Возможные дефекты стартеров на автомобиле

Электрический стартер является главным звеном системы пуска двигателя автомобиля. От его эффективности и надёжности зависят комфорт, а иногда и безопасность водителя и пассажиров. От технического состояния стартера и его узлов, обеспечивающих передачу энергии аккумуляторной батареи с наименьшими потерями по цепи «батарея-стартер» в значительной мере зависит безотказность работы системы пуска двигателя в различных условиях. Своевременная и правильная диагностика, а также профилактика системы пуска весьма актуальны для состояния аккумуляторной батареи. Особенно большое значение имеет правильная локализация отказов между компонентами системы пуска. В первую очередь, речь идёт о том, чтобы нарушение контактов в электрической цепи питания стартера не послужило причиной претензий к аккумуляторной батарее и т.п.

В процессе пуска двигателя стартер обеспечивает ввод шестерни в зацепление с маховиком, осуществляет коммутацию силовой цепи в рабочем режиме пуска для вращения вала двигателя, и затем выводит шестерню из зацепления после завершения пуска.

При рассмотрении типичных дефектов стартера необходимо вспомнить назначение его основных узлов и деталей.

-втягивающее («тяговое») реле предназначено для перемещения привода и коммутации

силовой цепи;

- привод с муфтой свободного хода (МСХ), защищающий электродвигатель от разноса;

- электродвигатель стартера, осуществляющий прокручивание коленчатого вала и

состоящий из якоря, корпуса с обмотками или постоянными магнитами, траверсы со

щётками, крышек: приводной, коллекторной и редуктора (для стартеров со

встроенным редуктором).

Поскольку стартер преобразует электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую, то и дефекты, соответственно, могут относиться либо к электрическим (то есть – связанным с нарушением электрической цепи), либо – к механическим (связанным с нарушением передачи механических усилий). В приведенной ниже Табл. 6 рассмотрены детали стартера и связанные с ними наиболее типичные дефекты, приводящие к отказам при пуске, которые относятся к нарушениям в электрической цепи «батарея-стартер».

Таблица 6

Узел Дефекты
Тяговое реле Обрыв, перегорание, межвитковое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотках. Подгорание контактных болтов или диска, замыкающего цепь. Отрыв контактного диска от якоря реле. Заклинивание якоря во втулке реле.
Якорь Обрыв обмотки. Межвитковое замыкание в секциях. Распайка коллектора вследствие расплавления припоя (при длительных пусках). Подгорание коллектора. Износ ламелей в местах контакта со щётками. Замыкание обмотки на «массу». «Разнос» – выход обмоток из пазов якоря и его торможение (затруднение вращения).
Щеточный узел Замыкание в щёткодержателе между щётками, либо на «массу». Износ щёток. Ослабление или разрушение пружин, прижимающих щётки. Заклинивание щёток в щёткодержателе из-за накопления грязи. Деформация щёткодержателя, оплавление траверсы.
Корпус Межвитковое замыкание обмоток. Замыкание на «массу» или на стяжные шпильки. Обрыв, перегорание обмоток.


Все перечисленные дефекты отдельных узлов электрической цепи могут встречаться как по отдельности, так и в сочетаниях. Иногда один дефект провоцирует другой. Например, тяговое реле не отключится после пуска двигателя. Тогда длительная работа стартера на холостом ходу может привести к заклиниванию привода стартера и разрушению муфты свободного хода. Это, в свою очередь, приведёт к «разносу» якоря, в ходе которого вышедшие из пазов секции могут разрушить обмотку статора и щёточно-коллекторный узел.

Дефекты стартеров при пуске могут быть разделены на несколько групп:

- фатальные (стартер не включается, либо включается, но не вращает маховик);

- периодические (стартер то включается, то нет);

- комфортные (стартер работает, но с посторонними звуками или коленчатый вал

прокручивается недостаточно быстро и т.п.).

Рассмотрим возможные дефекты подробнее.

СТАРТЕР НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ

а) при включении стартера нет щелчков срабатывания реле, лампы освещения

приборов тускнеют или совсем гаснут:

- сильно разряжена аккумуляторная батарея;

- сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи;

- слабо затянуты полюсные наконечники;

- межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле.

б) при включении стартера нет щелчков срабатывания реле, яркость ламп

освещения приборов не изменяется:

- отсутствует питание на клемме «50» тягового реле (плохой контакт, дефект

вспомогательного реле, и т.д.);

- заклинивание якоря тягового реле;

- обрыв во втягивающей обмотке тягового реле.

в) при включении стартера слышны щелчки срабатывания реле, лампы освещения

приборов тускнеют или совсем гаснут:

- окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи;

- разряжена аккумуляторная батарея,

- замыкание в обмотках якоря или статора (стартер «берёт» всю энергию на себя);

- замыкание щёткодержателей;

г) при включении стартера слышны щелчки срабатывания реле, яркость ламп

освещения приборов не изменяется:

- окисление или отсутствие контакта проводов с контактными болтами, либо

сильное подгорание контактов болтов;

- окисление или отсутствие контакта «массы» двигателя с «массой» автомобиля;

- сильное подгорание коллектора якоря;

- сильный износ или зависание щёток.

Наши рекомендации