Задача 2.1. Базовая модель управления запасами
Рассчитайте параметры базовой модели управления запасами при следующих исходных данных:
Показатель | Варианты | |||||
Спрос, шт/год | ||||||
Период поставки, дн | ||||||
Цена продукции, руб/шт | ||||||
Затраты на доставку партии груза, руб | ||||||
Норма прибыли, %/год | 6% | 15% | 6% | 8% | 5% | 10% |
Количество рабочих дней в периоде |
К числу параметров базовой модели относятся: оптимальная партия поставки, период заказа, количество поставок в течение года, точка заказа, средний уровень запасов и общие затраты.
Задача 2.2. Модель точки заказа
Рассчитайте параметры модели точки заказа при следующих исходных данных:
Показатель | Варианты | |||||
Спрос, шт/год | ||||||
СКО спроса, шт/год | ||||||
Период поставки, дн | ||||||
Цена продукции, руб/шт | ||||||
Затраты на доставку партии, руб | ||||||
Норма прибыли, %/год | 15% | 10% | 14% | 12% | 13% | 7% |
Вероятность покрытия за период LT, % | 80% | 75% | 75% | 70% | 70% | 95% |
Величина штрафа, руб/шт | 13,4 | 8,04 | 12,06 | 5,82 | 5,6 | 11,12 |
Количество рабочих дней в периоде |
К числу параметров модели точки заказа относятся: оптимальная партия поставки, период заказа, количество поставок в течение года, точка заказа, средний уровень запасов, общие затраты и уровень сервиса.
Задача 2.3. Модель периода заказа
Рассчитайте параметры модели периода заказа при следующих исходных данных:
Показатель | Варианты | |||||
Спрос, шт/год | ||||||
СКО спроса, шт/год | ||||||
Период поставки, дн | ||||||
Цена продукции, руб/шт | ||||||
Затраты на доставку партии, руб | ||||||
Норма прибыли, %/год | 6% | 11% | 9% | 8% | 10% | 9% |
Вероятность покрытия (T+LT), % | 95% | 80% | 70% | 80% | 80% | 95% |
Величина штрафа, руб/шт | 10,44 | 3,18 | 2,48 | 12,6 | 4,68 | 3,35 |
Количество рабочих дней в периоде |
К числу параметров модели точки заказа относятся: оптимальный период заказа, количество поставок в течение года, максимальный уровень запасов, средний уровень запасов, общие затраты и уровень сервиса.
ТЕМА 3. ЗАДАЧИ О ПЕРЕВОЗКАХ
Задача развозки грузов и ее решение
Сущность задачи развозки
Задача развозки – это транспортная задача по доставке мелкопартионных грузов из распределительного центра (РЦ), например, оптовой базы, склада, грузового терминала и пр., множеству получателей, расположенных в районе развозки. Отличительной чертой задачи развозки является движение транспортных средств по радиальным и кольцевым маршрутам, как это показано на рисунке:
Радиальный маршрут – это направление движения транспортного средства от исходного пункта О до пункта назначения А и обратно в пункт О (О-А-О).
Рис. 3.1. Схема радиального маршрута
Кольцевой маршрут – это направление движения транспортного средства от исходного пункта О до пункта А, через пункты A, B, C, … до пункта N и от пункта N обратное движение к пункту О (O-A-B-C-…-N-O).
Рис. 3.2. Схема кольцевого маршрута
Радиальные маршруты используются в тех случаях, когда объем спроса у получателя сопоставим или даже превышает грузоподъемность автомобиля.
Пример 1
В пункты A, B и C необходимо доставить груз X. Единица измерения груза X – штуки. Объем спроса по пунктам назначения: А = 450 шт., B = 500 шт., C = 750 шт. Грузовместимость транспортного средства – 500 шт.
Очевидно, что в рассматриваемом случае доставка груза X может осуществляться только по радиальным маршрутам. При этом в пункт C груз будет доставлен в два этапа – сперва 500, а затем 250 шт. Решение задачи представлено в следующей таблице:
Таблица 3.1
№ п/п | Маршрут | Объем доставки, шт | Коэффициент заполнения кузова |
O-A-O | 0,90 | ||
O-B-O | 1,00 | ||
O-C-O | 1,00 | ||
O-C-O | 0,50 |
Кольцевые маршруты используются в тех случаях, когда объем спроса существенно меньше грузовместимости автомобиля. В этом случае в кузовном отсеке транспортного средства формируется сборный груз, предназначенный сразу для нескольких получателей.
Пример 2
Исходные те же, что и в примере 1, кроме объема спроса по пунктам назначения: А = 145 шт., В = 80 шт., С = 200 шт. Суммарный объем спроса составляет 145 + 80 + 200 = 425 шт.
Этот объем меньше грузовместимости транспортного средства, а потому для пунктов A, B и C формируется сборный груз, который будет развозиться по кольцевому маршруту O-A-B-C-O. При этом коэффициент заполнения кузова составляет 425/500 = 0,8.
