Реконструкции автомобильных дорог

Основные положения регулирования

Инвестиционной деятельности

Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт), который заключается заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.

Вместе с утвержденным заданием на проектирование заказчик обязан представить проектной организации исходные данные. Сбор необходимых исходных данных может быть поручен заказчиком проектной организации по отдельному договору.

Виды и объемы работ, а также способы их выполнения в задании инвестора не указываются; они устанавливаются заданием главного инженера проектов (ГИПа) на основе анализа информации, собранной по проектным материалам прошлых лет, результатам обследования реконструируемой дороги, другой информации, полученной на стадии разработки предпроектной документации.

Проектирование объектов реконструкции должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими право (лицензию) на выполнение данного вида работ в соответствии с «Положением о лицензионной строительной деятельности» (Постановление правительства РФ от 25 марта 1996 г., № 351).

В задании заказчика указываются основные положения и условия для проектирования, в том числе основание для проектирования, вид строительства, категория дороги (по СНиП 2.05.02-85* или по ГОСТ Р 52398-2005), название и протяженность дороги, сроки окончания проектных работ и другие условия. Форма типового задания заказчика на реконструкцию автомобильной дороги представлена в прил.2.

Заказчики проектной документации после получения ее от разработчика обязаны вносить в документацию изменения, связанные с введением в действие новых нормативных документов. По поручению заказчика внесение изменений в документацию может быть проведено проектной организацией по отдельному контракту.

Утверждение инженерныхпроектов и (или) рабочей документации осуществляется в зависимости от источников финансирования:

- при реконструкции за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, – в порядке, установленном Минстроем России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

- при реконструкции за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов субъектов в составе РФ с долевым участием Федерального дорожного фонда, – соответствующими органами государственного управления субъекта РФ по согласованию с ФДС России;

- при реконструкции территориальных дорог за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов – непосредственно заказчиками (инвесторами).

Технические условия и согласования, полученные в виде записей на документах проекта или рабочих материалах к проекту, могут приводиться в виде выписок, заверенных подписью представителя генеральной проектной организации и ее печатью (удостоверено соответствующей записью ГИПа); список технических условий не подлежит согласованию с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями.

Стадии проектирования реконструкции

Автомобильных дорог

Проектирование реконструкции автомобильных дорог в настоящее время осуществляется практически по той же схеме, что и для нового строительства.

Разработка предпроектной и проектной документации на развитие автомобильных дорог (строительство, реконструкция, ремонт) и сооружений на них осуществляется по стадиям:

- обоснование инвестиций (ОИ);

- инженерный проект (ИП);

- рабочая документация (РД).

Для сложных объектов и при особых природных условиях строительства (например, инженерно-геологические условия ΙΙΙ категории сложности) одновременно с разработкой документации по типовым материалам выполняются детальные дополнительные проработки проектных решений по отдельным инженерным сооружениям (мостам и др.) или по сложным участкам автомобильных дорог, требующим индивидуальных проектных решений; итоговый проектный документ Рабочая документация (РД).

При реконструкции технически несложных объектов проектирование, как правило, осуществляется в две стадии (сокращенное проектирование), включая «Обоснование инвестиций» и «Инженерный проект». При сокращенном проектировании рабочая документация разрабатывается на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций (ОИ).

Состав документации, передаваемой заказчику, определяется стадией проектирования.

2.2.1. Работы, выполняемые на стадии

«Обоснование инвестиций»

Объектами разработки ОИ являются, как правило, автомобильные дороги, реконструкция которых осуществляется с изменением плана или продольного профиля, а также обходы населенных пунктов.

ОИ разрабатывается на основании задания заказчика (прил.2), исходных данных, переданных заказчиком одновременно с заданием, и в соответствии с требованиями инструкции [15].

Результаты «Обоснования инвестиций» служат основанием для принятия решения о технической возможности, экономической (а при необходимости и коммерческой) целесообразности инвестиций в реконструкцию, а также используются для обоснования и проектирования технических параметров элементов дороги и сооружений на ней, в том числе пересечений, примыканий, автобусных остановок, водопропускных труб и пр.

Разработка ОИ осуществляется на основе ранее выполненных проектных, изыскательских, исследовательских и других материалов прошлых лет. Полевые изыскательские работы на стадии ОИ выполняются только на участках проложения трассы по новому направлению в объеме, как для нового строительства (в соответствии с требованиями СНиП 11-02-96). Необходимость проведения полевых изысканий отражается в задании заказчика на разработку ОИ.

