Задача 2.1. Базовая модель управления запасами

Рассчитайте параметры базовой модели управления запасами при следующих исходных данных:

Показатель Варианты
Спрос, шт/год
Период поставки, дн
Цена продукции, руб/шт
Затраты на доставку партии груза, руб
Норма прибыли, %/год 6% 15% 6% 8% 5% 10%
Количество рабочих дней в периоде

К числу параметров базовой модели относятся: оптимальная партия поставки, период заказа, количество поставок в течение года, точка заказа, средний уровень запасов и общие затраты.

Задача 2.2. Модель точки заказа

Рассчитайте параметры модели точки заказа при следующих исходных данных:

Показатель Варианты
Спрос, шт/год
СКО спроса, шт/год
Период поставки, дн
Цена продукции, руб/шт
Затраты на доставку партии, руб
Норма прибыли, %/год 15% 10% 14% 12% 13% 7%
Вероятность покрытия за период LT, % 80% 75% 75% 70% 70% 95%
Величина штрафа, руб/шт 13,4 8,04 12,06 5,82 5,6 11,12
Количество рабочих дней в периоде

К числу параметров модели точки заказа относятся: оптимальная партия поставки, период заказа, количество поставок в течение года, точка заказа, средний уровень запасов, общие затраты и уровень сервиса.

Задача 2.3. Модель периода заказа

Рассчитайте параметры модели периода заказа при следующих исходных данных:

Показатель Варианты
Спрос, шт/год
СКО спроса, шт/год
Период поставки, дн
Цена продукции, руб/шт
Затраты на доставку партии, руб
Норма прибыли, %/год 6% 11% 9% 8% 10% 9%
Вероятность покрытия (T+LT), % 95% 80% 70% 80% 80% 95%
Величина штрафа, руб/шт 10,44 3,18 2,48 12,6 4,68 3,35
Количество рабочих дней в периоде

К числу параметров модели точки заказа относятся: оптимальный период заказа, количество поставок в течение года, максимальный уровень запасов, средний уровень запасов, общие затраты и уровень сервиса.

ТЕМА 3. ЗАДАЧИ О ПЕРЕВОЗКАХ

Задача развозки грузов и ее решение

Сущность задачи развозки

Задача развозки – это транспортная задача по доставке мелкопартионных грузов из распределительного центра (РЦ), например, оптовой базы, склада, грузового терминала и пр., множеству получателей, расположенных в районе развозки. Отличительной чертой задачи развозки является движение транспортных средств по радиальным и кольцевым маршрутам, как это показано на рисунке:

Радиальный маршрут – это направление движения транспортного средства от исходного пункта О до пункта назначения А и обратно в пункт О (О-А-О).

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru

Рис. 3.1. Схема радиального маршрута

Кольцевой маршрут – это направление движения транспортного средства от исходного пункта О до пункта А, через пункты A, B, C, … до пункта N и от пункта N обратное движение к пункту О (O-A-B-C-…-N-O).

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru

Рис. 3.2. Схема кольцевого маршрута

Радиальные маршруты используются в тех случаях, когда объем спроса у получателя сопоставим или даже превышает грузоподъемность автомобиля.

Пример 1

В пункты A, B и C необходимо доставить груз X. Единица измерения груза X – штуки. Объем спроса по пунктам назначения: А = 450 шт., B = 500 шт., C = 750 шт. Грузовместимость транспортного средства – 500 шт.

Очевидно, что в рассматриваемом случае доставка груза X может осуществляться только по радиальным маршрутам. При этом в пункт C груз будет доставлен в два этапа – сперва 500, а затем 250 шт. Решение задачи представлено в следующей таблице:

Таблица 3.1

№ п/п Маршрут Объем доставки, шт Коэффициент заполнения кузова
O-A-O 0,90
O-B-O 1,00
O-C-O 1,00
O-C-O 0,50

Кольцевые маршруты используются в тех случаях, когда объем спроса существенно меньше грузовместимости автомобиля. В этом случае в кузовном отсеке транспортного средства формируется сборный груз, предназначенный сразу для нескольких получателей.

Пример 2

Исходные те же, что и в примере 1, кроме объема спроса по пунктам назначения: А = 145 шт., В = 80 шт., С = 200 шт. Суммарный объем спроса составляет 145 + 80 + 200 = 425 шт.

Этот объем меньше грузовместимости транспортного средства, а потому для пунктов A, B и C формируется сборный груз, который будет развозиться по кольцевому маршруту O-A-B-C-O. При этом коэффициент заполнения кузова составляет 425/500 = 0,8.

O Задача для самостоятельного решения

Из исходного пункта, в котором располагается грузовой терминал, необходимо доставить грузы 12 получателям. Координаты исходного пункта: x0 = 10, y0 = 15. Грузовместимость транспортного средства 1500 шт.

