Выбор батареи для замены изношенной

Покупка стартерной батареи на автомобиль, взамен изношенной, должна сопровождаться решением следующих вопросов:

- уточнить тип, электрические показатели и габариты старой (заменяемой) аккумуляторной батареи, способ её крепления, в том числе расположение и размеры выступов у основания моноблока, которые служат для крепления корпуса батареи в штатном гнезде автомобиля. Электрические характеристики новой (приобретаемой) батареи (ёмкость и ток холодной прокрутки) должны быть не ниже, чем у отработавшей свой срок. При одинаковом значении ёмкости (у новой и старой батарей) значение тока холодной прокрутки у новой батареи может быть больше, чем у старой (при одинаковых режимах их определения). Это будет способствовать повышению надёжности пуска двигателя в зимний период;

- форма исполнения полюсных выводов и расположение их на аккумуляторной батарее (прямая и обратная полярность).

Большинство стартерных аккумуляторных батарей имеет полюсные выводы в виде усеченного конуса, размеры которых определены международными и национальными стандартами. Батареи, выпускаемые на предприятиях Российской Федерации, должны в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53165-2008 иметь размеры и форму, приведённые на Рис. 30 а. Такие же размеры полюсных выводов регламентируются стандартами МЭК, EN и SAE. На некоторых типах аккумуляторных батарей ёмкостью от 35 А·ч до 50 А·ч, которые устанавливаются на автомобилях, производимых в Японии, используются более тонкие полюсные выводы, с размерами согласно Рис. 30 в. Поэтому необходимо при замене подбирать батарею с размерами выводов, соответствующих размерам клемм вашего автомобиля.

Кроме того, если повернуть аккумуляторные батареи различных типов полюсными выводами к себе, можно заметить, что они различаются по расположению выводов. На большинстве отечественных и некоторых типах иностранных автомобилей положительный вывод будет находиться слева, а отрицательный – справа. Такое расположение выводов у нас называют «прямым». Оно в каталогах различных производителей может обозначаться символом «1» или буквой «L». На большинстве автомобилей зарубежного производства устанавливаются батареи, у которых положительный вывод расположен справа, а отрицательный – слева. Такое расположение выводов у нас называют «обратным», а в каталогах зарубежных производителей обозначают символом «0» или буквой «R». На легковых автомобилях, особенно у иностранных производителей, длина проводов для подключения батарей строго регламентирована и может оказаться недостаточной при подключении аккумуляторной батареи другой полярности.

В продаже имеются как сухозаряженные, так и залитые электролитом, заряженные батареи.

При необходимости немедленного использования, следует приобретать залитую и заряженную на заводе батарею. Она готова к работе и прошла заключительные стадии контроля качества после приведения её в действие.

На прилавке необходимо освободить аккумуляторную батарею от упаковки и осмотреть целостность её корпуса, наличие этикеток с обозначениями и техническими показателями. Качество заливаемого электролита и выполнения работ по приведению сухозаряженной батареи в рабочее состояние, наряду с качеством изготовления, в полной мере определяют её работоспособность и последующий срок службы.

При покупке залитой и заряженной аккумуляторной батареи, после удаления индивидуальной упаковки (термоусадочной плёнки) необходимо прямо на прилавке произвести следующие проверки (выполняет продавец):

- внимательно осмотреть корпус и крышку батареи на предмет отсутствия механических повреждений или течи электролита, а также наличие и состояние всех необходимых по ГОСТ маркировочных данных и т.п.;

- в батареях, имеющих пробки заливных горловин, проверить уровень и плотность электролита. Уровень во всех ячейках батареи должен быть не менее 10-15 мм. выше уровня сепараторов, плотность – не ниже 1,26 ±0.01 г/см3 при нормальном уровне электролита (на отметке «Макс»);

- замерить заряженность батареи путём измерения НРЦ на полюсных выводах (величина должна быть не менее 12,6 В);

- проверить работоспособность батареи на момент продажи при помощи нагрузочной вилки, обеспечивающей разряд на нагрузку током 100-200 А или тестера-пробника (например, BAT 121 фирмы BOSCH, Германия, или М 415 фирмы Midtronics, США, или иными приборами с аналогичными свойствами). Напряжение при разряде на нагрузочную вилку должно быть неизменным в течение не менее 5 секунд, а его величина будет зависеть от типа батареи и величины нагрузочного сопротивления. Как правило, оно бывает не ниже 11,0-11,5 В, в зависимости от ёмкости батареи. Тестер-пробник должен показать величину НРЦ не ниже 12,6 В, а ток холодной прокрутки – не ниже указанного в маркировке АКБ.

Выполнение этих операций позволяет обнаружить случайные механические повреждения корпуса батареи, убедиться в достаточной степени её заряженности и работоспособности.

Если показатели проверенной батареи не удовлетворяют покупателя, он вправе отказаться от неё и поменять на другую батарею. Измеренные показатели аккумуляторной батареи должны быть занесены продавцом в гарантийный талон, так как они могут быть востребованы при возможных последующих претензиях к батарее и учтены в пункте гарантийного обслуживания при обращении владельца.

Уточните у продавца или консультанта особенности эксплуатации данной батареи, если таковые имеются, а также методы её диагностики в процессе эксплуатации.

ПОДГОТОВКА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Наши рекомендации