Основные положения по организации и проведению подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве.

Основные понятия

Цель торгов.

Претендент

Победитель торгов.

Подрядчик.

Квалификационный отбор.

Состав конкурсной документации.

Конкурсная заявка.

Конкурсная комиссия.

Конкурсная документация.

Заказчик.

Организатор.

Участник.

Квалификационный отбор.

Соискатель.

Подрядчик.

В строительной отрасли подрядные торги могут проводиться при размещении заказов:

- на строительство предприятий, зданий и сооружений произ­водственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";

- выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструк­торских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

- поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";

- управление проектом, консультирование, надзор;

- любые технические и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

По благоустройству и дорожному хозяйству такими объектами и предметами торгов могут быть:

- ремонт и содержание дорог, мостов, садово-парковых объектов;

- проектирование всех видов ремонтных работ;

- поставка оборудования и материалов для содержания объектов благоустройства и дорожно-мостового хозяйства;

- осуществление технадзора за проведением работ и т. д.

По содержанию жилищного фонда города в качестве объекта и предмета торгов являются:

- капитальный ремонт жилых домов;

- модернизация жилых домов;

- эксплуатация жилых домов;

- ремонт лифтов.

По энергетике и инженерному обеспечению города:

- проектирование и устройство энергетических и инженерных систем;

- поставка и монтаж технологического оборудования;

- ремонт и содержание инженерных систем.

По транспорту города:

- обслуживание маршрутов общественного транспорта.

По городскому имуществу города:

- право на заключение договоров аренды;

- приватизация объектов городской собственности.

По земельным ресурсам и землепользованию города:

- оказание профессиональных услуг.

По охране окружающей среды:

- выполнение исследований по проблемам охраны окружающей среды;

- осуществление контроля состояния атмосферы, вод и т. д.

Основной целью проведения торгов является обеспечение эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации, а также устранение возможных нарушений при организации закупок продукции для государственных нужд.

Для городского хозяйства экономия расходования средств особенно актуальна в связи с тем, что более половины городского бюджета расходуется на городское хозяйство.

Организация и проведение подрядных торгов на объекты, работы и услуги в строительстве и городском хозяйстве порождают много вопро­сов, которые до настоящего времени не решены. В первую очередь, это объективная оценка оферентов (подрядчиков) при определении победителя подрядных торгов.

Вторая проблема - очень короткие сроки подготовки проектной документации, при которых невозможно получить оптимальные проектные решения и качественную документацию, без чего вряд ли можно рассчитывать на победу в подрядных торгах.

Третья проблема, требующая решения при организации и прове­дении подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве, - это использование мониторинга для объективной оценки претендентов с учетом предыдущего опыта и объективного отражения исходных данных.

Подрядчик должен иметь:

- необходимые профессиональные знания и квалификацию;

- финансовые средства;

- опыт и положительную репутацию;

- оборудование и другие материальные возможности, необходи­мые для выполнения выставленного на торги заказа (с учетом возможного привлечения субподрядчиков).

Обычно от российских подрядчиков также требуется наличие необходимых трудовых ресурсов для выполнения государственного контракта.

Оценка квалификации участников (претендентов) осуществляется в соответствии с критериями, требованиями и процедурами, установ­ленными в квалификационной документации в случае проведения квалификационного отбора, или в конкурсной либо в иной документации по привлечению конкурсных заявок на участие в торгах.

Под организацией подрядных торгов понимают процесс подготовки и осуществления комплекса мероприятий, проводимых всеми участ­никами торгов в целях определения победителя, с учетом эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных средств.

Организация торгов проводится по пяти этапам. Содержание каждого из них приведено на рисунке Г.1 и включает определенные процедуры процесса подрядных торгов.

Заказчик несет полную ответственность за размещение заказа на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд. Он обязан иметь статус официального юридического лица с соответ­ствующей регистрацией и правом осуществления функций заказчика. На момент принятия решения о проведении торгов заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжаться ими.

Функции заказчика при проведении торгов разделяются на два вида:

- общие функции, выполняемые заказчиком всегда, независимо от вида торгов;

- специальные функции, выполняемые только при проведении определенных видов торгов.