Координаты и объем спроса получателей представлены в следующей таблице:

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru

i xi yi qi i xi yi qi

где xi, yi – координаты i-го получателя, qi – объем спроса i-го получателя, шт.

Требуется построить оптимальную схему развозки грузов получателям, при которой суммарный пробег автотранспорта будет минимальным.

I Рекомендации по решению задачи

Возьмите лист в клеточку, отложите на нем оси декартовой системы координат Ox и Oy и отметьте в этой системе точками места расположения грузового терминала и 12 получателей. Далее, опираясь на Вашу интуицию, нанесите на карту маршруты движения транспортных средств от исходного пункта к пунктам назначения и обратно. Старайтесь, по возможности, использовать кольцевые маршруты вместо радиальных – кольцевые маршруты считаются более эффективными. Вместе с тем следите, чтобы объем перевозки по любому из маршрутов не превосходил грузовместимости автомобиля. После нанесения маршрутов измерьте по линейке длину каждого из маршрутов, сложите и переведите полученную величину в километры.

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru Для сравнения постройте два или три варианта развозки и сравните их при критерию суммарного пробега автотранспорта.

Метод Кларка-Райта

Метод Кларка-Райта был разработан двумя британскими учеными Г. Кларком (G. Clarke) и Дж.В. Райтом (J.W. Right)[2]. Несмотря на давность разработки (метод опубликован в 1963 г.), он до сих пор остается самым популярным методом для решения данной задачи, о чем свидетельствует практика его применения.

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru Метод Кларка-Райта относится к числу приближенных, итерационных методов и предназначается для компьютерного решения задачи развозки. Погрешность решения не превосходит в среднем 5-10%. Достоинствами метода являются его простота, надежность и гибкость, что позволяет учитывать целый ряд дополнительных факторов, влияющих на конечное решение задачи.

Рассмотрим метод Кларка-Райта на примере. За основу возьмем исходные данные из предыдущего пункта, где предлагалась задача для самостоятельного решения (таблица 3.2). Местоположение оптовой базы и 12 получателей, а также объем поставок каждому получателю приведены на рисунке 3.3. На этом же рисунке указана и исходная схема развозки грузов. Согласно исходной схеме, для доставки груза каждому отдельному получателю организуется отдельный маршрут. Например, водитель загружает в кузов партию 450 шт. и везет ее в пункт 1, там разгружается, затем возвращается на базу, берет вторую партию 400 шт. и везет ее в пункт 2 и т.д. Таким образом, исходная схема развозки включает в себя только радиальные маршруты движения автомобиля, причем количество радиальных маршрутов совпадает с количеством получателей. В данном случае, схема развозки состоит из 12 радиальных маршрутов.

Суть метода заключается в том, чтобы, отталкиваясь от исходной схемы развозки, по шагам перейти к оптимальной схеме развозки с кольцевыми маршрутами. С этой целью вводится такое понятие, как километровый выигрыш. Обратимся к рисунку 3.4:

 
  Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru

На рисунке 3.4 отображены две схемы развозки. Схема развозки А (слева) обеспечивает доставку грузов в пункты 1 и 2 по радиальным маршрутам. В этом случае суммарный пробег автотранспорта равен:

LА = d01­ + d10 + d02 + d20 = 2d01 + 2d02

Схема развозки B предполагает доставку грузов в пункты 1 и 2 по кольцевому маршруту. Тогда пробег автотранспорта составляет:

LB = d01 + d12 + d02

Схема В по показателю пробега автотранспорта дает, как правило, лучший результат, чем схема А. И поэтому при переходе от схемы А к схеме В получаем следующий километровый выигрыш:

s12 = LA – LB = d01 + d02 – d12

В общем случае мы имеем километровый выигрыш:

sij = d0i + d0j – dij

где Sij – километровый выигрыш, получаемый при объединении пунктов i и j, км; d0i, doj – расстояние между оптовой базой и пунктами i и j соответственно, км; dij – расстояние между пунктами i и j, км.

Теперь вернемся к нашему примеру. Рассчитаем расстояния между пунктами 0, 1 и 3 по формуле:

Задача 2.1. Базовая модель управления запасами - student2.ru км

Аналогично получаем, что d03 = 12,37 и d13 = 12,65. Тогда для пунктов 1 и 3 получаем километровый выигрыш:

s13 = 7 + 12,37 – 12,65 = 6,72 » 6,7 км.

Полученные значения заносим в следующую таблицу, где представлены расстояния между пунктами dij (правая верхняя часть матрицы) и километровые выигрыши sij (левая нижняя часть матрицы):

Таблица 3.3

Наши рекомендации