В тех случаях, когда в задании заказчика не предусмотрено проведение инженерных изысканий и при выявлении их необходимости в процессе разработки ОИ (например, проложение трассы по новому направлению, при отсутствии изыскательских материалов прошлых лет и др.), генеральный проектировщик обязан сообщить заказчику о возможной недостоверности результатов ОИ, разработанного на основе имеющейся информации. Заказчик в течение 14 дней принимает решение о необходимости проведения и объеме изысканий, выдает дополнительное задание и заключает дополнительное соглашение с проектно-изыскательской организацией на инженерно-изыскатель­ские работы.

Исходные данные, необходимые для разработки ОИ, проектная организация формально получает от заказчика в виде приложения к заданию на проектирование (прил.3). В практике проектирования дорог сбор информации, как правило, осуществляет проектная организация согласно отдельному договору на выполнение соответствующих работ; перечень необходимых исходных данных (задание) устанавливает главный инженер проектов (ГИП) с учетом фактических условий и состояния существующей дороги на год реконструкции.

В составе исходных данных на стадии ОИ при реконструкции технически несложных объектов в качестве обязательных должна быть следующая документация:

- проектно-сметная и другая техническая документация, установленная по проекту прошлых лет для нового строительства или по проекту предыдущей реконструкции (при наличии);

- паспорт дороги, карточки искусственных сооружений;

- материалы АБДД о ранее проведенных обследованиях дороги и сооружений на ней;

- сведения о погодно-климатических, техногенных, инженерно-геологических условиях района и прогноз их возможных изменений в период реконструкции и эксплуатации дороги;

- выкопировки из генеральных планов городов и других населенных пунктов или проектов их детальной планировки и застройки (при проложении трассы по территории городов и поселков или их обхода);

- сведения о подземных и наземных коммуникациях в полосе отвода дороги, оказывающих существенное влияние на технические и другие характеристики дороги;

- материалы службы ГИБДД о зарегистрированных на данной дороге дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), их количестве и причинах;

- оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги (ТЭС АД) на момент ее реконструкции.

Следует подчеркнуть, что наличие оценки ТЭС АД является обязательным документом при осуществлении реконструкции дороги любой категории и при любых инженерно-геологических и других условиях.

Оценку ТЭС АД осуществляют на основе материалов диагностики существующей дороги, выполненной в год ее реконструкции. Методика визуальных и инструментальных полевых обследований и оценки ТЭС АД изложена в разделе 3 данного учебного пособия.

Информацию, собранную на стадии разработки предпроектной документации, анализируют, систематизируют и оформляют в виде технического отчета со всеми необходимыми уточнениями, изменениями и дополнениями, предусмотренными заданием главного инженера проектов (ГИПа).

Основными источниками сбора информации прошлых лет являются материалы, хранящиеся в архивах проектно-изыскательских организаций, материалы текущих обследований, имеющиеся в дорожно-эксплуатационных предприятиях (ДЭП), мастерских участках (ДУ), других дорожных организациях, а также ведомственных архивах и государственных фондах.

Технический отчет, равно как и материалы диагностики (в том числе ее итоговый документ - линейный график оценки ТЭС АД), являются основной информационной базой для разработки ОИ, заказчику не передаются и хранятся в архиве проектной организации.

«Обоснование инвестиций» должно состоять из пояснительной записки (ПЗ), а также материалов и документов, перечень которых представлен в прил.4.

Пояснительная записка должна содержать следующие разделы.

1. Общая часть, включающая:

- исходные положения: основание для разработки ОИ (копия задания заказчика, сведения об источниках исходной информации для разработки ОИ,

объемы инвестиций, продолжительность выполнения реконструктивных работ и др.);

- транспортно-эксплуатационная характеристика района тяготения дороги (показатели экономики района и прогноз ее развития; существующее состояние и перспективы развития транспортной сети, уровень автомобилизации населения; место и роль данной дороги в транспортной сети района тяготения);

- природно-климатические условия региона (температура, осадки, рельеф местности, инженерно-геологические условия района; особенности природных, климатических и экологических условий, влияющие на проложение трассы).

2. Транспортно-эксплуатационное состояние существующей дороги (ТЭС), включая оценку фактических параметров и характеристик дороги на соответствие нормативным требованиям.