При организации и проведении торгов заказчик осуществляет следующие общие функции:

а) принимает решение о проведении и форме подрядных торгов;

б) формирует и утверждает состав тендерной комиссии (комитета);

в) издает официальный распорядительный документ (приказ) о проведении торгов;

г) оформляет поручение на проведение торгов организатору торгов и заключает с ним договор, если организатор торгов не является структурным подразделением заказчика;

д) оплачивает организатору торгов, не являющемуся структурным подразделением заказчика, работы по их организации и проведению;

е) контролирует работу организатора и участвует в работе конкурсной комиссии через своих представителей (не менее трех);

ж) утверждает результаты торгов;

з) заключает государственный контракт с победителем торгов.

Последовательность действий заказчика при проведении торгов представлена в табл. Г. 2.

Приведенная схема охватывает только ту работу заказчика, которая не входит в функции организатора торгов. Эти функции заказчик может передать специализированной консультационной компании. Если заказчик оставляет эти функции за собой, то соответственно он испол­няет и всю работу организатора торгов, о которой идет речь в других разделах.

Существующая в России практика назначения конкурсных комиссий не должна восприниматься заказчиком как способ уйти от ответствен­ности за выбор подрядчика, переложив ее на коллегиальный орган – конкурсную комиссию. В законодательстве и практике проведения торгов отсутствует ответственность конкурсной комиссии за результаты ее выбора. Утверждая протокол заседания конкурсной комиссии, заказчик принимает ответственность за ее решение на себя, поэтому утверждение протокола не должно восприниматься заказчиком как формальная процедура.

Организатором торгов может быть структурное подразделен» заказчика или специализирующаяся на проведении подрядных торг консультационная организация (учреждение) любой формы собственности.

В случае, если организатор торгов не является структурным подразделением заказчика, желательно, чтобы он имел статус юридического лица. Организатор торгов издает многочисленные документы, оформление которых от имени юридического лица привычнее для российских организаций. Как правило, от организатора торгов требуется еще наличие государственной лицензии на право разработки конкурсной документации. Отсутствие ее может стать поводом для конфликтов с налоговыми органами. При проведении торгов по правилам международных финансовых институтов такие требования не выставляются.

Организатор торгов осуществляет следующие функции:

- подготавливает документы для объявления торгов, обеспечивает публикацию объявления о торгах и рассылку приглашений;

- составляет для заказчика список членов конкурсной комиссии;

- подготавливает и распространяет документы для квалификационного отбора или документацию для участия в первом этапе двухэтапных торгов;

- производит сбор заявок на участие в торгах и заявок на участие в предварительном квалификационном отборе или на первом этапе двухэтапных торгов;

- организует работу по квалификационному отбору или определению результатов первого этапа двухэтапных торгов;

- организует подготовку и распространение конкурсной документации;

- производит ознакомление претендентов с конкурсной документацией и дает необходимые разъяснения;

- ведет переписку с претендентами и участниками торгов повопросам торгов;

- обеспечивает возможность посещения объектов подряда участ­никами;

- обеспечивает сбор, хранение и анализ представленных заявок на участие в торгах, заявок на участие в квалификационном отборе или на первом этапе двухэтапных торгов;

- обеспечивает деятельность конкурсной комиссии и привлека­емых инженерно-консультационных организаций и экспертов по подго­товке конкурсной и другой документации;

- доводит до сведения участников результаты торгов;

- обеспечивает публикацию информации об этих результатах и заключении государственного контракта, если это предусмотрено положением о проведении торгов;

- ведет протокол процедур закупок (заказа) или краткие записи с описанием основных процедур заказа;

- несет расходы по подготовке и проведению торгов.

Порядок, состав и условия подготовки конкурсной документации определяет организатор торгов по поручению заказчика, руководствуясь положениями, применимыми к конкретным торгам (конкурсу).

Конкурсная документация представляется претендентам за плату, если таковая установлена в приглашении к участию в торгах.

