Мировая транспортная система

Мировая транспортная система включает все пути сообщения (транспортную сеть), транспортные предприятия (предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов), транспортные средства. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение пассажиров и грузов, различают железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный и электронный виды транспорта. В соответствии с этой классификацией мировая транспортная сеть включает железные и автомобильные дороги, судоходные реки, каналы, морские пути, воздушные пути (авиалинии), нефте-, газо- и продуктопроводы, линии электропередач (ЛЭП).

Переход к постиндустриальному обществу поставил совершенно другие задачи в области развития транспортных отраслей. Все большее значение в современной экономике приобретают такие факторы, как надежность, компактность и доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети, ответственность транспортных служб. Соответственно возросли страховые сборы на транспорте. В итоге издержки на перевозки существенно возросли.

Оценку уровня развития транспортной системы страны по видам путей сообщения проводят с помощью следующих основных показателей: длины (протяженности) транспортной сети, ее густоты (определяется как соотношение длины путей к единице площади территории или к определенному числу жителей), доли того или иного вида транспорта в процентах в общем грузо- и пассажирообороте.

Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом предопределяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких, как Япония) большое место в грузо- и пассажироперевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западная Европа). В некоторых странах ¾ США, России, Канаде, Германии, Нидерландах, Китае ¾ определенную роль играет внутренний водный транспорт. В них же находится большинство внутренних судоходных каналов (например, Среднегерманский канал). Главным районом озерного судоходства являются Великие озера США (и Канады), соединяющиеся с Атлантическим океаном глубоководной р. Святого Лаврентия.

По густоте транспортной сети, уровню развития отдельных видов транспорта и их роли в пассажиро- и грузоперевозках между развитыми и развивающимися странами существуют заметные различия.

В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми его видами. Получают развитие новые виды транспорта ¾ водные и наземные средства передвижения на воздушной подушке, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов. По всем главным показателям работы транспорта (грузо- и пассажирооборот) развитые страны занимают ведущие места. Транспорт стран Восточной Европы и России по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту уступает транспорту странам Западной Европы. По сравнению с западноевропейскими странами здесь относительно большую роль играет железнодорожный транспорт, что объясняется меньшей автомобилизацией этих стран.

В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики и в целом характеризуется несформированностью транспортных систем. В 30 странах мира отсутствуют железные дороги (Афганистан, Непал, Нигер, Центрально-Африканская Республика и др.). Часто преобладает один-два вида транспорта. Так, железнодорожный транспорт наиболее распространен в Индии, Пакистане, Бразилии, Аргентине; трубопроводный ¾ в странах Ближнего и Среднего Востока, речной ¾ в странах Тропической Африки. Характерной чертой транспорта в развивающих странах является низкий технический уровень: на железных дорогах сохраняется паровозная тяга, разная ширина железнодорожной колеи, используется гужевой (на конной тяге) и вьючный транспорт, транспортные услуги носильщиков.

За последние десятилетия в транспорте мира произошли значительные изменения, которые затрагивают мировую транспортную сеть и роль отдельных видов транспорта в пассажиро- и грузоперевозках (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Наши рекомендации