3. Обоснование вариантов реконструкции, включая основные принципиально возможные решения по вариантам с оценкой их по влиянию на транспортное обслуживание; социальному и экономическому развитию и экономической обстановке территории; взаимодействию с другими видами транспорта; эффективности использования природных ресурсов; изъятию земельных угодий при строительстве по старому и новому направлениям и их сочетанию; необходимости сооружения транспортных развязок в разных уровнях, пересечений и примыканий, подъездов; по другим особенностям региональных и местных условий.

При строительстве дороги по новому направлению дополнительно отражаются: изменение зон тяготения, влияние на экономическое и социальное развитие региона, обход населенных пунктов, прогноз распределения транспортных потоков между существующим и новым направлением.

4. Основные технические решения по рекомендуемому варианту, включая:

- категорию дороги, расчетную скорость, уровень удобства движения;

- описание принятого направления трассы;

- целесообразность и способы уширения земляного полотна;

- капитальность и расчет на прочность дорожной одежды, усиление дорожной одежды на участках старого направления, возможность использования существующей дорожной одежды;

- типы транспортных развязок, примыканий и пересечений с существующими автомобильными и железными дорогами;

- продолжительность реконструкции;

- рекомендации по разбивке на очереди реконструкции (при необходимости).

5. Оценка социально-экономической эффективности и последствий от реализации принятого варианта, учитывающая:

- улучшение потребительских качеств дороги за счет ее реконструкции;

- сокращение количества и тяжести ДТП;

- экологические последствия;

- социальные последствия и др.

В отдельных случаях возможно включение в состав ОИ раздела «Обоснование изъятия и предоставления земельных участков». Необходимость разработки такого раздела отражается в задании заказчика на проектирование реконструкции.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) выполняется обязательно в соответствии с порядком, установленным органами, специально уполномоченными в области охраны окружающей среды, с учетом Рекомендаций по учету требований по охране окружающей природной среды при проектировании автомобильных дорог.

Если в ОИ рассматривается строительство обхода населенного пункта или прохождение по нему, необходимо дать сведения о нем из генерального плана или схемы комплексного развития транспорта города, характеристику режимов движения и пропускной способности улиц и дорог, используемых для пропуска транзитного движения в настоящее время и в перспекриве.

Предпроектная документация представляется заказчику для утверждения (одобрения) в составе, достаточном для обоснования принимаемых на стадии «Обоснования инвестиций» проектных решений (утверждаемых параметров).

Пояснительная записка составляется без излишней детализации в минимальном объеме и при максимальном использовании таблиц и графиков.

2.2.2. Состав инженерного проекта (ИП)

Основными задачами ИП являются:

- выбор оптимальных технических решений для реконструкции существующей дороги;

- определение объемов работ и необходимых инвестиций;

- подготовка документов и материалов для отвода земельных участков и выплаты компенсаций (в случае необходимости дополнительного отвода земель).

Для разработки ИП проектировщик использует материалы, собранные (как правило им же) на стадии предпроетной документации и принятые в ОИ основные проектные решения, если они утверждены или одобрены заказчиком. Другими словами, «Инженерный проект» разрабатывается на основе утвержденных (одобренных) ОИ. Формально исходные данные для разработки ИП проектная организация получает от заказчика. Ориентировочный перечень исходных данных, которые заказчик должен передать проектировщику, представлен в прил. 5.

При реконструкции несложных объектов в состав ИП включается рабочая документация, в том числе рабочие чертежи, выполненные по типовым материалам. По решению заказчика генеральная проектная организация может поручить разработку рабочей документации, требующей индивидуальных проектных решений по элементам реконструируемой дороги и сооружений на ней (двухуровневые транспортные развязки, мосты и др.), подрядной организации, выигравшей торги; последняя осуществляет проектирование элементов дороги и сооружений на основе утвержденного «Инженерного проекта»и в соответствии с требованиями государственных, отраслевых и других нормативно-технических документов к тем или иным сооружениям.

«Инженерный проект» должен разрабатываться в полном соответствии с заданием заказчика. Перечень показателей и условий на разработку ИП реконструкции автомобильной дороги п. Талинка – п. Ловинское (в качестве примера) представлен в прил. 6.

В общем случае ИП содержит следующие разделы:

- материалы, обосновывающие технические решения (предназначаются для заказчика и экспертизы инженерного проекта);

- обоснование изъятия и предоставления земельных участков;

- конкурсную документацию.