В состав конкурсной документации обязательно входят:

общие сведения об объекте и предмете торгов (наименование, адрес, описание размещения объекта торгов, общее описание предмета торгов с указанием главных количественных параметров, условия и порядок посещения строительной площадки и другие общие сведения);

- техническая документация (чертежи, схемы, графики расчеты, ведомости объемов работ, спецификации, особые технически условия, а также информацию о системах измерения, применяемых стандартах на измерения, испытания, сертификацию, а для иностранных участников – указание о применяемых строительных нормах и стандартах);

- список требуемых документов конкурсной заявки (сопроводительное письмо к заявке на участие в торгах, собственно конкурсное предложение, пояснительная записка (на усмотрение участника торгов), календарный график выполнения работ для реализации заявки, расчет стоимости работ по государственному контракту, проект государственного контракта, сведения о правомочности и квалификации, обеспечение заявки, другие сведения по усмотрению заказчика) ;

- инструкция для участников торгов (информация и требования по составу, условиям разработки, порядку оформления и представления документации на торги. Сюда входят: коммерческая информация (тарифы, налоги, сборы, штрафы, санкции, таможенные пошлины, транспортные, страховые и инспекционные расходы, условия и порядок перевода средств за границу и др.), информация об ограничениях, введенных законодательными и исполнительными органами, собственниками земли и недвижимости, требования по срокам представления обеспечения исполнении контракта, требования по способу расчета и структуре цены, условия, виды и методы платежей в зависимости от уровня цен, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования, условия креди­тования сделки, срок действия заявки (не менее 20 дней при рекомендуемом сроке действия заявки 90 дней), условия и порядок прекращения и продления ее действия и др., способы запроса разъяснений конкурсной документации, язык (языки), на которых составляются конкурсные заявки);

- условия государственного контракта (о контроле за качеством работ и соблюдением сроков, объеме работ, оплате работ и контроле затрат, прекращении отношений по государственному контракту, гарантийном сроке; особых условиях);

- формы конкурсной заявки, гарантий и других документов (формы конкурсной заявки на участие в торгах, формы банковских гарантий, договоров поручительства или залога, схем, чертежей, других документов и порядок их заполнения, форму пояснительной записки участника).

Требования к оформлению и доставке конкурсной заявки достаточно строго регламентированы. Они включают, например, требования к полноте представления документов и к количеству экземпляров; порядок внесения исправлений и подчисток в документах, технические и юридические требования к подписанию; место, срок и порядок представ­ления конкурсной заявки на участие в торгах; фамилию и должность лица, ответственного за приемку документов, и другие.

В любой момент до истечения срока представления заявок заказчик вправе по собственной инициативе или в ответ на запрос какого-либо претендента изменить конкурсную документацию. В этом случае организатор торгов издает дополнение, утверждаемое заказчиком, которое имеет для всех участников торгов обязательную силу.

Квалификационный отбор претендентов на участие в подрядных торгах - это процедура по определению квалификации и опыта персонала, а также технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента по выполнена выставляемого на торги подряда.

До проведения собственно торгов отбор экономит суммарные затраты подрядных организаций на составление смет и других документов заявки на участие в торгах. Подрядчики, которые не попали в окончательный конкурс предложений, сметы и документы не готовят снижая тем самым суммарные накладные расходы, что в дальнейшей сказывается на цене работ, предлагаемых заказчику.

Квалификационный отбор увеличивает интерес к торгам ведущих подрядных организаций. При открытых торгах число претендента может достигать нескольких десятков. При увеличении числа претендентов вероятность победить для любого подрядчика уменьшается. С другой стороны, увеличивается вероятность того, что наименьшую цену предложит подрядчик, который недооценит сложность работ в случае неопытности или нарочно занизит цену для получения контракта любым путем, рассчитывая компенсировать свои потери претензиями к заказчику при проведении работ.

Учитывая все это, подрядчик с высокой деловой репутацией избегают участвовать в процедуре, от которой он, скорее всего, получит тол убытки. Зарубежный опыт показывает, что при открытых торгах квалификационного отбора общий уровень авторитетности участии снижается.

Квалификационный отбор проводится в двух случаях:

• при проведении открытых торгов с квалификационным отбором;

• при составлении списка постоянных претендентов.

