Какое масло применяют для смазывания деталей ДВС?

Ответ. Для смазывания деталей двигателя применяютя высококаче­ственные моторные масла, получаемые из нефти (минеральные) и из синтезируемых кремниевых соединений (полусинтетические и синтетические). Все моторные масла должны обладать свойст­вами, необходимыми для работы ДВС, - липкостью, вязкостью, омыляемостью, температурной стойкостью и т.д.

Масло должно иметь хорошие антикоррозионные свойства. Для повышения качества к моторным маслам добавляют специальные присадки. Для двигателей сельскохозяйственных тракторов применяют минеральные масла групп В, Г и Д.

Масла группы В предназначены для среднефорсированных дизелей, Г для высокофорсированных, Д для дизелей с турбо-наддувом. Марки масел М-8Г2, и М-10Г2, обозначают следующее: М моторное; 8 и 10 - кинематическая вязкость, мм/с, при 100°С; В и Г - принадлежность к группе масла; индекс 1 для карбюраторных двигателей; 2 - для дизелей.

Масло должно строго соответствовать марке двигателя и се­зону. Слишком вязкое масло плохо проходит в зазоры между трущимися деталями, недостаточно вязкое не удерживается в за­зоре. В обоих случаях увеличивается износ трущихся поверхно­стей деталей и снижается мощность двигателя. Летом применяют более вязкое масло, чем зимой.

Летом применяют моторное масло с кинематической вязко­стью 10 мм2/с, зимой - 8 мм /с По зару­бежной классификации АРI (Американский нефтяной институт) отечественным маслам для дизелей групп Г и Д соответствуют масла СС и СD, по классификации SАЕ (Общество инженеров-автомобилестроителей США) SАЕ-20W (зимнее) и SАЕ-30 (летнее).

Надежность работы двигателей во многом зависит от чисто­ты моторного масла. Оно не должно содержать механических примесей и воды, которые попадают в него при транспортировке, приеме, выдаче и хранении.

Назвать составные части и приборы контроля смазочной системы.

Ответ. Масляный насос (рисунок 9). Циркуляцию масла в смазоч­ной системе двигателя создает шестеренный насос. Он установ­лен на крышке первого коренною подшипника коленчатого вала. Насос состоит из маслоприемника 7, корпуса I, крышки 2 и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических ко­лодца для установки шестерен. Ведущая шестерня насоса 4 кре­пится шпонкой на валу 3, который опирается на бронзовые втул­ки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестер­ня 6, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на оси 9, запрессованной в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного отверстия

 
 

Рисунок 9 - Масляный насос: а - устройство; б - схема работы; 1 - корпус; 2 крышка; 3 ведущий вал; 4 - ведущая шестерня; 5 выходное отверстие; 6 - ведомая шестерня; 7 - маслоприемник;

8 - сетка маслоприемника; 9 ось; 10 - редукционный клапан; 11 - регулировочный винт

У крышки насоса имеется прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Он предотвращает чрез­мерное повышение давления, создаваемого масляным насосом при пуске холодного двигателя, когда масло имеет большую вяз­кость.

Привод масляного насоса осуществляется от коленчатою вала через приводную шестерню.

Масляный радиатор предотвращает перегрев масла в летнее время. Он состоит из одною ряда овальных стальных трубок.

К концам трубок приварены штампованные стальные кол­лекторы, а к последним - штуцеры, к которым кренят масло подводящие и масло отводящие трубки и ушки для крепления радиа­тора. Масляный радиатор установлен перед водяным радиатором.

Масляный радиатор.

Масляный радиатор охлаждает масло в летнее время. Он представляет собой неразборный узел, состоящий из ряда стальных трубок овального сечения и двух бачков: нижнего и верхнего. Для увеличения поверхности охлаждения на каждой трубке навита спираль из тонкой стальной ленты. У масляных радиаторов некоторых двигателей трубки радиатора проходят через охлаждающие пластины, бачки разделены перегородками. К бачкам приварены штуцера, к которым монтируют маслоподводящие и маслотводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением масляный радиатор выполнен из единой многократно изогнутой трубки с навитой на нее ленточной спиралью. Масло, двигаясь по трубкам радиатора, обдуваемого снаружи воздухом, охлаждается при полностью открытых жалюзи или шторки на 10-12°С.

Масляный фильтр.

Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в системе двигателя, служит масляный фильтр. У большинства современных автотракторных двигателей в качестве фильтра применяют центробежный очиститель (реактивную центрифугу).

В центрифугах (рис. а) масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора.

Схема работы центрифуги:
а - реактивной, б – полнопоточной активно-реактивной,
1 - ротор, 2 - механические примеси, 3 - ось, 4 - маслозаборная трубка, 5 - маслоподеодящий канал,
6 - жиклер (форсунка), 7 - корпус ротора, 8 - насадок, 9 - пустотелая ось, 10 - маслоотводящая трубка,
11-корпус фильтра, А, Б - каналы, В-кольцевая полость.

Основные части центрифуги - ротор 1 и ось 3 которая нижней частью ввернута в корпус фильтра. Масло в центрифуге очищается следующим образом. Из масляного насоса оно под давлением поступает через продольное и радиальное отверстия оси и центрирующей колонки внутрь ротора 1. Из ротора масло подходит через трубки к калиброванным отверстиям - жиклерам (форсункам) 6 и вытекает из них с большой скоростью. Отталкивающее действие (реакция) вытекающих струй масла вызывает вращение ротора в обратную сторону. Масло, вытекающее из ротора в корпус фильтра, сливается в картер двигателя.

Термобиметаллический импульсный манометр масла состоит из датчика и указателя. В корпусе датчика установлена латунная мембрана, в которую упирается пластина с контактом, соединенным с массой. Внутри датчика укреплена изолированная от корпуса П-образная биметаллическая пластина с контактом. На пластину намотана обмотка, которая одним концом соединена с контактом, а другим — с изолированным от крышки зажимом датчика. Датчик ввернут в резьбовое отверстие блока цилиндров или фильтра грубой очистки масла и соединен с масляной магистралью. Приемник указателя давления устроен так же, как и приемник указателя температуры.

Наши рекомендации