Основные правила пользования автобусами междугородных сообщений

1.Выбор автобуса существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и эффективность использования автобусов, обеспечивающее обслуживание населения с наименьшими транспортными издержками, может быть обеспечено в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.

Автобусы большой вместимости не целесообразно использовать на маршрутах с малым пассажиропотоком и в течение всего дня на маршрутах с высокой неравномерностью пассажиропотока, т.к. это приведет либо к высоким интервалам движения и соответственно увеличению времени ожидания на остановках, либо к значительному удорожанию себестоимости перевозок. Эксплуатация автобусов малой вместимости на маршрутах с мощным пассажиропотоком уменьшает интервалы движения, но увеличивает потребность в подвижном составе, повышает загрузку улиц и магистралей, снижает производительность работы.

При выборе автобусов малой вместимости, прежде всего, учитывают:

Ø Мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном участке в часы «пик»

Ø Неравномерность распределения пассажиропотоков по часам суток и участкам маршрута

Ø Целесообразный интервал следования автобусов по часам суток

Ø Дорожные условия движения автобусов и пропускную способность улиц

Ø Провозную способность, т.е. максимальное количество пассажиров, которое может быть перевезено автобусами за 1 час в одном направлении

Ø Себестоимость автобусных перевозок.

2.К междугородным автомобильным перевозкам относятся такие перевозки, которые осуществляются за пределы черты города (населенного пункта) на расстояние более 50 км. Автобусы, работающие на междугородных линиях должны обладать:

Ø Высокой скоростью движения

Ø Иметь место только для проезда сидя, с удобными регулируемыми сидениями

Ø Багажниками под полом

Ø Гардероб в задней части салона

Ø Противосолнечные стекла и шторы на окнах

Ø Эффективные системы вентиляции и отопления

Сеть междугородных автобусных сообщений характеризуется такими показателями как:

Ø Плотностью сети

Ø Число маршрутов и их протяженность

Ø Объем перевозок и пассажирооборот

Ø Средняя дальность поездки пассажира

Ø Уровень транспортной обеспеченности

Ø Число автобусов, занятых на перевозках.

Междугородные автобусные маршруты могут быть: временные (в течение определенного периода) и постоянные (круглосуточные). Автобусы могут работать на маршрутах:

Ø В обычном режиме (остановка на всех пунктах маршрута)

Ø В скоростном режиме (когда обеспечивается скорость сообщения не ниже 50 км/час)

Ø В экспрессном режиме (при времени рейса более 3 часов скорость сообщения не ниже 55 км/час, и при ограниченном числе остановочных пунктов)

Методы обследования распределения пассажиропотоков:

Ø Анкетный метод (выдаваемых в автобусе, на автовокзале и автостанциях)

Ø Таблично опросный метод (опрос пассажиров учетчиками в салоне автобуса)

Ø Талонный метод

Ø Визуальный метод (путем наблюдения на контрольных пунктах и подсчета числа проехавших пассажиров).

В междугородном сообщении практически отсутствуют трудовые поездки, в основном это культурно-бытовые (70-80 %) и отчасти деловые (служебные) поездки.

При выборе и обосновании междугороднего маршрута необходимо учитывать:

Ø Наличие дорог, тип и состояние покрытия

Ø Характер транспортного тяготения между конечными и промежуточными населенными пунктами

Ø Ожидаемый пассажиропоток и среднюю дальность поездки пассажиров

Ø Неравномерность перевозок (максимальный – август, минимальный – февраль)

Ø Продолжительность поездки между остановочными пунктами

Ø Наличие других видов транспорта

Ø Режим движения автобусов и организацию труда водителей

Ø Безопасность движения

Ø Рентабельность маршрута, которая определяется по формуле:

R = П : Д, %

Нормированию скоростей движения должны предшествовать выбор маршрута, определение остановочных пунктов и выбор типа подвижного состава, который будет использоваться в конкретных условиях.

При выполнении работы по нормированию скоростей движения автобусов на маршруте и на отдельных его этапах необходимо не только учитывать перечисленные факторы, но и принимать все возможные меры для улучшения условий, влияющих на безопасность движения (состояние и обустройство дорог, условия для отдыха водителей и т. д.).

Необходимо, чтобы в работе по нормированию скоростей движения принимали участие представители соответствующих дорожно-эксплуатационных организаций и органов милиции (отделов РУД-ГАИ, отделов БД).

Для установления скоростей движения на вновь открываемом маршруте должна назначаться комиссия в составе инженерно-технических работников автотранспортного предприятия, представителей дорожно-эксплуатационной организации и органов милиции, ведающих вопросами безопасности движения, а также не менее двух квалифицированных водителей, кандидатуры которых согласовываются с общественными организациями автотранспортного предприятия. Председателем комиссии должен быть заместитель начальника транспортного управления или автотранспортного предприятия по эксплуатации.

Разработка режима движения автобусов должна осуществляться в такой последовательности:

— составление характеристики маршрута;

— предварительный расчет скоростей движения;

— проведение пробных рейсов;

— окончательное установление необходимого времени (скоростей) движения автобусов;

— расчет времени (скоростей) движения для осенне-зимнего периода;

— контроль за выполнением расписания движения и его корректировка.

Предварительный расчет скоростей движения проводится только для автомобильных дорог I, II и III технических категорий, за исключением дорог в горных местностях. Нормирование скоростей движения автобусов на горных маршрутах, а также на дорогах низших категорий проводится только на основании обследования маршрута и проведения пробных рейсов.

Если на участке вновь открываемого маршрута уже проходит междугородный маршрут, на котором работают автобусы той же модели, и скорости движения на этом участке рассчитаны по рекомендуемой методике, то для нового маршрута они не рассчитываются, а принимаются равными скоростям на уже действующем маршруте.