Материалы ИП, обосновывающие технические решения для реконструкции автомобильных дорог включают:

- пояснительную записку (ПЗ);

- прилагаемые к ПЗ материалы и документы, примерный перечень которых представлен в прил. 7;

- расчет стоимости реконструкции.

ПЗ «Инженерного проекта» содержит:

- исходные данные для проектирования и согласования;

- утвержденные (одобренные) в составе ОИ технические решения и данные о грузообороте, интенсивности движения;

- обоснование проектных решений на основе сравнения вариантов (в плане, продольном профиле и др.);

- оценку безопасности дорожного движения (БДД);

- сведения и характеристику имеющихся в районе размещения существующей дороги предприятий строительной индустрии, карьеров дорожно-строительных материалов, а также перечень факторов, затрудняющих производство дорожных работ (перенос ЛЭП, других наземных инженерных коммуникаций, особенности ИГУ);

- возможные транспортные схемы поставки дорожно-строитель­ных материалов;

- обоснование принятой продолжительности реконструкции, ее соответствие утвержденным в ОИ срокам;

- сведения об использованных изобретениях;

- технико-экономические показатели (ТЭП), полученные в результате разработки ИП, их сопоставление с показателями утвержденного (одобренного) «Обоснования инвестиций» в реконструкцию дороги, и показателями, установленными заданием на проектирование, выводы и предложения по реализации ИП;

- сведения о проведенных согласованиях проектных решений, подтверждение соответствия ИП государственным нормам, правилам, стандартам, исходным данным и пр.;

- оформленные в установленном порядке согласования об отступлениях от действующих нормативных документов;

- уточненные данные по экономической эффективности реконструкции.

Основные технико-экономические показатели, включаемые в состав ИП и подлежащие утверждению их заказчиком, представлены в прил.8.

Расчет стоимости реализации проекта реконструкции (сметная документация) составляется в соответствии с требованиями п.п.4.1.2 и 13.6.3 «Свода правил по определению сметной стоимости строительства в составе предпроектной и проектной документации» СП 81-01-94. (Принят и введен в действие письмом Минстроя России от 29.12.1994 г. № ВБ012-276. Данная документация оформляется в виде отдельного тома (книги) к «Инженерному проекту» реконструкции дороги (участка) в виде инвесторского сметного расчета.

Инвесторский сметный расчет предназначен для конфиденциальной информации заказчика об ожидаемых размерах инвестиций и оценки предложений подрядчика при проведении подрядных торгов. В инвесторском расчете приводится полная стоимость реконструкции, включая ожидаемую стоимость строительных контрактов и затраты заказчика на проектно-изыскательские работы, содержание службы заказчика, отвод, приобретение и аренду земельных участков, проведение торгов на проектно-изыскательские и подрядные работы и оперативное руководство работами (надзор за работами, приемка работ) и т.д.

Ведомость сметной стоимости составляется на основе проектных материалов.

К сметной документации прилагается пояснительная записка, в которой приводятся данные, характеризующие примененную сметно- нормативную базу, уровень цен и другие сведения.

Обоснование изъятия и предоставления земельных участков состоит из разделов:

- проектные данные по изъятию и предоставлению земельных участков (при необходимости);

- материалы по рекультивации временно занимаемых земельных участков и неиспользуемых участков дороги. Данные материалы разрабатываются в соответствии с требованиями «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 и зарегистрированных Минюстом России. Данный документ предусматривает технический и биологический этапы рекультивации.

При реконструкции несложных объектов и проложении трассы без изменения ее направления (по существующей дороге) в состав ИП не включается раздел «Обоснование изъятия и предоставления земельных участков», а конкурсная и рабочая документация по решению заказчика может быть выделена в отдельные этапы проектирования.

Если в договоре (контракте) не обусловлены специальные требования о составе выдаваемой заказчику проектной документации, в ее состав не включаются расчеты объемов строительно-монтажных работ, потребности в материалах, трудовых и других ресурсах. Документация по инженерным изысканиям (результаты лабораторных испытаний грунтов, колонки и описание горных выработок и др.) а также ведомости дефектов и линейные графики оценки ТЭС дорог хранятся в архивах разработчика инженерного проекта (рабочей документации) и представляются заказчику или органам государственной экспертизы по их требованию.

Перечень необходимых чертежей, их заменяемость определяется заданием ГИПа (в зависимости от планируемых видов работ и фактического состояния дороги, других факторов).

Наши рекомендации