью электронного секундомера 2. К насосу через резиновые шланги подсоединяются манометр 5 и кран 7, позволяющий изменять сопротивление топливной магистрали. Для испытания топливных фильтров в магистраль топливного насоса может устанавливаться топливный фильтр 6. Бензин перекачиваемый топливным насосом 4 накапливается в мерной емкости, в которой установлена линейка со шкалой проградуированная в см3.
Это позволяет измерять объем бензина, перекаченного насосом.
Испытание бензонасосов производится путем снятия их расходно-напорный характеристик в следующей последовательности. К снятому с автомобиля бензонасосу подсоединяют с помощью хомута резиновый шланг топливной магистрали экспериментальной установки. Затем насос помещают в емкость с бензином.
Кран топливной магистрали открывают полностью, создавая тем самым нулевое сопротивление топливной магистрали. Затем выключателем 3 включают топливный насос и одновременно включается электронный секундомер. Насос начинает перекачивать бензин в мерную емкость. При включенном насосе измеряется давление в топливной магистрали с помощью манометра. При полностью открытом кране 7 манометр укажет давление P = 0 кг/см2, а производительность насоса определится путем деления объема бензина, закаченного в мерную емкость на время, в течении которого работал насос. Таким образом, определяется первая точка расходно-напорной характеристики насоса (рис. 17).
Рис. 17. Расходно-напорные характеристики: 1 – расходно-напорная характеристика насоса; 2 - расходно-напорная характеристика топливной магистрали в случае установки загрязненного топливного фильтра (30 т.км. пробега автомобиля); 3 - расходно-напорная характеристика топливной магистрали при установке нового фильтра.
В следующих опытах необходимо по шагам увеличивать сопротивление топливной магистрали путем постепенного перекрытия проходного сечения крана 7 и определять производительность топливного насоса.
Последняя точка расходно-напорной характеристики будет получена при полностью закрытом кране 7. При этом давление, создаваемое насосом достигнет максимальных значений, а производительность насоса будет равна нулю.
Полученную расходно-напорную характеристику сравнивают с характеристикой завода изготовителя (таблица 1).
Результаты испытаний насосов автомобиля ГАЗ представлены в таблице.
Таблица 1.
Тип бензонасоса | Производительность на свободный слив | Давление нулевой подачи |
058464044 «Бош» | ||
98Т092 «Пирбург» | 8,5 | |
50.1139 Ст. Оскол | 5,2 | |
18.3780 Тюмень |
При испытаниях необходимо использовать заряженный аккумулятор. Падение напряжение на насосе составляет обычно 2В. От напряжения сильно зависит производительность насоса (рис.18).
Рис. 18. Зависимость производительности насоса от подводимого напряжения.
Для окончательного заключения о работоспособности насоса проводится измерение напряжения на насосе во время его работы.
Разработанная экспериментальная установка позволяет исследовать влияния степени засорения топливного фильтра на производительность насоса. С этой целью строятся расходно-напорные характеристики топливных фильтров. Для этого в топливную магистраль установки монтируется топливный фильтр. Давление перед фильтром измеряется манометром, а расход топлива через фильтр изменяется с помощью крана 7. Для построения расходно-напорной характеристики включается насос и по шагам увеличивается давление перед топливным фильтром путем постепенного открытия крана 7. Для каждого значения давления определяется расход топлива через фильтр путем измерения объема топлива в мерной емкости и время ее наполнения.
Расходно-напорные характеристики чистого (нового) и загрязненного (после 30 т.км. пробега автомобиля) фильтров представлены на рис. 17. Из рисунка видно, что характеристики имеют линейную зависимость, а характеристика загрязненного фильтра имеет более крутой подъем. Известно, что действительная производительность насоса определяется на пересечении расходно-напорных характеристик насоса и топливной магистрали. Так, из рис.17 видно, что при установке чистого фильтра топливный насос обеспечивает производительность, примерно, 2,3 л/мин, а при установке загрязненного фильтра 1,6 л/мин.
Повышенное сопротивление топливной магистрали приводит к снижению производительности топливного насоса и резкому повышению тока в обмотках, который может достигнуть критического значения (примерно, 15 А). Такой большой ток может привести к разрушению изоляции проводов обмоток, межвитковым замыканиям и к поломке насоса.
Диагностика работы форсунок