И снова о том самом хвостике

Что случилось с ребёнком, выяснилось очень просто. Малышка нарисовала и маму, и папу, и няню. Себя – рядом с няней. Папу с газетой, маму с коляской. Только братишки, который должен находиться в этой коляске, она совсем не желала рисовать. Даже когда её попросили.

Маленькая девочка чувствовала себя заброшенной и одинокой. И единственный способ, который она нашла, чтобы привлечь к себе родительское внимание, оказался тот самый хвостик, который она прицепила. Вышло, конечно, случайно: привязала верёвочку – все

рассмеялись, стали шутить и расспрашивать, что за киска или собачка тут завелась. Потом, когда внимание из весёлого превратилось в другое – настойчивое, взволнованное и т. п. – малышка тем более от хвостика не могла отказаться. Да пусть хоть ругают – главное, оторвались от своего «новенького» малыша (а её соперника) и снова ею занялись.

Как решить «хвостатую» проблему? (Чтоб при этом она не модернизировалась в какую-то ещё, похуже)

Только так. Ребёнок должен понять (и поверить), что он не заброшен, не оттеснён, что он – дорогой и любимый, родной человек.

Ответ: Когда дети перестают верить в родительскую любовь – что получается в результате? Да ничего хорошего: сплошные проблемы и сплошное взаимонепонимание[2].

Проблемы решаем… в домашнем театре

«Ах, как они стояли на двух лапках, приятели – злодеи!», – сказала внучка о наших домашних зверьках

А почему бы сказки не разыграть? Теневой театр и подобные игровые занятия сами по себе для ребёнка очень полезны. А уж если с вашим ребёнком что-то не так (например, часто нервничает, засыпает плохо, «обзавёлся» нервным тиком и т. п. неприятные неожиданности) могут оказаться настоящей палочкой – выручалочкой.

Теневой театр

Тени на стене. Это таинственно и красиво. Это поможет и сказки сочинять, и решать наболевшие вопросы (например, как обойтись без капризов; обучать правилам поведения, помочь малышу избавляться от страхов и др.)

Всё очень просто. На тумбочку, отодвинув её от стены, включаете настольную лампу. Сцена готова.

Театр ваш может быть в двух вариантах: ручной и картонный.

«Ручной» подойдёт для разминки. Включите лампу, и между нею и стеной протяните свою руку. Покрутите, пошевелите пальцами, покажите собачку, «полайте». Покажите, как летит птица… После

нескольких фигур, которые вы изобразите, малыша даже и приглашать не надо будет, тут же кинется повторять.

Когда наиграется вволю, когда исчерпается и ваше воображение, вы можете создать новый театр. Картонный.

Картонный теневой театр

Впрочем, может быть и бумажный, и пластиковый, и пластилиновый, да хоть железный.

Делается он так. Возьмите тонкие листы картона и нарисуйте на них разных зверушек и/или героев сказок. (А можете не рисовать, а обвести по трафарету.). Вырежьте. И каждую насадите на палочку (ещё проще – приклейте к фигуркам узкие полоски из плотного картона). Вот и всё. Берёте нужного героя и разыгрываете сказку. Можно – знакомую. А можно в неё добавить свой новенький персонаж. А можно смешать героев из разных сказок.

Театр вам очень пригодится, если надо подкорректировать поведение ребенка, разобрать какую-то ситуацию, в которой он не очень-то корректно повёл себя, разобрать ошибки. Большой плюс – то, что ребёнка такие разборки совсем не унизят, наоборот, он с большим интересом посмотрит на себя со стороны. А вы, разыгрывая сценки, покажете ему не только, что «плохо», а и то, как выйти из такой ситуации (как ему надо было поступить), чтобы впредь стало «хорошо».

Даже ваш «среднеклассник» с его обострённым самолюбием получит полезные уроки – и ничуть не обидится. Ну что тут обидного: разыграть для младшего братца-детсадовца сказку «Умный заяц» – про то, как свинка ходила к нему в гости. Разыграет и невольно посмотрит на себя со стороны. И выучит или закрепит правила поведения, правила

безопасности…[3]

Сказка «Хрюшка за обедом» поможет уяснить малышу, почему же не надо чавкать и болтать за столом. Сделайте целый «хрюшечный» сериал, и пусть малыш обучает эту бестолковую хрюшку правилам поведения. «Как Хрюшка ходила в гости», «Как Хрюшка ночью пела

песни», «Как Хрюшка ездила в машине». Разыгрывайте разные ситуации, проигрывайте опасные моменты. Теоретически как обращаться с огнём дети все знают. А практически? Теневой театр поможет убедиться, знает или нет, а если нет – то объяснить и закрепить. Например, встретились, например, Снегурочка и Буратино. И заговорили о том, чем опасен огонь, и что может с ними случиться. И что делать, если начался пожар. И как звать на помощь, и как самому спасаться.