O Задача для самостоятельного решения
Из исходного пункта, в котором располагается грузовой терминал, необходимо доставить грузы 12 получателям. Координаты исходного пункта: x0 = 10, y0 = 15. Грузовместимость транспортного средства 1500 шт.
Координаты и объем спроса получателей представлены в следующей таблице:
i | xi | yi | qi | i | xi | yi | qi |
где xi, yi – координаты i-го получателя, qi – объем спроса i-го получателя, шт.
Требуется построить оптимальную схему развозки грузов получателям, при которой суммарный пробег автотранспорта будет минимальным.
I Рекомендации по решению задачи
Возьмите лист в клеточку, отложите на нем оси декартовой системы координат Ox и Oy и отметьте в этой системе точками места расположения грузового терминала и 12 получателей. Далее, опираясь на Вашу интуицию, нанесите на карту маршруты движения транспортных средств от исходного пункта к пунктам назначения и обратно. Старайтесь, по возможности, использовать кольцевые маршруты вместо радиальных – кольцевые маршруты считаются более эффективными. Вместе с тем следите, чтобы объем перевозки по любому из маршрутов не превосходил грузовместимости автомобиля. После нанесения маршрутов измерьте по линейке длину каждого из маршрутов, сложите и переведите полученную величину в километры.
Для сравнения постройте два или три варианта развозки и сравните их при критерию суммарного пробега автотранспорта.
Метод Кларка-Райта
Метод Кларка-Райта был разработан двумя британскими учеными Г. Кларком (G. Clarke) и Дж.В. Райтом (J.W. Right)[2]. Несмотря на давность разработки (метод опубликован в 1963 г.), он до сих пор остается самым популярным методом для решения данной задачи, о чем свидетельствует практика его применения.
Метод Кларка-Райта относится к числу приближенных, итерационных методов и предназначается для компьютерного решения задачи развозки. Погрешность решения не превосходит в среднем 5-10%. Достоинствами метода являются его простота, надежность и гибкость, что позволяет учитывать целый ряд дополнительных факторов, влияющих на конечное решение задачи.
Рассмотрим метод Кларка-Райта на примере. За основу возьмем исходные данные из предыдущего пункта, где предлагалась задача для самостоятельного решения (таблица 3.2). Местоположение оптовой базы и 12 получателей, а также объем поставок каждому получателю приведены на рисунке 3.3. На этом же рисунке указана и исходная схема развозки грузов. Согласно исходной схеме, для доставки груза каждому отдельному получателю организуется отдельный маршрут. Например, водитель загружает в кузов партию 450 шт. и везет ее в пункт 1, там разгружается, затем возвращается на базу, берет вторую партию 400 шт. и везет ее в пункт 2 и т.д. Таким образом, исходная схема развозки включает в себя только радиальные маршруты движения автомобиля, причем количество радиальных маршрутов совпадает с количеством получателей. В данном случае, схема развозки состоит из 12 радиальных маршрутов.
Суть метода заключается в том, чтобы, отталкиваясь от исходной схемы развозки, по шагам перейти к оптимальной схеме развозки с кольцевыми маршрутами. С этой целью вводится такое понятие, как километровый выигрыш. Обратимся к рисунку 3.4:
На рисунке 3.4 отображены две схемы развозки. Схема развозки А (слева) обеспечивает доставку грузов в пункты 1 и 2 по радиальным маршрутам. В этом случае суммарный пробег автотранспорта равен:
LА = d01 + d10 + d02 + d20 = 2d01 + 2d02
Схема развозки B предполагает доставку грузов в пункты 1 и 2 по кольцевому маршруту. Тогда пробег автотранспорта составляет:
LB = d01 + d12 + d02
Схема В по показателю пробега автотранспорта дает, как правило, лучший результат, чем схема А. И поэтому при переходе от схемы А к схеме В получаем следующий километровый выигрыш:
s12 = LA – LB = d01 + d02 – d12
В общем случае мы имеем километровый выигрыш:
sij = d0i + d0j – dij
где Sij – километровый выигрыш, получаемый при объединении пунктов i и j, км; d0i, doj – расстояние между оптовой базой и пунктами i и j соответственно, км; dij – расстояние между пунктами i и j, км.
Теперь вернемся к нашему примеру. Рассчитаем расстояния между пунктами 0, 1 и 3 по формуле:
км
Аналогично получаем, что d03 = 12,37 и d13 = 12,65. Тогда для пунктов 1 и 3 получаем километровый выигрыш:
s13 = 7 + 12,37 – 12,65 = 6,72 » 6,7 км.
Полученные значения заносим в следующую таблицу, где представлены расстояния между пунктами dij (правая верхняя часть матрицы) и километровые выигрыши sij (левая нижняя часть матрицы):
Таблица 3.3