Сказка одной маленькой девочки, записанная дословно

Жил – был маленький трамвайчик. Он был как квадрат на стене, на потолке. А когда он сдувался, он был как треугольник на стене. («Ну чего ты не понимаешь, квадраты у нас большие, а треугольники маленькие; видишь, они на стене нарисованные»). И вот однажды он приехал к девочке. Такой же как я. Арина…Арина её зовут. Она жила в

Москве, в доме… И вот однажды он спросил у Арины: «Можно мне покатать?»

И он стал у меня жить. Он был необычным трамваем. Большим мог надуваться, как большой трамвай, и ещё надуваться мог поменьше. Как квадрат на стене.

Очень похож на обычный. Он был необычным трамваем, а игрушко-перевозным.

(«Ты меня перебиваешь опять!»)

И спросил он у Арины: «Нет ли где пожить и перевозить игрушки?». Арина сказала: «Пожалуйста, у меня много игрушек». И он стал у неё жить.

Интересно, что обычно сам ребёнок предпочитает сочинять сказки какого-то одного типа (технические или приключенческие, или бытовые, или про животных и т. п.) Само по себе это не плохо и говорит о том, чем человек особенно увлекается. Но всё-таки старайтесь расширять детский репертуар: широкий кругозор и разные умения ещё никому в жизни не помешали. Не настаивайте, конечно, а просто сами рассказывайте разные сказки, побуждайте интерес к многообразию и гармонии мира.

Мальчики любят сочинять «технические» и, как назвал их один малыш, «сражательные» сказки. Девочки больше любят волшебные, с лирикой и природой, там, где герои вступают в какие-то взаимоотношения.

И почти вся детвора любит взрослых учить. Нравоучительные сказки, с моралью для пап-мам и прочих родственников набирают силу как раз в предшкольном возрасте. Вот так, в заувалированной форме, дети дают нам своеобразные методические рекомендации. И знаете, к ним стоит прислушаться.

У фей был бал. В лесу. Этот лес был далеко – далеко, и феи летали туда на тучках. А одна феечка на бал не полетела, её мама, королева такая, не пустила. А сама на свои балы ходила, Каждый день уходила,

«Я скоро приду…». Феечка скучала, и тучка её скучала. И тут приходит одна волшебница с палочкой такой волшебной и говорит…»

Или вот так:

«А ты посмотри на небо и успокойся, – сказал юный сказочник своей расстроенной маме. – Тебе оттуда Ангелы улыбнуться – и все», – в общем-то отличная рекомендация – сказка от шестилетки.

Созвездие Гончих Невидимок

Надо сказать (вы, верно, и сами замечали), что дети – слушатели активные, в сюжет то и дело вмешиваются. Подсказывают (когда сказка до дыр зачитана, вызубрена назубок), «почемучкают», если новенькая, вставляют свои советы и замечания.

К чему это я? Да к тому, что ребёнок такую идею подскажет – закачаешься! Детский ум ещё не зашорен, и бирочки «так бывает» – «так не бывает» пока не развешаны…

Вот сегодня за вечерним чаем, за лёгкой болтовнёй как-то само-собой получилась сказка. И, кажется, будет она не одна. Подобные находки могут открыть целую сказочную серию. Главное – идею не упустить.

– Ну-с, что тебе рассказать? – спросила я.

– Теремок! Где мужик горшки вёз, а один потерял…

Теремок так «Теремок». – (соглашаюсь, а сама вздыхаю: надоел как!) – Рассказываю. Как ехал мужик, как горшок обронил, как прилетела муха, удивилась – обрадовалась и стала в горшок стучаться…

– Муха стала стучаться в теремок (рассказываю и изображаю) «Тук – тук!» – не отвечают. «Тук – тук! Да кто же там?.. А там…, а там…, – и тут я забуксовала: Элька – эрделька отвлекла: строя умильные глазки и громко сопя носом, она выпрашивала очередной кус печенья.

– А там… (господи, да кто же там, запамятовала)…а там…

– Невидимка! – выпаливает Арина.

– А?

А действительно, а что же будет, если первым заберётся в теремок Невидимка? Совершенно невидимый, а?

Итак, впустили мы Невидимку в сказку. Принялись прикидывать – сочинять, что будет?

Познакомилась с Невидимкой Муха, они подружились. Живут – поживают… Но ведь Невидимку Муха не видит!

… Стала муха садиться за стол, ужинать. Пододвинула стульчик, присела: «Ой! Ой-ёй!!!»… а там – сидит Невидимка. Стала ложиться в кроватку…Только прилегла – как подскочит: «Ой! – кричит – Невидимка!». Пошла за водой – «бац!». Споткнулась – шлёпнулась – растянулась, хорошо, что летать умеет…

Детка заливается смехом: так живо ей видятся эти картинки. Я удваиваю старания.

Задумалась Муха: ну нельзя же так жить, надо…надо…как – то сделать Невидимку видимым…… (вспоминая Уэльса, прикидываю, что бы на него натянуть, чтоб одежда его выдавала) …и тогда она решила одеть не него…надеть…

– Шапку! Видимку! – кричит Арина. (Действительно, зачем же ещё настоящему Невидимке настоящие шапки? Ему волшебная нужна, вот такая – Видимка?!)

– А где же её взять? – спрашиваю резвого ребёнка, и та выдаёт без запинки:

– Муха была в кофточке. А на кофточке карман. Там лежала

шапка – видимка!

(Вы представляете, какой сказочный простор, просто восточно-евопейская равнина)

Так у нас и лисица рыжая, и волк и медведь решили побороться с невидимками, которых налетело… правильно, видимо-невидимо. Просто Созвездие Гончих Невидимок какое-то… А потом сам – собою придумался дом, где Невидимки эти живут. Нет, не дом, а родная планета, которая далеко – далеко, во-он вокруг той звезды вращается; тоже, конечно, невидимая… Но, как сказал ребёнок, космическая и очень красивая.

Палочка – выручалочка

Определяясь с героями сказки, решите:

• какой ваш герой (шустрый, ленивый, медлительный, напористый, любопытный и т. п.);

• какой у него характер (вредный, покладистый, драчун, страшно застенчивый и т. п.);

• что он очень-очень не любит;

• что он любит (покушать, например, или поспать);

• какими свойствами он обладает (в нашем варианте, например, тем, что Невидимку никто не видят, а слышат все);

• подумайте, как эти (его) особенности можно обыграть.

Сказки сочиняют не только малыши. Школьники тоже охотно сочиняют сказки. И совсем уже «сказочный бум» начинается у многих подростков, и у мальчиков, и у девочек. Чаще всего, правда, законченного повествования у них не получается; оно меняется изо дня в день, сюжет то собирается, то разваливается, то делает крутой вираж, то течёт длинно, долго и монотонно… Фентези – сказка.

Вам очень повезёт, если вы окажетесь слушателем такой бесконечной истории.

Слушайте, думайте, запоминайте!

Как линза собирает солнечные лучи, так в нескончаемой этой сказке собираются, отражаются жизненные перепетии подростка, и то, что его волнует, и тайные мысли, запрятанные в душе, и попытка понять – мир и себя, и место, которое ему предназначено в большом человечьем мире.


Наши рекомендации