Маленькие дети, в отличие от взрослых, воспринимают и познают мир буквально всеми органами чувств. Для них главное – не послушать, а попробовать (пощупать, потрясти, ощутить на вкус), так они приобретают чувственный опыт, наиболее запоминающийся.

Для больших деток тоже не менее важно узнать что-либо не только ушами. Чем больше органов чувств задействовано – тем лучше запомнится.

Чтоб сочинить очередной спектакль для своего театра, можно просто подойти и выбрать из кучи фигурок какую-нибудь наугад. Вот это – ваш герой. В какую переделку попал он сегодня?

Упаковки для… театра

Баночки, флакончики, пузырьки и пробки. Превратите их в актёров. Из них тоже можно делать всевозможных персонажей для вашей сказки и тоже разыгрывать целые представления. Кроме того, дошколята совсем не против, когда вместо привычной, в деталях проработанной игрушки, где всё за тебя продумано и придумано, можно взять и запустить в игру нечто неопределённое, условно похожее. Чуть похож, одна-две говорящие детали – прекрасно: остальное дорисует воображение. Приделал к баночке колпачок и нарисовал глаза – уже Буратино с длинным носом. Изящный длинный флакон из-под духов превратится в Принцессу. Баночка из-под кофе – в добрую колдунью, а «мужественный» флакон мужской парфюмерии – в рыцаря, в королевича, в богатыря. Пробки из-под шампуня – чем не кареты… А лошадками у нас кто будут? Конечно же, пузырьки. Кому добавил ушки и

хвостики из пластилина, кому – шляпку или юбочку, из обрезанного детского носочка – и к выходу на сцену трупа готова.

Театр на пальчиках

Берёте пробку от любого флакона, приклеиваете глазки, ушки, ротик. (Можно рисовать лаком для ногтей). Размер и форма зависит от того, кого вы сейчас создаёте.

Стоит покрасить туловище пробок из-под шампанского в полоску – выйдут отличные человечки – матросики в шапочках. Чуть обрезать пробку – выйдет лодочка. Пластиковые бутылки (небольшие) тоже подойдут, они – большие корабли, если разрезать их поперёк.

Наденьте на пальчики «актеров», поверните стул спинкой к зрителю, накиньте на него какую-нибудь шаль – получилась сцена для кукольного театра. Спектакль начинается! Почти как в настоящем кукольном театре.

Пробки пробковые, настоящие. В каждую воткните зубочистку (затупив нижний конец). За него удобно держать и водить своего человечка, и разыгрывать сценки – если сделать компанию. А, наигравшись, эффектно расставить (воткнув зубочистки в тот же пластилин). А что нам мешает вылепить пластилиновый домик, дорогу, лес и т. п. – разыгрывать новые сценки?

Совсем забавно, если в полую пробку вы насыплете чуть – чуть земли и посеете травку (кошачью, которая продаётся в магазине). Отличная вырастет причёска, например, для кикиморы.

Для лучшего оформления ваших театров, можно использовать ещё проволочки, узкие ленточки от упаковок, нитки, цветную бумагу, птичьи пёрышки из той же подушки, покрасить их – чем не Жар-птица. Или Синяя птица счастья, которая прилетела в ваш дом. А почему бы и нет?

ГЛАВА 5. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ!

– Иа, у меня к тебе только один вопрос. Что делает Кристофер Робин по утрам?

– Что делает Кристофер Робин по утрам? Он учится. Он получает образование. Он обалдевает – по-моему, он употребил именно это слово, но, может быть, я и заблуждаюсь, – он обалдевает знаниями. В меру своих скромных сил я также – если я правильно усвоил это слово – обал…делаю то же, что и он.».

А. А. Милн «Вини-Пух и все, все, все»

И снова о том самом хвостике - student2.ru

Ребёнок, чинно шагающий рядом с мамой – это такой же нонсенс, как снег в средине мая. То есть снег-то выпасть может, но не просто так, а по особому случаю. И этот случай нас очень и очень удивит.

