Расчет пропускной способности причалов и районов морского порта.
Под пропускной способностью причала понимается количество тонн конкретного груза, которое причал способен погрузить в судно или выгрузить из него за единицу времени (сутки, навигацию) при заданной технической оснащенности причала и принятой технологии перегрузочных работ.
При оборудовании причала одной основной перегрузочной машиной она будет занята перегрузкой груза по трем вариантам (судно – склад, судно – вагон, склад – вагон) пропускная способность причального фронта определяется:
Пф=kвр/(∑а/Рнавi), т/нав
где Рнавi- производительность одной основной перегрузочной машины при работе по i-тым вариантам, т/нав;
a – коэффициент прохождения груза через склад;
kвр – коэффициент использования причала по времени для производства погрузки и разгрузки судов, принимаемый в проектных расчетах равным 0,85;
a=(Gнав’/Gнав)
где Gнав’ – количество груза, перегружаемого основной перегрузочной машиной, т/нав;
Портальный кран
П’ф=0,85/((0,38/318384,45)+(0,63/303619,8)+(0,25/356857,35)+ +(0,38/356857,35))=168952,5 т/нав
Мостовой кран
П’ф=0,85/((0,38/253350,6)+(0,63/237236,7)+(0,25/313989,75)+ +(0,38/590316,15))=151975,7 т/нав
Расчет количества перегрузочных машин и причалов
При определении потребного количества основных перегрузочных машин следует исходить из объема перегрузочных работ
Nmin=Gн·η/П’ф
где η – коэффициент резерва пропускной способности, равный η=kн+0,1.
Портальный кран
Nmin=80000·1,31/168952,5=0,62≈1
Мостовой кран
Nmin=80000·1,31/151975,7=0,69≈1
Расчетное количество причалов, необходимое для перегрузки заданного грузооборота определяется
Nпр=Nmin/nпр
где nпр – наибольшее количество основных перегрузочных машин, которое может быть поставлено на причале, обеспечивая работу без снижения производительности
Портальный кран
Nпр=1/2≈1
Мостовой кран
Nпр=1/2≈1
Определив количество причалов, следует уточнить длину причального фронта, используя формулу
Lпф= Nпр·Lпр
Lпф=1·59=59 м
Районирование порта. Наиболее общий этап специализации порта — это районирование порта, которое предполагает территориальную целостность отдельных районов и является обязательным условием рациональной компоновки его территории.
При районировании порта предусматривают прежде всего определенную номенклатуру районов порта, их взаимное размещение и специализацию технологических перегрузочных комплексов.
Номенклатура районов порта включает в себя: грузовые районы (генеральных, навалочных, лесных, наливных, зерновых грузов), пассажирский район, районы размещения объектов комплексного обслуживания судов транспортного флота, зоны общепортовых объектов (режимная территория) и предпортовой зоны (не режимная территория).
По признаку видов плавания грузовые районы порта делят на районы внешнеторговых грузов и каботажные. Пассажирский район в соответствии с объемом и направлением пассажиропотоков может иметь районы местных и пригородных сообщений.
Расстояние между соответствующими районами, а также их взаимное расположение определяют с учетом устранения вредных воздействий пылящих, ядовитых и других подобных грузов на людей и взаимного вредного влияния грузов с учетом наиболее опасных преобладающих направлений ветра, определяемых по средней розе ветров теплого периода года. При этом необходимо учитывать, что в летний период процессы образования и распространения пыли происходят наиболее интенсивно. Водная поверхность способствует уменьшению распространения пыли. Повышение влажности воздуха также уменьшает пылеобразование. К числу сильно пылящих грузов, оказывающих вредное влияние на другие грузы, относят цемент, уголь, железную руду и др.
Взаимное расположение города и порта. Расположение порта в пределах или непосредственной близости города способствует сокращению путей доставки грузов промышленных предприятий, подвозимых (отправляемых) морским транспортом, а также развитию пассажиропотоков. Однако такая близость имеет и множество негативных сторон. Береговые сооружения порта, особенно силосные корпуса, многоэтажные складские помещения, штабеля навалочных и емкости наливных грузов, далеко не украшают архитектурный ансамбль города.
Порт, располагаемый в прибрежной зоне, обычно отрезает город от моря. Сухопутные подходы к порту перерезают территорию города. Портовые сооружения могут нарушать естественный режим побережья, в отдельных случаях размывать берега. В свою очередь город часто ограничивает деятельность и развитие порта. Расположенные вблизи порта городские застройки затрудняют создание новых районов порта или развитие существующих, а также оптимальную компоновку подъездов к порту. Таким образом, совмещение таких сложных комплексов, как порт и город, требует тщательного учета особенностей их деятельности и развития.
Пропускная способность порта зависит от числа причалов, размеров складской площади на причалах, развития подъездных железнодорожных путей, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ и др.
Эксплуатационная пропускная способность порта определяется количеством груза по родам, которое может быть перегружено через причалы порта за месяц или год в обоих направлениях — с судна на берег и обратно, а также с одного судна на другое, если в данном порту сходятся морские и речные пути.
Расчеты эксплуатационной пропускной способности выполняют отдельно по каждому причалу на каждый месяц навигации. Общая пропускная способность порта в целом за месяц определяется как сумма пропускных способностей отдельных причалов по родам груза. При этом должны быть приняты во внимание не только береговые и плавучие перегрузочные средства, но и судовые краны и стрелы, если они используются при перегрузке. Одновременное расчетами причалов определяют пропускную способность складов, железнодорожных путей, связанных с работой этих причалов.
р — месячная производительность, равная произведению сменной производительности перегрузочной машины (крана) на данном роде груза q на число смен п работы данной перегрузочной машины в течение месяца.
Пример. Определить пропускную способность причала, предназначенного для перегрузки тарных (генеральных) грузов, оснащенного тремя портальными кранами грузоподъемностью 3 5, и 10 m и производительностью 150 т в смену каждый (несмотря на разницу грузоподъемности кранов, их производительность при перегрузке тарных грузов принимают одинаковой) 0,9 К 0,8.
По ремонтному графику кран грузоподъемностью 3,0 т в расчетном месяце не останавливается для ремонта, следовательно, Пр = 0. Кран грузоподъемностью 5 т выводился из эксплуатации на 3 суток (Лр = = 9 сменам), а десятитонный кран — на 10 суток (Лр = 30 сменам).
Типы судов и их количество определяются по месячному плану. Для расчета принимаем судно с четырьмя люками, а число судов /Со=6.
Для открытых складов навалочных и насыпных грузов емкость (МппЯР) определяется объемом штабеля.
Пропускная способность открытых и крытых складских площадей сопоставляется с пропускной способностью причала. В случае если пропускная способность складов меньше пропускной способности причала, увеличивают объем перегрузки по прямому варианту.