В случае проведения квалификационного отбора организатор (по поручению заказчика) обязан предоставить комплект квалификационной документации по требованию каждого претендента, который запрашивает ее в связи с приглашением к участию в квалификационном отборе и вносит плату за предоставленную документацию, если таковая предусмотрена.

Квалификационный отбор имеет регламентированные положением этапы процедуры, например, такие, как подготовка и опубликование приглашения к участию в квалификационном отборе; подготовка претен­дентами ответов на вопросы анкеты и других необходимых документов; сбор дополнительных сведений о претендентах; оценка полученных анкет; вынесение конкурсной комиссией решения о результатах квалифи­кационного отбора; уведомление претендентов о результатах квалифи­кационного отбора и др.

Приглашение к участию в квалификационном отборе готовится организатором торгов и утверждается заказчиком. Оно может быть составной частью приглашения к участию в открытых торгах с квалифи­кационным отбором.

Квалификационная документация обычно разрабатывается органи­затором торгов по поручению заказчика. Наиболее удобным способом получения информации от претендента является анкета, составленная по определенной форме. В анкету включается необходимая информация о претенденте: наименование, юридический адрес, адрес главного офиса, телефон, факс, E-mail и др.

В квалификационной документации указывают срок, в течение которого претендент может обратиться за разъяснениями квалификационной документации. Организатор торгов обязан ответить на такт запросы, полученные в установленный срок. Обычно этот срок заканчивается за 7 - 10 дней до окончания представления заявок на участии квалификационном отборе.

Место, сроки и порядок представления документов на участие в квалификационном отборе определяются квалификационной документацией. Срок представления материалов может составлять месяц или боле со дня опубликования приглашения на участие в квалификационном отборе.

Конкурсная комиссия создается для проведения процедуры вскрытии онвертов с заявками на участие в квалификационном отборе, оценки слученных документов и принятия решения по существу квалифика­ционного отбора.

Анализ материалов, поданных претендентами на квалификационный отбор, проводится в два этапа.

На первом этапе выявляются заявки, которые не удовлетворяют формальным требованиям квалификационной документации. Эти заявки отклоняются и в дальнейшем не рассматриваются. Отклонение заявок не означает, что они отсутствуют. При решении вопроса о степени конку­ренции эти заявки учитываются.

На втором этапе оставшиеся заявки оцениваются по критериям, установленным в квалификационной документации, и ранжируются.

Конкурсной комиссии оценивает документы всех претендентов и принимает решение в отношении каждого из них. Необходимо, чтоб! но каждом) претенденту в протоколе была зафиксирована кратки информация с обоснованием принятого решения, так как эта информация должна предоставляться претенденту по его требованию. При принятии решения конкурсная комиссия руководствуется только теми критериями требованиями или процедурами, которые установлены в квалификационной документации.

Конкурсная комиссия имеет право запросить дополнительную информацию, подтверждающую документы претендента. Этот запрос может быть направлен как самому претенденту или указанным им лицам, так и любым независимым источникам.

При проведении квалификационного отбора в случае открытых торгов конкурсная комиссия отбирает претендентов для приглашения! участию в торгах из числа тех, чьи заявки не были отклонены.

Рекомендуемое количество претендентов для приглашения к участию в торгах приведено в таблице 1.

Указанные рекомендации относятся к торгам на выполнение ремонтно-строительных работ. При проведении торгов на проектно-строительные и проектно-ремонтные работы, выполняемые по принципу "под ключ", рекомендуемое количество участников - 3 - 4.

Отбор претендентов, приглашаемых для участия в торгах, прово­дится согласно рангу (рейтингу), установленному конкурсной комиссией для каждого из претендентов, чья заявка не была отклонена.

Возможны два крайних варианта работы экспертов:

- принятие коллегиального решения;

- независимая экспертиза каждого эксперта.

Таблица 1

Рекомендуемое количество участников торгов

Предполагаемая цена контракта в размерах минимальной месячной оплаты труда Рекомендуемое количество участников торгов
Больше 2500 до 10000 включительно 5
Больше 10000 до 50000 включительно 6
Больше 50000 до 200000 включительно 8
Больше 200000 4-8

Наиболее убедительные результаты дает метод независимой экспертизы с использованием промежуточного обмена мнениями.