Если ребёнок шагает замедленно-чинно, если не вертится – не прыгает – не скачет – значит, или случилось что-то невероятное, или он

выполняет особую миссию, требующую особой сосредоточенности от него. (Несёт, например, баночку, а в баночке – тритончик из ближайшего пруда…) Или решает в уме какую-то сверхважную задачу (как уговорить маму свернуть во-он к тому киоску…). Так, по крайней мере, было всегда.

И мамы и папы скакали, и бабушки скакали, и дедушки – когда были детьми. А вот современные дети вприскочку передвигаться стали почему-то редко. Пока не будем углубляться в вопрос, как родители сумели добиться этого, а обратим внимание вот на что: у детей исчезает такая естественная манера передвижения как поскок. А между тем манера ходьбы как ничто другое отражает то, что в данный момент сидит у человека внутри. Внутри шумно и радостно – ребёнок скачет. Внутри грустно – плечи опустятся, ножки начнут загребать и подшаркивать. Это очень странно, это – настораживает, что дети всё реже ходят вприпрыжку.

Заметили? Современные дети спокойно и чинно хотят гораздо чаще, чем им положено по возрасту. О чём это говорит? Пожалуй, о грустном. О нехватке движения, мышечной радости и о том, что они сызмальства научаются сдерживать себя. А может быть даже – и подавлять. Сдерживать, подавлять, а потом и скрывать свои настоящие чувства.

Тест – Задание для родителей

Понаблюдайте в течение дня за своим ребёнком. Чего бывает больше: он идёт просто (размеренным шагом взрослого человека) или вприскочку?

Вот сейчас – отложите книгу и позовите своего ребёнка. И посмотрите, каким манером он откликнется на ваш зов. Подойдёт? Подбежит? Или что-то буркнет, не отрываясь от экрана телевизора?

Малышки и книжки

Ребёнок, чинно шагающий рядом с мамой – это такой же нонсенс, как снег в средине мая. То есть снег-то выпасть может, но не просто так, а по особому случаю… И ничего хорошего он природе не принесёт…

И вовсе не обязательно быть строгим родителем, чтоб отучить ребёнка скакать. Достаточно загрузить его «воспитательными моментами» как следует – по самые уши. И это не обязательно будут одёргивания и строгий контроль. С излишней строгостью, с битьём и телесными наказаниями нынешние родители расстаются уже (и слава Богу!). Но свято место пусто не бывает. Современные мамы и папы (и прочие близкие родственники) придумали ещё один, новенький, способ прижать ребёнка к ногтю.

И название-то у него такое хорошее, что предвидим! сейчас, вот сию минуту, прочитав последующие строки, кто-то из родителей ужасно возмутится. Потому что этот способ безумно популярен. Потому что те, кто не привлёк его в свои воспитательные мероприятия, прогрессивным родителем не считается, он автоматически будет выбит из почётного лагеря родителей передовых. Потом что, возможно, вы тоже увлекаетесь им.

Да, вы поняли нас правильно. Мы говорим о раннем развитии.

Как-то снимали на видео мы одного двух-с-половиной-летнего мальчика, по всем приметам развитого и способного: все буквы знает, все цифры знает и даже читает кой-какие слова. Одно только было странно: и двигался он, и выполнял он мамины задания как в замедленном кино. Зато мама действовала весьма инициативно – на ускорении: «Толик, покажи букву «Й», Толик, это какая циферка/ буква…сынок,…Толичек, дай мне два яблока… Ой! Зачем тебе эта машинка? Положи, нет, скажи, какого она цвета, а, Толичек! Толик!!! Туда нельзя…а это что?.. сиди…не крутись…что тебе мама сказала? Конфетку? Дам, сейчас дам, будь умницей, Где буква «Т»… мама ждёт…да положи же ты эту машинку! Что здесь написано…почитай…Почитай-ка это слов…».

Пятнадцать минут непрерывного действа…и лёгкий кошмар от слегка помешавшейся мамы.

«Какой же мужественный ребёнок», – подумалось мне тогда. Я с уважением глядела на мальчика.

«Вы знаете, он совсем не любит играть, вот так сидит целый день, буковки смотрит, сейчас вот начали геометрические фигуры изучать…», – то ли сетовала, то ли гордилась она. А под занавес, когда процесс наконец-то закончился, и мама с сынишкой уже собирались на прогулку, сказала: «Мы даже на улицу с собой носим буковки или счёты. Обучаемся…».