Нормирование скоростей движения для новых маршрутов рекомендуется проводить, как правило, в летних условиях.

Служба эксплуатации автотранспортного предприятия должна вести регулярный контроль за выполнением расписаний, разработанных и введенных в действие на маршрутах по результатам нормирования скоростей движения автобусов, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания.

3. На междугородних перевозках применяются методы:

1. Сквозное движение автобусов – каждый автобус проходит весь маршрут от начального до конечного пункта и обратно (при перевозках на большие расстояния работают два водителя по очереди)

2. Участковое движение - маршрут делится на участки, каждый участок обслуживается автобусами определенного АТП, на границах смежных участков происходит пересадка пассажиров из одного автобуса в другой (необходимость пересадки существенный недостаток данного метода и отсутствие автомобилей-тягочей с пассажирскими полуприцепами).

Согласно правилам организации пассажирских перевозок на регулярных междугородных перевозках пассажиров, должны применяться следующие системы организации труда водителей (СОТВ):

Одиночная езда – в автобусе в течение всего времени оборота на маршруте работает один водитель (если длина маршрута до 140 км)

Турная езда – обслуживание автобуса в течение оборота одновременно двумя водителями, водители работают, сменяя друг друга через равные промежутки времени (если длина маршрута 250-300 км). Недостаток – повышенная потребность в водителях, неполноценный отдых водителей, снижение безопасности движения

Сменная езда – каждый водитель обслуживает один автобус на конкретном участке маршрута. В течение оборота автобус обслуживается бригадой водителей, смена которых происходит на границах участков (если длина маршрута 200-1000 км).

Сменно-турная езда – обслуживание автобуса двумя или несколькими бригадами, каждая состоит из двух человек. Бригады меняются в пунктах расположения АТП или в местах постоянного проживания водителей (если длина маршрута 500-600 км). Недостатки см. при турной езде

Сменно-групповая езда – закрепление бригады водителей за несколькими автобусами, при этом каждый водитель обслуживает разные автобусы, но на своем участке маршрута, водитель ведет автобус до определенного пункта и затем передает его сменщику, а сам пересаживается на встречный автобус и возвращается в исходный пункт

Сменно-турно-групповая езда от сменно-групповой отличается тем, что автобус одновременно обслуживает бригада из двух человек, в связи, с чем увеличивается протяженность маршрута и уменьшается число участков на нем (если длина маршрута 700 км).

4.Водитель обязан:

Ø Не допускать посадку пассажиров при отсутствии свободных мест для сидения

Ø Громко и правильно объявлять название каждого остановочного пункта и продолжительность стоянки автобуса

Ø В пути следования автобус производит остановки только в пунктах предусмотренных расписанием и т.д.

Пассажир обязан:

Ø Занять место в автобусе согласно указанному в билете

Ø Сообщать по просьбе контролера пункт посадки и пункт назначения и т.д.

Пассажир имеет право:

Ø Провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно, если он не занимает отдельного места. При следовании нескольких детей в возрасте до 5 лет, на каждого ребенка кроме одного, провозимого бесплатно, приобретаются детские билеты

Ø За проезд детей старше 10 лет взимается плата по полному тарифу

Ø В случае снятия автобусов с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе этого маршрута

Ø При опоздании на автобус в пределах 3-х часов, вследствие болезни (несчастного случая) – в течении трех суток, по желанию пассажира проездной документ может быть возобновлен с доплатой 25 % стоимости билетов или возвращая уплаченную стоимость проезда за вычетом 25 % стоимости билета

Ø При возвращении билета в кассу автовокзала не позднее, чем за 2 часа до отправления автобуса, пассажиру возвращается стоимость проезда за вычетом сбора за предварительную продажу (комиссионного сбора)

Ø При возврате позже этого срока, но до отхода автобуса, возвращается стоимость билета за вычетом 15% стоимости билета и сбора за продажу билету

Ø В случае опоздания отправления автобуса против расписания более чем на час, или несостоявшейся по вине АТП перевозки пассажиру возвращается полная стоимость проезда (со сборами)

Ø В случае замены автобуса с жесткими сидениями автобусом с мягкими сидениями проданные билеты действительны без доплаты разницы

Ø При невозможности доставки пассажиров до пункта назначения по дорожно-климатическим и другим причинам, пассажиру в течение суток возвращается стоимость проезда от пункта прекращения поездки до места назначения. По требованию пассажира он должен быть доставлен до ближайшей железнодорожной станции, аэропорта

Ø Если пассажир в пути следования по своей вине отстал от автобуса, билет на следующий рейс не переоформляется, и деньги не возвращаются

Ø При неявке пассажира по времени отправления автобуса, станция отправления зачеркивает реквизиты проданного билета в ведомости продажи билетов. Свободное место может быть реализовано другому пассажиру

Ø Провозить с собой бесплатно одно место ручного багажа 60х40х20 см и весом не более 30 кг, в том числе мелких животных и птиц в клетках

Ø За плату согласно тарифа одно место багажа размером не более 100х50х30 см если есть багажное отделение (отсек) то два места

Ø При прекращении пассажиром поездки в пути вследствие болезни или несчастного случая, ему возвращается стоимость проезда за непроследованное расстояние.

Запрещается:

Проезд в автобусах пассажиров в нетрезвом состоянии, курение, открывание окон без разрешения водителя

Провозить огнеопасные, взрывчатые, отравляющие, легко воспламеняющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи габаритом более 100х50х30 см или весом одного места свыше 60 кг и т.д.

Наши рекомендации