Тема: Сигналы, регулирующие дорожное движение.

Занятие пятое для начальной школы.

Цель. Создать условия для развития у обучающихся умения различать сигналы регулировщика и светофоров.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с сигналами регулировщика, расширить знание детей о сигналах светофора.

2. Создать условия для развития монологической и диалогической речи учащихся; умений анализировать, сравнивать и обобщать; творческого воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора.

3. Создать условия для воспитания дисциплинированности и внимательности при переходе улицы.

Оборудование:сборник сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» Кешишана Р.А., Марченко М.О. Предит А.В., Шмундяка В.Л.; мультимедийный электронный справочник «Сигналы регулировщика и светофоров» (или таблицы сигналов регулирования дорожным движением светофорами и регулировщиком); детские словарики; толковый словарь.

Ход проведения

1. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели занятия.

*Какие правила перехода дороги вы знаете?
*Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./
*Какие виды светофора вы знаете? /Транспортные, пешеходные и для велосипедистов./
*Что у них общего и чем они отличаются?
*Для чего на пешеходных переходах устанавливают светофоры с кнопкой?
*Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./
*Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает?
*Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает?
*Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает?
*Почему нужна такая строгая последовательность?
*Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место.
*Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением из сборника сказок «Дорожные приключения Бимы, Бома и Бама» и узнаем о регулировщике и видах светофоров.

2. Стадия вызова.

*Прочитайте название. /«Приключения в старинном городе»/
*О чем может быть рассказ с таким названием?

- На доске появляются предположения.

3. Стадия осмысления. Прослушивание сказки «Приключения в старинном городе» с последующим обсуждением.

I часть.

Проводится поэтапное прослушивание текста «Приключения в старинном городе». После каждого отрывка учитель задает вопросы.
Прослушивание текста до предложения «Дорога была довольно долгая, целых три часа, и Бом не заметил, как заснул»

*Почему этот день был необычным для учащихся 1 «А» класса?
*Что может произойти дальше? Почему вы так думаете?

- Прослушивание текста до предложения «Они испуганно смотрели по сторонам».

*Что произошло с Бомом во сне?
*О чем размышлял Бом?
*А что бы вы смогли сделать, если стали большими?
*Как вы думаете, что может произойти дальше?

Прослушивание текста до предложения «Так большой Бом как и собирался в начале своей прогулки помогать маленьким».


– Почему девочка с мальчиком робко разговаривали с Бомом?

– Как вы думаете, почему нельзя на улице разговаривать с незнакомыми людьми?

– Почему дети оказались в незнакомом месте без взрослых?

– Как вы думаете, почему дети не решались переходить улицу?

– Как Бом помог девочке с мальчиком?

– Как вы думаете, что может произойти дальше?

Прослушивание текста до предложения «Бом заметил его маневр и последовал за ним».

– Что больше всего понравилось ребятам на экскурсии?

– Для чего раньше строили пожарную каланчу?

– Почему ее сейчас не строят?

– Что означает слово «каланча»?

Работа с толковым словарем.

– Почему детей заинтересовал человек на макете с поднятой палкой в руке?

– Для чего на дорогах стоят регулировщики?

– По какому сигналу регулировщика можно переходить улицу?

– В каком случае нельзя переходить дорогу?

– До каких годов в России на дорогах стояли регулировщики?

– Когда люди придумали автоматический регулировщик – светофор?

– Для чего люди придумали светофор?

– Можем ли мы сейчас видеть на дорогах регулировщиков?

– Почему и сейчас регулировщики регулируют движением транспортных средств и пешеходов?

– Как вы думаете, почему пешеходам нужно знать сигналы регулировщика?

– Что может произойти дальше?

Прослушивание текста до предложения «Бом уже собрался окончательно разозлиться на Бама, но вспомнил свой сон, в котором он был большой».
– Почему дверь оказалась не волшебной?

– Можно ли детям посещать бар? Почему?

– Почему Бом и Бам потерялись?

– Как бы вы поступили на месте Бома и Бама? Почему?

– Чем может закончиться этот рассказ?

После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа.

Дети записывают концовку (или устно обсуждают в парах, в четверках «концовку»).

Прослушивание рассказа до конца.

– Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?

– Почему Бом и Бам не смогли перейти улицу около светофора?

– Как ребята смогли найти свою группу?

– Почему их поругали учительница, родители и Бима?

– Что бы вы посоветовали Бому и Баму?

Правила поведения в незнакомом городе.

– Чему может научить эта история?

– Смешная она или грустная?

– Попробуйте, сочинить свою историю, нарисуйте рисунок на тему «Если я был большим».

Физкультминутка.

II часть.

Демонстрация мультимедийного электронного справочника «Сигналы регулировщика и светофоров» (знакомство с понятиями и ответы на вопросы).

– Сколько сигналов подает регулировщик?

– Какие это сигналы?

– Что обозначают эти сигналы?

– Каким сигналам светофора соответствуют жесты и положения корпуса регулировщика?

– В каком случае можно переходить дорогу?

Заучивание стихотворения наизусть:

Если регулировщик боком стоит,

Для вас, ребята, путь открыт.

А если грудью или спиной –

Путь закрыт! Опасно! Стой!

Работа со словариками: запись новых понятий.

Инсценировка жестов регулировщика.

4. Стадия рефлексии.

- Чему мы сегодня учились на уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Для чего важно знать сигналы регулировщика и светофоров?

Наши рекомендации