И невдомёк ей, старательной, было, что она (из самых благих побуждений!), день за днём обучает ребёнка знания – ненавидеть.

Мы удивляемся, что дети самого читающего возраста – школьного – не любят читать. А почему? Может быть, виновато то самое ранее чтение, которым так в раннем детстве перекормили, что теперь у многих детей «книжная аллергия». Школьная неуспеваемость (а то и полное не желание умницы в школе учиться), безумная вредность, капризы, неврозы – всё из того же флакона.

День за днём сотни старательных мам, не подозревая об этом, совершают психическое насилие над личностью. Когда тянут ребёнка то в студию, то на секцию, то в кружок, особо не спрашивая и не задумываясь, а успевает ли наиграться? Когда говорят – а фактически шантажируют: «Вот когда ты научишься (прочтёшь слово/сложишь/ выучишь/сделаешь так, как я говорю), тогда ты будешь молодец…»…

И знаете, что получается? Вместе с большими знаниями незаметно, но постоянно мы взращиваем в ребёнке страх. Страх быть отвергнутым. Ведь это мы знаем (или нам кажется, что знаем), что малыша своего будем любить всегда и всякого: и чистого и чумазого, и умелого и неумелого, и умного и не очень. Но дети не знают этого. Они доверчивы – до наивности. Они так боятся потерять любовь самых главных на свете людей – своих родителей, что вынуждены смириться с теми условиями, которые продиктованы мамой да папой.

Когда юному человеку раз за разом приходится выбирать: жить в согласии со своей природой, подчиняясь ритму естественного развития, или вопреки ей, но в согласии со своими родителями …они выбирают второе! Конечно, они не кричат при этом «ура», они на дыбы даже могут подняться, но – всё равно – в душе выбирают.

Так мы порабощаем своих детей. Так они принимают (перенимают) от нас и понесут дальше, как эстафетную палочку, «науку» быть не-собой. А потом, подрастая, такие порабощённые дети неосознанно мстят (уже нам) гиперактивностью или медлительностью, или капризами или неврозами…впрочем, не будем дальше перечислять: грустно. В неуёмной погоне за ранним развитием, увы, ломаются законы естественного развития детей.

Что остаётся детям? Спасаться.

И родители, перегибающие палку, получают ребёнка по типу «а» или «б».

а) совсем неуёмный ребёнок: у него вечно что-то летит и ломается,
он всё время на взводе, как заряженное ружьё.

б) ребёнок, «выпадающий из обоймы»: он обзаводится аллергией,
и/или часто болеет, и/или страдает обжорством и пр. и пр. бякой.

Справедливости ради стоит сказать, что бывает другая крайность: перепуганные (или, извините, ленивые) родители вообще на это дело машут рукой, мол природа своё возьмёт и как-нибудь выучится… Нет, мы не за этих.

Поймите нас правильно. Мы ничего не имеем против того, что мелкий малыш сможет прочесть «кролик» и «какашка» вполне самостоятельно и защёлкает задачками как орешками, и будет в курсе, что такое «комета» и сколько ножек у паука. Но – если знания он получает вовремя, если охотно, если без усиленного подстёгивания и давления с родительской стороны и без ущерба для гармонического развития. И, самое главное, если при всём при этом взрослые учитывают особенности детской психики и детского мышления. Если ребёнок успевает решать те задачи, приобретать те навыки, что положено ему по возрасту.

Пропущенное трудно, иногда почти невозможно потом наверстать. Если начать обучать – приучать к чему-то, до чего ребёнок пока «не дозрел», можно своего и добиться. Но тогда происходит грустная вещь, которую психологи называют «внутреннее перераспределение ресурсов»: развитие нетипичных для конкретного возраста навыков происходит за счёт «ущемления» естественного развития. То есть организм, все силы бросая на одно, истощается, а на другое (что положено освоить в этом конкретном возрасте) сил не хватает.

В каждом новорождённом изначально заложена великолепная программа роста и развития. Природа тысячи лет вымеряла её и продумала всё, чтоб она развернулась удачно. И наша задача – помочь. Не подстёгивать, не штурмовать, за уши не тянуть, а действовать согласно внутренним законам развития и роста юного человека.

Задачи свои у каждого возраста, как каждому цветку свой сезон. Вы можете, проявив чудеса агротехники, и заставить цвести сирень в январе, но … это какая-то не настоящая сирень, мутант какой-то. Зачем же с родными детьми так?