Форма заключения экспертов должна быть только письменной, так как она отражается в протоколе процедур заказа.

Организатор торгов направляет заказчику протокол заседания» конкурсной комиссии с результатами квалификационного отбора в установленные сроки.

Протокол заседания конкурсной комиссии, представленный на утверждение заказчику, содержит следующие сведения в зависимости от вида квалификационного отбора:

- наименование объекта и предмета торгов;

- наименования и адреса отобранных претендентов;

- перечень всех претендентов, принявших участие в отборе;

- заключение экспертов, оценочной комиссии или подкомиссии по всем претендентам;

- результаты оценки и сопоставления заявок на участие в квали­фикационном отборе;

- состав конкурсной комиссии.

- Если квалификационный отбор проводился для включения в список постоянных претендентов, то в нем указывают:

- наименование групп претендентов в соответствии с видом проектов или работ и примерным объемом работ согласно квалифика­ционной документации;

- наименования и адреса отобранных претендентов по группам;

- перечень всех претендентов, принявших участие в отборе;

- заключение экспертов оценочной комиссии или подкомиссии по всем претендентам;

- результаты оценки и сопоставления заявок на участие в квалификационном отборе;

- состав конкурсной комиссии.

Заказчик рассматривает представленный протокол и принимает решение об утверждении протокола или пересмотре результатов квалификационного отбора.

В случае неутверждения протокола заказчик направляет в конкур­сную комиссию мотивированное решение.

Квалификационный отбор считается завершенным после принятия заказчиком решения по протоколу конкурсной комиссии.

Немедленно после завершения квалификационного отбора (практи­чески в течение нескольких рабочих дней) организатор торгов обязан направить письменное официальное уведомление претендентам, прошедшим квалификационный отбор. Уведомление дублируется по факсу.

Расходы по организации и проведению квалификационного отбора осуществляются за счет заказчика и относятся на стоимость строительства.

Любой претендент имеет право направить жалобу по проведению квалификационного отбора в вышестоящий по отношению к заказчику государственный орган или обратиться в суд. Жалоба направляется в письменной форме.

Подготовительным этапом является принятие решения руководством заказчика о необходимости проведения подрядных торгов, в соответствии с которым издается приказ, примерная форма которого представлена в приложении Г Форма 1. На основании приказа создается конкурсная комиссия для выполнения следующих функций:

- проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в квалификационном отборе и торгах;

- оценки полученных предложений и всех документов, входящих в состав заявок на участие в квалификационном отборе и торгах;

- принятия решения по квалификационному отбору претендентов;

- принятия решения о победителе подрядных торгов.

Состав конкурсной комиссии утверждается заказчиком. Как правило, в нее входят служащие заказчика (не менее 3 человек), представители независимых организаций, авторитетные специалисты. Эти члены комиссии обычно назначаются персонально. Распространена практики когда ведомства обязывают подведомственных государственные заказчиков вводить в состав конкурсной комиссии представителей государственных органов, не находящихся в подчинении у данного заказчика. (Например, представителей финансовых, экономически органов, органов по управлению государственным имуществом.)

Как правило, конкурсная комиссия создается для проведения кон­курса на каждый предмет торгов. Состав комиссии для проведения одно­типных торгов на выполнение схожих подрядных работ может утвер­ждаться один раз в сезон. В этом случае в состав комиссии на проведение конкретных торгов или конкретного квалификационного отбора приказом заказчика могут быть введены дополнительные члены.

Регламент работы конкурсной комиссии может определяться самой комиссией. Однако целесообразно, чтобы ее председатель и его замести­тели были назначены приказом заказчика. Возможен вариант, когда оба эти лица избираются из состава комиссии.

Для вскрытия и "заверки" заявок целесообразно создавать рабочую подкомиссию из числа членов конкурсной комиссии. Состав подкомис­сии предлагается самой конкурсной комиссией и утверждается заказчи­ком. В этом случае вскрытие конвертов производится рабочей подкомис­сией при наличии полномочного количества ее членов (обычно не ме­нее 3/4).

