Применять боевые патроны на учебных занятиях категорически запрещается.
На учебных занятиях для предохранения от износа и повреждений автоматов следует избегать спуска ползуна с боевого взвода вхолостую. При спуске ползуна с боевого взвода (без учебно-тренировочных патронов) ползун следует удерживать с помощью ручки троса механизма перезаряжания, плавно доводя ее в переднее положение. После этого повторно оттянуть ручку троса на 30-40 см и резко отпустить.
Для учебных целей разрешается неполная разборка автоматов. Разборка установки и прицела в учебных целях не разрешается.
После учебных занятий следует:
· произвести неполную разборку автоматов, проверить состояние их частей; если части загрязнились, то протереть их чистой ветошью и смазать;
· осмотреть каналы стволов; если в каналы стволов попала пыль или влага, то прочистить и смазать их, после чего собрать затворы;
· проверить работу всех механизмов установки и прицела;
· обтереть снаружи установку и прицел чистой сухой ветошью и восстановить смазку, где она окажется стертой;
· перевести установку в походное положение, надеть на прицел и стволы чехлы, поставить предохранительный каркас и зачехлить установку.
11. ОБРАЩЕНИЕ СО СПАРЕННОЙ УСТАНОВКОЙ ПЕРЕД МАРШЕМ, НА МАРШЕ И ПОСЛЕ МАРША
11.1. Перевод спаренной установки из боевого положения
в походное
Перевод спаренной установки из боевого положения в походное производится в следующем порядке:
· поставить регулируемую часть тяговой стрелы в верхнее положение, если установка транспортировалась за автомобилем ГАЗ-69, или убедиться, что регулируемая часть тяговой стрелы находится в верхнем положении, если установка транспортировалась за автомобилем ГАЗ-66;
· придать стволам угол возвышения около 15° и поставить качающуюся часть на стопор по-походному;
· вращая рукоятки домкратов, поднять тарельчатые опоры в крайнее верхнее положение;
· освободить тормоз вращающейся части;
· за рукоятку кронштейна люльки повернуть вращающуюся часть, так чтобы стволы находились над стрелой, и закрепить вращающуюся часть ручным тормозом или поставить ее на стопор по-походному. Проверить, нет ли грязи на верхней плоскости кронштейна 57 (рис. 109) и нижней плоскости выступа (ограничителя) рычага 56;
· освободить рычаги колес, оттянув рукоятку стопоров рычагов колес на себя, а затем поставить ее на место. Поднять силами двух человек за передний поручень платформы установку относительно опорного кронштейна; при этом колеса под действием пружин буферов перевода хода принимают вертикальное положение, а рычаги колес стопорятся. Убедиться, что рычаги колес застопорились;
· освободив ручной тормоз или сняв со стопора по-походному, за рукоятки кронштейна люльки повернуть вращающуюся часть стволами вперед и зафиксировать ее стопором по-походному;
· установить на прицеле нулевые установки;
· надеть чехлы на прицел и стволы;
· поставить ограждение прицела;
· зачехлить установку.
11.2. Осмотр спаренной установки перед маршем
Перед началом марша в прицепе за автомобилем необходимо тщательно осмотреть ходовую часть установки. При этом проверить:
· надежность соединения тяговой стрелы с автомобилем и правильность установки и фиксации регулируемой части стрелы в зависимости от типа автомобиля; для автомобиля ГАЗ-69 регулируемая часть стрелы должна быть установлена в нижнее положение, а для автомобиля ГАЗ-66 - в верхнее положение;
· состояние колес, при этом убедиться:
· все ли гайки, крепящие колеса, на месте и до отказа завинчены;
· есть ли смазка в подшипниках, для чего снять крышку ступицы;
· затянуты ли подшипники;
· полностью ли заскочили стопоры в гнезда рычагов колес;
· исправно ли состояние торсионных подвесок по наличию зазора между шипами рычагов колес и упорами платформы. Полное отсутствие зазора является признаком поломки торсиона, который необходимо заменить запасным;
· нет ли течи в уплотнениях буферов перевода хода;
· все ли части прицела надежно закреплены;
· установлены ли на шкалах прицела нулевые установки;
· зафиксирована ли рукоятка стопоров рычагов колес пружинным зажимом;
· исправность электрического стоп-сигнала;
· поставлены ли качающаяся и вращающаяся части на стопоры по-походному;
· отторможены ли ручные тормоза;
· зафиксированы ли все рукоятки пружинными зажимами или фиксаторами;
· подняты ли вверх до конца тарельчатые опоры домкратов;
· правильность зачехления и закрепления чехлов по-походному;
· крепление патронных коробок и ЗИП в кузове автомобиля;
· крепление шанцевого инструмента (лопаты, лома и т. п.).