О том, что это за задачи и каковы законы развития, и как взрослым действовать в согласии с ними, прочтите, пожалуйста, в нашей в книге «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти».

...

Ребёнка не надо развивать – надо помочь ему развиватьСЯ

В раннем возрасте ребёнок должен как можно больше познавать мир «на ощупь», всеми органами чувств, с любопытством, творчески исследовать его. Тогда мышление развивается как надо, тогда взгляд на мир остается незашоренным.

Через собственный эмпирический опыт ребёнок должен сначала наблюдать, накапливать материал, и только потом он дорастёт до анализа. А часто детей учат сразу анализировать, фактически вбивая готовые аксиомы. Не выискивать самому, а брать готовенькое. И что? Наполненный «нашими» готовыми знаниями, к самостоятельным творческим выводам юный человек окажется уже неспособен. (А

собственно, из-за него, развития творческого начала, вся каша и заварилась).

Когда ребёнок «бесцельно» лазает по деревьям, на самом деле он изучает законы физики (причём на собственной шкурке);

он изучает устройство себя – свою анатомию и физиологию (мышцы, кожа, кровеносная система, ногти, вестибулярный аппарат – все это тестируется сейчас),

он изучает биологию (текстуру дерева, его пружинистость, его звук, его запах, его жизнь – и тогда дерево оставляет отпечаток в сознании ребенка),

– и еще множество бесценных вещей, которые, которые, слагаясь все вместе, помогают ему познавать «формулу жизни».

Когда он играет, когда он вслушивается в вашу сказку и чувствует её ход, он самым естественным способом знакомится с правилами бытия. Когда мы торопимся развить ребёнка, а делаем это не вместе с природой, получается не творческое развитие, а «творческое насилие» – со стороны родителей. И мы сами потом, очень скоро, почувствуем его печальные результаты. Если уже не почувствовали уже.

Тест для дошколёнка

Если ваш ребёнок

– не умеет играть

– не интересуется игрушками;

– и не заменяет их самоделками, домашней утварью и т. п. – чтоб поиграть

– неохотно играет в обычные детские игры (догонялки-кувыркали и прочее)

– не играет в ролевые игры (в дочки-матери, в шофёра, парикмахера, лётчика, в магазин и т. п.)

– отличается повышенной утомляемостью.

– ребёнок раним и чувствителен, очень тяжело переживает свои неудачи

– И ещё – сопротивляется обучению (может не кричать «не хочу!», или просто вовремя заболеть)

Если в большинстве случаев вы ответили «да», то это должно вас очень и очень насторожить.

Игра – это очень важно. Так маленький человек познаёт большой мир. Примеряя на себя различные роли (и взрослые в том числе), постигает оттенки чувств. Если ребёнок не наигрался вволю, как детям положено, – эмоциональное развитие затормаживается, личность, увы, деформируется. (Эмоциональное недоразвитие может вылиться в аутизацию – отстранению от окружающего мира, когда юный человек, не понимает людей, не чувствует их, не интересуется ими). Получается такой перекос: с одной стороны ребёнок интеллектуально развит, с другой – намного инфантильнее сверстников.

Тест для школьника

Ответьте на эти вопросы:

1. Ваш ребёнок читает охотно и много?

2. Он легко оторвётся от телевизора, когда вы позовёте его?

3. Он любит выполнять необычные, нестандартные задания?

4. Он быстро включается в работу, когда надо что-то сделать?

5. Кроме компьютерных игр у него есть масса других увлечений?

6. Он часто выдаёт совершенно невероятные оригинальные идеи?

7. На дом задано на выбор: списать текст и вставить пропущенные буквы или написать маленькое сочинение. Он выберет второе?

8. Если друзья позвали на улицу, он запросто оторвётся от экрана?

9. Он любит обычное скучное дело выполнять необычным способом?

Печально, если на большинство вопросов вы ответили «Нет». Это говорит о том, что в душе ребёнка случился явны крен – от гармонического развития к … чему-то…да какая, в сущности, разница, если гармонии нет?! Вы победили, а точнее, победил ваш рационализм, и юный наследник им пропитался, как губка. В своих

развивающих/обучающих/воспитательных мероприятиях вы идёте не вместе с природой, а поперёк. Возможно, он, ваш дорогой человек, будет очень и очень умный, и даже по окончании школы получит Золотую медаль. Но груда знаний – это не мудрость, а натасканность – не успех. Умение творчески мыслить – вот что, вероятно, гасится в нём. И то, что внутри, то, с чем и зачем и пришёл он на Землю, есть риск, так и останется несбывшейся мечтой.

