Хранение залитых электролитом и заряженных батарей

Залитые электролитом и заряженные батареи готовы к немедленной эксплуатации непосредственно после поставки их конечному потребителю. Вместе с тем, с момента заряда батарей у изготовителя и до момента начала использования батарей проходит определённое время, необходимое на доставку батарей до места их использования. Поэтому перед началом эксплуатации залитых и заряженных батарей рекомендуется произвести их заряд от зарядного устройства режимом, рекомендованным изготовителем батарей в руководстве по их эксплуатации.

В практической деятельности может возникнуть необходимость временного хранения залитых и заряженных батарей, например, в следующих случаях:

· при поступлении от поставщика залитых и заряженных батарей на промежуточный оптовый склад и на склад торговой точки, производящей розничные продажи;

· при необходимости отложить ввод в эксплуатацию сухозаряженных батарей, которые были залиты и заряжены или сняты с автомобилей после кратковременного периода работы;

· при необходимости временного бездействия батарей в связи с сезонным режимом работы машин (например, комбайны) или по другим причинам.

Во всех случаях перед началом хранения необходимо определить состояние заряженности батарей, для чего измерить плотность электролита и ЭДС батарей. Если плотность электролита окажется ниже 1,26 г/см3, а ЭДС ниже 12,6 В, батарею необходимо зарядить до полностью заряженного состояния. После окончания заряда уровень электролита и его плотность (при необходимости) следует довести до нормы по инструкции.

Как указывалось выше, при бездействии (хранении) залитых и заряженных батарей неизбежно происходит их саморазряд. Причём его скорость тем выше, чем выше температура электролита при хранении и чем дольше срок эксплуатации, предшествовавший постановке батареи на хранение. Различие в скорости саморазряда батарей в зависимости от срока предшествующей эксплуатации было показано на Рис. 27.

В связи с перечисленными выше обстоятельствами, залитые батареи рекомендуется хранить в состоянии максимально возможной заряженности. В холодное время года предпочтительно хранить батареи при отрицательной температуре, не забывая о нормированном нижнем пределе допустимых температур, установленных нормативными документами. В летнее время предпочтительно хранить залитые батареи в закрытых помещениях с минимально возможной температурой. Это способствует замедлению процессов коррозии положительных электродов от саморазряда.

Максимально возможные сроки хранения батарей, залитых электролитом, зависят от их исполнения по ГОСТ Р 53165, которое (как упоминалось выше) определяется с учётом состава применяемых для их производства сплавов и чистоты электролита (см. Рис. 28). Степень заряженности батарей при хранении не должна достигать значений ниже 70-75 %. Это соответствует снижению плотности электролита на 0,04-0,05 г/см3 от величины плотности электролита полностью заряженной батареи. Если плотность снизилась более чем на 0,05 г/см3 от первоначального значения, батарею необходимо зарядить. Контроль плотности электролита у батарей нормального исполнения (N), которые хранятся при положительной температуре, следует производить не реже одного раза в месяц, у батарей с малым расходом воды (L) – один раз в три-четыре месяца, а у батарей с очень малым расходом воды (VL) – один раз в шесть-восемь месяцев. Это позволит предотвратить глубокий разряд батарей при хранении, который при низких отрицательных температурах может стать причиной замерзания электролита и выхода батарей из строя.

Полностью заряженные батареи можно хранить в не отапливаемом закрытом складе до одного года. При этом батареи исполнения VL, изготовленные с токоотводами из свинцово-кальциевых сплавов, разрядятся за год примерно на 35-37 %, батареи исполнения L (плюс – малосурьмяный, минус – свинцово-кальциевый) – на 45-47 %, а батареи нормального исполнения с содержанием сурьмы в сплаве не более 3,0% – на 55-60 %.

Следует помнить, что все залитые батареи перед началом длительного хранения должны быть полностью заряжены согласно инструкции по эксплуатации с доведением уровня и плотности электролита до нормы, соответствующей данной климатической зоне.

В районах с резко-континентальным климатом при длительном бездействии залитых батарей в зимний период рекомендуется снижать плотность электролита с 1,31 г/см3 до 1,29 г/см3, во избежание ускоренной коррозии положительных электродов.

Наши рекомендации