Возможная последовательность действий конкурсной комиссии при проведении торгов представлена в табл. Г.16. Рекомендации по численному составу экспертных групп приведены в табл. Г.17.

Пример объявления о проведении квалификационного отбора для участия в торгах представлен в приложении Г форма 2.

Заседания конкурсной комиссии, за исключением требуемого процедурой вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсном отборе или с конкурсными заявками на участие в торгах, созываются председателем комиссии или его заместителем. Примерная форма заявки представлена в приложении Г, форма 3.

Обычно конкурсная комиссия полномочна принимать решения, если на заседании присутствуют не менее 2/3 ее членов. В заседаниях могут принимать участие технические эксперты или иные специалисты без права голоса, приглашенные организатором торгов по решению конкурсной комиссии или заказчика. Решение конкурсной комиссии принимается простым большинством голосов ее членов с учетом рекомендаций приглашенных экспертов.

Все претенденты, представившие заявки на участие в торгах (квалификационном отборе), или их официальные представители (лица, имеющие доверенность) могут присутствовать при вскрытии конвертов.

Примерный перечень квалификационных характеристик для оценки претендентов вынесен в приложение Г, форма 4.

Как сказано выше, вскрытие конвертов производится при наличии полномочного состава конкурсной комиссии. Присутствующие на заседании члены комиссии перед вскрытием конвертов удостоверяются в их сохранности. Вскрытие конвертов может производиться сформиро­ванной для этой цели рабочей подкомиссией при наличии не менее 3/4 ее членов. Обычно первыми вскрываются конверты, помеченные словом "Изменение". Наименование и адрес каждого претендента, конверт которого вскрывается, объявляются присутствующим. Эти сведения немедленно заносятся и протокол заседания конкурсной комиссии и протокол процедур заказа (если его ведение требуется нормативными актами) или в краткие записи при предполагаемой цене контракта менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда. Все участники торгов или претенденты, представившие заявки на участие в торгах (квалификационном отборе), имеют право знать эту информацию. Поэтому указанные сведения сообщаются отсутствующим или не направившим своих представителей участникам торгов (или претендентам) по их требованию.

Протокол вскрытия конвертов подписывается всеми присутству­ющими членами конкурсной комиссии (или рабочей подкомиссии). Другим способом удостоверения факта получения конкурсного предложения является Роспись всех присутствующих членов конкурсной комиссии на обратной стороне листа оригинала каждой конкурсной заявки, на котором написана ее цена. В случае квалификационного отбора росписи ставят на обратной стороне листа оригинала пояснитель­ной записки с подписью и печатью руководителя каждой организации-претендента.

В зависимости от сложности предмета торгов конкурсная комиссия имеет право:

• принять решение по определению победителя торгов или претендентов, отобранных для приглашения к участию в торгах, на текущем заседании;

• установить срок рассмотрения присланных документов, кото­рый не может быть больше срока, установленного в конкурсной или квалификационной документации.

Участники, прошедшие квалификационный отбор подают заявку на участие в торгах (форма 5, приложение Г).

Победитель торгов определяется на основе анализа и оценки заявок на участие в торгах. Анализ материалов проводится в два этапа: на первом выявляются заявки, не удовлетворяющие формальным требова­ниям действующих положений и конкурсной документации. Эти заявки отклоняются и в дальнейшем не рассматриваются; на втором этапе остав­шиеся заявки оцениваются по критериям, установленным в конкурсной документации, и ранжируются. Выигравшей признается заявка, заняв­шая первое место. Победителю высылается объявление примерный образец которого представлен в приложении Г, форма 7. Подобное объявление рассылается участникам, прошедшим квалификационный отбор, с напоминанием о сроках представления заявок на участие в конкурсе.

Формы 8 – 11, представленные в приложении Г – это документы, которые составляет соискатель.

Для конкурсной комиссии целесообразно вести и хранить ряд документов. Их перечень представлен в приложении Г, таблица Г.18. Юридическую ответственность за её ведение и хранение, сопутствующие затраты несет заказчик.

Наши рекомендации