11.3. Обращение со спаренной установкой на марше
Во время марша и на кратковременных остановках при транспортировке спаренной установки в прицепе за автомобилем необходимо:
1. Проверять, не нагреваются ли ступицы колес. Нагрев ступицы может произойти в результате отсутствия смазки в подшипниках и тугой затяжки подшипников гайками.
При тугой затяжке подшипников необходимо снять колпаки ступиц и ослабить затяжку гайки, повернув ее на 30-60° (колесо должно свободно вращаться, но не иметь осевого люфта).
2. Осматривать шины; исправность их определяется по плавности хода колеса и состоянию шины.
В жаркое время следует использовать каждую возможность для искусственного охлаждения шин (обливание водой, охлаждение на бродах и других доступных для этой цели водоемах, учащенные остановки в затененных местах и т. п.).
3. Следить, чтобы чехол надежно прикрывал установку от пыли, снега и влаги.
4. При движении по грязным и скользким дорогам, особенно на крутых поворотах и при объездах, следует переходить на малую скорость движения.
5. При транспортировании спаренной установки в предвидении стрельбы с ходу необходимо снять общий чехол, чехлы прицела и стволов и каркас ограждения прицела.
6. При преодолении грязных и пыльных участков дорог на прицел и на стволы обязательно должны быть надеты чехлы.
7. Проверять надежность постановки качающейся и вращающейся частей на стопоры по-походному, осматривать все места крепления деталей и механизмов.
8. Проверять исправность торсионов по наличию зазоров между шипами рычагов колес и упорами платформы.
9. Следить за состоянием буферов перевода хода, нет ли течи стеола через уплотнения.
10. Проверять крепление патронной коробки в коробкодержателях, а также крепление патронных коробок, ЗИП и шанцевого инструмента в кузове автомобиля.
11. Особенно тщательно следует осматривать зенитную установку перед ночными маршами, а также при движении по плохим дорогам и бездорожью.
12. Через каждые 500 км марша нагнетать смазку в масленки хода и в случае необходимости добавлять смазку в ступицы колес.
11.4. Правила транспортирования спаренной установки
в прицепе за автомобилем
Транспортируется установка автомобилями ГАЗ-66 или ГАЗ-69, оборудованными специальными грязевыми щитками, предохраняющими установку от забрызгивания грязью.
За неисправным автомобилем транспортировать ЗУ-23 запрещается. К автомобилю разрешается прицеплять только одну установку. Она должна иметь исправную стрелу, регулируемая часть которой устанавливается в зависимости от марки автомобиля.
При сцеплении ЗУ-23 с автомобилем и транспортировании ее соблюдать следующие правила:
1. Подъезжая к ЗУ-23, водитель должен развернуть автомобиль не ближе 3 м от нее, медленно осадить автомобиль назад без маневров (поворотов) перед установкой, внимательно наблюдая за сигналами лица, руководящего сцепкой, чтобы в любой момент остановить автомобиль.
2. Начинать движение автомобиля с ЗУ-23 можно лишь после того, как водитель убедился, что сцепка произведена надежно и включена вилка стоп-сигнала установки в бортовую сеть.