Знаете, как развивается мозг? Факты…

Новорождённый имеет в основном все клетки мозга, которыми одарила человека природа. Но нервная система его ещё несовершенна. После рождения начинает развиваться сеть нервных волокон (та самая, которая даёт возможность человеку ходить, говорить, запоминать…). А развивается она так: каждая клетка мозга (а их у человека триллион) выпускает такие отросточки/ниточки и, как маленькая осьминожка, ощупывает ими всё вокруг. Что она ищет? Информации и контактов. Она ищет и находит, и устанавливает связи с десятками тысяч других нервных клеток мозга, которые тянутся навстречу ей. Образуются связи – «дорожки», по ним и бегут нервные импульсы в различные участки мозга. Чем больше дорожек, чем лучше «протаптываются» они – тем интенсивней развивается ребёнок. Чтобы «дорожки» не зарастали, чтобы появлялись новые и новые, от органов чувств малыша в мозг должна постоянно идти информация. Обратите внимание: Количество клеток мозга не растёт, зато увеличивается количество взаимосвязей между клетками, их переплетение. Так Мозг деятельно готовится к мышлению. И качество этой подготовки зависит

а) от природных задатков человека;

б) от воспитания: от среды обитания – тех условий, в которых
малыш растёт.

Смысл раннего развития не в том, чтобы ребёнок узнал побольше (это – натаскивание), а чтобы «пошире» раскинулась эта сеть.

… и выводы

Почему-то считается, что родители должны обучать малыша. На

самом деле гораздо проще и эффективнее сделать наоборот:

сориентироваться на ребёнка.

– Уважать его усилия в самостоятельном обучении,

– наблюдать его спонтанно возникающие интересы и

– давать ему возможность познавать и исследовать мир

– поддерживать его творческий поиск и азарт исследователя

– создать такую атмосферу и среду обитания, в которой бы

человеку захотелось учиться

Вот тогда вы не ошибётесь. Вот тогда человек буде не просто

«раннее», но и гармонично развиваться.

Принцип гармоничного раннего развития очень прост: создавать

такие ситуации и такие стимулы, в которых малышу приходилось бы на

всю катушку использовать и напрягать свой творческий ум.

Сказки, конечно, не стопроцентная панацея, но во многом они

помогут. Вот только несколько примеров, как можно развивать-обучать

ребёнка, не создавая при этом проблем ни ему, ни себе.

Я лето люблю, потому что жарко, осень – потому что лужно, зимой

я люблю на санках кататься, а весной шубу снимать. Вот. Я любитель

повсеместный!

Малыша интересует всё на свете. И наша задача – поддержать этот любопытствующий интерес. И не надо для этого искать чего-то особого. Самое простое, будничное и привычное для нас – для ребёнка и приключение и наука. И раннее развитие – тоже.

Это мы, например, знаем, что молоко берётся из-под коровы, а он уверен, что в магазине.

Да-да, он слышал ваши слова про корову и молоко, но, вспомните, дети должны пропустить информацию через свои чувства, и чем больше задействовано чувств – тем лучше; только тогда новые знания «доходят» до них. Иначе – в лучшем случае малыши повторяют наши слова, как симпатичные попугайчики, не вникая в их истинный смысл.

Знания, приходящее через чувства – ей-богу, это ребёнку важнее, чем уроки письма. Впрочем, когда вы помогаете получать такие знания – и чтение, и письмо, и счёт и всё прочее от вас никуда не денутся. Ребёнок запросто, между делом освоит.

А главное дело детей дошкольного возраста – игра.

Сказки и игры – надёжные спутники раннего развития. Давайте посмотрим, как с помощью сказок можно многому – многому научить малыша, да и не малыша тоже.

Единственно, что этому способно помешать – неумение (а точнее, нежелание) сказку придумать, увидев в реальном мире такой поворот, который заставит и воображение, и память ребёнка работать на всю катушку. Впрочем, это дело поправимое. Многие родители уже убедились: стоит только начать – пусть даже сначала со скрипом, но потом, по мере тренировок создание сказочных сюжетов)получается всё лучше и лучше. И в конце концов настаёт такое время, когда вы легко, без труда и запинок придумываете, как малышу дать то, что он ещё не знает (но очень хочет узнать) в доступной и полезной для его развития форме.

Наши рекомендации